Эксперты назвали самых прозрачных и непрозрачных госзакупщиков. Национальный рейтинг прозрачности закупок В сфере здравоохранения

Для участников отечественного рынка электронной торговли середина лета ассоциируется с незаурядным событием: обнародуются результаты исследований научного центра НАУЭТ. От Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ) ждут статистических показателей, анализа тенденций закупочной сферы, прогнозов на будущее.

Особенности рейтинга

Независимое исследовательское учреждение НАУЭТ является признанным экспертом в области экономического, информационного, правового анализа закупочной деятельности посредством сети интернет и коммуникационных технологий.

Проект приобрел значимость и общественный резонанс в 2006 году. С этого момента ежегодное подведение итогов сопровождается награждением победителей в нескольких разнотипных номинациях.

Примечательно, что это действо приходится на летний период, поскольку отчетный год не совпадает с календарным. К примеру, рейтинг прозрачности закупок в 2016 году отражал сведения о событиях с 01.07.15 по 30.06.16.

НПРЗ в 2017 году составляется за период с 01.07.2016 по 30.06.2017

Рейтинг прозрачности закупок – авторитетный источник данных. Его составление проходит под эгидой Минэкономразвития, ФАС и Счетной палаты. Итоги состояния рынка можно найти на портале проекта. Они также цитируются в распорядительных документах органов власти.

Задачи рейтинга

Главная цель, преследуемая НАУЭТ, – анализ ситуации на рынке закупок, выявление проблем и поиск лучших практик.

НРПЗ предназначен для решения таких задач:

  • непрерывный мониторинг состояния и тенденций национального рынка закупок;
  • анализ предложений и текущих программ реформирования системы государственного управления в области закупок;
  • анализ международной практики противодействия коррупции, повышения прозрачности и стимулирования экономической эффективности закупок государственных и корпоративных структур;
  • открытое информирование общественности и средств массовой информации о масштабах и степени проникновения коррупции на национальном рынке закупок;
  • консультирование государственных структур и представителей российского корпоративного сектора по вопросам внедрения и развития современных методов ведения закупочной деятельности.

НРПЗ вносит весомый вклад в решение вопросов:

Структура рейтинга

Участники НРПЗ оцениваются в пределах 5 секций, из которых 3 относятся к госсектору, 2 – к коммерческому. Это:

  • крупнейшие госструктуры РФ;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования;
  • корпорации, подпадающие под действие предписаний ФЗ № 223;
  • юридические лица, действующие по своим регламентам.

Оценка информационной доступности и объективности закупочных процедур производится по определенной шкале. Высший балл – «Гарантированная прозрачность». Ее получения удостаиваются лидеры НРПЗ. Далее следуют средняя, базовая и низкая прозрачность. Однако область положительных оценок образуют только гарантированная и высокая прозрачность

Система критериев

Поскольку участники НРПЗ при проведении закупочных процедур пользуются разными нормативно-правовыми актами, их деятельность оценивается по разным параметрам. К примеру, уровень информационной открытости не является определяющим для заказчиков госсектора. Гласность и публичность их работы носит вынужденный характер и обусловлена предписаниям соответствующих ФЗ.

Анализ достижений федеральных и муниципальных заказчиков проводится с применением таких показателей:

  • степень фильтрации заявок претендентов;
  • интенсивность обеспеченной конкуренции;
  • результативность конкурсных процедур;
  • их эффективность и результативность.

К представителям коммерческого сектора применялись такие критерии:

  • степень открытости сведений;
  • регламентированность закупочной деятельности;
  • общедоступность сведений о планах и правилах проведения закупок в открытых источниках, в том числе – на официальных сайтах.

Ассоциация участников закупок не только составляет рейтинг, но и заботится о его обоснованности. На портале НРПЗ выложена методика расчета. Кратко объясняется значение каждого показателя.

Отправным критерием для оценки эффективности конкурсных процедур любого типа считается число поставщиков, допущенных к участию. Это показатель, использующийся для расчета уровня конкуренции. Ситуация, в которой уровень присутствия существенно ниже усредненного показателя рынка закупаемой продукции, свидетельствует о действии неэкономических фильтров: административных барьеров или коррупции.

И наоборот: большое число потенциальных поставщиков говорит о конкурентной борьбе и позволяет достичь максимальной разницы между начальной и конечной ценой контракта.

АО «МОСГАЗ» в четвертый раз стало лидером Национального рейтинга прозрачности закупок по итогам года, в течение которого оценивается уровень работы предприятия в закупочной деятельности. Для того, чтобы попасть в число лидеров рейтинга, необходимо полностью соблюдать законодательство, а все закупочные процедуры должны быть экономически эффективными и доступными широкому кругу участников.

Среди корпоративных закупщиков в рейтинге прозрачности принимали участие 72 ведущие компании России, и только восемь из них, в том числе АО «МОСГАЗ» , получили высший статус прозрачности — «Гарантированная прозрачность», 12 компаний - «Высокая прозрачность». Остальные имеют среднюю, базовую и низкую прозрачность.

В этом году в рейтинге прозрачности МОСГАЗ снова обошел такие предприятия, как П АО «Интер РАО» , П АО «Транснефть» , П АО «РусГидро» , ОАО «Российские железные дороги» , ФГУП «Почта России», АО «Гознак» , АО «Мосводоканал» , АО «Российский Сельскохозяйственный банк» , П АО «Сбербанк России» , АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен».

Вот что рассказал начальник Тендерного управления Александр Тремасов на церемонии «Подведение итогов Национального рейтинга прозрачности закупок - 2016» в Торгово-промышленной палате РФ : «В рейтинге прозрачности закупок Общество участвует четвертый год, первые три года нам присваивался Высокий рейтинг прозрачности. В этом году мы впервые достигли высшей ступени рейтинга - Гарантированная прозрачность. В первую очередь это удалось за счет того, что все 100% закупок компании размещаются в электронной форме, открыто для всех участников, с соблюдением законодательных процедур, экономической эффективности, прозрачности в целом и общего доступа к заказам. При этом большое количество закупок мы размещаем для субъектов малого и среднего предпринимательства».

Как ранее заявлял глава компании Гасан Гасангаджиев , в силу специфики деятельности Общества, которая связана с безопасностью города и его жителей, от производителей, которые приходят на конкурс, компания требует повышенных гарантийных обязательств, и это одно из условий работы с МОСГАЗом.

Стоит отметить, что немногим организациям удается сохранить столь высокий статус на протяжении длительного времени. Это говорит о стабильной качественной и эффективной работе компании в области закупок, и, конечно, о высококвалифицированных кадрах Общества. Высокая оценка означает, что компания проводит закупки эффективно, экономически обоснованно и на конкурентной основе, когда достигается самое главное - экономия денежных средств предприятия при приобретении самых качественных материалов.

Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) проводится независимым негосударственным исследовательским центром, специализирующимся в области непрерывного мониторинга российского рынка государственных и корпоративных закупок на предмет прозрачности, гарантий соблюдения законодательства, выявления фактов сговора, минимизации проблем коррупции при государственных расходах, выявления наиболее распространенных отклонений на рынке государственного и корпоративного заказа.

Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте проекта

6 декабря в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась ежегодная Церемония подведения итогов проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». В пленарном заседании приняли участие .

Так же с докладами на тему государственных и корпоративных закупок выступили Машков Виталий Владимирович, советник генерального директора АО «Корпорации МСП», Данилов Алексей Леонтьевич, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике, Мельниченко Инна Алексеевна, директор Департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом».

Начиная с 2006 года, аналитическим центром проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» осуществляется непрерывный мониторинг российского рынка закупок на предмет прозрачности и эффективности закупочных процедур. В результате детального анализа за период НРПЗ 2018 в государственном секторе было исследовано 2 852 973 закупок, начальная максимальная цена которых составила 7,38 трлн. руб., в секторе 223-ФЗ было проанализировано 1 373 112 закупок, начальная максимальная цена которых составила 29 трлн. рублей. Прозрачность национального рынка закупок находится на уровне «Средняя прозрачность» шкалы НРПЗ, который является третьим по счету из пяти возможных.

«В целом стабильный рынок государственных закупок вступил в новую нормативную реальность, и мы будем надеяться, что внесенные масштабные поправки только улучшат конкурентность и прозрачность закупочного процесса, однако вызывают опасения отдельные нормы такие, как возможность закупок у взаимозависимых обществ, которые могут и отрицательно сказаться на прозрачности, проект НРПЗ будет следить за изменениями и представит их на следующем ежегодном исследовании» — сообщает Симоненко Виктор Викторович, председатель оргкомитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Виктор Симоненко

Ежегодно аналитический центр проекта НРПЗ рассчитывает и анализирует условный показатель «Потери государства в условиях низкой конкуренции», который индикативно показывает возможные потери государства на закупках, проведенных в неконкурентной среде. За период НРПЗ 2018 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 89,61 млрд. руб. (без учета уровня инфляции). Таким образом, потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции за период НРПЗ 2018 сократились на 33,9%. «В ежегодном исследовании мы видим, что уровень конкуренции за последний период исследования вырос, и, как следствие, снижаются потенциальные потери государства» — комментирует Виктор Симоненко.

На сегодняшний день электронный аукцион – самый востребованный вид закупочных процедур (доля ЭА составляет 81,20% от общего количества проведенных закупок) и наиболее конкурентный и эффективный способ осуществления закупок (среднее количество заявок на ЭА порядка 3,21). Как отмечает Виктор Викторович: «Интересно понаблюдать, как измениться ситуация в 2019 году при условии перевода всех закупок в электронный вид».

Второй год особое внимание уделяется участию малого и среднего бизнеса в государственных закупках. «Сегодня поддержка малого и среднего бизнеса очень важна для экономики страны и выделена в отдельный национальный проект. Исследование показало, что сегмент МСП очень активен и за период исследования 80% договоров заключено с субъектами МСП, что говорит об огромном потенциале этого рынка и необходимости поддержки участников этого процесса» — говорит Председатель организационного комитета Симоненко Виктор Викторович.

Заключительной частью мероприятия стала торжественная Церемония награждения лидеров Рейтинга прозрачности закупок в 5 сегментах. Традиционными участниками стали заказчики федерального, регионального, муниципального уровней и корпоративные заказчики, работающие в рамках Федерального закона №223-ФЗ. В сектор государственных и муниципальных закупщиков были включены унитарные предприятия, а коммерческий сегмент был исключен ввиду отсутствия достаточного количества информации о закупках в открытых источниках.

Участниками НРПЗ 2018 стали 372 заказчика, а именно 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня; 85 субъектов Российской Федерации; 87 крупнейших муниципальных образований; 62 крупнейших унитарных предприятия; 69 заказчиков, деятельность которых регулируется Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 г.

Лидерами НРПЗ 2018 стали следующие участники, получившие наивысшую оценку Рейтинга — «Гарантированная прозрачность»:

Класс федеральных государственных закупщиков : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по туризму, Федеральная служба государственной статистики, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.

«Сектор федеральных заказчиков является единственным, получившим общую характеристику «Высокая прозрачность», шкалы НРПЗ, который является вторым по счету из пяти возможных, и демонстрирует стабильность и зрелость участников секции при осуществлении закупочной деятельности», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Класс региональных государственных закупщиков: г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика – Чувашия, Тамбовская область, Смоленская область, г. Севастополь, Архангельская область, Республика Саха (Якутия).

«Исследование 2018г. показало, что рынок субъектов малого и среднего бизнеса является огромным, и по итогам исследуемого периода было выявлено, что 80% все заключенных контрактов заключены с представителями малого и среднего бизнеса. И большую долю этого объема заключают именно Региональные заказчики, поэтому этот сегмент по праву можно считать точкой роста для малого и среднего бизнеса», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Класс муниципальных государственных закупщиков : МО г. Владивосток, МО г. Петропавловск-Камчатский, МО г. Хабаровск, МО г. Ставрополь, МО г. Пермь, МО г. Сочи, МО г. Тюмень, МО г. Южно-Сахалинск, МО г. Сургут, МО г. Смоленск.

«Сектор муниципальных заказчиков за период исследования преподнес сюрприз и продемонстрировал самый высокий уровень конкуренции на закупках (3,23 участника на одну закупочную процедуру), это говорит о том, что участие в закупках заказчиков муниципального уровня доступнее и позволяет большему количеству участников попробовать свои силы в госзаказе» — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Класс унитарных предприятий: ГУП г. Москвы «Мосгортранс», ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП РК «Крымэнерго», ГУП г. Москвы «Моссвет», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

«В этом году секция ГУПов и МУПов была выделена в отдельный сегмент, поскольку была законодательно переведена под действие Федерального закона №44-ФЗ о закупках, и было интересно посмотреть на то, как предприятия перестроятся и будут осуществлять свою деятельность. Несмотря на все сложности, связанные с изменением структуры проведения закупок, предприятия смогли адаптироваться без ущерба для производственных процессов. Тем не менее были приняты поправки, которые возвращают заказчиков в регулирование 223-ФЗ, и дальнейшее исследование сегмента будет проводится в разрезе секции заказчиков, работающих по 223-ФЗ» — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Сегмент заказчиков, регулируемых Федеральным законом №223-ФЗ : Госкорпорация «Росатом», АО «МОСГАЗ», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», ПАО «Ростелеком», Государственная компания «Автодор», Внешэкономбанк (ВЭБ РФ).

«Сегмент заказчиков, работающих по 223-ФЗ, является самой динамически меняющейся сферой в разрезе нормативного регулирования. За период исследования соотношение закупок, проведенных в конкурентной электронной форме и не электронной форме, составило 60% и 40% соответственно. Принятые поправки, с одной стороны, позволят повысить прозрачность и уровень конкуренции в сегменте, но, с другой стороны, часть объемов может выйти из-под регулирования в рамках работы с взаимозависимыми обществами. Следующий период исследования покажет, насколько эти опасения оправданны», — комментирует Симоненко Виктор Викторович, председатель организационного комитета проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок».

Самые непрозрачные госзакупки проводят Росалкогольрегулирование, Минэнерго, Росавтодор и Росрыболовство - именно эти ведомства получили наименьшее количество баллов в «Национальном рейтинге прозрачности закупок 2018», с результатами которого ознакомился РБК. Низкая прозрачность госзакупок отмечена также в Федеральном казначействе, Росгидромете, МЧС и Росстандарте.

Низкая прозрачность госзакупок была зафиксирована в АО «Роснано», ПАО «Аэрофлот», АО «Россельхозбанк» и ПАО «Газпром». «Гарантированная» прозрачность, то есть самая высокая оценка авторов рейтинга, была присвоена госкорпорации «Росатом», АО «Мосгаз», ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро».

Как создавался рейтинг
Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

Закупки с потерями для государства
Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.

​Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики - свыше 45 млрд руб., федеральные - 35,5 млрд руб., муниципальные - 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.

06 .12.2018

Рейтинг составляется независимым исследовательским центром с 2006 года. Анализируют данные из ЕИС, сайты заказчиков и информацию, которую заказчики сами предоставили экспертам. Победителям потом вручают статуэтки, а результаты отправляют в профильные ведомства, чтобы там подумали и сделали выводы.

Госзакупщики

Непрозрачно

Росалкогольрегулирование

Минэнерго

Росавтодор

Росрыболовство

Непрозрачно, но чуть лучше

Федеральное казначейство

Росгидромет

Росстандарт

Прозрачные

Роспечать

Ростуризм

Государственная фельдъегерская служба


Территориально

Непрозрачно

Магаданская область

Республика Калмыкия

Ненецкий АО

Чукотский АО

Республика Дагестан

Карачаево-Черкесия

Прозрачно

Ханты-Мансийский АО

Республика Татарстан

Государственные корпоративные заказчики

Непрозрачно

Тактическое ракетное вооружение

Аэропорт Казани

Непрозрачно, но чуть лучше

Аэрофлот

Россельхозбанк

Прозрачно

РусГидро


​Унитарные предприятия

Непрозрачно

Совхоз Рощинский из Башкирии

Ижводоканал

Московский метрополитен

Прозрачно

Мосгортранс

Петербургский метрополитен

Крымэнерго

Журналисты РБК попросили прокомментировать ситуацию аутсайдеров рейтинга. Участники ответили, что всё делали в соответствии с законодательством. Например, Минэнерго отметило необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок. Росавтодор закупается в строгом соответствии с законодательством РФ, которое, не предполагает никакой рейтинговой системы.
В «Аэрофлоте» тоже отметили непрофессиональность рейтинга. Он не учитывает специфику закупочной деятельности отраслей, что приводит к прямому искажению информации.

— В 2017 году компания заключила крупный контракт на приобретение партии отечественных самолетов. Это колоссальная сделка на огромную сумму, естественно неконкурентная, потому что производитель - единственный источник. Сделка заключена на 18 лет, но методика составления рейтинга не учитывает и этот фактор. В результате, сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентной процедурой на 18 лет и получили совершенно искаженную картину, — комментируют в «Аэрофлоте».

Замыкают пятерку лидеров Башкирия и Смоленская область. В топ-10 по прозрачности также вошли Самарская, Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. Там тендеры в основном проводятся честно и открыто - несколько поставщиков, известны все условия аукциона и так далее. В аутсайдерах Чукотка, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Костромская, Белгородская и Волгоградская области. Рейтинг охватывает второе полугодие 2016 года и первую половину 2017-го, проанализировано около 3 миллионов закупок.

По объему региональные закупки составили 63 процента этого огромного рынка госзаказа. Только за шесть месяцев этого года объем заключенных контрактов (по закону N 44-ФЗ) составил 2,27 триллиона рублей. По данным минфина, бюджет на конкуренции поставщиков сэкономил около 160 миллиардов рублей, но это почти на треть меньше того же периода прошлого года.

В целом региональные закупки оставляют желать лучшего. Высокой прозрачностью обладают лишь 34 процента из них, в то время как в отрицательную область попали 30, а в нейтральную - 36 процентов. Эти показатели улучшаются из года в год, но медленно, и не все зависит от заказчиков, поскольку законодательная среда часто меняется, отмечает Виктор Симоненко, председатель оргкомитета рейтинга прозрачности.

"Для заказчиков ежегодно ставятся все новые и новые задачи, и то, что было лучшей практикой вчера, со временем требует корректировок. Таким образом, однозначно говорить о четком движении тренда прозрачности не приходится. Можно говорить о постоянно изменяющемся рынке государственных закупок", - считает Симоненко.

Почти такие же результаты демонстрирует сегмент муниципальных закупщиков (почти 8 процентов объема закупок). Здесь доля участников в положительном диапазоне составляет 34 процента (плюс 4 процента за год), в отрицательном - 32.

Лидируют Владивосток, Сургут, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Нальчик, Пермь, Краснодар, Ставрополь, Южно-Сахалинск и Курск. Худшие результаты показали Махачкала, Элиста, Назрань, Горно-Алтайск, Анадырь, Черкесск, Оренбург, Великий Новгород, Саранск и Калининград. Здесь закупки наиболее закрыты.

Федеральный сегмент (почти 28 процентов рынка) показал наилучший результат. В нем доля участников с высоким уровнем прозрачности стремится к 40 процентам, а на долю низкой прозрачности приходится лишь 10 процентов. По мнению гендиректора Единой электронной торговой площадки Антона Емельянова, прозрачность закупок госзаказчиков за последние годы выросла, а в сравнении с тем, что было в этой сфере 10 и более лет назад, улучшилась кардинально. Добиться этого удалось благодаря торгам на открытых электронных площадках, они дают возможность анализировать и определять эффективность закупок. Законом N 44-ФЗ все госзаказчики приведены к единому порядку проведения тендеров без учета "местной" специфики, а требования к подаваемым документам теперь однообразны. "Это значительно уменьшило случаи отказов в участии в конкурсах по формальным причинам, например, из-за неправильно оформленных документов", - говорит директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский.

Кроме того, изменилась роль закупок у единственного поставщика. Ранее их доля уверенно росла, а согласно текущим оценкам - уменьшилась более чем в два раза, отметил Симоненко. Однако проблемы в проведении честных и открытых тендеров остались.

"Появились жалобы на так называемую задержку в отображении поданных заявок, несоблюдение онлайн-режима торгов. Бывает так, что какая-то компания подает заявку в самый последний момент и выигрывает конкурс, но при этом ее заявка не отображается на портале электронных торгов и конкуренты узнают об этом уже после оглашения результатов тендера", - подчеркивает Александр Хуруджи, правозащитник, общественный уполномоченный по правам предпринимателей.

Другой проблемой являются участившиеся проверки компаний, выигравших тендеры, со стороны правоохранителей и надзорных органов. "Это несет риски срыва сроков и коррупционной составляющей, - продолжает Хуруджи. - Не решена проблема достойного представления в конкурсах малых предприятий, которые не в состоянии обеспечить необходимые финансовые показатели для участия в тендерах". Кроме того, так и приняты поправки о полном переводе всех закупок в электронный вид.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Елена Березина

gastroguru © 2017