Андреевский флаг когда и кем учрежден. Андреевский флаг - история создания, значение

Андреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы с отношением сторон 1 к 1,5. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест. Ширина полос в 10 раз меньше длины флага.

Происхождение символики

Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.

Распятие Андрея Первозванного

По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.

История

История флага насчитывает более 1000 лет. В 832 г. войско, состоявшее из скоттов и пиктов, разбило англов, и тогда король Ангус II провозгласил покровителем Шотландии Андрея Первозванного. Перед битвой облака на небе соединились в косой крест. Но это легенда, а первое достоверное свидетельство использования косого креста встречается на печати шотландской гвардии и относится к 1286 году. В 1606 году образовался союз Англии и Шотландии при вступлении шотландского короля Якоба IV на английский престол. Флагом союзного государства стал Union Jack, объединивший два креста – прямой английский и косой шотландский.

Его можно встретить на флагах многих стран, входивших в Британскую империю до ее распада в ХХ веке. Флаги многих городов также включают в себя косой крест.

История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество вариантов. Сохранился рисунок Петра, на котором триколор пересекал андреевский крест. По легенде, во время работы он заснул, а пробудившись увидел, что солнечные лучи, преломившись на слюдяном окне, образовали крест синего цвета.

Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11 декабря 1699 года.
С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг».

За всю историю он был спущен перед противником лишь дважды. В первый раз это произошло в конце русско-турецкой войны. В 1829 году командующий попавшим в окружение фрегатом «Рафаил» Стройников опустил его, желая спасти жизнь сотен моряков. Имя фрегата было отныне покрыто позором, а офицеры разжалованы. Война подходила к концу, битва ничего не решала, поэтому Смольников нарушил приказ, предписывавший при угрозе гибели приблизиться к кораблю противника и взорвать фрегат. Николай I приказал взорвать корабль, что и сделал адмирал Нахимов в ходе Синопского сражения.

Второй случай произошел во время Цусимского сражения. На вторые сутки трагического для России морского сражения пять оставшихся русских кораблей оказались в окружении более 20 японских судов, и тогда контр-адмирал Николай Небогатов отдал приказ спустить флаги. Жизни более двух тысяч моряков были спасены, но трибунал приговорил Небогатова к расстрелу, который был впоследствии заменен на 10 лет заключения в крепости.

Эти два случая были единственными за два с лишним века использования Андреевского флага на российском военном флоте. Моряки свято чтили честь флага, пренебрегая своими жизнями, а неуважение, проявленное к флагу, считалось тяжким оскорблением и порой едва не приводило к войнам.

Так в 1910 году чуть не вспыхнула российско-австрийская война из-за того, что австрийцы не ответили на салют, отданный русской эскадрой, прибывшей в венгерский порт Фиуме. Австрийцы дважды оскорбили флаг, сначала при заходе кораблей в порт промолчали пушки в крепости, а затем не ответила на приветствие из традиционного 21 залпа и подошедшая вскоре в тот же порт австро-венгерская эскадра. Командующий Николай Маньковский потребовал, чтобы австрийцы дали салют в 8 часов утра при поднятии флагов русскими моряками, угрожая запереть в порту превосходящую по силам в десять раз австрийскую эскадру. Салют наутро австрийцами был отдан

Андреевский флаг в новейшей истории

После революции крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до октября 1924 года, когда в североафриканском порту Бизерт флаги после признания Францией Советской России были спущены.

На гюйсе (носовом флаге) советских военных кораблей до 1932 года присутствовал андреевский крест.

Вернулся Андреевский флаг указом Ельцина от 21 июля 1992 года. С 2000 г. он стал официальным флагом ВМФ РФ.

11 декабря 1699 года император Петр Первый учредил Андреевский флаг в качестве главного стяга Российского морского флота. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями считалось до 1917 года и считается сейчас главным символом чести и мужества отечественных военных моряков. "РГ" собрала малоизвестные факты из более чем трехвековой истории Андреевского флага.

Происхождение

Само название флага отсылает к христианским истокам. По преданию на диагональном кресте был распят первый ученик Иисуса Христа Андрей Первозванный, считающийся покровителем России. Петр Первый, лично работавший над рисунками флагов, нарисовал два варианта флотского стяга. На одном были три параллельные полосы с надписью цветов, на втором - Андреевский крест на фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на чистом листе бумаги лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Увидев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага. Сохранилась даже запись царя на эскизе: "Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил". Нынешний окончательный образец Андреевского флага был внедрен после 1710 года, до этого император нарисовал еще восемь вариантов, которые последовательно внедрялись на флоте.

Устрашающее назначение

Изначально длина Андреевского флага достигала четырех метров. Размер исходил из тактических целей: флаг должен был вызывать страх у врага не только своим видом, но и на слух, звуковым эффектом - большое полотнище "ревело" на ветру. Устрашающий "рев" стягов до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие "военные хитрости". Размеры современного Андреевского должны иметь соотношение ширины к длине - один к полутора, а ширина полос должна соответствовать 1/10 длины полотнища.

Оскорбление флага - война

Командиры кораблей Российской империи, обращаясь перед боем к экипажам, непременно произносили фразу: "С нами Бог и Андреевский флаг!". Почитание было настолько велико, что оскорбление главного символа могло привести к непредсказуемым последствиям. Так произошло в 1910 году в австро-венгерском порту Фиуме, где русская эскадра под командованием контр-адмирала Николая Маньковского была вынуждена остановиться по пути из Черногории. При заходе военных кораблей в порт или встрече двух эскадр, по флотским традициям, обязателен так называемый салют наций, состоящий из 21 выстрела.

Русский отряд, как гость, дал залп первым. Крепость не ответила. Это стало тяжелым оскорблением Андреевского флага и России. Спустя несколько часов к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, снова был положен салют, и снова с русского флагмана был дан 21 залп. Корабли Австро-Венгрии не поприветствовали. Маньковский счел это вызовом и отправился к командующему эскадрой за разъяснениями, но тот не принял его. Впоследствии объясниться все же удалось, и представитель нашего адмирала потребовал от австрийской стороны дать салют с крепости и эскадры в 8 утра следующего дня, когда на русских кораблях будут поднимать флаги. При этом офицер пригрозил не выпустить из бухты австрийские корабли при неисполнении традиции.

По приказу Маньковского российская эскадра перешла в боевую позицию. Хотя адмирал прекрасно понимал, что его три корабля не имеют шансов перед превосходящими почти в 10 раз силами противника. К тому же, этот конфликт мог стать началом войны между Россией и Австро-Венгрией.

В 8 утра русские моряки выстроились на палубах своих кораблей, и, как только флаги начали подниматься, в крепости Фиуме и на всех австрийских судах загрохотали салютные пушки. Адмирал выиграл этот бой за честь Андреевского флага и государства.

Маленький, но гордый

Уже после революции, в 1920 году тральщик "Китобой" под командованием лейтенанта Оскара Ферсмана сбежал из-за возможности захвата из Эстонии, подняв Андреевский флаг. Команда судна через Европу направлялась в Крым к Врангелю. 27 февраля корабль пришел на рейд Копенгагена, где находилась мощная английская эскадра, командир которой приказал "Китобою" спустить Андреевский флаг, так как Великобритания его больше не признает. Ферсман отказался последовать требованию и заявил, что будет воевать, несмотря на то, что у тральщика было всего две пушки.

Конфликт уладила находившаяся в Копенгагене императрица Мария Федоровна. С ее помощью корабль, не спустивший флага, снабдили продовольствием и углем. Судно дошло до Севастополя, откуда вместе с другими кораблями Черноморского флота ушло в Бизерту. К слову, именно в этом порту, принадлежавшем Франции, были в последнюю очередь спущены Андреевские флаги с русских кораблей. Это произошло в 1924 году, когда Франция признала Советский союз.

Помог США

Андреевский флаг мог стать одной из причин успешного для Северных штатов исхода войны с южными штатами в XIX веке. Великобритания стремилась оказать содействие Югу, что серьезно угрожала сторонникам Севера. В сентябре 1863 года на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско остановились эскадры русских адмиралов Попова и Лесовского. По утверждению некоторых историков, приход русских кораблей остановил Англию от вмешательства в противостояние. Через три года отряд американских кораблей прибыл в Кронштадт, чтобы вручить благодарность за оказанную поддержку.

Позор ради спасения

Андреевский флаг добровольно спускали дважды. Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов. Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага, спас сотни жизней. К тому же, тот бой не имел какой-либо стратегической цели - Турция вскоре капитулировала.

Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград. Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь. Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.

Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения. Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков. Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.

Возвращение

После революции 1917 года Андреевский флаг был запрещен советской властью. Вместо него было сначала решено использовать флаг Интернационала - красное полотнище, а затем на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.

В 1992 году российское правительство приняло постановление о возвращении статуса Андреевскому флагу. 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня было совершено освящение возвращенного российскому военному флоту символа.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Чуть не попал под запрет

В августе 2009 года министерство юстиции России включило в список экстремистских любые флаги с крестом. Таким образом, под запрет попадал и Андреевский флаг. Вместе с ним вне закона оказались символы многих зарубежных стран и нескольких субъектов РФ. Впрочем, ситуация довольно скоро благополучно разрешилась.

В военно-морском флоте для обозначения принадлежности кораблей к определенному государству используют флаги. В настоящее время на нашем флоте используют следующие типы флагов.

Кормовой военно-морской флаг

Военно-морской флаг, называемый также кормовым военно-морским флагом - это знак принадлежности корабля (военного судна) к вооруженным силам какого-либо государства. Флаг обычно прямоугольной формы. Военно-морской флаг может отличаться от государственного флага расцветкой, а может и повторять его. Дата первого подъёма флага является одновременно и днем рождения корабля, и ежегодно торжественно отмечается экипажем.

На стоянке флаг поднимается в 8 часов утра (по праздничным и выходным дням в 9 часов утра) и спускается в момент захода солнца, а в полярных морях - по специальному приказу командующего флотом. Если корабль находится в походе, флаг не спускают. В России официальным военно-морским флагом является Андреевский флаг , введенный ещё Петром Первым.

Гюйс

Кроме кормового флага корабль несет и гюйс. Гюйс - это принадлежность исключительно военных судов. Гюйс также поднимается на военно-морских крепостях и других береговых военных объектах, потому ещё носит название «крепостной флаг». Гюйс (в переводе с голландского - флаг), обычно располагается на носу военного судна. В ВМФ Российской Федерации гюйс поднимается на носу кораблей 1-го и 2-го рангов (включая подводные лодки) на специальном гюйс-штоке ежедневно и одновременно с кормовым флагом, но исключительно во время якорной стоянки.

Вымпел

Кроме гюйса корабли несут вымпел - узкий и длинный, раздвоенный на конце флаг. Вымпел поднимается на мачте военного корабля во время плавания, обозначает национальную принадлежность военного судна.

Брейд-вымпел

Также используются во флоте флаги и брейд-вымпелы должностных лиц. Брейд-вымпел - это флаг уменьшенного размера с коническим полотнищем и косицами различного цвета (или широкий и короткий вымпел). Поднимается на главной мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

История Андреевского флага

На территории России флаги на судах появились ещё задолго до собственно централизованного государства. Древнерусские ладьи обычно несли два флага: один большой прямоугольный, второй с вырезанным углом на внешней стороне - косицами.

Первый национальный флаг был поднят на корабле «Орел», построенном по приказу царя Алексея Михайловича голландским инженером Ботманом. Он состоял из трех полос: белой, синей и красной, поверх полос был нашит двуглавый орел. Своим происхождением этот флаг обязан гербу Московского государства.

Андреевский флаг берет свое начало с Первозванного Апостола Андрея. По преданию, Апостол посетил территорию будущей Руси и является её покровителем. Апостол Андрей являлся также небесным покровителем Константинополя и Византии, Второго Рима. Покровительство России Апостолом Андреем в сознании народа обеспечивало историческую связь с Византией, принятие ее духовных и имперских ценностей (концепция России как Третьего Рима).

Апостол Андрей был распят в Греции на косом кресте. Впервые изображение синего косого креста появляется в 1698 году на учрежденном Петром I ордене Святого Андрея Первозванного. Это высшая награда в Российской империи до 1917 года. В центре звезды на ордене был изображен двуглавый орел, на груди которого и красовался косой синий крест. Специально для флота Петр разработал восемь вариантов флага, один из вариантов состоял из трех полос: белой, синей и красной (основа - флаг Алексея Михайловича), а поверх них - косой синий крест.

Эскизы флага, собственноручно нарисованные Петром Первым

Существует легенда, что Петр I, думая об эскизе флага, немного задремал и когда проснулся, то увидел, как лучи солнца, проходящие сквозь слюдяное окошко, нарисовали косой синий крест на листе бумаги. На более позднем эскизе флага сохранилась надпись, сделанная Петром I: "Зане Св. Ап. Андрей Первозванный землю Русскую светом Христова учения просвети".

Андреевский флаг с 1712 по 1917 год - военно-морской флаг Российской Империи

Все варианты флага, разработанные Петром I, принимаются на флоте, пока в 1712 году не устанавливается окончательная редакция флага в виде белого полотнища и косого синего креста до границ полотнища. Его первоначальное название - Первый Адмиральский флаг, затем с 1797 года - Флаг старшего адмирала, с 1865 года - кормовой флаг военных судов. Сейчас это военно-морской флаг. Существовали Андреевские флаги адмиралов, был Андреевский флаг генерал-адмирала, морского министра, Адмиралтейства, командующего флотом. Каждое военное судно несло вымпел - длинный белый, постепенно сходящий на нет флаг с изображением Андреевского флага. Вымпел служил внешним знаком того, что судно готово для службы.

Российский гюйс и крепостной флаг с 1701 по 1924 год

Андреевский флаг в виде белого поля с синим косым крестом существовал официально до октября 1917 года, когда новая революционная власть отменила все символы царской России. Но все-таки последний Андреевский флаг корабль бывшей Российской Империи спустил в Тунисе лишь в декабре 1924 года. Официальный гюйс Империи использовался в РСФСР до 1924 года, после чего лишь добавили в центр красный круг с изображением молота и серпа, и в таком виде гюйс существовал до 1932 года.

Отношение к флагу было особенным, под ним самоотверженно сражались и умирали за Родину моряки в многочисленных морских сражениях. Под этим флагом была добыта слава России, совершались кругосветные путешествия и многочисленные открытия, этот флаг - символ бескорыстной помощи русских моряков разным народам. Спустить флаг означало сдаться, это было немыслимым, иногда во время сражений суда уходили под воду, продолжая гордо нести свой флаг. В Петровском Уставе было записано: «Все корабли российские не должны ни перед кем спускать флага». Последними напутственными словами командиров российских кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!».

Возвращение Андреевского флага как официального Военно-морского флага состоялось в 1992 году постановлением Правительства РФ. Первый Андреевский флаг был освящен в том же, 1992 году, в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском (морском) соборе. Освященный флаг Ленинградской военно-морской базы был вручён командиру базы В. Е. Селиванову. Тогда же указом президента Российской Федерации было предписано «поднять на кораблях и судах Черноморского флота исторический российский Андреевский флаг и вымпелы».

Андреевский флаг с гордостью несут корабли Военно-морского флота Российской Федерации

Яхтсменам поднимать Андреевский флаг на яхте не следует даже из высокого чувства патриотизма, - это военно-морской флаг России, и власти любого государства просто вынуждены относится к вашей яхте как к российскому военному судну со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не стоит ставить себя и иностранных военных в дурацкое положение.

Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета. Этот крест и дал имя флагу. Символика Андреевского креста уходит корнями в историю раннего христианства. Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры.

В 1698 году, Петром I был учреждён первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного — для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого креста, голубой ленты, серебряной восьмиконечной звезды и золотой цепи. В центре звезды, в розетке покрытой красной эмалью и золотыми полосками в виде вияния, — двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, на груди орла — косой синий крест. Символика Андреевского флага также была данью памяти Петра I его отцу — царю Алексею Михаиловичу, который впервые учредил специальный флаг для первого военного Российского судна — трёхмачтового галиота «Орёл».

Став царём, Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага ВМФ. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии».

С 1692 по 1712 год Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага ВМФ, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года. 17 января 1992 года, Российское Правительство приняло резолюцию относительно возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. В субботу, 15 февраля 1992 года Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.

Гюйс военно-морского флота также несёт на себе Андреевский крест. Оба флага (гюйс и кормовой) были заменены в 1918 году на флаг РСФСР, а затем на вновь созданные гюйс и военно-морской флаг СССР.

Дореволюционные и гюйс были вновь введены во флоте России в 1992 году, они используются по сей день. Официальное знамя ВМФ России, основанное на флаге ВМФ России, было утверждено Федеральным законом № 162 от 29 декабря 2000 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Андреевский крест является распространённым символом, изображаемым на флагах многих государств и административных единиц. Часто он является составной частью военно-морских флагов (Россия, Болгария, Бельгия, Грузия, Латвия, Эстония).

Шотландский флаг, один из древнейших национальных флагов в мире, также представляет собой синее прямоугольное полотнище с белым косым (Андреевским) крестом. Шотландский флаг в 1606 году вошёл в качестве составляющей во флаг Великобритании, а через него во флаги Австралии, Новой Зеландии и других государств Британского содружества. На флагах всех британских колоний, до обретения ими независимости, изображался британский флаг.

Три андреевских креста расположены на флаге и гербе Амстердама.

Андреевский крест был помещён на флаге Конфедерации южных штатов.


Андреевский флаг – исторический символ российского военно-морского флота. Как известно, он представляет собой белое полотнище с Андреевским крестом — двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест. В далеком 1699 году Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга российского флота. Почему он решил остановить выбор именно на этом символе?

Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, был по преданию распят именно на косом кресте. Апостол Андрей отправился с проповедью по целому ряду стран, которые выпали ему по жребию. Андрей Первозванный проповедовал в Вифинии, Понте, Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе, Ахайе и Скифии. Он стал первым проповедником христианства на побережье Черного моря, а слушали его моряки и рыбаки.

Власти встречали его очень недружелюбно, а в Синопе он был подвергнут жестоким пыткам. Считается, что апостол побывал на территории современных Абхазии, Адыгеи и Осетии, а затем вернулся в Византий, где также продолжал свою проповедь, основал Церковь. Затем Андрей Первозванный был схвачен и принял смерть в городе Патры, что на территории Греции. Косой крест, ставший инструментом казни Андрея Первозванного, в память об апостоле прозвали Андреевским. На месте, где был распят Андрей, забил источник. Сейчас в Патрах стоит очень красивый собор святого Андрея Первозванного, посвященный апостолу.

Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков. В 832 г. скотты и пикты Шотландии сражались с англами. Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный. Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.

Когда в 1606 г. была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства. Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.

Повлиял ли этот флаг на Петра I? Скорее всего, ибо Англия к тому времени уже была серьезной морской державой, одной из сильнейших в мире. С другой стороны, Андрей Первозванный считался и покровителем Руси. Существовало предание, что он якобы путешествовал по землям, где впоследствии появилось русское государство, и проповедовал здесь учение Христа. Конечно, это только легенда. Ведь Древнейший свод 1039 года и Начальный свод 1095 года, «Чтение о Борисе и Глебе» заявляют, что на Русь апостолы Иисуса Христа не ходили. Тем не менее, с XI века апостол Андрей Первозванный считался покровителем земли Русской. Поэтому выбор Петра был вполне обоснованным и, более того, очень точным.

Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота. Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека. Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.

Известно, что император, уделявший огромное внимание строительству и укреплению флота, лично работал над эскизом нового флага. Он перепробовал как минимум восемь вариантов. Их пробовали использовать в качестве морских флагов, пока в 1710 году государь не остановил выбор на окончательном варианте – том самом белом флаге с синим косым крестом. Тем не менее, только Корабельным уставом 1720 года были определены точные характеристики флага — «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он ».

Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота. Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией. Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость.

Обычно Андреевский флаг, поднимаемый над кораблями, представлял собой четырехметровое полотнище. Такой размер не был случайным – большое знамя на ветру издавало шум, пугавший противника и бывший своего рода психологическим оружием. Можно представить себе, как «ревели» Андреевские стяги русских эскадр, в которые входило большое количество кораблей! Действительно, противнику было немудрено испугаться такого устрашающего рева.

По мере развития русского флота, участия его во все новых и новых войнах, в 1819 году был принят Георгиевский адмиральский флаг, представлявший собой все тот же Андреевский флаг, в центре которого находился красный геральдический щит, а на нем – изображение святого Георгия Победоносца, также считавшегося одним из покровителей воинов Земли Русской. Получить такой флаг корабельному экипажу считалось огромным почетом. Его вручали за особые боевые заслуги, например – за мужество, проявленное при защите Андреевского флага во время морского сражения.

Кстати, Андреевский флаг как святыню флота полагалось защищать не на жизнь, а на смерть. Моряки погибали, но отказывались спустить священный символ русского флота. Лишь два раза в истории российские корабли добровольно спускали Андреевский флаг. Первый раз дело было 11 мая 1829 года. Во время очередной русско-турецкой войны фрегат «Рафаил», которым командовал капитан 2-го ранга Семен Стройников, столкнулся с турецкой эскадрой из 15 кораблей. Капитан не хотел, чтобы его матросы и офицеры погибли, поэтому принял решение спустить флаг и сдать корабль.

Император Николай I относился к воинской славе очень ревностно. Поэтому когда стало известно о позорном для флота поступке, фрегат «Рафаил» было предписано, если он вдруг будет захвачен русскими моряками, сжечь. Капитан 2-го ранга Семен Стройников был разжалован в простые матросы, лишен наград и званий. Император запретил Семену Стройникову жениться, чтобы он не дал России «потомство труса». Правда, к тому времени Семен Стройников уже был отцом двоих сыновей. И они, что интересно, не просто поступили на военно-морскую службу, но и оба дослужились до чина контр-адмирала.

Что касается фрегата «Рафаил», то его действительно постигла судьба, предписанная императором Николаем I. Спустя 24 года после его сдачи туркам, во время Синопского сражения, фрегат был сожжен. Приказ императора исполнил знаменитый адмирал Павел Нахимов. Имя «Рафаил» запретили давать кораблям российского флота на веки вечные.

Вторая печальная история произошла во время Цусимского сражения. Тогда Вторая тихоокеанская эскадра, столкнувшаяся с превосходящими силами японского флота, была вынуждена капитулировать. Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов, служивший младшим флагманом эскадры и заменивший раненого командира вице-адмирала Рожественского, принял решение о капитуляции. Он также рассчитывал спасти жизнь оставшимся офицерам и матросам. Андреевские флаги были спущены на кораблях, сдавшихся японцам.

Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов. Все это были живые люди – чьи-то отцы, братья, сыновья. Но такой своеобразный поступок адмирала не оценили штабные командиры в Санкт-Петербурге и власти Российской империи, которые сочли заботу о сохранении жизней своих подчиненных банальной трусостью. Когда после Портсмутского мира контр-адмирал Небогатов был освобожден из плена и вернулся в Россию, его лишили чинов, предали суду и в декабре 1906 года приговорили к смертной казни. Но вышестоящим указом приговор контр-адмиралу был заменен на десятилетнее заключение в крепости, а еще через 25 месяцев он вышел на свободу, получив помилование.

Но был в истории российского флота и третий случай, когда Андреевские флаги были спущены на русских кораблях. В 1917 году Андреевский флаг перестал быть флагом российского флота, а в 1924 году его добровольно спустили на кораблях русской эскадры в порту Бизерта на африканском побережье Средиземного моря. Это было связано с тем, что Франция, которой тогда принадлежал порт Бизерта, официально признала Советский Союз и, следовательно, русские корабли просто были вынуждены подчиниться распоряжениям французских колониальных властей.

С революционными событиями и Андреевским флагом связана и одна очень интересная история. В 1920 году тральщик «Китобой», которым командовал эстонский лейтенант Оскар Ферсман, ушел из Эстонии, опасаясь захвата большевиками. Командир тральщика распорядился поднять Андреевский флаг, после чего направился через Европу в сторону Крыма, намереваясь присоединиться к войскам барона Врангеля.

Однако, когда 27 февраля корабль прибыл в Копенгаген, где находилась британская эскадра, ее командование приказало Ферсману спустить Андреевский флаг. Командир британской эскадры подчеркнул, что Лондон более не признает Андреевский флаг. Но лейтенант Ферсман отказался подчиняться распоряжениям англичан, подчеркивая, что готов вступить в неравный бой, хотя его корабль обладал всего двумя пушками.

Вполне вероятно, что эта противоречивая ситуация разрешилась бы вооруженным конфликтом и гибелью русских моряков в неравном столкновении с английской эскадрой, но вмешалась императрица Мария Федоровна, которая по счастливой случайности находилась в этот момент в Копенгагене. Она обратилась к британскому руководству и добилась не только дальнейшего пропуска для корабля, но и его снабжения углем и продовольствием. В итоге «Китобой» все же добрался до Севастополя, а затем, с остальной врангелевской эскадрой, отошел в Бизерту. Вот таким была одна из последних битв моряков старого русского флота за святой для них Андреевский флаг.

В Советском Союзе для ВМФ был принят совершенно другой флаг, построенный на основе традиционной советской символики – серп, молот, красная звезда. В истории же использования Андреевского флага наступило более чем семидесятилетнее промедление, омраченное очень неблаговидными событиями. В годы Великой Отечественной войны Андреевский флаг стала использовать в качестве символики «Русская освободительная армия» генерала Андрея Власова, сражавшаяся против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии. Андреевский флаг был изображен на шевронах военной формы РОА и носившие его на руке предатели совершали преступления против собственного народа, служа фюреру – кровавому палачу Русской земли. Тем не менее, знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.

В январе 1992 года правительство суверенной России приняло решение о возрождении Андреевского флага как символа Военно-морского флота Российской Федерации. Тем самым, была отдана дань многовековым традициям русского флота. 26 июля 1992 года флаги ВМФ СССР были последний раз подняты на кораблях российского флота, после чего прозвучал гимн Советского Союза, под звуки которого они были спущены и вместо них под гимн Российской Федерации подняты Андреевские флаги. С этого времени Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота Российской Федерации и поднимается на всех кораблях и судах, входящих в его состав. Символика с Андреевским флагом используется в униформе личного состава ВМФ Российской Федерации.

При всем уважении к флагу ВМФ СССР и героическим подвигам, которые под ним совершали советские моряки в годы Великой Отечественной войны, в боевых походах и операциях послевоенного времени, нельзя не согласиться с тем, что возвращение Андреевского флага как символа российского флота стало настоящим возрождением традиций, и сегодня российские моряки вновь ценят и любят Андреевский флаг, хранят ему верность. Как говорили русские капитаны при вступлении своих кораблей в бой – «С нами Бог и Андреевский флаг! »

gastroguru © 2017