Дирижабль 1937 загорелся. Дирижабль "Гинденбург": история, технические характеристики и крушение гиганта

Дирижабль "Гинденбург" - самый большой дирижабль, который когда-либо был создан в мире. Его построили в Германии в 1936 году. Свое название он получил в честь президента Германии по имени Пауль фон Гинденбург. С дирижаблем связана известная трагическая история. В 1937 году при посадке в США он загорелся и рухнул. Из 97 человек, находившихся на борту, погибли 35. Еще одной жертвой стал член наземной команды.

Крушение "Гинденбурга" не стало самой массовой катастрофой дирижаблей, но вызвало большой

Строительство дирижабля

Строительство дирижабля "Гинденбург" было начато в 1931 году. На это ушло около пяти лет. Первый полет состоялся 1936 года. Характеристики дирижабля "Гинденбург" впечатлили многих.

На момент строительства это было самое большое в мире. Конструкция дирижабля "Гинденбург" была самой передовой. Его длина составляла 245 метров. Объем газа в баллонах составил около 200 тысяч кубометров. У цеппелина были четыре дизельных двигателя мощностью около 900 лошадиных сил. Имелись специальные баки для хранения топлива объемом две с половиной тысячи литров каждый.

Технические характеристики дирижабля "Гинденбург" были впечатляющими. Он был способен поднять в воздух до 100 тонн полезной нагрузки и 50 пассажиров. Максимальная скорость составляла 135 километров в час. Эти технические характеристики дирижабля "Гинденбург" были просто поразительными для своего времени.

Гелий вместо водорода

История дирижабля "Гинденбург" интересна тем, что такие большие размеры были обусловлены тем, что в качестве несущего газа планировалось использовать гелий. Планировалось заменить им легко воспламеняемый водород, который применялся ранее.

Интересно, что первоначально планировалось построить водородный цеппелин, который стал бы фактически преемником популярного дирижабля "Граф Цеппелин". Но из-за катастрофы английского дирижабля проект был переделан. Тогда из 54 человек, находившихся на борту, погибли 48. Причиной стало воспламенение водорода вследствие утечки.

На момент строительства дирижабля "Гинденбург" единственными крупными поставщиками гелия в мире были США. Но в стране действовало эмбарго на его экспорт. Все-таки один из разработчиков цеппелина Хуго Эккенер рассчитывал, что гелий получить удастся, для этого он даже встречался в 1929 году с американским президентом в Белом доме.

Но этим планам не суждено было осуществиться. Когда в Германии к власти пришел Национальный совет по контролю за военными товарами, США отказались снимать запрет на экспорт гелия. "Гинденбург" пришлось переделывать под использование водорода.

Оснащение цеппелина

Немецкий дирижабль "Гинденбург" был оснащен всем необходимым. На борту имелись ресторан и кухня. На палубе были оборудованы две прогулочные галереи с окнами, расположенными под наклоном. Из-за ограничений по весу вместо ванн на борту был расположен душ. Практически все было сделано из алюминия, даже рояль, предназначенный для салона цеппелина.

Перед посадкой на борт все пассажиры были обязаны сдавать зажигалки, спички и любые другие устройства, способные вызвать искру. Интересно, что даже несмотря на такие строгие ограничения на "Гинденбурге" была комната для курения. Там можно было воспользоваться единственной на борту электрической зажигалкой. Чтобы максимально обезопасить пассажиров и экипаж от вероятного пожара, в комнате поддерживалось избыточное давление. Это препятствовало проникновению в помещение водорода. Попасть в нее можно было только через воздушный шлюз.

К 1937 году пассажирские купе, а также общественные помещения глобально модернизировали. Это позволило значительно увеличить вместимость - с полусотни до 72 пассажиров.

Полеты дирижабля

Свой первый полет дирижабль "Гинденбург" совершил в 1936 году. Он поднялся в воздух в Фридрихсхафене. В течение первых нескольких недель он совершил пять пробных полетов, а 26 марта отправился в свой первый рекламный полет. На его борту находилось 59 пассажиров.

Непосредственно коммерческие рейсы дирижабль стал выполнять с 31 марта. С 37 пассажирами на борту цеппелин отправился в Южную Америку. Также удалось поднять более тонны грузы.

С мая 1936 года дирижабль начали использовать для регулярных пассажирских перевозок. Он совершал перелеты через Атлантический океан, совершая в среднем по два рейса в месяц.

В сентябре "Гинденбург" отправился в Нюрнберг, полет занял меньше суток, а уже оттуда на восточное побережье Америки. К концу года он совершил еще три рейса в Ресифи и Рио-де-Жанейро. Около десяти коммерческих полетов было совершено в американский Лейкхерст.

Стоит подчеркнуть, что в то время дирижабль был одним из самых популярных способов пересечения Атлантики. Билеты раскупались практически сразу, свободных мест просто не было.

Зимой была проведена модернизация, после которой полеты через Атлантический океан в Бразилию продолжились. Также "Гинденбург" перевез пассажиров в рекламном туре над западной частью Германии и Рейнланд-Пфальцем.

Всего дирижабль совершил 63 успешных полета.

Последний полет

В свой последний полет цеппелин отправился 3 мая 1937 года. На борту находились 97 человек. Среди них - 61 пассажир и 36 членов экипажа. Полеты проходили в достаточно комфортных условиях, для обеспечения удобства пассажиров на борту всегда присутствовало большое количество обслуживающего персонала. Билеты при этом стоили недешево - в среднем около четырехсот долларов.

Были заполнены и багажные отделение. Дирижабль принял более 17 тысяч почтовых отправлений, общий объем багажа и груза составлял примерно одну тонну. Место на капитанском мостике занял Макс Прусс, опытный пилот, ветеран Первой Мировой войны.

Катастрофа дирижабля "Гинденбург"

Из Германии дирижабль вылетел в 20:15 по местному времени. Преодолев Атлантический океан, он оказался над Манхэттеном.

Экипаж традиционно заботился не только об удобстве пассажиров, но и о создании незабываемых впечатлений. Капитан Прусс решил продемонстрировать пассажирам достопримечательности Америки, а заодно показать и американцам знаменитый немецкий дирижабль. Для этого он пролетел настолько близко к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинга, что посетители и пассажиры могли хорошо рассмотреть друг друга и помахать рукой.

После этого "Гинденбург" недолго покружил над самим городом и направился на авиабазу в Лейкхерст. Именно там была запланирована посадка. Около 16:00 цеппелин находился неподалеку от места своего приземления.

Посадка в Лейкхерсте

Непосредственно в Лейкхерсте значительно ухудшились погодные условия. С запада стремительно приближался грозовой фронт, который мог в ближайшее время добраться до посадочного поля. Погода была настолько непредсказуемой, что начальник авиабазы Чарльз Розендаль даже настоятельно рекомендовал Пруссу отложить посадку дирижабля.

Цеппелин проплыл вдоль побережья. К этому времени грозовой фронт начал уходить на север. В 18:12 на борт "Гинденбург" пришла радиограмма, в которой сообщалось, что погодные условия стали благоприятными, можно вновь взять курс на базу и совершить посадку. В 19:08 пришло еще одно сообщение. В ней экипаж призывали сесть как можно скорее, потому что погода могла снова испортиться.

В 19:11 дирижабль начал снижение, опустившись до отметки в 180 метров. За ним в это время следил американский журналист Герберт Моррисон, который вел с земли репортаж о прибытии "Гинденбурга" в США.

В 19:20 цеппелин уравновесили, с его носа были сброшены два Началась непосредственная подготовка к приземлению. Ситуация начала выходить из-под контроля в 19:25, когда в хвостовой части началось возгорание. Буквально за 15 секунд огонь распространился в сторону носовой части на несколько десятков метров. Сразу после этого прогремел первый взрыв на дирижабле "Гинденбург".

Ровно через 34 секунды после этого цеппелин рухнул на землю.

Жертвы трагедии

В катастрофе на дирижабле "Гинденбург" погибли 36 человек: 22 члена экипажа и 13 пассажиров. Еще одной жертвой стал сотрудник наземной службы.

Большинство из них умерли в огне или задохнулись угарным газом. Несколько человек успели выпрыгнуть из горящего дирижабля, но разбились при падении на землю.

Непосредственно в самой катастрофе погибли 26 человек, из которых 10 были пассажирами. Остальные скончались позже от полученных травм.

Расследование катастрофы

Расследованием катастрофы дирижабля "Гинденбург" занималась следственная комиссия из Германии. Было установлено, что в хвостовой части корпуса взорвалась стальная проволочная расчалка, которая проходила по внутренней части всего каркаса. При этом она служила для передачи давления на газовые баллоны.

Два баллона из-за разрыва оказались повреждены. Это вызвало утечку водорода, в результате в пространстве между баллонами и внешней оболочкой образовалась взрывоопасная смесь.

После того, как были сброшены посадочные канаты, оболочка цеппелина оказалась заземлена не так хорошо, как материал корпуса. Это и привело к разнице потенциалов. Свою роль сыграла и погода. Влажность была повышена, а из-за прошедшего недавно грозового фронта возникла искра. В результате воздухо-водородная смесь моментально воспламенилась. Свое расследование проводили и американские эксперты, которые пришли к похожим выводам.

Конспирологическая версия

Интересно, что существует и конспирологическая версия гибели дирижабля "Гинденбург". Она была выдвинута историком-любителем из США Адольфом Хелингом.

Он считает, что "Гинденбург" уничтожила мина с часовым механизмом. Ее умышленно установил один из членов экипажа, техник Эрих Шпель, на дно баллона под номером четыре. Предполагалось, что взрыв произойдет сразу после приземления, когда и пассажиры, и экипаж покинут судно. Так считает Хелинг. Но из-за того, что "Гинденбург" сделал лишний круг, к чему привели плохие погодные условия, часовой механизм сработал до высадки всех, кто находился на борту дирижабля.

Сам Шпель выпрыгнул из горящего цеппелина, но вскоре скончался в больнице от полученных ожогов. Интересно, что такую же версию выдвигал и начальник немецкого гестапо Генрих Мюллер.

Последствия крушения

Крушение дирижабля "Гинденбург" стало началом конца эпохи дирижаблей в мире. В скором времени после этого происшествия немецкое руководство официально запретило выполнять пассажирские перевозки на дирижаблях, а также использовать их для заграничных полетов в любых целях.

Исключение сделали только для почтовых отправлений и авиашоу, которые устраивали на территории Германии.

Прощание с дирижаблями

После катастрофы на "Гинденбурге" коммерческое использование дирижаблей фактически прекратилось. Немецкие компании отменили все рейсы в Бразилию и США. Немецкое правительство ввело запрет на пассажирские перевозки на цеппелинах.

Дирижабль "Граф Цеппелин" был переведен во Франкфурт. Там он был размещен в музее в качестве огромного экспоната на выставке, которая была посвящена самому фон Цеппелину и его творениям.

Следующий дирижабль из этой серии удалось достроить, но использовали его исключительно в пропагандистских и военных целях. Уже в 1940 году министр авиации Германии Геринг распорядился отдать оба дирижабля на слом.

Гибель "Гинденбурга" в культуре

Катастрофа на "Гинденбурге" нашла отражение в мировой культуре. Например, в 1975 году американский режиссер Роберт Уайз снял художественный полнометражный фильм под названием "Гинденбург", ставший лауреатом двух премий "Оскар". В нем основной версией произошедшего стал саботаж.

Одна из серий популярного документального сериала "Секунды до катастрофы" подробно рассказывает о произошедшем на дирижабле в мае 1937 года. Создатели фильма провели собственное расследование, которое пришло к выводам, что первоначальная версия о возгорании водорода на борту наиболее вероятна, чем версии о взрыве или умышленном поджоге.

"Гинденбург" упоминается и в документальном сериале "Жизнь после людей". В нем показаны выцветшие фотографии дирижабля, которые якобы через три века после исчезновения человечества хранятся в архивах.

В художественном фантастическом сериале "Вне времени" в самой первой серии первого сезона герои отправляются в прошлое как раз в момент гибели "Гинденбурга". Они намерены поймать террориста, цель которого изменить ход истории.

«Германское чудо должно удивить Новый Свет», – писали немецкие газеты о дирижабле «Гинденбург». Оно не удивило – оно его потрясло. 6 мая 1937 года наполненный водородом «Гинденбург» загорелся и потерпел катастрофу, в результате которой погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды.

«Гинденбург» вывели из эллинга 4 марта 1936 года. Он был самым большим воздушным судном из всех, когда-либо поднимавшихся до того над землёй: 245 метров длинной и максимальным диаметром 41,2 метра. Цеппелин имел четыре дизельных двигателя «Даймлер-Бенц» каждый мощностью по 1200 л.с.. Он был способен поднять в воздух до ста тонн полезной нагрузки и развивал скорость до 135 километров в час. К маю 1937 года «Гинденбург» совершил 37 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения около трех тысяч человек.

Полет на дирижабле приближался по степени комфорта к пребыванию на большом океанском лайнере. В корпусе имелся ресторан, салон с роялем, в нижней части палубы была оборудована смотровая платформа, в каютах имелись душевые кабины. Несмотря на высокую пожароопасность из-за наполнителя (водород), на «Гинденбурге» была специальная комната для курения, в которой создавалось небольшое избыточное давление, препятствующее проникновению внутрь комнаты водорода.

3 мая 1937 года капитан «Гинденбурга» Макс Прусс поднял цеппелин в последний, ужасный полет. На его борту находилось 97 пассажиров и членов команды. 6 мая дирижабль появился над Манхэттеном. Капитан подвел воздушное судно вплотную к смотровой площадке небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг. Она была заполнена репортерами и зрителями.

Гордо пролетев над городом, дирижабль направился на базу Лейкхерст. В это время в районе базы была сильная гроза. Начальник базы Чарльз Розендаль посоветовал Пруссу не совершать посадку и дождаться прохождения грозы. Через некоторое время разрешение на посадку было получено, и цеппелин пошел на снижение.

В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили и сбросили вниз причальные канаты. И тут в районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка. Через долю секунды гигантский цеппелин превратился в факел. Огонь мгновенно распространялся по корпусу в сторону носовой части. До земли было 12 метров. Большая часть пассажиров успела спрыгнуть на землю. Люди в панике бежали от источавшего нестерпимый жар горящего корабля. От этого жара на некоторых из них дымилась одежда. Те, кто не успел выпрыгнуть, горели в гондоле.

Обшивка выгорела, и скелет воздушного судна рухнул на поле базы Лейкхерст.

Ведущий репортаж о прибытии дирижабля американский журналист Герберт Мориссон произнес:

«Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов… Это кошмар. Это ужасный кошмар. Все в огне… смотри, Скотти, смотри, Скотти, не заслоняй мне… О, Боже, это ужасно! О, Боже, отойди же, не заслоняй. Пожалуйста! Все горит, и обломки падают на причальную мачту и людей вокруг… Это одна из самых ужасных катастроф в мире!»

Из 97 находившихся на борту воздушного корабля, выжило 62 человека. Среди них был и капитан Прусс. Он тоже выжил, но обгорел до неузнаваемости.

В 1938 году фирмой «Цеппелин» было завершено строительство еще одного дирижабля. Его назвали «Граф Цеппелин», но пассажиров в воздух он не поднял: в Германии запретили полеты с пассажирами на дирижаблях, которые наполнялись водородом.

По одной из версий «Гинденбург» был уничтожен взрывом мины с часовым механизмом. Будто бы мина была поставлена техником Эриком Шпелем на дне газового баллона № 4. Взрыв должен был произойти после того, как пассажиры покинут судно. Но так как цеппелин сделал лишний круг из-за грозы, мина сработала до высадки. Шпель выпрыгнул из горящего «Гинденбурга», но скончался в госпитале от полученных ожогов.

По другой версии, дирижабль задел причальную мачту, вызвав этим искру, отчего и произошел взрыв водорода.

По версии телеканала « National Geographic », «Гинденбург» вспыхнул от статического электричества , появившееся в обшивке дирижабля из-за бушевавшей неподалеку грозы.

Позднее на заводе Цеппелина были проведены исследования возможности воспламенения водорода в баллонетах от статического электричества. И получили положительный результат.

  • Объем оболочки - 175 000 м 3
  • Объем оболочки - 200 000 м 3
  • Диаметр - 41,2 м
  • Длина - 245 м
  • Скорость полета - 135 км/ч
  • Высота полета - 3500–5000 м
  • Экипаж - 40–61 человек
  • Пассажировместимость - 50–72 человека

Известен тем, что:
трагедия «Гинденбурга» привела к полному сворачиванию работ по водородным дирижаблям.

Немецкий водородный пассажирский дирижабль «Гинденбург» начал свои полеты с пассажирами в мае 1936 года и совершал по 2 рейса в неделю через Атлантику.

3 мая 1937 года шикарный цеппелин «Гинденбург» отбыл из Франкфурта (Германия) в Лейкхерст (Нью-Джерси) с 97 пассажирами на борту. Путешествие длилось три дня, но не слишком утомляло богатых пассажиров. К их услугам были библиотека, бар, прекрасная кухня - лучшие повара Германии готовили изысканные блюда, которые подавали на голубом с позолотой фарфоре, на борту стояло даже специально сконструированное легкое пианино. Одним словом, это был настоящий летающий дворец. Огромный и величавый, он играл в авиации такую же роль, как могучий «Титаник» в судоходстве, и по жестокой иронии судьбы тоже был обречен на гибель.

Всё шло гладко до самого Нью-Джерси, где штормовая погода не позволила сразу подойти к причальной мачте. Дирижабль кружил над ней несколько часов, пока не стих ветер. Наконец он завис над местом причаливания, и команда сбросила швартовы, за которые дирижабль потянули вниз с высоты 60 м. Пассажиры собрали вещи и приготовились к выходу. Вдруг над кормой дирижабля поднялся дымок, за ним второй, и почти сразу вся гигантская сигара вспыхнула. Кому-то удалось спрыгнуть на землю, другие сгорели заживо или разбились вместе с упавшей гондолой. Всего погибло 36 человек. Это случилось 6 мая 1937 года.

Катастрофа дирижабля «Гинденбург» стала переломным моментом в сражении за покорение воздушного пространства. После нее были прекращены работы по водородным дирижаблям почти одновременно во всех странах.

Дирижабли сохранились только в США, где располагались предприятия по выработке гелия.

Водородные дирижабли применялись в годы Великой Отечественной войны в СССР как привязные аэростаты заграждения. Кроме этого, для перевозки специальных грузов в тылу применялся дирижабль мягкой системы «В-12» объемом 3 тыс. м 3 . Также в СССР в 1944 году под руководством инженера Б. А. Гарфа был сконструирован и построен дирижабль «Победа» объемом 5 тыс. м 3 , показавший отличные летные качества. С 1945-го по 1947 год этот дирижабль применялся на Черном море для отыскания минных полей, затонувших судов и др.

Начиная с 1950-х годов в Советском Союзе полеты дирижаблей прекратились и возобновились уже в 90-е годы XX века.

В США и ФРГ до 1960-х годов эксплуатировалось несколько дирижаблей мягкой системы. Большинство их полетов совершалось с рекламными целями.

6 мая 1937 года произошла одна из самых известных катастроф в истории воздухоплавания. Роскошный немецкий дирижабль "Гинденбург" сгорел при заходе на посадку в США. Это крушение стало одним из самых резонансных в истории - наравне с гибелью "Титаника". До сих пор остаётся загадкой причина, вызвавшая пожар на борту. Выдвигаются различные версии, начиная от случайной искры и заканчивая терактом.

Рождение "Гинденбурга"

Строительство началось в Германии в 1931 году. Это был расцвет эпохи дирижаблей. Эти воздухоплавательные аппараты считались на тот момент наиболее перспективным видом транспорта для далёких перелётов. Хотя корабли по-прежнему оставались самым популярным средством для трансатлантических маршрутов, дирижабли угрожали вытеснить их благодаря своей скорости. Полёт на дирижабле занимал значительно меньше времени. Самолёты же вообще не были конкурентами дирижаблям из-за того, что обладали слишком малой грузоподъёмностью, ограниченным радиусом полёта и ненадёжностью.

Правда, у дирижаблей тоже имелось одно весьма уязвимое место. В качестве несущего газа в них использовался водород - легковоспламеняемый газ. Поэтому любая незначительная искра могла вызвать пожар, который буквально за несколько секунд уничтожал судно. Поэтому конструкторы "Гинденбурга" с самого начала проектировали его с расчётом на использование гелия - более дорогого, но значительно более безопасного газа. Однако существовала одна проблема - в достаточных количествах производство гелия было развито только в США. А в Америке гелий считался стратегическим военным товаром (дирижабли активно применялись в военных целях), и американцы не горели желанием делиться им с остальным миром. Поэтому на экспорт гелия законодательно было наложено эмбарго.

Один из самых знаменитых в мире воздухоплавателей Хуго Эккенер (он совершил первый в истории кругосветный полёт) лично приезжал в Америку, чтобы уговорить законодателей снять запрет на продажу гелия. Однако вскоре к власти в Германии пришли нацисты и стало очевидно, что теперь американцы точно не откажутся от своего эмбарго. Прямо на ходу в конструкцию дирижабля пришлось вносить изменения с учётом использования более дешёвого и опасного водорода.

Строительство дирижабля заняло пять лет. Но результат превзошёл все ожидания. Это был самый большой в мире воздухоплавательный аппарат. Дирижабль достигал 245 метров в длину и развивал скорость 135 километров в час. А гондола, где находились пассажиры, могла удовлетворить даже самого взыскательного путешественника. За создание пассажирских кают и общественных пространств отвечал знаменитый немецкий дизайнер Фриц Бройхаус, который задался амбициозной целью: заставить пассажиров проводить большую часть времени в общественных пространствах, а не в каютах.

На двух палубах располагались ресторан, комнаты отдыха, комнаты для работы, прогулочные галереи, танцевальный зал, библиотека. Имелся даже рояль, в целях экономии веса целиком выполненный из алюминия. С этой же целью пришлось отказаться от ванн, заменив их душевыми кабинами. Тем не менее даже в этом виде "Гинденбург" превосходил по степени комфорта любые пассажирские самолёты даже XXI века.

На второй палубе, помимо столовой для экипажа, находилась единственная курительная комната. Курение в других помещениях и даже простое хранение при себе спичек было строго запрещено, пассажиры сдавали все огнеопасные предметы ещё перед посадкой на борт.

На стадии строительства дирижабль ещё не имел названия, только регистрационный номер - LZ129. Свой первый испытательный полёт он совершил в марте 1936 года и даже тогда ещё не имел названия. Берлин через несколько недель должен был принять Олимпийские игры, так что в воздух новый дирижабль поднялся с эмблемой пяти олимпийских колец. Только после второго рейса он наконец получил имя "Гинденбург". В честь недавно умершего президента Германии, фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга.

Через несколько дней дирижабль наконец совершил первый официальный рейс. Пассажирами судна были журналисты популярных немецких газет, которые должны были прославить чудо техники на всю страну.

Гордость Германии

В конце марта 1936 года "Гинденбург" совершил первый коммерческий рейс в Рио-де-Жанейро. Разумеется, за комфорт и экономию времени требовалось заплатить. Поэтому билеты на дирижабль мог позволить себе далеко не каждый представитель даже среднего класса. Средняя цена билета на трансатлантический рейс составляла в те времена 400 долларов, что примерно равняется 7 тысячам долларов в современных ценах.

В первом девятидневном полёте в Бразилию и обратно возникли проблемы с двигателями, но всё закончилось благополучно. Дирижабль успешно вернулся в Германию в статусе гордости немецкого дирижаблестроения. Лишь немногие существовавшие тогда в мире дирижабли были пригодны для регулярных трансатлантических рейсов, и "Гинденбург", казалось, открыл новую главу в воздухоплавании.

Разумеется, нацистские руководители не могли упустить случай использовать популярность корабля в пропаганде. Дирижабль принимал участие в церемонии открытия Олимпийских игр в Берлине, а также в некоторых других популярных соревнованиях международного масштаба.

Среди пассажиров дирижабля легко можно было увидеть звёзд кино, известных спортсменов, политиков, богатейших бизнесменов, аристократов и подобную публику. Само прибытие "Гинденбурга" превращалось в событие, к месту посадки дирижабля приезжали журналисты, велись радиорепортажи, словом, каждый полёт дирижабля вызывал ажиотаж.

О, человечество!

Гинденбурга", ставший для него последним. На его борту находился 61 пассажир и 36 членов экипажа. Управлял судном опытнейший пилот дирижаблей Макс Прусс, имевший за плечами более 170 трансатлантических рейсов. Полёт проходил в штатном режиме, никаких чрезвычайных ситуаций не возникало. Единственное происшествие, которое вынудило изменить первоначальный план, - это появление грозового фронта, из-за которого пришлось на несколько часов задержать посадку дирижабля на авиабазе Лейкхерст. Прусс вынужден был отвести дирижабль в сторону на несколько часов.

Вечером 6 мая дирижабль начал посадку. По ходу снижения были сброшены посадочные канаты, после чего в хвостовой части дирижабля внезапно вспыхнул пожар. Огонь распространялся с невероятной скоростью, уже через несколько секунд оболочка дирижабля была объята пламенем. Всё это происходило на глазах у множества людей, которые пришли посмотреть на прибытие дирижабля. Это был первый трансатлантический рейс сезона из Европы в США, поэтому на месте присутствовало много журналистов. Кроме того, велись видеосъёмка и также радиорепортаж, из которого весь мир и узнал о трагедии в прямом эфире. Трансляцию вёл Герберт Моррисон, и его отчаянный и плачущий выкрик в прямом эфире: "О, человечество!" сделал этот репортаж одним из самых знаменитых в истории радио, а сама фраза в западном мире стала ассоциироваться именно с этой трагедией.

Через 30 с небольшим секунд после начала пожара остатки "Гинденбурга" рухнули на землю. Хотя катастрофа дирижабля и стала одной из самых резонансных в истории человечества, число жертв крушения на самом деле было не столь значительным, как можно было бы подумать. Спаслись 2/3 людей, находившихся на борту. Погибло 36 человек.

Большую часть погибших составили члены экипажа - 22 человека. Среди пассажиров погибло 13 человек. Ещё одной жертвой стал сотрудник аэродрома, на которого упали горящие обломки дирижабля. Перекос в сторону экипажа связан с тем, что его члены в основном находились в носовой части, выполняя необходимые действия для посадки. Именно там бушевал наиболее сильный огонь и были минимальные шансы спастись. Часть пассажиров получила незначительные ожоги, не опасные для жизни. Некоторые вообще оказались настолько удачливыми, что не получили никаких травм.

Версии гибели

Гибель "Гинденбурга" на долгое время стала главной темой для ведущих мировых газет. СМИ озвучивали версии одна другой невероятнее. Например, некоторые газеты всерьёз подозревали, что дирижабль сбил выстрелом из ружья окрестный фермер, будто бы неоднократно жаловавшийся на шум из-за полётов.

Хуго Эккенер, разбуженный репортёрами, сообщившими ему о гибели дирижабля, поначалу выдвинул версию саботажа, заявив, что, возможно, кто-то выстрелил по дирижаблю. Однако, обдумав всё как следует, он отказался от этой версии и в дальнейшем настаивал на случайной искре. Также выдвигались версии о попадании молнии или взрыве одного из двигателей, однако они не пользовались серьёзной поддержкой.

Причины гибели дирижабля пытались установить сразу два расследования. Первое проводили американцы, второе - немцы. В конечном счёте обе стороны отказались от версии о саботаже и приняли в качестве официальной версию со случайной искрой. Незадолго до посадки на корабле произошла утечка водорода из одного из баллонов. После того как на землю были сброшены посадочные канаты, вспыхнула случайная искра, возникшая из-за разности потенциалов. Которая в свою очередь была вызвана прохождением через грозовой фронт и особенностями конструкции дирижабля (алюминиевый каркас был отделён от оболочки плохо проводящими ток материалами, поэтому после сброса канатов оболочка оказалась заземлена хуже, чем каркас).

Гинденбурга" Прусс, чудом выживший в катастрофе. Однако никто из них не верил, что террорист мог находиться среди членов экипажа, поэтому они подозревали одного из пассажиров - акробата Джозефа Спа.

Спа практически не пострадал в катастрофе. В момент пожара он разбил окно и свесился вниз, держась на руках. В результате возгорания задняя часть дирижабля резко пошла вниз и приблизилась к земле на расстояние всего нескольких метров (нос наоборот задрало), и в этот момент Спа спрыгнул на землю. Члены экипажа вспоминали, что он вёл себя достаточно странно, блуждал по всему кораблю, выглядел весьма взволнованным и озабоченным, а кто-то даже слышал, будто бы он рассказывал другим пассажирам антифашистские анекдоты. Кроме того, акробатические навыки Спа делали его пригодным для выполнения этой задачи. ФБР даже проводило проверку этого пассажира, но в конце концов не нашло ни единого намёка на то, что он мог быть причастен к катастрофе.

Кроме того, на месте аварии не было найдено ничего отдалённо похожего на взрывное устройство. Поэтому даже Германия, несмотря на заверения экипажа, не стала выдвигать версию о саботаже.

Но уже после войны версия о гибели дирижабля в результате теракта вновь стала набирать популярность. Несколько исследователей на основании косвенных фактов выдвинули версию о причастности к катастрофе одного из членов экипажа Эрика Шпеля, погибшего в тот день.

Шпель не поддерживал режим нацистов, а его подруга и вовсе была убеждённой коммунисткой. Будучи членом экипажа, он знал все слабые места корабля, имел доступ в отсеки, куда пассажиры не могли попасть, знал все укромные места для того, чтобы спрятать взрывное устройство. Возможно, он собирался уничтожить дирижабль как символ нацистской мощи (хвост "Гинденбурга" украшала большая свастика, а сам дирижабль активно использовался в пропаганде). Но Шпель не планировал гибель людей. Бомба должна была взорваться в тот момент, когда на борту никого не было. Но из-за непредвиденной задержки в пути на несколько часов взрыв произошёл в тот момент, когда все были на борту. А сам Шпель по какой-то причине не смог поменять таймер на "адской машине". Однако даже сами сторонники гипотезы подчёркивают, что она строится на большом количестве допущений и косвенных намёков.

Тем не менее версии о саботаже (не со стороны Шпеля, а вообще) придерживалась почти вся команда дирижабля, включая капитана. Кроме того, сторонником этой версии был командующий воздушными частями аэродрома Лейкхерст (где и произошла трагедия) Розендаль. Эккенер, поначалу также заявивший о саботаже, позднее поддерживал официальную версию.

Конец прекрасной эпохи

Гибель "Гинденбурга", произошедшая практически в прямом эфире, потрясла весь мир. Немцы сознательно повышали интерес к дирижаблю различными пиар-акциями, поэтому "Гинденбург" был очень хорошо известен в мире и его крушение было почти сравнимо с гибелью "Титаника" по своему резонансу. В конечном счёте гибель воздухоплавательного судна привела к концу эпохи дирижаблей, на которые возлагалось множество надежд между двумя мировыми войнами. Растиражированная в СМИ гибель корабля привела к резкому оттоку пассажиров. Мало кто хотел теперь путешествовать столь дорогим и при этом небезопасным видом транспорта. Кроме того, Германия, являвшаяся одним из мировых лидеров в сфере дирижаблестроения, запретила пассажирские полёты на дирижаблях после этой катастрофы.

Через два с половиной года после гибели "Гинденбурга" началась Вторая мировая война, которая привела к практически полному прекращению международных путешествий. За годы войны технологии в авиации совершили такой гигантский скачок, какого не делали за предыдущие двадцать лет. К концу войны самолёты уже однозначно превосходили по любым характеристикам (за исключением комфортабельности) дирижабли. Даже более безопасные аппараты, работавшие на гелии, уже не могли составить конкуренцию реактивной авиации. Век роскошных воздухоплавательных кораблей окончательно ушёл в прошлое.

Дирижабль «Гинденбург» построенный в 1936 году на заводе Фердинанда Цеппелина в Германии сыграл огромную роль в истории авиации. Оснащен по последнему слову техники в то время, имея особую полужесткую конструкцию корпуса, был символом мощи и величия «третьего рейха».

Компания «Цеппелин», возглавляемая Эрнстом Леманном, была абсолютно уверена в надежности «Гинденбурга», который должен был возглавить целую серию воздушных кораблей для трансатлантических перелетов. Дирижабль «Гинденбург» был самым большим подобным летательным аппаратом в мире в свое время. Он имел 245 метров в длину и 41 метр в диаметре. Внутри дирижабля находилось 200000 кубометров водорода.

Дворец в воздухе, так про него говорили, был способен с особым комфортом доставить 72 пассажира через океан на скорости 140 километров в час. Чтоб последние не скучали во время поездки, на дирижабле талантливые повара готовили прекрасную пищу, специально сконструированный легкий рояль играл чудесную музыку, и даже в баре подавали особый коктейль под названием «Гинденбург».

Так выглядел интерьер Дирижабля «Гинденбург».

Роковым стал 18 рейс через Атлантику в Нью-Йорк. 6 мая 1937 года его ждали репортеры, кинооператоры и команда, которая помогала причалить этому огромному гиганту (размеры больше чем в 2 раза превышали футбольное поле). Незадолго после начала посадки – дирижабль вспыхнул. Но благодаря опытному командиру корабля Марку Пруссу и слаженным действиям команды, все же удалось спасти 61 жизнь. До сих пор сохранились кадры крушения дирижабля, которые Вы можете посмотреть ниже. После этого случая эра дирижаблей закончилась. Почему случился взрыв – до сих пор загадка.

В Нью-Йорк «Гинденбург» прибыл 6-го мая. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо небоскребов. Дирижабль настолько близко подошел к «Эмпайр Стейт Билдинг», что пассажиры могли разглядеть в его окнах фотографов, снимавших пролетающий мимо гигант. Внизу на Бродвее и прилежащих улицах собирались толпы людей, которые, задрав головы, смотрели вверх.

Взбудоражив жителей Нью-Йорка своим появлением, удовлетворив собственное тщеславие, капитан Пруст направил «Гинденбург» к месту посадки – в пригород Лейкхерст. Здесь уже несколько сот человек поджидали своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы. Была возведена специальная мачта для причаливания дирижабля, однако сильный ветер и начавшаяся гроза задержали остановку. Слишком опасно было цепляться за металлическую мачту, когда в воздухе вспыхивают молнии. Из-за плохой погоды дирижабль больше часа кружил над Лейкхерстом. Наконец, описав широкую петлю над аэродромом и все еще борясь с ливнем, он взял курс на причальную мачту.

И вдруг случилось совершенно невероятное. Сначала послышался глухой взрыв, потом на корме показался сноп пламени, которое в несколько секунд охватило весь дирижабль. И вскоре дирижабль плашмя упал на землю. Эта страшная трагедия произошла так внезапно, так быстро, что все собравшиеся на аэродроме люди поначалу просто растерялись. Потом поднялась паника, и толпа в суматохе начала разбегаться в разные стороны. Из длинного корпуса дирижабля с громадной силой вырывались языки пламени, и через четыре минуты «Гинденбург» полыхал уже весь.

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось 62 человека – почти две трети. К счастью, большинство людей находилось в носовой части «Гинденбурга». Они еще ничего не могли понять, но по наклону корпуса дирижабля и по заметавшимся на земле фигуркам людей сообразили, что произошло что-то непредвиденное.

12 человек команды во главе с капитаном Максом Прустом были прижаты к земле раскаленными частями горящего фюзеляжа. Сильно обожженные, они все же выбрались из-под обломков. Макс Пруст был тяжело ранен. Как горящий факел, выскочил из дирижабля Эрнст Леманн, но на следующий день он умер в больнице.

Гибель «Гинденбурга» произвела в Германии самое тягостное и удручающее впечатление. Все немецкие газеты посвящали катастрофе целые полосы. Долгое время, согласно официальной версии, причиной трагедии считали воспламенение водорода. Если бы вместо водорода дирижабль был заполнен гелием, то такой катастрофы бы не случилось. Но гелий немцы не могли использовать, так как он производился только в Штатах, а закупать его там немцы опять-таки не могли из политических и финансовых соображений.

Но в 1972 году вышла книга М. Муни «Гинденбург», которая начисто опровергает официальную версию. Автор ее после тщательного изучения немецких и американских архивов пришел к выводу, что дирижабль взорвался из-за диверсии. Один из членов экипажа – Эрих Шпель, разочаровавшись в гитлеровском режиме, подложил фосфорную бомбу. В результате ее взрыва и произошла катастрофа, потрясшая весь мир.

С тех пор дирижабли, летающие на водороде, больше не строили. И вообще гигант, подобный «Гинденбургу», больше никогда не был построен. Трагедия надолго напугала человечество.

gastroguru © 2017