Египетские гробницы. Проклятие гробницы тутанхамона Какие постройки возводили египтяне для гробниц фараонов

И сегодня на нашем пути – древний город Луксор.

Луксор – город фараонов

Наверное, трудно найти человека, который совсем ничего не слышал об этом городе, в котором сосредоточено такое количество древних памятников. Это самый большой музей под открытым небом.

Луксор, на месте которого некогда существовала бывшая столица Древнего Египта Фивы, разрушенная более 2500 лет назад, находится в 500 километрах от Каира.

Из Хургады, Эль-Гуны и Макади в Луксор можно добраться на автобусе. Время в пути, примерно, от четырех до пяти часов. Из Каира – на автобусе 11 часов в пути, но можно добраться самолетом или поездом. Из Шарм-эль-Шейха – только самолетом (на автобусе дорога займет 15 часов).

Во времена процветания древнего города Фивы сюда свозилось все самое ценное со всего Египта. И сегодня почти каждое строение в Луксоре – это либо музей, либо храм, либо дворец.

Наверняка вы слышали о том, что в Египте есть «город мертвых» . Так вот речь идет именно о Луксоре. В одной его части на восточном берегу Нила живут теперешние жители города («город живых»), а во второй его половине находятся усыпальницы фараонов и священные храмы. Это, так называемый, «город мертвых», где нашли свое последнее пристанище цари Древнего Египта с момента, когда египетских фараонов перестали хоронить в пирамидах. А это было во времена Тутмоса Первого (1504-1492 гг. до н.э.).

Для их захоронения было выбрано специальное место – долина в Фивах у подножия гор на западном берегу Нила, получившая название Долина Царей . Их хоронили в Долине Царей на протяжении пяти столетий, и здесь образовалось несколько некрополей (это огромное кладбище, которое состоит из множества усыпальниц, склепов и подземных галерей).

Самым древним и самым большим фиванским некрополем считается некрополь Интефа . Усыпальницы этого некрополя устроены либо в виде находящихся на равнине удлиненных могил, либо немного врытых в землю гробниц. Здесь найдено очень много стел, и среди них известная стела с изображением фараона с пятью охотничьими собаками.

В некрополе Аль-Хоха хоронили жрецов и правителей Египта. Гробницы вырубались прямо в скалах и уходили вглубь сначала по наклонному коридору, а затем резко вниз на глубину до 100 метров. Все это заканчивалось несколькими комнатами, потолки и стены которых покрывались рисунками, рассказывающими о жизни погребенных в них.

Здесь находятся гробницы жреца Пуимра, скульптора времен Аменхотепа III – Ипуки, царского секретаря Усерхета.

Некрополь Ментухотепов II и II I– в результате долгого строительства был создан красивый комплекс, состоящий из гробницы, заупокойного храма и других сооружений.

Некрополь Аль-Ассасиф знаменит тем, что на его территории находится более 500 захоронений египетских фараонов и вельмож, поминальные храмы фараонов и царицы Хатшепсут, остатки погребального храма в честь бога Амона-Ра в виде двух статуй Аменхотепа (Колоссы Мемнона), храм Мединет-Абу.

Гробница Тутанхамона – самая знаменитая находка в Долине Царей. Особая ценность усыпальницы самого молодого фараона Египта (умер в 19 лет) в том, что она оказалась не разграбленной.

В этом захоронении сохранилась мумия фараона, несколько саркофагов с великолепными сокровищами, погребальные принадлежности и утварь.

Также в Долине Царей находится гробница фараона Мернептаха , разграбленная много тысячелетий назад, но, тем не менее, саркофаги которой несут на себе много информации о тех временах. И ее изучение продолжается до сих пор.

Долина Цариц (называлась в древности «долина детей фараона») располагается рядом с Долиной Царей.

В этой Долине в древние времена хоронили жен фараонов и их детей, а также вельмож и жрецов. Археологи обнаружили в этих местах около семидесяти гробниц, высеченных в скалах.

Лучше других сохранилась гробница загадочной царицы Египта Нефертари , жены Рамзеса Великого. Гробница была открыта в 1904 году, но только с 1995 года сюда стали впускать посетителей.

Сохранность внутреннего убранства, хорошо сохранившаяся полихромная фресковая живопись, наскальные рисунки в гробнице – не только повод для восхищения мастерством древних мастеров, но и источник знаний о жизни тех далеких времен.

Храм Мединет-Абу

Одна из самых больших построек Древнего Египта в «городе мертвых», которая сохранилась до нашего времени. Разноцветные фрески на стенах храма рассказывают о времени, жизни и победах Рамзеса III, великого фараона Египта.

В окруженный мощными крепостными стенами храм ведут монументальные ворота, которые сами по себе заслуживают внимательного рассмотрения.

Построенный во времена правления Рамзеса храм впоследствии служил местом жизни и погребения для нескольких последующих поколений фараонов.

Храм доступен для посещения круглый год (но там постоянно ведутся реставрационные работы, перед поездкой нужно уточнять, доступен ли он для посещения).

Храм царицы Хатшепсут

Этот поминальный храм построен за 9 лет во втором тысячелетии до нашей эры недалеко от гробницы Ментухотепа. Царица Хатшепсут, первая женщина-фараон, называла храм Джесер Джесеру («священнейший из священных»).

Храм полностью пока еще не восстановлен, но даже та часть архитектурного комплекса, которая открыта для посетителей, поражает воображение.

Храм был вырублен в известняковых горах. К центру святилища ведет широкая дорога с пандусами. У входа в храм встречают колонны, изваянные в виде огромных фигур людей. Стены храма украшены барельефами, рисунками и древнеегипетскими письменами, которые повествуют о многих событиях из жизни и правления величественной царицы Хатшепсут.

Колоссы Мемнона – статуи-великаны богов Египта

В фиванском некрополе можно увидеть то, что осталось от некогда монументальной аллеи, которая вела к поминальному храму Аменхотепа III(не сохранился). Сегодня – это две гигантские статуи, изображающие фараона, которые известны как «Колоссы Мемнона». Их высота – 20 метров.

Во второй половине Луксора – «городе живых» – находятся не менее знаменитые, чем гробницы фараонов, Карнакский и Луксорский храмы, некогда объединявшиеся в один архитектурный комплекс аллеей Сфинксов.

Карнакский храм

Самый крупный храмовый комплекс Луксора. На его большой территории много древних построек. Но главная его достопримечательность – храм Амона, занимающий его центральную часть, и знаменитый Колонный зал фараона Сети I с величественными колоннами (134 шестнадцатиметровые колонны), украшенные цветными барельефами.

Чуть поодаль от храма – Священное озеро, на берегу которого самая большая статуя в мире самого почитаемого насекомого в Египте – жука-скарабея. Такая популярность этого жука связана с мифологией Древнего Египта и верой в загробную жизнь (жук-скарабей – символ возрождения после смерти).

По преданию, желание, загаданное около этой статуи с соблюдением обязательного ритуала, непременно исполнится. А те, кто верят в магическую силу этого насекомого, стараются приобрести статуэтки.

Луксорский храм

Был возведен во времена Рамзеса II (13 век до нашей эры) и до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.

Оказавшись в Луксоре, нельзя не побывать в древнем городе Дендера, который находится в 60 километрах от города (от Хургады – 230 километров).

Главная достопримечательность этих мест – Храм богини Хатхор в Дендере

Древнейший храм, посвященный богине любви и рождаемости, хранительнице домашнего очага Хатхор, особо почитаемой женщинами, был построен в греко-римский период и является одним из последних храмов Египта.

Храм был обнаружен только в середине 19 века под толстым слоем песка. Вероятно, этим объясняется его хорошая сохранность.

Это сооружение из песчаника в форме квадрата с толстыми стенами и портиком с колоннами. Стены храма, как внутренние, так и внешние, украшают рельефные рисунки с фрагментами цветных изображений египетских богов, фараонов, римских императоров, астрономических сцен, уникального зодиака и солнечного диска.

Позади храма Хатхор расположен совсем маленький храм Исиды и Священное озеро, которое, по преданию, посещала царица Клеопатра.

Храм в Абидосе – тайна загробной жизни

Храм располагается в 98 километрах к северу от Дендеры и в 170 километрах от Луксора. Храм считался настоящими вратами в загробный мир и вход сюда простым смертным был закрыт тысячелетиями.

Храмы Абидоса – это священные места для египтян и культовый центр Осириса (бога загробного мира). Погребальный храм Сети (13 век до н.э.) – его главная достопримечательность.

Храм Хора в Эдфу

Эдфу – город, который находится в 100 километрах от Луксора на западном берегу Нила.

Храм построен в честь бога Хора. Грандиозное сооружение (высота – 36 метров, ширина – 79 метров, длина – 137 метров) уступает по размеру только Карнакскому храму и храму Мединет-Абу. Хорошо сохранился, очень много рисунков, изображений, древней письменности.

Закончив осмотр замечательных древних памятников в этой части Египта, в следующий раз мы отправимся в , утонченных восточных мечетей и церквей.

А пока… пока, пока

8-07-2016, 15:07 |

Египетские пирамиды


Египетские пирамиды это самое уникальное сооружение эпохи Древнего мира. Земля древнего Египта являлась всегда местом уникальных научных открытий археологов. Большинство находок естественно нам дали пирамиды - древние усыпальницы фараонов. Они создавались для того чтобы обеспечить бессмертие духу фараона. Фараон Джосер, первый царь III династии, стал первым владыкой, который построил пирамиду. Она состоит из шести ступеней, высотой около 60 метров. Авторство приписывается Имхотепу - ученому, медику и архитектору. Джосер был очень доволен, построенным сооружением, поэтому он позволили выгравировать имя зодчего на своей статуе - это поистине неслыханная честь для того времени. Раскопки на пирамиде Джосера открыли глазу ученых множество гробниц членов семьи царя и его приближенных.

Египетские пирамиды пирамида Хеопса


Самой большой пирамидой является пирамида фараона Хуфу или Хеопса. Его возраст около пяти тысяч лет, высота ранее была 147 метров, а сейчас из-за обвала 137 метров, длина стороны 233 метра. До конца XIX в. пирамида Хеопса считалась самым высоким архитектурным сооружением в мире. Было установлено, что ее построили из 2300000 известных глыб, они были отшлифованными весом около двух тонн. Самое интересное, что щель между глыбами крайне не значительна, туда даже проблематично просунуть лезвие ножа. Это поражает… Многие до сих пор рассуждают как же все-таки египтянам удавалось их двигать. А еще важно понимать насколько эта работа была трудоемкой, ведь те ремесленники, которые занимались шлифовкой, использовали еще каменные орудия труда. На правом берегу Нила находились камеломни, именно там добывались камни для постройки пирамид. В скале обозначали границы камня, по этим отсечкам рабочие долбили борозду. Затем туда помещалось сухое дерево, его поливали водой, оно расширялось и камень откалывался от горы. Камни шлифовались здесь же на месте. Рабочим приходилось работать в любую погоду. Далее на ладьях глыбы перевозили на другую сторону Нила, на деревянных салазках их довозили до места постройки пирамиды. Они строились долгие годы, многие рабочие погибали. По сведениям древнего ученого Геродота пирамида Хеопса строилась около двадцати лет, каждые три месяца рабочие менялись, а их трудилось около 100000 человек. Двухтонные глыбы поднимались только при помощи человеческой силы.

Время чтения 3:50, польза 97%

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Поездка в Египет – это превосходная возможность совместить пляжный отдых с посещением достопримечательностей. Долина Фараонов – это место, которое должен посетить каждый гость Египта. Именно там находятся знаменитые во всем мире гробницы древних правителей Египта – Тутанхамона и Нефертити. В день эти памятники посещает несколько тысяч человек, ведь пирамиды считаются символом Египта.

Пирамиды на протяжении многих веков притягивали к себе внимание путешественников, туристов, грабителей, и вот сейчас туристов.

Фараоны Древнего Египта сооружали себе гробницы ещё при жизни. Египтяне верили, что только если сохранить тело умершего, дух его сможет жить и после смерти. Для этого они мумифицировали тела: извлекали внутренние органы, заполняя полость солями и оборачивая тело льняными пеленами. Мумию хоронили вместе с драгоценностями, одеждой, едой и прочей утварью.

Гробницы фараонов помещались внутри пирамид, возвышающихся над всем на земле.

Первая пирамида достигала 60 метров и была построена фараону Джосеру. Она состояла из шести громадных ступеней, кверху пропорционально уменьшавшихся. Пирамида Джосера входила в комплекс площадью 1500 кв. метров, включавший в себя также огромное количество алтарей, храмов и гробниц родственников и вельмож царя.

Не только гробницей фараона были великие пирамиды – это были также и места захоронения величайших сокровищ, которые правители готовили для будущей загробной жизни.

Это-то и привлекало к пирамидам множество грабителей. Уже четыре тысячи лет назад появились специалисты по ограблению пирамид, имеющих отличную систему защиты и всевозможные ловушки и лабиринты, в которых навечно оставались многие из покушавшихся. Однако страсть к обогащению была выше страха смертельного наказания и чести упокоиться в гробнице самого фараона, многие проникновения были удачными. Поэтому до нашего времени и не дошло большинство из сокрытых в пирамидах сокровищ. Лишь некоторые гробницы остались нетронутыми до наших дней.

В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона . Это была единственная гробница Долины Царей , найденная почти в первозданном виде.

Она была просто переполнена украшениями и золотом. Это и сыграло главную роль, что незначительный исторически фараон стал в наши дни одной из самых знаменитых фигур Древнего Египта. Даже археолог Говард Картер, открывший его гробницу, сказал, что «Единственным событием жизни Тутанхамона были его смерть и погребение».

В первой же комнате были кресла, покрытые искуснейшими мельчайшими вставками из самоцветов, золота, серебра и слоновой кости; кровати, обитые золотом; золотые колесницы, луки, перчатки для стрельбы и колчан со стрелами; великолепные ларцы с царской одеждой и украшениями; красивейшие каменные сосуды. Стояли и ящики с пищей, сосуды с давно высохшим вином.

В следующих комнатах также находились изумительные произведения древнеегипетского искусства.


Мумия фараона была обнаружена нетронутой и заключенной в три саркофага. Первый саркофаг был из позолоченного дерева, второй – также, но ещё с вкраплениями стеклянной блестящей массы, а третий – из цельного золота.

В высоту саркофаг достигает почти два метра, вес его – двести килограмм чистого золота.

– шедевр мирового ювелирного искусства, инкрустированный бирюзой, ляпис-лазурью и сердоликом.

Посреди саркофага лежал маленький веночек сухих цветов – видимо, положенный супругой юного фараона.

Мумия Тутанхамона была извлечена из саркофага и детально обследована учеными-медиками, установившими, как фараон выглядел при жизни. Рост его был не более 168 сантиметров. Череп был широкий, с удлиненной макушкой и оттянутой назад затылочной частью, что свойственно всем членам его семьи. Во время смерти Тутанхамону было от 18 до 20 лет.

Рентгеновские снимки, полученные около тридцати лет назад, говорили о сенсации: у самого основания черепа фараона ясно просматривалось отверстие. Появились предположения, что Тутанхамон погиб от удара по голове. Но в 2005 году египетскими учеными была проведена компьютерная томография, опровергнувшая эти подозрения и доказывающая, что юный фараон скончался от осложненного инфекцией не излеченного перелома голени.

Недавно же итальянские ученые выдвинули третью гипотезу, предположив, что Тутанхамон умер от заражения крови, развившегося после полученной травмы колена от удара мечом.

Великолепен , сделанный из дерева, богато украшенного инкрустациями из камней, стекла, разноцветного фаянса и обшитый литым золотом. Ножки трона выполнены в форме львиных лап, ручки – свившиеся в кольцо крылатые змеи.

Сзади спинки трона изображен рельеф водяных птиц и папирусов. А спереди находится инкрустированное изображение фараона и жены его.

В настоящее время сокровища Тутанхамона, найденные в его гробнице, выставлены в Каире в Египетском музее. Площадь, которую они занимают, равна футбольному полю и состоит из десяти залов.

Проклятие гробниц

Еще в 19 веке, при расшифровке древнеегипетских текстов, европейцам стало известно о том, что древние египтяне накладывали специальные заклятья на гробницы. Вспомнили об этом только после открытия гробницы Тутанхамона...

У дверей царской усыпальницы стояли две статуи черных стражей с позолоченными головами. По всем признакам, в гробнице уже кто-то был, сокровища были переворошены, но, вероятно, ничего так и не унесено за пределы пирамиды. Что случилось с грабителями, и грабители ли тут были, остается загадкой, ведь прошла с этого проникновения ни одна тысяча лет.

После вскрытия гробницы Картером произошла серия смертей. Спустя всего несколько месяцев умирает один из руководителей поисков гробницы – Карнарвон. За ним на тот свет отправляются его брат, друзья, сиделка. Двадцать одна жертва связывается именно с проклятием гробницы Тутанхамона .

В конце 50-х годов было выдвинуто предположение, что причиной этих смертей явился вирус гистоплазмозис, находившийся в помете летучих мышей, которым не составило бы проблемы проникать внутрь гробницы через проломы, оставленные древними грабителями. Но это предположение отвергли, так как первый лаз многовековой давности, примерно в то же время был и засыпан.

Были известны и более ранние случаи мести фараонов.

  • Врач Ост-Индской компании, похитил в Фивах в 1805 году две мумии. Сошел с ума через год.
  • Швед Ф.Лидман, во время путешествий по Египту, собрал большую коллекцию награбленных из гробниц предметов. Коллекция сгорела перед отправкой домой.
  • Русский исследователь В.П.Красовский участвовал в раскопках пирамиды. Все египетские рабочие, помогавшие ему, умерли. Погиб в автомобильной катастрофе его коллега англичанин Кокрофт. А сам Красовский умер в 1914 году, описывая перед смертью, как его мучила «душа» оскверненной им пирамиды.
    Предположения по смерти Красовского и рабочих были следующими: лучевая болезнь, развившаяся из-за того, что пирамида оказалась, сложена из радиоактивного гранита. Возможно, автокатастрофа Кокрофта просто опередила его неминуемую близкую смерть от лучевой болезни.
  • Последней известной жертвой «проклятия фараонов» считается египетский археолог М.З.Гонейм, который в 1952-54 годах вскрыл и исследовал пирамиду фараона Сехемхета, наследника и сына Джосера - первого строителя пирамид. При расчистке подземного хода обвалился один из каменных блоков потолка, похоронив под собой рабочего. А 19957 году и сам Гонейм трагически погиб.

А сколько неизвестных нам случаев, произошедших с обычными грабителями, проникающими в гробницы на свой страх и риск!

Но из поколения в поколение передаются правила о святости мест захоронения. А в странах Востока любое богатое захоронение защищали от осквернения особенно…

Современные реалии древнеегипетских гробниц

Кто не желает соприкоснуться с многовековой историей! Но сами экспонаты подвергаются опасности разрушения. Дыхание огромного количества народа наряду с плохой вентиляцией становится причиной повреждения бесценных фресок, украшений и декора в гробницах. Влажности и грибок постепенно разъедают и сами стены усыпальниц.

Действующее управление по делам древностей Египта хоть с большим опозданием, но начинает устанавливать новые вентиляционные системы. Ограничивается время посещения пирамид. Некоторые гробницы закрыты от экскурсий. Эти вынужденные меры должны привести к улучшению состояния и микроклимата усыпальниц.

Нет никакой необходимости осматривать гробницы одну за другой – они очень похожи как по архитектуре, так и по оформлению.

Закрыта для посетителей Великая пирамида Хеопса в Гизах, а также гробница Нефертари, жены Рамсеса II, знаменитая роскошными по красоте настенными расписями, и некоторые другие памятники.

Недавно открыта после реставрации гробница Хоремхеба, выстроенная в египетской Долине царей . Высокая влажность и температура угрожали бесценным фрескам гробницы и потребовали соответствующих мер по защите.

Лилия Юрканис
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

gastroguru © 2017