Святая равноапостольная нина, просветительница грузии. Христианство в Закавказье: Армения и Грузия Знамениты святые места в Грузии

Столица Грузии город Тбилиси - «город света»,город гостеприимства,любви и дружбы,вытянувшийся вдоль долины реки Куры, между горных хребтов гор св.Давида и Махаты, расположенный вдоль древнейшей IV в.н.э. крепостной стены Нарикала.
Нарикала это развалины крепости некогда защищающий город от набегов неприятелей. Вокруг нарикала расположенные домики с открытыми верандами и множеством разнообразных балкончиков создаёт впечатление о простом и открытом характере их обитателей.
Старый район города, колоритные кафе, антикварные магазины, музеи,
модернистские выставки, «караван сарай», сверкающие в огнях храмы, мосты, грандиозный собор Самеба , один из высочайших в Европе
.

Огромный храм, который видно отовсюду в городе (еще немаловажную роль играет мощная подсветка, так что вечером кажется, что Самеба парит над Тбилиси) был открыт относительно недавно, в 2002 году, и в архитектуре его чувствуются, конечно, новые веяния, но достаточно деликатные. Территория у храма огромная, и по церковному саду приятно гулять - тем более, что с дорожек и аллей открывается отличная панорама: на город и пруд с лебедями. Главный символ возрождения посткоммунистической Грузии.

Внутри находится еще несколько более маленьких церквушек. Официальная резиденция Католикос-патриарха Грузии. Самеба (Собор Святой Троицы)
Высота храма составляет 105,5 метров.
На 3-ем месте в списке самых высоких православных храмов.
Недалеко находится Анчисхати (VIв) храм Рождества Пресвятой Богородицы, где хранилась нерукотворная икона Богородицы Анчисхати (ныне в музее).

Собор Сиони , Успения Богородицы, 5 век. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В храме похоронено несколько грузинских Патриархов, среди которых и святитель Давид канонизирован уже в 21 веке.
В этом соборе
хранится одна из главных святынь Грузии — крест св. Нино из виноградной лозы, перевитый её волосами , а так же честная глава апостола Фомы .

Храм Матехи . Главный секрет этого храма - головокружительный вид на город с обрыва (а так же - из города на скалу, на которой храм стоит, как кажется, только чудом) и заботливо разбитый батюшками очаровательный садик (чтобы попасть в него, нужно обойти храм со стороны памятника и подняться по узкой лесенке). В XIX веке из этого храма сделали казармы, и только в 1988 году президент Гамсахурдия, объявив голодовку, вернул святыню Грузинской церкви. Здесь захоронена первомученица грузинская — царица Шушаника

Мтацминда. Грузинский пантеон с захоронениями самых известных людей Грузии, это и Грибоедов, и Гамсахурдиа, и мать Сталина...


Храм великомученика Георгия на проспекте Руставели, напротив Парламента Грузии.

В 15 км. от Тбилиси находится древняя столица Грузии, город Мцхета .

Здесь считается самое святое место в Грузии, это кафедральный собор Светицховели . Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова, ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался, а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку , чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их . В этом храме под спудом храниться риза Иисуса Христа . Во дворе храма живут оленята, подаренные патриарху Грузии. А на фресках храма на колонне у правого бокового входа можно разглядеть загадочные летающие тарелки с лучами.

Ещё одно очень святое место, монастырь Джвари (Креста). Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний: с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри. Это место молитвы святой Нины .

Монастырь Самтауро . Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией . Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. Так же в монастыре находятся мощи святого Авива, Иверская чудотворная икона и чудотворная икона святой Нины .


Средневековый Шио-Мгвимский монастырь. Здесь покоятся мощи святого православного Шио . Сюда приезжают множество паломников и туристов. Всего в Мцхети 5 древних монастырей, но именно эти три самые посещаемые и доступные.

За Мцхетой в 63 км. от Тбилиси есть город Гори известный всем по месту рождения Иосифа Сталина. Дом сохранился и сегодня в нём музей., но есть там ещё одна достопримечательность.

Древний пещерный город появился здесь в II-I тысячелетии д.н.э., но с тех пор вполне сохранился (если можно считать удачным сохранение всего 1/7 всех пещер, которые здесь когда-либо были): 150 пещер различного назначения, улочки городища, защитные стены, тайные тоннели, храмы, обеденные залы с изящными сводами и колоннами, марани, жертвенные площадки, давильни для винограда. Причем, город совершенствовался и обживался вплоть до XIV века - так что наряду с храмами эллинистического периода можно обнаружить средневековую пекарню. В пещерах Уплисцихе короновали на царствие любимицу грузинского народа святую царицу Тамару . Парк хорошо обустроен - чтобы дойти до города, не нужно лезть высоко в горы. Вход для посетителей - до 18 вечера. Лучше всего приезжать ближе к закрытию, когда туристические группы уже уехали, и время идет к закату. Пейзаж наполняется теплым светом и открываются красивые виды на долину у подножия скал.

А в 63 км. знаменитый город Боржоми . Известен по миниральной воде. Мало кто знает, что там находится небольшой сегодня, но древний монастырь в ущелье недалеко от Боржоми, если выезжать из него в сторону Национального парка-заповедника. В 1551 году был захвачен и разорен персами, которые обезглавили более 300 монахов и сбросили в ручей под стенами обители. Найденные с тех пор черепа казненных иноков сегодня хранятся в колокольне. Перед входом в главный храм монастыря - могила русского послушника - выходца из Карелии , датированная 2003 годом.

Если проехать за Мцхету 97 км. в сторону Гори, то будет ещё святое место Бакуриани . Это горнолыжный курорт и здесь снимался фильм "Не горюй". Но именно в тех местах есть Пещерный монастырь Вардзия (13-этажный высеченный в скале город), где провела детство святая царица Тамара. А в местечке Ахалцихе Сафарский монастырь (ХIII в.) Но как правило в эти места лучше посещать с проводником.
Одиночные поломники отправляются в Кутаиси . Это второй по величине город Грузии и от Тбилиси он удалён на 197 км.

Одна из главных достопримечательностей города, храм Баграда. 17 августа 2012 года на куполе храма Баграта установлен двухметровый бронзовый крест весом в 300 кг. Крест изготовлен по эскизу архитектора Вано Гремелашвили. Крест будет виден со всех точек Кутаиси. В этом храме короновали грузинских царей. С 17 века он стоял разрушен и востановил его только в 2012 году президент Михаил Саакашвили.

Ещё одно святое место для всех грузинов, храм Гевати. Здесь похоронены грузинские цари Багратион и Давид Строитель, можно увидеть ярчайшие фрески и мозаику в апсиде, которой начали украшать храм еще в XII веке. А с обрыва открывается вид на Кутаиси.

Поражает неимеверная оживленность монастыря. По лужайке бегают дети, в храме на скамеечке болтают старушки, женщины и мужчины активно общаются с священнослужителями.

Монастырь Моцамета. Главное, за чем сюда едут паломники, — это мощи святых Давида и Константина , которые обороняли близлежащие земли от захватчиков-арабов, но были зверски замучены. Мощи лежат в ладье, которая расположена не на земле, а так, что под ней можно пройти: местные поверья гласят, что обойти ее нужно несколько раз .
От Кутаиси в 106 ка. у самой Абхазской границы есть город Зугдиди .
В этом городе имеются величайшие святыни мирового христианства. Хобский монастырь (ХIII в.), в котором хранились до XVI в. Риза Богоматери, а ныне покоятся мощи св. Георгия Победоносца (покровителя Грузии), св. Марины, св. Квириаке .

Ещё один главный христианский центр Грузии, это черноморский город Батуми около Турецкой границы, столица Аджарии.


Именно здесь в Аджарии в 15 км. от Батуми есть местечко Гонио , там находится могила апостола Матфея .
С крепостью в Гонио связаны три легенды, и все крайне внушительные: по первой, здесь была крепость царицы Тамары, по второй, здесь побывал сводный брат Медеи Апсирт, разыскивая с аргонавтами золотое руно, а по третьей, здесь похоронен апостол Матфей.
Как бы там ни было на самом деле, крепость сама по себе очень любопытная: в ней был обнаружен очень ладный древний водопровод с глиняными трубами, вполне симпатичные женские украшения, остатки римских бань (а это была римская крепость и строилась на совесть: идеальная квадратная форма!).
А еще в ней растут киви (болтаются прямо над головами туристов) и живут два уморительных кролика: они белые с черными ушками, и одного зовут Гонио, а другого — Апсарос.


В самом же Батуми имеется красивый собор Богородицы. Построенная на рубеже XIX и XX веков двумя братьями-предпринимателями (они, конечно, больше руководили процессом и распределением финансов) Зубалашвили эта церковь, на первый взгляд, производит впечатление какого-нибудь немецкого костела. Однако собор все-таки православный, и внутри это особенно ощущается, даже несмотря на то, что в советское время здесь была лаборатория по исследованию высокого напряжения.

От Тбилиси в сторону границы Азербайджана, район Грузии называется, Кахетия . Там так же находятся христианские святыни.

Давид Гаре?джа (VI век) - комплекс грузинских пещерных монастырей, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части. Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастыре й и охватывает территории трех районов Грузии - Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории - на южном склоне горы. Ещё один монастырь Чичхиктури и церковь Воскресения также стоят на азербайджанской территории. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё. и Иверская чудотворная икона . Бодбийский храм является усыпальницей: здесь погребены царевна Елена (+ 1786), митрополит Бодбийский Кирилл (Джорджадзе), убитый лезгинами в 1792 г., Экзарх Грузии Феофилакт (Русанов), заболевший при обозрении церквей Кахети (+ 1821), митрополит Бодбийский Иоанн (Макашвили) (+ 1837).

Сегодня в Грузии 33 православные епархии и 53 монастыря, а потому конечно этот рассказ далеко не полный и здесь мы отобразили только самые посещаемые святые места зарубежными паломниками и туристами. .

Гру́зия (груз. საქართველო , Сакартве́ло) - государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица - Тбилиси . Государственный язык - грузинский.

Крупнейшие города

  • Батуми
  • Кутаиси

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь , груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია ) - автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес - главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов. Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI-VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI-XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 - 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года - Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [- Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святые

Святыни

Храмы

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი - животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898-1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е - передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Монастыри

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь


В храме Казанской иконы Божией Матери в Пучково недавно появились две новые иконы: св. равноапостольной Нины, просветительницы Иверии, и Собор Грузинских святых («Животворящий Столп»).

Грузинская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей. Возникновение христианства в Грузии восходит ко времени земной жизни Спасителя.

По преданию, Иверия — апостольский жребий Девы Марии, Ее удел. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы решить, в какую страну идти каждому из них. Дева Мария захотела принять участие в апостольской проповеди, и Ей выпала — Иверия. Однако Господь сказал Ей, что жребий Ее просветится в последующие времена, и уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом уделом Божией Матери).

Первая по времени святая Грузинской Церкви — блаженная Сидония , мцхетская иудейка, сестра раввина Элиоза. Она не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила в Него сразу как в Мессию и Спасителя мира, поверила всей силой и любовью своего сердца. И когда ее брат вместе с паломниками отправлялся в Иерусалим (это было в год казни Спасителя), она умоляла его привезти с собой во Мцхету как великое благословение какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элиоз исполнил просьбу своей сестры. Он находился у Голгофы при распятии Спасителя, купил у одного из воинов-совершителей казни Его Хитон и привез это бесценное сокровище в Мцхету. Св. Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю. Весь город собрался возле мертвой девы. Узнал об этом царь Амазаер (Адарнас) и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него, но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Этот кедр, как печать на ее могиле, стоял три столетия. Жители Мцхеты заметили, что больные птицы прилетали к кедру, садились на его ветви, клевали хвою и улетали здоровыми; даже дикие звери приходили к кедру и поедали опавшую хвою.

Святая Нино Каппадокийская была двоюродной сестрой Георгия Победоносца. В 12 лет она пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. Отец святой Нины Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, а мать Сусанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня. Воспитание же святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Через несколько лет святой Нине было видение Богородицы. Нино спросила: «Где Хитон Господень?» — «В земле Иверийской, что Мне завещана», — отвечала Дева Мария.

Узнав от Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Она явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Так пришла Нино в Мцхету, в «райский сад».

Через некоторое время, царь Мириан III (265-342 гг.), по совету святой Нины, решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столб для поддержки главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии. На рассвете же Ангел Господень приблизился к Столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался, пока не остановился над своим основанием, из него истекало благовонное миро. Чудесным образом поставленный ствол кедра стал основанием для первого христианского храма Грузии, который так и назвали — «Светицховели», т. е., в переводе с грузинского, «Животворящий Столп».

Тот деревянный храм не сохранился. Ныне существующий храм во имя Двенадцати Апостолов строился с 1010 по 1029 гг. Этот величественный каменный собор Светицховели и в наши дни — главный храм Грузии. Здесь короновали и погребали царей, тут же проходит интронизация Патриарха. В наше время Столп, у которого совершаются многие исцеления, имеет каменное покрытие, расписанное поздними фресками. Он увенчан сенью. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).

Хитон Господень — самая великая святыня Грузинской Церкви. Благодаря этой святыне Мцхету называли «вторым Иерусалимом».

Гробница же святой Нины находится в Бодбе (в Кахетии), на месте ее подвигов, в избранном ею самой месте упокоения. Здесь позднее был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой были прославлены многими исцелениями и чудесами. Память равноапостольной Нины совершается 27 (14 ст. ст.) января, в день ее блаженной кончины.

В верхней части иконы «Животворящий Столп» — деисис: справа от Спасителя — Богородица. Слева — «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча; далее — архангелы Гавриил и Михаил, вселенские апостолы Петр и Павел. Ниже — святые, особенно близкие Небесной Церкви: апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, Георгий Победоносец и святитель Николай.

Апостолы Андрей и Симон, по преданию, проповедовали на территории современной Грузии и Абхазии. Вмч. Георгий Победоносец — блистательный полководец, выбравший вместо земной славы мученический венец — особый покровитель Грузии и ее царей-мучеников. И это не удивительно, ведь исторический путь Грузинской Церкви — это многовековой путь борьбы за Православие с языческим и мусульманским миром, путь мученичества.

Иконографию «Собора Грузинской Церкви» составил известный иконописец и историк Михаил Гоброн-Собинин, живший в конце XIX века. Он собрал жития святых Грузии в обширный сборник, который издал на грузинском и русском языках и написал большую книгу в академическом стиле. Далее, по мере развития иконографии, в нее включались новые, почти современные нам святые, менялся художественный стиль изображения, но смысл и основная идея оставались неизменными.

Образ , недавно появившийся в храме Казанской иконы Божией Матери в Пучково, — это список с большой иконы, находящейся в храме вмч. Георгия Победоносца на Малой Грузинской улице в Москве. Его отличает иконописный язык изображения, близкий к древним грузинским иконам, фрескам и миниатюрам. Другая особенность — включение святых, близких к нам по времени, как, например, прп. Эквтиме — замечательного подвижника и ученого, сохранившего и переложившего на нотный язык множество древних грузинских церковных песнопений. Некоторые из них мы с большой радостью слышим и в нашем храме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество Мцхетоба-Светицховлоба —14 октября и 13 июля.


Ответ редакции

27 января Русская православная церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Равноапостольными Православная церковь называет святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Сказания и мечты о стране Иверии

Крест святой Нины. Фото: wikipedia.org

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на-пи-сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской , послужил основанием жития святой Нины.

Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?

В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям Святой равноапостольской Нины.

Бодбийский монастырь. Фото: wikipedia.org

Как праздник называется в Грузии?

В Грузии День Святой Нины называют Нинооба. Грузинская Православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня — в день ее пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведенных в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами.

Как праздник отмечают в Грузии?

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.

СЕНТЯБРЬ

4 Симеон Гареджели, прп., игумен Давид-Гареджийской лавры, + 1773
8 Иоанн (Майсурадзе), + 1957, и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), + 1962, Бетанийские прпп.
12 Георгий Чкондидели, свт., еп. Чкондидский, мцигнобартухуцеси, + 1118
Досифей Тбилели, сщмч., митр. Тбилисский, + 1795
13 Кетеван, вмц., царица Кахетинская, + 1624
15 Иосиф Алавердели, свт., еп. Алавердский, + 570
16 Исаак и Иосиф, братья, мчч., + 808
18 Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч.,+ 1661
25 Арсений I Великий, свт., католикос Мцхетский (Картлийский), + 887
29 Онуфрий (Онисифор) Гареджели, прп., +1786

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели
Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в.
Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033
2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740
4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642
5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861
Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.)
7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763
13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп.
16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70
19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314
26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907
28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в.
29 Серапион Зарзмели, прп., + 900
30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465
31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

3 Николай Мнатоби, прп., +1308
4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846
10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303
Константи-Кахи, кн., вмч., + 852
17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г.
19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г.
23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г.
29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502
Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в.
Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в.

2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08
11 Собор святых ГПЦ
12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в.
19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. ХI в.
21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в.
27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в.
31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы

2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777
3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в.
Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953
4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в.
8 Або Тбилели, мч., VIII в.
14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335
15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в.
18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923
Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, ХI в.
19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в.
20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944
25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896
26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125
29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829
31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в.
6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127
7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815
10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., ХIII в.
12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их:
Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в.

Николай, Двали. мч., + 1314
14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864
17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-нач.XIX вв.
18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91
19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311)
22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз,

3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001
Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск, + 308
6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821
10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв.
12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289
16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927
ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в.
17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802
28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751

1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв.
2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв.
10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г.
14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887
15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока.
17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в.
18 Василий Ратишвили, прп. XIII в.
21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822
29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213
Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528
3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744
Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в.
7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв.
Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.).
9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в.
10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771
13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028
Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065
Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/ 76 или 1280
15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в.
18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693
19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335
20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в.
Празднование Манглисского Креста
22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308
23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157
27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700
2 Стефан Пиперский, прп., 1697
5 Празднование Мцхетского Джвари
8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609

9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в.
12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в.
13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716
16 Собор груз. афонских преподобных
Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612
17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227
18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в.
21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761
Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622
27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065
Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77
Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921
30 Динар, св. царица Грузии, X в.

2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы
3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068
8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379
12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в.
Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6

18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630
20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г.
Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907
24 Иларион Твалели, прп., XI в.
28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30
29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589
30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в.,
31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

3 Ражден, первомученик ГПЦ, + 457
Собор Марабдинских воинов-мучеников (9 или 10 тыс.), погибших в битве против иран. шаха Аббаса II, среди них: епископы Руставский и Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, их мать и сестра, 9 братьев Мачабели и 7 братьев Чолокашвили, +1625
8 Евфимий Многотрудный (Гареджели, Натлисмцемели; Мчеделашвили), прп., архим., настоятель Иоанно-Предтеченского мон-ря в Гареджи, гимнограф, + ок. 1804
12 Собор Давидгареджийских преподобномучеников: иером. Геронтий и Серапион, иеродиак. Отар и Симеон, мон. Виссарион и Герман, послешник Михаил Гареджели (Гареджийские), прмчч., убиенные племенами леков (лезгин), 1851
14 Собор новомучеников, пострадавших во время репрессий, среди них: священномученики митр. Кутаисско-Гаенатский Назарий (Лежава), священники Герман (Джаджанидзе) и Иерофей (Николадзе), архим. Симеон (Мчедлидзе), протодиак. Виссарион (Кухианидзе) (+1924).
16 Христофор Гуриели (Гурули), прп., XVI в.
17 Тбели Абусеридзе, прав., церк. деятель, гимнограф, агиограф, ХIII в.
18 Христодул Философ, прп., XII в.
21 Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцмидели, Самебели (Степанацминдский, Самебский), прп., один из Сирийских отцы, основателей монашества в Грузии, VI в.
Сармеан, свт., католикос Картли, + 779
24 Серапион Гареджели (Натлисмцемели), прп., + 1740
28 Шушаник, мц., + 475

Подготовлено Н.Т.-М.по Православному календарю Грузинской Православной Церкви за 2008 год (Тбилиси,2007)

gastroguru © 2017