Выбор читателей
Популярные статьи
Сегодня нам говорят, что известный Кёльнский собор в германском городе Кёльн строился якобы на протяжении нескольких сотен лет, (строительство Кёльнского собора в средние века. Слева видна недостроенная башня с нависающим деревянным краном. Взято из ).
Считается, что строительство началось ещё в Средние века, якобы в IV веке н.э. . Затем собор якобы много раз перестраивался, и от этих «ранних соборов» сегодня ничего не сохранилось. Готический собор на этом месте начали возводить якобы в 1248 году. Называют даже точную дату: 15 августа 1248 года . Далее предполагается, будто строительство было «в основном» завершено в XVI веке, около 1560 года . Затем этот огромный средневековый собор якобы лишь частично реставрировался и слегка подновлялся, но в целом его облик менялся мало, (cовременный вид Кёльнского собора. Город Кёльн, Германия. Взято из ).
Насколько обоснована эта точка зрения? Когда был построен тот собор, который мы видим сегодня? В самом ли деле мы видим средневековое сооружение, основная часть которого создана в XIII–XVI веках?
На рис воспроизведена схема из технической брошюры, наглядно показывающая, какие части собора состоят из средневековой кладки, а какие построены в последние два века. Полное название брошюры таково: «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff», брошюра предназначена для специалистов, интересующихся подробностями консервации и реставрации каменных сооружений. Отпечатана в Кёльне, и её можно получить внутри Кёльнского собора.
Что же видно из этой карты-схемы собора? Самая древняя кладка, а именно кладка 1248-1560 годов, показана на схеме горизонтальной штриховкой. Все остальные кладки, изображённые семью другими способами – наклонная штриховка, точечная и т.д., – относятся уже к эпохе позднее 1826 года!
Хронология кладки Кёльнского собора. Взято из технической брошюры «Gefahr fϋr den Kölner Dom. Bild-Dokumentation zur Verwitterung. Auszug aus dem Kölner Dom- Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff». Мы получили эту брошюру в самом Кёльнском соборе. Поразительно, что самая древняя средневековая кладка 1248-1560 годов, то есть горизонтальная штриховка на рисунке, составляет лишь малую часть современного здания. В самом деле, это лишь половина фундамента собора. Да и то. этот сохранившийся средневековый фундамент состоит из двух частей, довольно далеко отстоящих друг от друга. Вся остальная кладка, то есть, подавляющая часть объёма современного здания, появилась здесь лишь в начале XIX века! В частности, на схеме совершенно отсутствует кладка эпохи 1560-1825 годов. Означает ли это, что в эпоху с 1560 до 1825 года, то есть около двухсот пятидесяти лет, работы вообще не проводились? Или же они не привели к заметному изменению структуры стен собора?
Таким образом, германские историки и археологи совершенно недвусмысленно говорят нам, что тот собор, который мы видим сегодня, фактически полностью построен в XIX веке! Но в таком случае, на каком же основании скалигеровская история уверяет нас, что перед нашими глазами – средневековый храм? Возможно, кто-то скажет: хорошо, пусть собор почти полностью создан в ХIX веке. Но почти наверняка он воспроизводит средневековый оригинал, стоявший на этом месте начиная с XIII века.
А какие есть основания для такой гипотезы? – скажем мы. Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор ранее XVII века? Похоже, что таких рисунков-оригиналов, датируемых ранее XVII века, попросту нет. Во всяком случае, в той же брошюре Арнольда Вольфа приведена лишь гравюра 1834-1836 годов, изображающая Кёльнский собор. Любопытно, что на ней показан собор, очень похожий на современный. В альбоме на с. 21 приведена, как, по-видимому, самая старая, лишь гравюра 1809 года с изображением собора. По нашему мнению это означает только то, что строительство собора в его современном виде началось только в XIX веке. Что, собственно говоря, и утверждает приведенная нами выше схема каменной кладки. Строительство было начато около 1820 года и завершено в основных чертах около 1835 года. То есть около 15 лет. Гравюра 1834-1836 годов зафиксировала последний этап создания храма. Затем, в XIX и XX веках, он несколько раз действительно реставрировался, перестраивался, но внешний его облик менялся незначительно.
Какие-то следы древнего строения на месте современного Кёльнского собора всё-таки, вероятно, были. Ведь отмечена же на чертеже какая-то загадочная кладка в некоторых частях фундамента, датируемая эпохой якобы 1248-1560 годов. Однако из той же схемы совершенно недвусмысленно следует, что эта древняя средневековая кладка была использована, в том числе, и как строительный материал при последующей постройке собора в XIX веке. Взгляните ещё раз на рис. 49. Левая башня собора в своей нижней части выложена камнями XIX века, между которыми кое-где проложены камни ХIII-XVI веков! А верхняя половина этой башни, как, кстати, и второй башни, целиком создана лишь в XIX веке. Таким образом, древнее средневековое строение, бывшее на месте современного Кёльнского собора, было демонтировано в XIX веке, и его материал пошёл на строительство фактически нового здания.
Итак, мы хотели бы задать историкам и археологам следующие вопросы.
1) Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие Кёльнский собор, или то здание, которое было на его месте ранее XVII века?
2) Верно ли, что современный Кёльнский собор «похож» на средневековый храм, стоявший здесь ранее XIX или XVIII века? Наша гипотеза: если какой-то храм и стоял здесь, то он не был похож на то, что мы видим сегодня. Например, был существенно меньше.
Почему в стенах современного Кёльнского собора нет никаких заметных следов кладки 1560-1825 годов? Не означает ли это, что реально строительство началось лишь в XIX веке? На месте какого-то небольшого строения эпохи XIII-XVI веков. Кстати, насколько достоверно датирована кладка, относящаяся якобы к XIII-XVI векам? А может быть, эти камни были положены здесь значительно позже, скажем, в XVII-XVIII веках? Кстати, зададим ещё один интересный вопрос: а как именно современные археологи датируют фрагмент каменной кладки? Как они узнают, что данный камень был положен в стену собора именно в таком-то году, а не в каком-то другом?
В заключение сделаем общее замечание о странной длительности строительства многих знаменитых сооружений Европейского Средневековья. Согласно скалигеровской истории, их строили очень-очень долго. На протяжении многих сотен лет. Вот, например, Страсбургский мюнстер. В своё время это было самое высокое здание Европы. Нам говорят, что его начали строить якобы в 1015 году, а окончили лишь в 1275 году . Получается, что строили 260 лет. Башня Эрвина фон Штейнбаха, при мюнстере, строилась якобы 162 года. Историк Кольрауш резонно отмечает «…следовательно, всё здание (мюнстера. – Авт.) строилось 424 года» . Почти полтысячелетия!
Не мог Кольрауш пройти и мимо якобы весьма длительного строительства Кёльнского собора. По-видимому. понимая, что такая странно большая длительность нуждается в объяснении, он пишет следующее: «Кёльнский собор, заложенный 1248 году… построение длилось 250 лет. такая медлительность, – теоретизирует Кольрауш, – объясняется тем, что на камнях его иссечены целые тысячи изображений» . Как мы начинаем понимать, дело не в изображениях, а в неправильной скалигеровской хронологии, искусственно растянувшей сроки строительства на многие столетия.
А.Т. Фоменко. «Четыреста лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое». – М.: Астреь; АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. – 350 с.
Ну то, что в средние века строили очень-очень долго - известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки: например, если это был королевский или императорский заказ (и выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство). Например, Собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за 6 лет (и стоил 3 годовых бюджета Византии!), в летописи сохранились и имена архитекторов - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Кстати, в Милете ещё со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы скорее всего назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя немного времени уже был рассчитан следующий купил, еще большего диаметра. Конечно, Византия была наследницей Римской империи и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, изучающие сопротивление материалов, позволяющие рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.
Впрочем, не стоит противопоставлять "ученую Византию" и "варварский Запад". Распространено мнение, что после падения Римской Империи, в Европе "все всё забыли", утратили всяческие навыки и строили "на глазок". Когда в Европе возникли крупные государства, к 12 веку здесь начинается активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К 13 веку их осмысляют и дополняют накопленным опытом. Например, в 1268-1271 годах Фома Аквинский делает научный комментарий к "Физике" Аристотеля. В его знаменитую "Сумму" вошли "Органон" Аристотеля", "Тимей" Платона, "Начала" Евклида, также тексты Гипократа, Галена, Аверроэсы и Авицены. Примерно в это же время еще более глобальный труд под названием "Великое зерцало" составляет Винцент из Бове. Создаются учебники по математике - в 11 веке Герберт из Орийяка составил первый учебник "О правилах абака", а в 12 веке Леонард Пизанский усовершенствовал, внедрил арабские цифры, показав что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).
К чему это всё? К тому, что к началу строительства Великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что "всё строилось на глазок". К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов "Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. В книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии". Там действительно много полезного. Например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартимента (длина, ширина). Есть и другие трактаты - упоминаниях их есть и в "Великом зерцале" и "В Сумме", есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) "Об освещении церкви Сен Дени", но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.
В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной. Что необходимо было рассчитать в средние века? Расчеты велись и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было. Например при "королеве соборов" - Шартрском соборе, сложилась грандиозная научная школа и знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего. В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Их имена они сами и история старались сохранить. Это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых мастеров. Например, в Амьенском и Реймском соборе архитекторы оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в европейской практике ввели практику архитектурные конкурсы.
Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.
Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.
История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.
Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.
Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.
Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.
Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.
За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.
В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.
В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.
Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».
В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».
По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.
Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.
Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.
Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.
Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.
В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.
Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.
В последнее время Русская православная церковь увязла в скандалах по поводу строительства новых храмов. Чего только стоит история с Торфянкой, где уже больше года с местными жителями. Параллельно церковь пытается отжать Исаакиевский собор и другую светскую недвижимость. При этом по всей России стоят в руинах тысячи храмов, многие из которых давно передали РПЦ, но никто и не думает их восстанавливать! Есть места, где надо заново отстроить исторический храм, но это тоже никого не волнует. Пока позиция Церкви относительно строительства храмов простая: что не съем, то понадкусываю.
Давайте перенесёмся в Тулу и посмотрим, что там происходит. Самый центр города... И такой кошмар...
Это храм Никиты Новгородского (Староникитская церковь) на Никитской, соответственно, улице. Он был построен в 1820 году, в советское время его передали какому-то учреждению, а теперь это просто руины. Шарма им добавляет тот факт, что при Совке с обеих сторон построили жилые дома.
Тула поражает и ужасает стабильностью. Как думаете, что на фотографии? Правильно, Староникитская церковь в 1989 году...
А это Староникитская церковь в 1999 году.
Уже 30 лет храм стоит в руинах, и никому нет до него дела!
К сожалению, пример не единственный. Это Покровская церковь в Союзном переулке. Здание сложной судьбы: его построили в 1765 году, в 1834-м восстанавливали после сильного пожара, а при СССР сначала переделали под склад, а затем разместили здесь филиал Института физики земли. С распадом Совка филиал закрылся, и помещение храма просто забросили. В 2009 году контроль над ним вновь получила РПЦ, но восстановление так и не началось.
Фото: gre4ark
За 15 лет изменилось немногое...
Фото: visualhistory
А вот так Покровская церковь выглядела на открытке 1912 года.
Чтобы вы понимали, оба храма находятся в двух шагах от Тульского кремля. Это не какие-то заброшенные окраины, а самый центр города, где должно быть много туристов.
Это не глухая сибирская деревня, это 2 часа езды от Москвы! Это самый центр столицы региона... Но я не слышу воплей Милонова и православных активистов, я не вижу крестных ходов и волонтёров, которые стекались бы сюда со всей России, чтобы восстановить храм.
Где эти прекрасные люди, которые и требуют в каждом дворе построить по храму?
Где , которые ходят вокруг Исаакиевского собора? С ним всё хорошо, а вот тульские церкви исчезают, почему бы не привлечь к ним внимание?
Какое-то невероятное количество православных активистов, искренних и не очень, активно участвуют в расколе общества. При этом работы по восстановлению храмов – непочатый край.
В книжном магазине "Гиперион" историк инженерии и автор блога "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов прочитал очередную лекцию об архитектуре "Что нам стоит храм поставить".
На примере Успенского собора Кремля, Собора Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого Айрат Багаутдинов рассказал слушателям о том, как в столице возводятся храмы. От историка инженерии гости узнали, где добыть белый камень и как изготовить кирпич. Конспект лекции читайте ниже.
Софийская летопись нам рассказывает о том, кто же были строители этого храма: русские мастера Ивашка Кривцов да Мышкин. Они были, видимо, непосредственными производителями работ или бригадирами. Но все-таки подрядчиками были более высокопоставленные люди Василий Дмитриев да Иван Голова Владимиров. И между ними была распря, спор, в результате которого Василий Дмитриев отступился от наряда.
Он был не столько архитектором-строителем, сколько архитектором-реставратором. Сначала Кремль. Теперь 1471 год – он занимается реконструкцией известной Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском, которая тоже относится к середине XII века, обветшала к тому времени и была фактически перестроена.
Приезжают псковичи и говорят Ивану Великому вот что. Похвалили дело, а вот известь похулили: жидко, говорят, вы растворяли, "ино не клеевито". Слишком много песка. Псковичи, говоря современным языком, провели экспертизу, но отказались от строительства. Поэтому мы стали ждать, пока в 1475 году к нам не приехал мастер-муроль Аристотель Фиораванти.
1475 год. Первое, что Фиораванти делает – велит разобрать существующий собор, точнее, остатки собора Кривцова и Мышкина, чтобы строить на его месте новый. Ту же церковь разбил таким образом: три дерева поставя (это похоже больше всего на треногу, с помощью которой вы иногда в походе разогреваете воду в чане), и концы их верхние совокупив воедино, и брус дубов обвесив на ужищи посреди их поперек, и конец его обручем железным сковал, и раскачивающее разбил. То есть это был просто таран на треноге, которым он и разбивал стены.
Иные стены с испода подобрал, и, поленье подставляя, все на поленье поставил. По мере разбивания, разрушения одного слоя облицовочной кладки, он подставлял сюда деревянные поленья, которые продолжали нести нагрузку от этой стены. Когда эти поленья были поставлены по всему периметру, они их единомоментно зажгли. И когда все поленья одновременно обрушились, стена сразу потеряла опору по всему периметру и рухнула.
И наконец он принимается за строительство. "Рвы же изнова копать повелел и колие дубовое бить". То есть он забивает сначала в землю сваи и потом поверх свай уже устраивает белокаменный фундамент.
Дальше Фиораванти отправляется во Владимир. И это один из моих самых любимых моментов во всей Софийской летописи. "Ездил же во Владимир, смотрел Пречистую, похвалил дело и сказал: "Неких наших мастеров дело". Спустя более чем 300 лет Фиораванти разглядел в кажущихся нам совершенно русскими Успенском и Дмитриевском соборах руку ломбардских зодчих. Есть версия, что Барбаросса посылал зодчих именно из Ломбардии. Аристотель решил строить из плинфы.
Церковь построена палатным образом. Традиционные для Руси, заимствованные из Византии крестово-купольные храмы в плане имели практически квадратную форму. И обычно центральный неф был несколько шире, для того чтобы над ним поместился главенствующий центральный барабан. Меньшие барабаны устанавливались по углам, как это было в Успенском соборе, либо их вообще не было, как в этом храме
А что же было в Европе? В Европе в это время господствующим видом храма является базилика – это храм, состоящий из трех или более нефов. Зальный тип храма – несколько нефов, также разной ширины, центральные шире, а боковые уже, но высота их одинаковая. В этом была главная особенность. Именно таким храмом зального типа и стал Успенский собор, что было совершенно нехарактерно для Руси.
Еще один распространенный, достаточно привычный нам свод – крестовый: два пересеченных полуцилиндра. И свод сомкнутый – это тоже два пересеченных цилиндра на самом деле, просто у них отрезано все лишнее, а сегменты двух цилиндров образуют те самые четыре лепестка, смыкающиеся в одной точке.
Успенский собор становится первым храмом после долгих столетий, в котором снова используются крестовые своды, а не более простые коробовые, которые стали повсеместно строиться во времена монгольского нашествия.
А вот первый завод, зафиксированный документально, строит именно Аристотель Фиораванти. "Известь же густо мотыгами повелел мешать, и когда на утро засохнет, то ножом невозможно расколупить". Фиораванти вводит технологию очень качественного гашения извести, для того чтобы увеличить ее вяжущие свойства.
Там, где находится Владимир, Суздаль, известняк залегает достаточно глубоко – 400 метров. Конечно, по тем временам невозможно было докопаться до такой глубины, поэтому его добывали там, где это было сделать проще, где идет горизонтальная полоска. В этом месте известняк выходит на поверхность. Это как раз Подмосковье: Пахра, Мячково, Подольск, Звенигород, Волоколамск.
Белый камень отсюда вывозили еще в незапамятные времена, когда и Москвы, возможно, еще не существовало.
Его могли добывать закрытым и открытым способом. В частности, на каменоломнях "Сьяны".
Для нас важно вот такое замечание: "А прежде сего на тех же местах бывае церкви надо рвом". То есть храм построен не сразу таким, а сначала он построен как однопрестольный храм Покрова Божией Матери, то есть не девять церквей, а один деревянный маленький храм. Рядом с ним стояли еще церкви, а как вы, наверное, знаете, если вы сносите церковь, то тогда на место, где находился ее освященный престол, надо ставить либо крест, как часто видим, когда едем по окраинам России, либо ставить другую церковь.
Отсюда и берется этот многопрестольный храм Покрова на рву, девять храмов построены на месте прежних деревянных храмов и центральный храм Покрова в честь казанской победы. Почему храм в честь казанской победы – казанское взятие случилось с 1 на 2 октября. На эту дату тогда пришелся день Покрова Божией Матери. Решено, что негоже в честь такого события закладывать деревянную церковь, и нужно перестроить в камне.
Тем же исследователем была обнаружена еще одна летопись, пискаревский так называемый летописец, где уже несколько иная формулировка встречается: "А мастер был Бармас товарищи". Никакой Постник уже здесь не упоминается. Это внесло еще большую сумятицу в дело о разгадывании авторства храма Покрова на рву.
Если про Барму нам неизвестно вообще ничего, кроме этих двух летописных упоминаний, то про Постника мы знаем немного больше. Человек по имени Постник Яковлев в 1556 году посылается в Казань для строительства Казанского кремля взамен разрушенного татарского, который был дерево-земляным. Это странно. С 1555 года начинает строиться собор, и вдруг в 1556-м его отсылают в Казань. Как же он мог быть строителем собора? Некоторые исследователи тут находят компромиссную версию. Они говорят, что, может быть, он начал строить, дальше дал задание своим людям строить, а сам поехал в Казань. Может быть, а может быть, и нет.
Еще одна потеря – когда-то у основания центрального шатра Покровского храма были такие маленькие свечки, маленькие куполки, которые были утрачены впоследствии, к сожалению. Их решено было не восстанавливать при реставрации.
Столпы соединены кирпичной галереей. Где-то кирпичная галерея накрыта просто коробовым сводом, а где-то – инженерным чудом – плоским перекрытием.
И последняя инженерная деталь – все девять столпов опираются на единый подклет, как это называется у храма, но нам интересен даже не единый подклет. В подклете достаточно массивные стены, чтобы держать нагрузку. То есть подклет вместе с фундаментом (проведем такую аналогию) приближается к тому, что сегодня называется коробчатый фундамент.
Я думаю, что переход к шатровым покрытиям от традиционных сводчатых был, скорее, данью моде. Скорее архитектурная деталь, нежели оправданный с точки зрения инженерии элемент. В этом смысле патриарх Никон был ратником за рациональную инженерию, когда запрещал строительство шатровых храмов, тяготел все-таки к купольным.
В 1505 году умирает Иоанн Великий, Иоанн III. На трон восходит его сын Василий III, и вот именно в честь святого покровителя своего отца он решает перестроить, облагородить церковь Иоанна Лествичника. Строил архитектор Бон Фрязин. Кроме строительства храма Иоанна Лествичника и колокольни Ивана Великого больше ничего нам о нем неизвестно.
Стены там, где они воспринимают меньшую нагрузку, были тоньше, а там где воспринимают больше нагрузку – толще.
Как Успенская звонница, так и Филаретова пристройка были взорваны при отступлении Наполеона из Москвы в 1812 году, а затем заново воссозданы. То, что мы видим сегодня, выглядит точно так же и является воссозданием, хотя прошло уже 200 лет и может считаться историческим памятником. Но в оригинале сохранилась форма только церкви Иоанна Лествичника, известная нам сегодня как колокольня Иван Великий. Она построена еще в начале XVI века добротно, прочно, толсто, с огромными запасами прочности, как сказали бы инженеры. Она пережила этот взрыв.
Статьи по теме: | |
Что нужно чтобы быть пилотом самолета
Летать мечтать многие, особенно в детстве. Однако у большинства это... Открыть левое меню коньяк Вариант коньячного тура из Парижа
Ереван - Гарни-Гегард- Озеро Севан - Ереван Завтрак в отеле. Встреча с... Государственный историко-культурный парк «Древний Мерв Древний город мерв в туркмении
Координаты: 37°39′46″ с. ш. 62°11′33″ в. д. / 37.6628028° с. ш.... |