Город фигерас испания. Заказ экскурсий Online

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

Список всех букв - это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв - гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч"о́рный"]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар"]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] - апострофом;
  • ударный [´] - ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] - гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] - знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] - бодрый и [б’] - белка;
  • или [д]-[д’]: домашний - делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до "ма].
  • Новые дома [но"выэ да ма"].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
  • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
  • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
    • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
    • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
    • -аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
    • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё - [о],
    • е - [э],
    • ю - [у].
    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] - [б’]: б анан - б елка,
    • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
    • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
    • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
    • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
    • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
    • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
    • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
    • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
    • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
    • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
    • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
    • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
    • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
    • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
  • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [трупк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ёт [ач’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ зашт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» - в сочетаниях:
    • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
    • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
    • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
    • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
    • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
  • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
    • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
    • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
    • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
    • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
    • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
    • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
  • «Л» - в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
  • «В» - в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Фигерас - испанский город в Каталонии, является столицей округа Альт-Эмпорда, что в провинции Жирона. Жизнь в этих местах, бурлит уже давно и об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок, которые были проведены в девятнадцатом веке. Так вот судя по результатам исследований, в шестисотых годах до нашей эры, в этих местах проживали общины или как по другому можно сказать, племена индигетов. Поразительно, правда? Только представьте себе, что люди в те времена, уже могли делать посуду из глины, которая очень похожа на современную керамику. И, как вы уже наверное поняли, по той причине, что жизнь здесь существует уже достаточно долго, то и интересных мест по идее должно быть достаточное количество. Так оно и есть на самом деле. Давайте не будем ходить кругами, а совершим небольшую виртуальную прогулку по самым примечательным местам, города Фигерас.

Крепость (замок) Сан Ферран . Данное оборонительное сооружение, находится на улице Pujada Castell, если более точно, то в самом ее конце. Замок был построен в те времена, когда Испанией, правил король Фернандо VI Испанский. Над проектом крепости, трудился инженер Хуан Мартин Зерменье. Строительство сооружения, было закончено 4 сентября 1753 года. Возведение стен и оборонительных укреплений, длилось тринадцать лет и над этой работой трудилось порядка четырех тысяч человек. Если же говорить о внутренней отделке, то с этими работами не спешили и они продолжались вплоть до 1792 года. Я не стану описывать всю внешнюю мощь этого здания, скажу только, что оно действительно поражает. Также просто не могу не отметить, тот поразительный факт, что под крепостью, находится резервуар для хранения воды и его объем составляет двенадцать тысяч квадратных метров. За всю историю своего существования, замок повидал не мало сражений и его стены прямо пропитаны интересными историями, но об этом вам лучше всего гид расскажет. Да, действительно эту крепость можно посетить поскольку начиная с июля месяца 1997 года, ее двери открыты для посетителей. И напоследок. Помните нашумевший кинофильм "Парфюмер"? Так вот, данное сооружение послужило в качестве интерьера в этом, леденящем душу фильме.

Музей Игрушки Каталонии . Слово игрушки, всегда ассоциируется с детством, таким счастливым и безмятежным. Попадая в этот музей, окунаешься в самую настоящую сказку, поскольку в качестве экспонатов, здесь выставлены всевозможные игрушки, которые возможно были мечтой вашего детства. Это своеобразный, райский уголок, как для уже довольно взрослых и вполне респектабельных людей, так и для пузатой малышни. Датой открытия музея, является 1982 год. Ранее, на этом месте, находился отель Париж, который являлся родовым поместьем Барона де Террадес.

Музей Техники л´Эмпорда . В качестве экспонатов, в музее собраны и выставлены на всеобщее обозрение, самые невероятные и в некоторой степени диковинные изобретения, такие например, как швейные и пишущие машины разных форм и конфигураций. Всего, в залах музея выставлено для демонстрации посетителям, порядка трех тысяч интереснейших экземпляров, а вот в его недрах, бережно хранятся еще около шестнадцати тысяч, самых невероятных вещей.

Музей Эмпорда . Самый, что ни на есть, классический музей. Здесь, в качестве экспонатов, выставлены полотна известных художников, скульптуры и миниатюры в исполнении талантливых скульпторов. Выделяется данный музей, на фоне всех остальных музеев тем, что он по сути является самым старым из всех музеев в городе, поскольку был основан в 1876 году. Заходя в здание музея, вы начнете свое ознакомление с историческими фактами и реликвиями с обзора, найденных во время археологических раскопок, находок, которые предположительно, относятся к эпохе Альто-Ампурдан. Далее, вам предоставится уникальная возможность, узнать чуть ближе времена относящиеся к средневековью. Роскошные и загадочные, полотна таких потрясающих художников как Соролья, Марти Альсина, Касаса, Химено, Масриера, Мареса, Касановаса, Пинасо, Нонелля, Берга-и-Бойкса, Гаргальо, Мира, Саньйера, Дуняча и прочие, навевают романтический настрой, а вот работы авангардистов, наоборот, вдыхают в наш разум жизнь и ярким тому примером, творения таких художников как Понс-и-Куиксарта и Тапиаса.

Театр-Музей Сальвадора Дали . Музей, был открыт в 1974 году. Удивительно то, что здание, в котором находится сейчас музей, выбирал легендарный художник, лично. Как правило, музеи в честь известных людей, которые оставили след в истории, открывают и основывают уже после смерти оных, а тут такой коленкор, но в этом он весь и есть, загадочный и импульсивный, неординарный Сальвадор Дали. Здание, для своего собственного музея, художник выбирал самым тщательным и придирчивым образом, и наконец его выбор пал на сооружение 1850 года, которое некогда было городским театром.
Здание выполнено в неоклассическом стиле и над его созданием трудился архитектор Жозеп Рока Брос. В 1966 году, в здании начались ремонтные работы с целью восстановления строения и переделывания его под стиль художника и его полотен. Недалеко от музея, есть здание, которое называли Торре Галатеа, и именно в нем, художник Сальвадор Дали, провел остаток своих дней. После смерти, известного художника, здание переделали тоже в музей, но только теперь оно носит другое название - Музей и Фонд Гала-Дали. Кстати, похоронили художника в его же театре - музее. Да, именно здесь в склепе, покоятся его останки. Все желающие, могут посетить усыпальницу художника, но следует учитывать два важных момента. Вход в склеп, стоит дороговато и составляет одиннадцать тысяч евро. А, вот второй не менее важный момент, вас наверняка удивит не менее. Все дело в том, что у легендарного художника, столько поклонников, что попасть в его усыпальницу, пусть даже и за такие огромнейшие деньги, очень проблематично, поэтому если вы все таки нацелены на непременное посещение усыпальницы, советую вам выезжать как можно раньше утром, а лучше всего ночью, тогда существует вероятность того, что вы все таки попадете в место, которое является последним прибежищем этого великого с большой буквы, человека.

И сочиняются невероятные истории. Знаковые для них места становятся самыми посещаемыми в городе и притягивают не только туристов, но и местных жителей, которые шаг за шагом исследуют жизненные пути этих персонажей. Кто является одним из самых эксцентричных героев Испании? Даем подсказку: он – обладатель необычных усов. Да, тот самый странный и фантастически талантливый Сальвадор Дали ! Он прославил маленький городок в провинции Жирона – Фигерас, где родился и провел немалую часть жизни. Сегодня отправляемся на прогулку по городу Фигерасу, по символичным местам, чтобы открыть новые детали биографии Дали и проникнуться той творческой атмосферой, которая его окружала.

Дом номер 6 этой маленькой улицы был свидетелем рождения Сальвадора 11 мая 1904 года и его детства до 8 лет. Здесь же располагалась нотариальная контора его отца, которая сейчас переживает процесс превращения в музей . Когда Сальвадору исполнилось восемь лет, семья переехала в другой дом на этой же улице, построенный в величественном стиле модернизма , где Дали имел свою первую мастерскую. Любопытно, что на улице, на которой пришел в мир создатель сюрреализма, также родились изобретатель и инженер Нарсис Монтуриоль (Narcís Monturiol) и поэт Карлес Климент (Carles Fages de Climent). Поэтому эту улицу называют улицей гениев. Может быть, ее атмосфера вдохновит и вас на создание своего шедевра!

  • Адрес: Carrer de Sant Pere, 1.
  • Контактная информация: http://www.mjc.cat/en/ .

В этой небольшой церкви, первое упоминание о которой восходит к 1020 году, крестили маленького Сальвадора, и он посещал мессы со своей семьей. Церковь пережила множество изменений и тяжелых испытаний: первоначальный римский архитектурный стиль со временем превратился скорее в готический. Но церковь смогла сохранить свою купель для крещения даже после сожжения во времена Гражданской войны и по сей день продолжает быть важным религиозным объектом в Фигерасе.

  • Адрес: Carrer de l"Església, 8.

Главная улица города, как и подобает, наполнена множеством магазинов, баров и ресторанов. В барах на этой улице многие творческие люди любили наблюдать за потоком людей, выбирая героев для будущих шедевров и наполняясь густой атмосферой жизни. Сальвадор Дали – не исключение. Одним из его любимых мест было кафе Astoria, за барной стойкой которого Дали можно было встретить по вечерам. С тех пор интерьер кафе претерпел множество изменений, и новым важным элементом убранства стали фото художника и некоторые его картины.

  • Адрес: Rambla, 15.

Эпиграф :

  • - Вам правда нравятся работы Сальвадора Дали?
  • - Нет. Я приехал сюда, чтобы идиоты думали, что я умный, образованный и разбираюсь в искусстве.
Речь пойдет о последнем более-менее крупном Испанском городе перед границей с Францией. Я прочитал, что однажды, после падения Барселоны, он даже несколько дней был столицей республиканской Испании. Как Вы поняли, сегодня словоблудить и демагогить я буду о городе Фигерас .
Раньше мой подопечный мог похвастаться самой большой в Европе крепостью:

Так выглядят ее останки сегодня, очень рекомендую полицезреть. После того, как угроза со стороны Франции стала призрачной, крепости нечего не осталось, как оставить себе функции туристического объекта.

1. При входе в крепость стоят вот такие гигиенически белые сторожевые башни для охраны:


С момента ухода охраны, их все чаще пытаются использовать не по назначению. К одной из них даже протоптали дорожку. Проблема заключается в том, что в этом регионе дуют безумно сильные ветра странствий, а ближайшее укрытие от ветра довольно далеко и к тому же платное.

2. На этом разрешите закончить вводную историческую часть и перейти непосредственно к прослушиванию дела о законном выносе мозга за пределы дозволенного. Я не знаю каким образом выживают другие подобные города, но моему подопечному очень повезло - в нем родился и жил Сальвадор Дали. Что бы сразу ввести Вас в атмосферу гениальности, разрешите познакомить Вас вот с этим:


Это обыкновенный скафандр, расположенный над входом в дом-музей гения. Для тех, кто не в теме, объясняю, оказывается, он символизирует начало погружения в подсознание. Вот так, не больше и не меньше. Гениально, неправда ли? Мне тяжело в этом признаться, но я могу нырнуть в свое подсознание и без скафандра, оно достаточно чистое и ничем не воняет (по крайней мере, пока).

3. А вот розовый дом-дворец, "обляпанный" снаружи и изнутри огромными каменными какашками:


Многие писатели отмечали ярко выраженную копрофагию (тягу к экскрементам) в творчестве Дали. Как не трудно догадаться, это здание он сам спроектировал. Он вообще здесь жил и работал. Я даже скажу более, он здесь умер и здесь же похоронен. Некоторые экскурсоводы, сами того не желая, пытаются "очернить" замысел автора и называют эти элементы украшения "булочками". Не позволяйте им этого делать!

4. Отодвигаю камеру и перехожу к общему плану:


Нет, это не центральный офис компании МТС (Мобильные Теле-Системы), здесь на тариф "ноль" переходить и не думают. Это градообразующее предприятие нашего городка, где полностью отсутствуют какие-либо производства, кроме этого. Здесь за счет "культуры" куется бюджет как минимум всего региона.

5. Согласно древнегреческой мифологии из яйца родилось первое двуполое существо, яйцо является символом зарождения новой жизни, да и вообще оно будоражит умы людей с древних времен. Будоражит то оно и будоражит, но не до такой же степени, чтобы забросать куриными яйцами крышу башни! Здесь, как говорится, даже куры нервно курят в сторонке.


Помните как в бременских музыкантах:
  • - Скушай, доченька, яйцо диетическое. Или, может, обратиться к врачу?
  • - Ни-че-го я не хо-чу!
6. Надо отдать должное, Сальвадор Дали - отличный пример коммерчески успешного художника. Я вынужден признать, он гениальный продавец! В лучах его коммерческой славы умудряются до сих пор купаться многие наши современные деятели искусств. Но не будем о грустном...

7. Кстати, я знаю об одном не менее эпатажном домике в поселке Таватуй в Свердловской области, но о нем мало кому известно:


Дом напоминает ракушку. Из ракушки тоже можно вывести кучу разных "начал". Она является доказательством присутствия божественного ряда Фибоначи в живой природе... Дом жилой.

8. А вот уже кому-то навеяло в Москве:


Ну это так, лирическое отступление:-)

9. Весь город Фигерас пронизан духом Дали, все что приносит хоть мало-мальскую копеечку, а точнее центик, так или иначе связано с именем мастера. В обувном магазинчике Вам расскажут как сам Дали покупал у их дедушки ботинки. В ламбарде ошарашат вас информацией, что у них жена друга Дали закладывала свое калье, подаренное самим Дали. Ну и так далее... Заветные четыре буквы в этом городе добавляют пару порядков к стоимости любого товара. Вот вроде бы ничем не примечательное кафе:


где Вы можете насладиться чашечкой кофе с еще одним символом утекающего времени - растекающимся циферблатом:

В этом кафе мне рассказали, что сюрреализм закрепился в их городе не сразу, а только после череды голодных обмороков... :-)

10. Сам Сальвадор Дали признавался, что не всегда может рассказать о том что создал. При подходе к музею стоит фигура под названием "Ньютон". Всю фигуру я не фотографировал, а вот нога меня заинтересовала:


Не знаю как сам Дали, но я точно могу рассказать об этом. Этим он хотел нам всем сказать, что есть на свете грабли, на которые лучше не наступать!

11. Еще мне понравилась вот эта дверная ручка:


Ручка сделана в виде любимого мотива художника - палочек на подпорках, а не то что Вы подумали:-)

12. Что-то вспомнилась заметка Хачатуряна, в которой он описывает свое первое знакомство с Дали. При первой встрече Эйнштейн идиотизма, позволил себе голым на детской палочке-лошадке обскакать Хачатуряна под его же музыку "Танец с саблями". На мой взгляд Хачатурян поступил достойно, пожал плечами и вышел.

13. Еще мне известно, что работы Дали вдохновляли республиканцев на создание особых пыточных камер для пленных франкистов во время Гражданской войны в Испании. Помимо кроватей под углом в 20 градусов и пола с беспорядочно приделанными кирпичами, на стенах висели картины Дали. Может быть они просто закрывали дыры в стене? Хотя нет, дыры лучше. Ну это я так, до кучи...

14. Не только воинственно настроенные, но и спокойные наблюдатели этой жизни не довольны увиденным. К правительству Каталонии часто обращается группа местной интеллигенции с просьбой закрыть этот безнравственный и антихудожественный, по их мнению, музей. Они требуют провести экспертизу и признать Дали сумасшедшем, ну то есть невменяемым.

15. Поднимаю голову вверх и вижу вот этого человека с немым вопросом "Почему рыба не ловится?"


Мой ответ такой: либо невод худ, либо рыбы вообще нет тут.

16. В заключении хотелось бы обратиться к Вам, дорогие мои читатели. Несмотря на то, что Фигерас довольно заезженное место, я рекомендую все-таки его посетить. Тех, кто провел детство с Винтиком, Шпунтиком, Буратино, бедным Пьеро, страдающем по Мальвине, Чебурашкой и Крокодилом, сюрреализмом не запугаешь! :-)
Спасибо, что дочитали.

  • Домашняя страница автора:

Фигерас (Figueres) – небольшой каталонский город в провинции Жирона в 10 км от французской границы, где 11 мая 1904 года появился на свет гений-сюрреалист Сальвадор Дали. Здесь 14-летний художник в первый раз выставил свои работы, и здесь же в Театре-музее Дали покоится его прах.

Увидеть красоту города с высоты вы можете на этом видео:

Фигерас чрезвычайно радушный и гостеприимный город, где вся жизнь вращается вокруг музея-театра Дали. Трудно найти жителя, который был бы не связан с музейной жизнью. Коллекция музея представлена более 4 тыс. работ эксцентричного гения, включая картины, скульптуры, фото, гравюры, голограммы и даже ювелирные изделия.

Именно Музей Дали стал причиной туристической популярности города – сюда приезжают в составе однодневной экскурсии из Барселоны и Коста-Бравы.

Как добраться


Фото: Карта Фигераса с достопримечательностями

Из Барселоны

До Фигераса удобнее всего добираться из Барселоны, откуда в Фигерас курсирует поезд – в пути 1 час, 50 минут, стоимость в одну сторону около 17€, с обратным билетом – от 28€. Поезда отходят от станций Passeig de Gracia или Barcelona Sants.

Из Жироны

Также можно добираться из Жироны, куда можно достать относительно дешевый авиабилет. Из Жироны в Фигерес курсируют скоростные поезда – в пути около 20 минут, стоимость билета в одну сторону от 6,9 €. Расписание можно посмотреть на сайте Renfe .

Рядом с ж/д вокзалом находиться автовокзал, откуда ходят комфортные прямые автобусы на Фигерас (перевозчик Sagales, линия №602, 2-7 раз в день) – в пути около 1 часа, стоимость билета в одну сторону от 8 €.

Когда ехать

Не рекомендуем осуществлять самостоятельные поездки в Фигерес в курортный сезон, только если вы не собираетесь отдыхать на берегу Коста-Бравы. В это время идет большой поток туристов, и вы рискуете простоять несколько часов в очереди в Музей Дали под палящим солнцем (+31°С).

Лучше выбирать май, когда стоит отличная погода (+23°С) и проходят местные праздники – Major de la Santa Creu 3 мая и Sant Baldiri 20 мая. Март-апрель и октябрь-ноябрь также бархатные (в среднем +17-20°С), но с частными осадками. Зима в Фигересе также довольно мягкая со средней дневной температурой +13°С, а туристов совсем мало.

История

Первые упоминания о Фигерасе уходят в 600 год до н.э., когда на его территории проживали иберийские племена индигетов. В те времена здешняя равнина была затоплена и поросшая камышом, а люди селились на возвышенностях.

В античности город называли Юнкария, а нынешнее наименование происходит от вестготского слова Ficaris. Популярная версия гласит, что название Фигерас или Фегерес происходит от испанского слова, которое значит «смоквы» или «инжир» (мн.). Местные нередко именуют город сокращенным «Фигуи».

Достопримечательности


Фото: Театр-Музей Сальвадора Дали

Благодаря неиссякаемому воображению Сальвадора Дали Фигерас стал местом самых аллегоричных памятников во всей Испании.

Театр-музей Дали – самое узнаваемое сооружение города, выполненный как красный замок, украшенный гигантскими куриными яйцами (украшение фасада выполнено из хлеба – предмет поклонения Дали). Это место, которое можно исследовать от пары часов до целого дня. Проект музея принадлежит самому художнику – он построен на месте первой выставки 14-летнего Дали в здании бывшего театра.

Экспозиция музея, посвященная преимущественно работам Дали: «Дождливое такси», «Портрет Пикассо», Мягкий автопортрет с кусочком жареного бекона, «Атомная леда», «Обнаженная Гала, смотрящая на море», которая при рассмотрении издалека преображается в портрет Авраама Линкольна и многие другие. Также здесь выставлены работы других мастеров Каталонии.


Фото: Центральный холл музея Дали

Особенность музея в отсутствии брошюрок и путеводителей с описанием – Дали задумал все так, чтобы посетители сами фантазировали о том, что видят. В склепе после зала рисунков покоятся останки самого гения.

У входа в музей стоит аллегоричный памятник работы Дали, посвященный философу Франсеску Пужольсу, который был другом четы Дали. Бюст каталонца Пужольса установлен на голове Гомера, которого Дали чтил, как первопроходца в мир подсознания. А большая фигура с головой-яйцом на заднем плане, скорее всего, это сам автор скульптуры Дали.

Скульптура пам. Ньютона стоит при спуске на улицу Carrer de la Jonquera. Хотя внешне она ничем не напоминает выдающегося физика, она посвящена Исааку ньютону и открытому им закону притяжения.

На площади Гала-Сальвадор Дали можно найти целых три памятника художнику-живописцу Эрнесту Месонье (фр. Jean-Louis-Ernest Meissonier), которого превозносил Дали. Все они расположены на оригинальном пьедестале из разного количества автошин.

Церковь Сан-Пере (Isglesia de Sant Pere) расположилась на площади Сант-Пере неподалеку от Музея Дали. Возведенная еще в начале 11 века она была разрушена и отстроена в готическом стиле в 14 веке, а затем реконструирована в середине 20-го века.


Фото: Церковь Сан-Пере в Фигересе

Музей Игрушек Каталонии (Museu del Joguet de Catalunya) разместился в Отеле Paris на бульваре Ла Рамбла. Музей располагает около 4,5 тыс. экспонатов самых разных эпох – это игрушки выдающихся людей, в том числе Сальвадора Дали. Дети будут в восторге от игрушечных кухонь, машинок, конструкторов, роботов, наборов для фокусов и прочих игрушек.


Фото: Экспонаты Музея игрушек Каталонии

«Голова Дали» на Ла Рамбла – весьма занятная инсталляция с эффектом оптической иллюзии. Голова художника изображена на тротуаре в искаженной форме, но отражаясь в металлическом столбе, обретает правильные очертания. Не пропустите этот забавный объект.

Музей Эмпорда (Museu de L’Empordà) в самом центре города представлен коллекцией с ударением на каталонскую и эмпурданскую живопись 19-20 вв. Здесь можно увидеть также древнегреческие вазы и прочие произведения искусства.


Фото: Экспонаты музея Эмпорда

Дорога от музея Дали на север ведет прямо к замку Кастель-де-Сант-Ферран (Castell de Sant Ferran) середины 18 века, который является самым большим в Каталонии. Он представляет собой прямоугольную крепость с периметром 3120 м и протяженностью рва 5 км. Сейчас это музей под открытым небом – за 3€ можно зайти внутрь, а можно и погулять по его периметру.

Также интересное время можно провести, посетив приватную коллекцию часов Амиэля Мартина.

Достопримечательности в окрестностях


Фото: Средневековый мост в Бесалу

Бесалу (Besalu) – живописный старинный город в 25 км от Фигереса. Самым интересным объектом в городе является мощный средневековый мост.

Кадакес (Cadaques) – пленительно красивый белоснежный город всего в 40 км от Фигереса. Он также связан с Сальвадором Дали, который жил в местечке Порт-Льигат, где можно посетить уникальный Дом-Музей художника.

Помимо фото на фоне терракотового музея, украшенного феноменально большими яйцами, любимец публики – Скульптура памяти Ньютона. Превосходные панорамные фото с вилами на долину получаются около замка Сан-Ферран. Нужно отметить, что в Музее-театре Дали нельзя фотографировать и снимать, предварительно не получив разрешение.

Шоппинг


Фото: Магазин керамики в Фигересе

Фигерас облюбовали французы с соседних городов за невысокий уровень цен, который возможен благодаря низкому уровню налогов. Здесь вы сможете купить известные бренды: Зара, Беннетон, Ла Косте и т.д. Ассортимент намного беднее, чем в Барселоне, куда и советуем отправиться модникам. Зато в Фигерасе намного проще с выбором одежды батальных размеров.

Что и где покупать:

  • Сувениры, связанные с Сальвадором Дали – это и не только можно найти в магазинчиках исторического центра города, например Tot Art или Art Surrealista;
  • Местная керамика области Альт-Эмпорда – в магазине Fabrega Ceramiques на бул. Рамбла;
  • Каталонские сладости – Pastisseria Serra Lacasa на Placa de la Ajuntament;
  • Хамон, колбасы фуэт и бутифарра, вино, оливковое масло.

Чем заняться в Фигересе

10 дел в Фигересе:

  1. Провести полдня в Театре-Музее Дали, разгадывая его дивные работы;
  2. Подкрепиться супом из бычьих хвостов в одном из местных ресторанов;
  3. Разыскать все забавные памятники Фигереса;
  4. Закупить магнитиков и прочих сувениров с изображением Музея Дали;
  5. Отправиться в мечтательный Кадакес;
  6. Съездить на денек в соседнюю Францию;
  7. Обойти по периметру самый большой замок Каталонии – Сан-Ферран;
  8. Попробовать пикантные каталонские колбасы;
  9. Купить домой наборы каталонских сладостей;
  10. Сделать фото с уникальным памятником Ньютону.

Что и где поесть


Фото: Холодный томатный суп — Гаспачо

В Фигересе готовят суп из бычьего хвоста, гаспачо (холодный томатный суп), паэлью, блюда из рыбы, даров моря и прочие испанские и каталонские блюда. Рекомендуем попробовать пататас-де-олот – вкусное и сытное блюдо из жареных тонких кружков картофеля, в которые завернут мясной фарш. Обязательно отведайте деликатесную свиную колбасу бутифарра с необычными добавками.

Заведения

Ресторан LA Creperie Bretonne около Музея Дали подходит для быстрого перекуса в обстановке а-ля Дали. Ресторан La Mossegada привлекает вкусными тапас, а также добротным интерьером с занятным декором, который можно изучать часами.

Ресторан Cap i Pota на Calle Vilafant – уютное семейное заведение с домашней кухней. Здесь готовят большие порции мяса и рыбы. Советуем попробовать благородные сыры и десерт тирамису.

Около Музея Игрушек находиться отличный недорогой гриль-ресторан Can Jordi, который любят местные жители. Советуем седло барашка, рыбу-гриль, заварные пирожные с горячим шоколадом. Здесь очень дешево вино (от 5€ за бутылку).

Calid cafe на улице Pep Ventura – отличное место с огромными порциями и бюджетными комплексными обедами (около 15 €, без кофе). Нужно отметить широкий выбор и превосходное оформление блюд. Столик лучше заказать заранее.

В заведении La Botiga Del Pa на улице Рамбла всегад большой выбор выпечки и десертов.

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации
gastroguru © 2017