Леонардо да винчи сидел над чертежами. Кем был леонардо да винчи, тайны его картин

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

О картинах и изобретениях гения рассказывают почти столько же легенд, сколько о нем самом. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

До сих пор не доказано, что этот рисунок Леонардо - автопортрет

Леонардо не закончил ни одной картины

Нет . Такую репутацию художнику в глазах потомков создал его младший современник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев...». По мнению искусствоведа Абрама Эфроса, биограф Леонардо преувеличил перфекционизм художника, чтобы вывести из истории его жизни мораль: «Ради тезы о бесплодии экспериментаторства Вазари запрещает Леонардо да Винчи закончить хотя бы одно из его произведений, вопреки фактам, которые во времена Вазари были еще более очевидны, нежели нынче».


Считается, что в этом доме XV века в деревне Анкиано Леонардо родился и провел детские годы. На самом деле семья да Винчи купила здание через 30 лет после появления художника на свет

Великий живописец был бастардом

Да . Леонардо, родившийся 15 апреля 1452 года, - побочный сын нотариуса из тосканского городка Винчи. Мать звали Катериной, это известно из записей, оставленных дедом будущего художника. Она, скорее всего, была крестьянкой.


Комментарии зеркальным письмом к рисунку устройства для дыхания под водой

Леонардо да Винчи делал заметки зеркальным письмом

Да . Сохранились многочисленные записи художника, которые легко читаются только в зеркале. Леонардо вообще любил экспериментировать с письмом, в том числе пиктографическим.


. Фрагмент
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан, Италия

На фреске «Тайная вечеря» рядом с Христом Леонардо изобразил женщину

Нет . Версия, упомянутая в популярном романе Дэна Брауна «Код да Винчи», будто по правую руку от Иисуса сидит не апостол Иоанн, а Мария Магдалина, безосновательна. Иоанн, младший из 12 учеников Христа, традиционно изображался юным красавцем с мягкими, женственными, точнее ангельскими, чертами лица: так подчеркивали чистоту души апостола. Леонардо написал в виде ангелоподобных юношей и других святых, например апостола Филиппа на той же фреске и Иоанна Крестителя.


«Мона Лиза (Джоконда)». Фрагмент
Музей Лувр. Париж, Франция

Мона Лиза с картины Леонардо существовала в реальности

Да . Есть много версий: будто этот портрет Леонардо писал с себя, с ученика, запечатлел образ матери, сохранившийся в памяти… Но источники подтверждают: мона (т. е. «госпожа», не имя, а уважительное обращение к женщине) Лиза, жена торговца шелком Франческо Джокондо, жила в начале XVI века во Флоренции. Вазари писал, что Леонардо, работая над ее портретом, приглашал музыкантов и шутов развлекать даму, чтобы ее улыбка оставалась естественной, несмотря на усталость от сидения в одной позе. Леонардо нередко обыгрывал на портретах имена и фамилии. Возможно, и эту женщину он хотел изобразить улыбающейся, поскольку giocondo в переводе с итальянского означает «веселый».


Чертеж воздушного винта, нарисованный Леонардо

Леонардо изобрел вертолет

Нет . В его тетрадях есть чертеж машины, которую поднимает над землей винт из натянутой на каркас парусины. Вращать винт должны были люди вручную, и на деле такая машина вряд ли взлетела бы. Британский историк авиации Чарлз Гиббс-Смит считал, что принцип использования вращающегося винта для полета художник не придумал, а подсмотрел: так работали детские вертушки, известные по меньшей мере с XIV столетия. Однако в XX веке отец вертолетостроения Игорь Сикорский говорил, что на изобретения его вдохновил чертеж Леонардо.


Туринская плащаница. Фрагмент

Леонардо подделал Туринскую плащаницу

Нет . Писатели-конспирологи Линн Пикнетт и Клайв Принс посвятили целую книгу версии, что таинственная пелена, на которой якобы отпечатались лик и тело Христа, на самом деле первая в истории фотография, сделанная Леонардо в ходе его экспериментов с камерой-обскурой. Упоминания о Туринской плащанице в источниках относятся еще к XIV веку, однако писатели полагают, что тосканский гений усовершенствовал неубедительную подделку, написанную красками. Правда, сами они сумели получить похожее изображение с помощью камеры-обскуры, только применив вещества, открытые в конце XVIII века. И пропечататься на тыльной стороне пелены, как в случае с Туринской плащаницей, «фотография» не могла бы.


В музее Леонардо в городе Винчи воссоздали велосипед по чертежу

Леонардо изобрел велосипед

Нет . В 1974 году историк литературы Аугусто Маринони, читая лекцию на родине Леонардо, в Винчи, продемонстрировал изумленной публике рисунок велосипеда, обнаруженный в сборнике рукописей гения, известном как Codex Atlanticus . «Изобретение» растиражировали в книгах по искусству и даже сделали по рисунку модель. Однако эксперты считают, что набросок сделан не рукой Леонардо. Историк искусства Карло Педретти свидетельствовал, что видел эту страницу в 1961 году, и там были две окружности, нарисованные рядом, которые, очевидно, некто впоследствии превратил в изображение велосипеда.


В честь Леонардо да Винчи назвали моль

Да . Обитающая в Судане моль из семейства травяных огневок носит гордое имя Leonardo davincii . Первооткрыватель этого вида, польский энтомолог Станислав Блешинский, весьма почитал Леонардо.


Смерть Леонардо да Винчи на руках у Франциска I. Жан Огюст Доминик Энгр. 1818 год

Леонардо умер на руках у короля Франции

Вряд ли . Франциск I пригласил Леонардо к себе на службу, и последние три года жизни тот провел во Франции, в замке Кло-Люсе, где и скончался. Историю о том, что король был у постели Леонардо в его смертный час, рассказал Вазари. Другой биограф гения, однако, упоминал, что Франциску о кончине Леонардо сообщил ученик живописца. Современный исследователь Чарлз Николл сомневается в правдивости рассказа Вазари, поскольку на следующий день после смерти Леонардо Франциск выпустил королевский эдикт в Сен-Жермен-ан-Ле, притом что путь верхом до этого замка от Кло-Люсе в те времена занимал около двух суток.

Фото: Alamy / Legion-media (x5), Diomedia, SPL / Legion-media

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном декабрьском номере журнала «Вокруг света».


Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям для общества? Именно над этим проблемным вопросом задумывается русский поэт и прозаик И. Г. Эренбург.

Автор пишет о том, что прогресс носит очень противоречивый характер: «Машина может быть добром и злом». Для аргументации своей позиции Эренбург обращается, прежде всего, к историческим фактам и сведениям. Например, он пишет о создании чертежей летательных аппаратов известным изобретателем Леонардо да Винчи, об испытании первых самолетов и их дальнейшем усовершенствовании. Люди всегда мечтали о том, что благодаря причудливым приспособлениям человек будет «летать, как птица» и «глядеть на небо с гордостью». Но к чему это в итоге привело? Изобретения были использованы не в благих целях, а как средство уничтожения людей. При этом Эренбург обращает внимание на то, что техническая оснащенность страны – еще не показатель ее могущества и силы.

Куда более важное значение для любого государства играют не наука и техника, а люди, внутренняя сила которых порой бывает сильнее любого оружия.

Позиция автора состоит в том, что у технического прогресса есть две стороны – позитивная и негативная. С одной стороны, изобретения могут улучшить и упростить жизнь человечества. Но с другой, они могут быть использованы в корыстных целях, например, в войнах и кофликтах между людьми.

Я согласен с писателем в том, что ни в коем случае нельзя абсолютизировать роль науки и техники в жизни общества. Безусловно, они имеют огромное значение для всех нас, но при этом нельзя забывать о влиянии прогресса на природу и человека.

В качестве аргумента приведу пример из произведения М.

А. Булгакова «Роковые яйца». В нем повествуется о зоологе Персикове, который совершает грандиозное открытие в области генетики: организмы, облученные специальным лучом, начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем обычные особи. Профессор Рокк узнаёт об эксперименте Персикова и тоже начинает выращивать огромных животных. Организмы оказываются опасными для всего общества: они убивают Маню, жену Рокка, и многих других людей.

Писатель Замятин также поднимал в своих произведениях проблему противоречивости научного прогресса. В своем романе «Мы» он пишет о неком Д-503, который рассказывает нам о своей жизни в «Едином государстве» с тоталитарным режимом. Общество в этой стране построено на математике, науке и техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство жизни негативно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.

Таким образом, наука и прогресс должны улучшать жизнь людей, способствовать не разрушению мира, а его развитию и процветанию.

Вариант 2

Во все времена человечество стремилось к развитию своей цивилизации, благодаря чему современное поколение людей живет в информационную эпоху. Её движущей силой является научно-технический прогресс, который порой проявляет свою отрицательную сторону. Именно проблему неоднозначности прогресса поднимает И. Г. Эренбург в своем тексте.

Автор предлагает к анализу пример использования достижений техники в период самой жестокой, масштабной и кровопролитной Второй мировой войны. Созданные в мирных целях машины обратились в "орудие уничтожения". Миллионы людей погибли под бомбардировками, обстрелами, танковыми залпами, но героизм и отвага, честь и доблесть патриотов нашей Родины позволили одержать великую победу. Это и был "реванш человека".

Я солидарна с мнением автора по обсуждаемой проблеме. На сегодняшний день она особо актуальна, так как из-за высоких темпов развития люди порой не успевают задуматься о том, к чему могут привести их действия. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, а прогресс способствует их увеличению. Для обоснования своей позиции приведу следующие аргументы.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей знаменитой антиутопии "Я, робот" показывает возможный сценарий будущего, в котором человечество не может представить свое существование без робототехники. Киборги стали неотъемлемой частью быта людей и помощниками во всех сферах жизни. Постепенно они начали осознавать свое превосходство над людьми и подняли восстание.

Таким же наглядным примером является поступок известного советского академика Сахарова, участвовавшего в создании водородной бомбы. Увидев на испытаниях катастрофические последствия от ее взрыва, ученый выступил против дальнейших разработок водородного и ядерного оружия. На сегодняшний день ряд стран имеет ядерное вооружение. Остается надеяться, что оно не будет использовано по своему прямому назначению.

Подводя итоги, хочется лишь сказать, что нельзя повторять ошибок прошлого. Нужно научиться созидать, а не разрушать.

Вариант 3

Отвага, честь, мужество – без этих нравственных категорий невозможно представить духовную жизнь человека. Однако дать им определение довольно сложно.

И.Г.Эренбург поднимает философскую проблему роли человеческой отваги. Прозаик рассуждает о важности подвигов в военные годы. Публицист пишет о том, что победа над мощными механизированными дивизиями была бы невозможна без «могучего, полного отваги сердце воина». Сильнее любой, даже самой могущественной, военной технике является человеческий дух.

С восторгом и восхищением русский прозаик и поэт пишет о том, как отвага простых солдат разгромила всемогущее механизированное войско Гитлера. У автора вызывают уважение люди, которые смогли доказать превосходство человеческого духа. И.Г.Эренбург подчёркивает, что машинами невозможно сломить воли человека.

Так, в романе Б.Васильева «В списках не значился» поднимается данная проблема. Главный герой Коля Плужников до последнего остаётся воевать в Брестской крепости. Его не останавливает небольшое количество провизии и оружия, он готов до конца воевать против врага. У него есть самое главное, чего нет у его противника, это его могучая и героическая отвага.

Также в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» поднимается проблема роли человеческой отваги. Главный герой старшина Васков и пять молодых девчат – зенитчиц защищают железную дорогу от фашистов. Их не останавливает в разы крупнейшее немецкое войско. Они готовы до последнего защищать свою Родину. Им удаётся не подпустить врага к железной дороге, но это достигается слишком огромной ценой – жизнями всех молодых девчат. Они доказывают, что человеческие отвага и героизм сильнее, чем многочисленное войско со страшным оружием.

Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнение о том, что героизму, мужеству, доблести и отваге по силе сломить мощную вражескую технику.

Вариант 4

И.Г. Эренбург - один из замечательных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к войне.

Автор повествует об исколесивших всю Европу немцах и двинувшихся на Россию. Но они не смогли «сломить волю» русского человека. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что что наша страна сыграла большую роль в войне, так как она смогла противостоять фашистам и одолеть их. И все должны быть благодарны за эту победу, за этот мир на земле, ведь он не так просто достался нам.

Так, у Шолохова в рассказе «Судьба человека» повествуется о храбром и отважном солдате-Андрее Соколове, который всеми силами защищал Родину. И когда возвратился домой, то узнал, что его дом разрушен, а жена с детьми мертвы. Но он смог найти в себе силы жить дальше, а помог ему в этом усыновленный им мальчик.

Следующим примером является повесть Васильева «А зори здесь тихие», где повествуется о пяти девушках и старшине, которые смогли задержать врага. В живых только остался старшина, который и поведал эту историю.

Итак, я считаю, что нам нужно помнить о войне, о тех тяжелых временах, о погибших людях, ведь это наша история и мы должны гордиться ею.

Вариант 5

Какую роль играет сила воли солдата на поле боя? Можно ли подменить мужественное сердца простого человека мощными оружиями? Илья Григорьевич Эренбург, задумываясь над данными вопросами, поднимает проблему силы духа человека.

Автор раскрывает данный вопрос на примере событий Великой Отечественной войны. Он вспоминает о том, что армия Гитлера, несмотря на наличие мощного оружия и качественных танков, все же проиграла войну, поскольку не учла высокий патриотизм и силу воли обычного солдата. Эренбург приводит в пример подвиг: батареи старшего лейтенанта Быкова, «десяти краснофлотцев», моряка Тимохина.

Я полностью согласна с мнением И.Г. Эренбурга. Ведь действительно, русский солдат настолько силен духовно, что ни один самый сильный танк не способен победить и сломить его. Найдем подтверждение данной мысли в художественной литературе.

В качестве первого аргумента приведу повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Автор описывает подвиг Алексея, кремлевского курсанта. Так, герой, не испугавшись, кинул простую бутылку с бензином в вражеский танк и тем самым подбил его. Как и автор текста, Воробьев пишет о силе духа русского солдата, восхищается его смелостью и отвагой.

В качестве второго аргумента приведу повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», которая повествует о великом подвиге молодого бойца- Василия Глейчик. Единственный выживший, герой осмелился вступить в борьбу с отрядом немцев. Важно заметить, что враг тщательно готовился к бою, собирал свои мощные танки и оружия. Однако это не сломило силу воли героя, не уничтожило его честь и мужество.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема значимости человеческого духа в войне эпохи технического прогресса. (Что сильнее: боевая машина или воинский дух? Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы?)

2. Проблема роли нашей страны в Великой Отечественной войне. (Какую роль сыграла наша страна во Второй мировой войне?)

3. Проблема негативных последствий технического прогресса. (Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям? Всегда ли новые изобретения в области техники приносят человечеству благо?)

4. Проблема осмысления уроков войны. (В чём заключается урок войны?)

1. Внутренняя сила человека, его отвага, стремление защитить свою Родину сильнее любого оружия. Победу нашей страны в Великой Отечественной войне принесли не столько отличное оружие и техника, сколько отвага бойцов.

2. Наша страна смогла остановить врага, перед технической мощью которого цепенела вся Европа. Она доказала торжество человеческого духа, дала великий урок мировой истории.

3. К сожалению, у технического прогресса, целью которого изначально является улучшение жизни людей, есть негативная сторона: изобретения могут быть использованы как средство уничтожения людей.

gastroguru © 2017