Михайловский замок, впечатления от экскурсии. История Инженерный михайловский замок

Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.

Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.

Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка с конной статуей перед ним. Одновременно конная статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.

Боковые фасады - со стороны реки Фонтанки и церковный - более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом - помещению церкви.


Зал Антиков императрицы Марии Федоровны

В ансамбле дворцовых интерьеров зал играл роль своеобразного музея античной скульптуры, где главным украшением были античная статуя Вакха и фигура Дианы работы Ж.-А. Гудона. В настоящее время в зале находится экспозиция "Античные сюжеты в русском искусстве".


Античные сюжеты в русском искусстве

На экспозиции представлены работы русских художников XVIII в. на античные сюжеты из коллекции Русского музея. Это полотна мастера академической школы И.А. Акимова, произведения пейзажиста Ф.М. Матвеева, эскизы К.П. Брюллова, а также работа одного из первых русских пенсионеров в Италии М.И. Пучинова.



Экспозиция разместилась в зале Антиков, который во времена Павла I украшали ценнейшие произведения римской скульптуры. Интерес к античности в художественной жизни России XVIII в. связан с развитием светского искусства и основанием в 1757 г. Петербургской Академии художеств.



Пенсионерские поездки в Италию были почти обязательными для лучших выпускников.


Матвей Иванович Пушинов. Александр и Диоген


Знакомство русских художников с античными памятниками, а также с интерпретацией западноевропейскими мастерами сюжетов древнегреческой и древнеримской мифологии способствовало приобщению отечественных мастеров к общеевропейской художественной традиции.


К. Брюллов. Феб в колеснице




Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. Мошков (?), 1795 год. На картине изображены (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, великие князья Константин и Александр, императрица Екатерина II, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья Шубина, Безбородко, Зубов, Будберг.




Название залу дали располагавшиеся здесь четыре шпалеры на сюжеты росписей Рафаэля. В галерее сохранились подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера.



Экспозиция "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников" представляет картины мастеров русской академической школы – копии с произведений художников эпохи Возрождения.

Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников


Алексеев - Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции



Бруни Фёдор Антонович. 1799-1875. Мадонна Альба. 1837. Копия картины Рафаэля Санти



Венецианов А.Г.Оплакивание Христа




В экспозиции Михайловского замка в галерее Рафаэля представлены копии произведений мастеров эпохи Ренессанса, в том числе Рафаэля, Тициана, Веронезе, выполненные русскими живописцами – наиболее известными представителями академического направления XVIII – первой половины XIX вв. Копирование, вольное воспроизведение с натуры или по гравюрам работ итальянских мастеров эпохи Возрождения и XVII в. были важной составляющей учебного процесса во время пенсионерских поездок учеников Академии художеств.


Дрождин Петр Семенович. Портрет Петра I



Макаров Иван - Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II



Botman. Portrait of Alexander II 1856





Александр III



Маковский Владимир - Портрет императрицы Марии Фёдоровны




В работах русских художников, при всей точности копируемых образцов Ренессанса, ощущаются особенности национальной живописной традиции. Ярким примером тому могут служить интерпретации знаменитых произведений мастеров Ренессанса, реализованные в полотнах А.А. Иванова, А.П. Лосенко, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова и многих других известных русских художников.

Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны

Залы входили в ансамбль парадных апартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьеров была исполнена по проекту Винченцо Бренна в 1799 – 1801 годах.



Стены Тронного зала были затянуты малиновым бархатом. У восточной стены на возвышении, под балдахином, стоял трон императрицы, обитый малиновым бархатом. Напротив трона, в нише, располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим девять муз. Обрамление ниши было решено в виде двух лепных фигур кариатид, поддерживающих арку, в центре которой висела бронзовая люстра, украшенная вазой рубинового стекла и хрустальными перьями. В центре потолка, в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки, помещался плафон «Суд Париса» работы художника И.Я.Меттенлейтера. Живописные десюдепорты над дверями восточной и северной стен были написаны С.А.Бессоновым и представляли аллегории Живописи, Ваяния и Зодчества. Мраморные столы, на которых были установлены жирандоли, вазы и часы золоченой бронзы, резные кресла, обитые малиновым бархатом и украшенные вышитым шифром императрицы, дополняли убранство интерьера.



С восточной стороны к Тронному залу примыкала Предтронная, стены которой были оформлены желтыми «брокателевыми» обоями. Вдоль стен были расставлены позолоченные стулья, обитые той же тканью.



В 1859 году по проекту архитектора К.А.Ухтомского на месте стены, разделявшей Тронный и Предтронный залы, была устроена огромная полуциркульная арка, объединившая комнаты в единое целое. В образовавшемся помещении устроили Модельный зал Главного инженерного училища.



Реставрация зала произведена в 2002 – 2003 годах. В результате проведенных работ была сохранена планировка 1859 года. Восстановлена позолота лепнины на стенах и перекрытии. По аналогам конца XVIII века выполнен наборный паркет.


Антропов - Портрет Петра III



Олешкович Иосиф Иванович. 1777-1830. Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных, 1812



Портрет Петра



Павел на портрете работы С. Щукина



Перенесение Тихвинской иконы Божьей Матери церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года. 1801. Истомин


Люстры исполнены по образцу сохранившейся в Павловске подлинной люстры, происходящей из Тронного зала императрицы в Михайловском замке.




В зале проходили обеды и ужины императорской семьи, а по вечерам устраивались камерные концерты и театральные представления. Именно в этом зале 11 марта 1801 г. состоялся последний ужин императора Павла I.


Giovanni Canal (Canaletto). Grand Canal from Palazzo Flangini to Palazzo Bembo



Canaletto. Reception of the French Ambassador in Venice



Canaletto. Bucentaur"s return to the pier by the Palazzo Ducale



Алексеев Федор Яковлевич. Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки



Михайловский замок с площади Коннетабля. Худ. Ф. Я. Алексеев. 1800





Мраморная галерея (Георгиевский зал)

Мраморная галерея (Георгиевский зал) – один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.



Отделка галереи была исполнена в 1799 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Название «мраморная» отражало особенность ее декоративного убранства, где главную роль играло использование мрамора различного цвета. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены установили три беломраморных камина, инкрустированных лазуритом, яшмой, и украшенных бронзовыми позолоченными накладками. Двери зала были набраны из различных пород дерева и украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники.

После 1801 года паркетные полы, надкаминные зеркала и скульптуры были отправлены в Таврический дворец. В 1803 году в Павловск перевезли камины.

В 1843 году вся мраморная облицовка стен, барельефы и колонны были сняты. Цветной мрамор перевезли в Новый Эрмитаж. Колонны установили в одном из залов Эрмитажа. Богато украшенные двери зала были использованы для оформления одного из интерьеров Мариинского дворца.

В 1894 – 1895 годах отделка зала вновь была изменена. На стенах, разбитых декоративными лепными рамами на отдельные панно, разместили мраморные доски с именами воспитанников Николаевского Инженерного Училища и Академии – георгиевских кавалеров. Для освещения зала были изготовлены две большие люстры.

В годы Великой Отечественной войны от прямого попадания авиабомбы перекрытие зала было в значительной степени разрушено, повреждена западная стена.

Восстановление и реставрация зала проводились в 1953 – 1954 годах. В ходе работ были воссозданы отдельные элементы первоначального архитектурного оформления (колонны, лепной фриз), при этом значительная часть декора 1894 года была уничтожена.

Основной задачей нынешнего этапа реставрации стало воссоздание мраморной облицовки стен. Помимо этого была восстановлена лепка карниза (вензеля и короны), позолота деталей лепки. Камины и двери воссозданы по образцам сохранившихся в Павловске и Мариинском дворце подлинных элементов убранства Мраморной галереи. Освещающие зал люстры являются бронзовыми копиями люстр 1894 года.


Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.



В центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа. В середине XIX века, когда Овальный зал был одним из модельных залов Инженерного училища, он был разделен на два этажа, для чего был сбит карниз и десюдепорты, а также убран один из барельефов, на месте которого была сделана дверь. В конце XIX века перекрытие было разобрано, а вместо снятого барельефа помещена памятная доска. Во время проведенных в 2008 году реставрационных работ были найдены и сохранены фрагменты отделки стен искусственным мрамором.
Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне – Государственный Эрмитаж), давшая название залу.



Помещение прежде имело и другое название - Готлисовый покой, так как стены Галереи в Павловское время украшали изготовленные во Франции гобелены, представлявшие сцены на сюжеты из Священной истории. На потолке размещались три круглых живописных плафона на мифологические темы, сюжеты которых были указаны художникам самим императором.



В XIX веке, во время пребывания в замке Инженерного училища, бывшая Галерея Лаокоона входила в состав Модельных залов Инженерного департамента. Здесь размещалась модель части Дарданельского пролива. В 1858-1859 годах в помещении был устроен антресольный этаж, впоследствии разобранный, где разместили модели городов Ревеля и Свеаборга.



Однако наиболее решительные изменения в бывшей Галерее Лаокоона произошли в 1894-1895 годах в связи с устройством в южной части помещения новой парадной мраморной лестницы, ведущей в вестибюль Николаевского инженерного училища. При этом было разобрано перекрытие между первым и вторым этажами, заложен дверной проём в Галерею арабесок и изменено архитектурное оформление южной стены. В центральной нише, где прежде помещалась скульптура Лаокоона, за металлическим ограждением, украшенным вензелем Павла I и императорскими гербами, установили бронзовый бюст императора Павла I.



Во время Великой Отечественной войны, в результате попадания в здание артиллерийских снарядов, частично обрушилась северная торцевая стена зала. Имелась также пробоина и в полуциркульном завершении южной стены лестницы. В ходе проведенных Русским музеем реставрационных работ вся утраченная лепная отделка зала была восстановлена.

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх...
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

А.С.Пушкин

М ихайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга.
Это не только исторический и архитектурный памятник. Это мистический замок-дворец императора Павла I, ставший предсказателем его смерти. Вокруг него вьются легенды и предания прошлых веков и даже сейчас в замке все еще много мистического и необъяснимого.

В некоторых исторических источниках утверждается, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок (возможно в память об этом у моста стоит маленький солдатик в нише). Именно так ранее объяснялось решение государя, сразу же после начала строительства называть замок "Михайловским".

Дворец строили аврально... Павел спешил, отнимая строительные и отделочные материалы у других объектов. И вот вам первая легенда. В фундамент были заложены не только монеты (как положено на удачу). Павел лично заложил еще и памятные кирпичи из яшмы.

О строительстве замка-дворца и его истории в павловские времена и после него у меня есть отдельный пост...

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. Убийство императора состоялось через 40 дней после новоселья...

В нише у моста стоят на посту и днем и ночью стойкие оловянные солдатики. Даже тень видна императора.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется...

Слушайте внимательно, то место куда он Вас пошлет и есть для вас земля обетованная... (шутка).

Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка.

Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам.
Это уже не шутка. Его силуэт видели сразу после его смерти, затем в годы революционных перемен. Даже в пору советского антирелигиозного махрового атеизма, призрак регулярно заставлял стучать зубами от страха.

Дух убитого императора пугает и религиозных людей и атеистов. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете - старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни...

Существует поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... а душу 48-го, забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И душу он может забрать только если на небе яркая Луна.

Внимание! Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно при встрече опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет... в противном случае, возможны неприятности.

Шалит и портрет императора... кому интересно, смотрите видео в посте под ссылкой ниже.

Кроме того, согласно легенд в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль". Это легенда основана не на пустом месте! Я о ней уже подробно писал, поэтому не буду повторяться.

Во время Великой Отечественной войны, руководству города от военных поступили сведения от погибшего монаха о потайном помещении под подвалами замка где находится серебряный ларец с христианскими реликвиями и неким мистическим предметом, позволявшим перемещаться во времени и заглядывать в грядущее.

После войны во дворце работала комиссия по аномальным явлениям. Являлось ли причиной желание найти ларец или частые жалобы на привидения, выяснить уже невозможно. Но комиссия состоявшая из советских ученых-атеистов насчитала в замке более 17 необъяснимых фактов и ночных необъяснимых свечений (приведений). Материалы были засекречены - пугать религиозное население и веселить коммунистов никто не собирался.

В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Удивительно, но при проведении ремонта в нем был найден старинный плафон (огромная картина на потолок) с главного зала Екатерининского дворца. Ранее плафон считался утерянным. Сейчас он на своем историческом месте. Плафон был свернут в громадный рулон, который тихо лежал у углу заваленный разным старинным хламом. А ведь там проходили инвентаризации весь советский период! Писал об этом подробный пост на Майле, со временем перенесу.


Из светских легенд - якобы цвет стен был выбран таким в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

Но пора перейти к главное легенде и к трагедии замка - убийству Павла I

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В день гибели Павел был весел. Но за завтраком вдруг погрустнел, затем резко встал и произнес "Чему быть, того не миновать!"

Некоторые исследователи считают, что Павел знал о скорой гибели и пытался ее избежать во дворце. Есть легенда, что иеросхимонах Авель назвал Павлу примерную дату его смерти. Павел верил предсказателям и именно этому старцу, потому что он точно предсказал дату смерти его матери - Екатерины Великой. Якобы Павел спросил его о своей смерти и услышал в ответ - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".
Надпись эта была измененным текстом псалма Давида (Пс. 92:6):

ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его "сперли" у Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя "проклятье" предсказания. А возможно просто отдал себя в руки Бога.

В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.

Когда заговорщики пришли убивать Павла он мог воспользоваться тайных ходом, который был в его спальне. Времени для этого было достаточно. Но почему-то Павел не захотел... о том что он прятался от заговорщиков в камине, вполне возможно, выдумки убийц.

Из Михайловского замка был прорыт подземных ход в Воронцовский дворец. 3,5 км! Это был по тем временам самый длинный подземный ход в России, а возможно и в мире. Некоторые историки считают что именно по нему заговорщики и вошли во дворец.

Вот план помещений замка. Как было совершено убийство писать не буду, Гуггл об этом расскажет не хуже меня.

Добиться от него отречения от престола заговорщикам не получилось и...

Как известно, император скончался от апокалипсического удара... табакеркой по голове (черный юмор тех времен).

Не все знают, что Павел (впервые для России) вместо изображения своего профиля приказал чеканить на серебряном рубле надпись:

"НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ ."

К религии император относился всерьез.

Исследователи вообще считают цифру 4 магической для Павла. Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня. Михайловский замок (его главное и любимое детище) строился 4 года. И лишь 40 дней императору удалось в нем прожить.


Гравюра Утвайта по рисунку Филиппото.

Павел пытался сделать замок неприступным. Возможно он предвидел будущие потрясения (по некоторым сведениям ему предсказали будущее всех Романовых) и Павел хотел защитить потомков, построить для них защищенный дом-крепость. Которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог.

Со всех сторон дворец был окружен водой - с севера и востока реками Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналами Церковный и Вознесенский. Во дворец можно было попасть только по трем подъемным мостам, очень жестко охранявшимся. Кроме штыков, Павла защищали и орудия и потайные ходы и многочисленные тайные комнаты замка.

Но все это Павлу это не помогло. Пророчество старца сбылось... а его замок, вместо защитника самодержавия в России, превратился в мистическое "грязное" место - никто более не отважился доверить замку свою жизнь, ведь он не смог защитить даже своего создателя, императора Павла.

Так случилось, что Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет...

Образ призрака активно использовался старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.
Известность призраку Павла принёс рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

В советское время были жалобы на хлопанье дверей, шаги, непроизвольно открывающие окна в замке в ночное время (что вело к срабатыванию сигнализации). В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании (что просто удивительно для того времени).

Исследование заключалось в подробном опросе сотрудников, съёмке помещений на плёночный фотоаппарат, измерении магнитного поля и даже исследование помещений местом "рамки" или "лозоходством". Выводы исследования держатся в секрете.

Они уже давно встретились - прадед с правнуком... уверен им было о чем рассказать друг другу. Будь жив Павел, история России точно сложилась бы по другому. И не факт что была бы менее великой, Павел готовился в союзе с Наполеоном взять Индию. По крайней мере, войны с Наполеоном уж точно удалось бы избежать, но явно пришлось бы вместе с Наполеоном воевать с Англией и захватывать Индию. Даже не знаю что лучше.

Некоторые фото и инфа (С) Википедия и др. интернет





Предыдущая фотография Следующая фотография

Этот замок был выкрашен в цвет перчатки фаворитки императора Павла I. Наверняка вы уже догадались, что речь идет о Михайловском замке. Его еще называют Инженерным, а в документах 18 столетия он именовался дворцом Святого Михаила.

Первые эскизы Михайловского замка сделал сам Павел I. Двенадцать лет он прорабатывал варианты своей будущей резиденции, к началу строительства их накопилось тринадцать.

Задумал замок и даже сделал его первые эскизы сам Павел I. Работа над проектом будущей резиденции началась еще за двенадцать лет до начала строительства, к этому моменту у императора было тринадцать вариантов будущего дворца.

Михайловским замок назван по находящемуся в нем храму Михаила Архангела, покровителя династии Романовых. Второе имя - Инженерный - произошло от находившегося там с 1823 года Главного инженерного училища.

Как только Павел стал императором, он тут же издал указ о строительстве своей многолетней мечты. Первый камень был заложен в 1797 году, работы шли днем и ночью, 6 тысяч человек трудились над императорской резиденцией. Закончить удалось в 1801 году. Через 40 дней после новоселья хозяин замка был убит в собственной спальне. После трагической смерти царя его семья поспешно уехала из замка в Зимний дворец .

Михайловский замок считается одним из самых интересных архитектурных памятников Северной столицы. Он не похож на все дворцы, которые строились до этого. Во многом это связано с тем, что Павел I имел титул магистра Мальтийского ордена. Император хотел, чтобы его резиденция служила местом проведения собраний мальтийских рыцарей. Внешне замок напоминает средневековые сказочные здания. Изначально территория Михайловского замка была полностью отделена водой - реками Мойкой и Фонтанкой, а также Церковным и Вознесенским каналами. По сути, резиденция Павла I находилась на острове, попасть на который можно было только по мостам.

Есть две версии, объясняющие почему замок был построен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны. Согласно первой Павел хотел жить и затем и умереть именно там, где родился. Вторая версия гласит, что караульному солдату однажды явился архангел Михаил и сказал, что на этом месте должен быть построен храм. Юноша доложил об этом Павлу, который затем исполнил наказ.

После смерти императора замок был запущен. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза (свадебного подарка сестре - королеве Нидерландов), он приказал переплавить серебряные ворота из дворцовой церкви. В эпоху Николая I архитекторы «добывали» в замке мрамор для постройки Нового Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны здесь был госпиталь.

Михайловский замок

К 300-летию Петербурга замок был отреставрирован, интерьеры приобрели вид, в каком были при Павле, снова появились надпись на фасаде и статуи со стороны Летнего сада. Еще в 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук». Скульптура была отлита по модели Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра Великого. А в 2003 году во внутреннем дворе появился памятник самому Павлу I.

В залах замка открыты несколько постоянных экспозиций, проводятся экскурсии, работают временные выставки.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, улица Садовая, 2.

Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор».

Стоимость билетов: для взрослого - 650 RUB (это комплекс дворцов), для школьников и пенсионеров - 300 RUB, дошколята проходят бесплатно.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

gastroguru © 2017