Иверский валдайский монастырь. Иверский монастырь на валдае Валдайский старец

(рус. Валдайский Иверский монастырь; англ. Valday Iversky Monastery)

Часы работы: 07-00 до 20-00

Как добраться: добраться можно автобусом из Санкт-Петербурга (с автовокзала на Набережной Обводного канала), до города Валдая, время в пути 6 - 7 часов. Можно, также, добраться на поезде с Московского вокзала до станции Бологое (Тверская область) время в пути – около 2-ух часов, а оттуда на такси или на автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час). С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Из Великого Новгорода до Валдая примерно 150 км. Сюда ходят прямые автобусы (несколько раз в день) Великий Новгород – Валдай (в пути 3 часа). Можно, также, добраться на поезде до станции Бологое (Тверская область), а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай. С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Из Москвы до Валдая можно доехать на автобусе Москва – Санкт-Петербург от автовокзала на Щёлковской (ходят ежедневно), либо на автобусе Москва – Великий Новгород (с Аэровокзала на Ленинградском проспекте), автобус заходит прямо на валдайскую автостанцию, оттуда до Валдайского Иверского монастыря можно доехать на такси, либо дойти пешком. Можно, также, добраться на поезде с Ленинградского вокзала до станции Бологое (Тверская область), время в пути – 2 часа, а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час), затем, также, до монастыря на такси, либо пешком.

На машине до Валдая можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода по трассе Е105 или М10 (Москва – Санкт-Петербург). На трассе будет поворот на Валдай (не поворачивать), и рядом другой поворот (трасса до города Боровичи), с указателем на Святоозе́рский Иверский мужской монастырь, повернуть нужно туда, и проехав по ней 2 км свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским, а далее по прямой до монастыря.

Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь – православный мужской монастырь, расположенный на Сельвицком острове озера Валдай в Валдайском районе Новгородской области. Этот монастырь стал первым монастырём, построенным на Руси после Смутного времени.

25 июля 1652 года взойдя на патриарший престол, патриарх Никон выразил желание основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон в Греции.

Карта Валдайского Иверского монастыря

Летом 1653 года были построены две деревянные церкви: Соборный храм, в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и тёплый храм, в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий.


Несравненную красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский писал: «Патриарх Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь, среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».


Главной ценностью и украшением Святоозерской обители, без сомнения, была Иверская икона, которая прославилась многими чудесами. Иверская икона, поражала взор и ум прихожан, не было подобной ей, даже в сокровищнице царя, ни в его церквях. Ценность украшений этой иконы достигала, в то время, более 44 000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.

Схема Валдайского Иверского монастыря


К началу 1654 года в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В феврале этого же года патриарх Никон посетил строящуюся обитель и переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро Валдай нарёк Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сохранилось письмо патриарха Никона царю, где тот сообщает о своём видении, над островом, знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В мае того же года, по распоряжению царя, за Святоозерским монастырём закрепились озеро Валдай с островами, а также, города: Боровичи, Яжелбицы и Вышний Волочёк.


Монастырь строился и укреплялся, а в 1655 году, к дополнению всем монахам, сюда переселилась и братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. А в 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор.


После смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей, в то время монастырь получил статус первоклассного, а число братии составляло 200 человек.


Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осуждён и низложен с Патриаршей кафедры. С этого момента, монастырь стал медленно, но верно приходить в упадок, а с 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй и вовсе была приписана к строившемуся тогда Александро-Невскому монастырю.


Но, даже в такое тяжёлое время, в монастыре было много прихожан. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. Проводились торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.


После революции 1917 года Иверский монастырь ожидала печальная судьба. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Помимо этого, у монастыря отобрали золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. А в 1919 году монастырь и вовсе был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой и пастбищами.


Чего только не пережил Иверский монастырь. На его территории были и историко-архивный музей, и музей краеведения, и мастерские, и дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.


Но, в 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. С этого момента, И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь начали возвращать к жизни. Были устранены общая захламлённость территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.


Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, была изготовлена мастерами из города Златоуста, и освящена 25 декабря 2006 года.


В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. И ныне, пред нами он предстаёт в неповторимом обличие. Неповторимая красота и изящность Иверского монастыря известна далеко за пределами России.


Главным сооружением Иверской обители является Успенский собор, который за долгие года не утратил своего величия, он отличается большими размерами и монументальностью. Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием – своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века. Восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея с четырёх сторон, с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.


Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет сюда доходит с боков сквозь широкие окна (по три окна на каждой из трёх сторон), и сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей – 6,8 метров, а ширина 21,7 метров.


По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. К сожалению, 60 % фресок были утрачены в советское время. При входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую – чудесное явление мощей Святого Иакова, во время ледохода на реке Мста, а также, чудесное явление Святого Иакова одному больному священнику и другое.


С передней стороны к престолу примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребрённая одежда и над ним резная вызолоченная сень. Напротив престола, на восточной стороне, под резным вызолоченным балдахином находится изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.


Живопись собора, в целом, сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2 956 метров живописи.


Против северо-западного угла соборного храма, находится тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657 - 1658 годов.


Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов находится над церковью Богоявления Господня. Она была построена в 1747 году.


Надвратная церковь святителя Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Она была построена в 1873 - 1874 годах и представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.


Церковь во имя Святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась, как жилое помещение.

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь – шедевральное произведение архитектуры, к счастью, дошедшее до наших дней. Настоящая жемчужина Валдайского озера, этот монастырь охраняет тишину и покой здешних мест. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение, а в наш бурный век технологий и прогресса, иногда, такие чувства просто необходимы людям…

Официальный сайт Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря: http://www.iveron.ru/

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь.

Созданный в XVII веке Патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии Византийской духовной культуры. Став богатейшим и известнейшим из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом где зарождались и развивались ремесла.

Страницы истории

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

  • "Часослов", два издания, (1657 и 1658 гг.);
  • "Рай мысленный", сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
  • "Брашно духовное", (1661 г.);
  • грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановке был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. "Поистине нет ему подобного в мире" - отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило "желтой меди", специально выписанное из-за границы, "величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами". Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: "… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…". Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.

Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось: "…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону". Далее указывалось, что иконописец "токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая".

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными "не по уставам Святых Отцов", вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 - 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым "с товарищами". В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в "великом непомерном пожаре", и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Описи XVIII - XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:

  • соборная церковь во имя Успения Богородицы "о 5 главах", вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
  • теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
  • на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус - внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
  • каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
  • слева от нее - двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
  • в западной части монастыря - двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
  • архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
  • двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
  • святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
  • в северо-восточном углу - церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.

При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал "странноприимный дом", где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. "Это наш долг пред Царицей Небесной" - говорил братии отец Лаврентий.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 - 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции "излишков хлеба". Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.

Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением "очистить территорию монастыря от нетрудового элемента". Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков).

В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе.

Наместник монастыря с 2003 — архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме (храм получил первоначальное посвящение) монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Успенского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых "золотых книжек".»
Есть небольшой музей, посвящённый Патриарху Никону и истории монастыря.

Иверский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Главная православная достопримечательность Валдая - Иверский монастырь - находится на Сельвицком острове Валдайского озера. Обитель была основана в середине 17 века по подобию мужского монастыря на горе Афон.

Сегодня на территории Валдайского Иверского монастыря расположены Собор Успения Пресвятой Богородицы, Богоявленская церковь, несколько Надвратных церквей, часовня с усыпальницей, Паломнический центр, а также хозяйственные и административные корпуса.

Иверский монастырь открыт для посещений с 6:00 до 21:00. Для туристов и паломников сотрудники обители проводят ежедневные экскурсии. Правда, нужно предварительно записаться по телефону и обозначить количество человек в вашей тургруппе. В Иверском монастыре для туристов предусмотрено размещение в гостином корпусе (с ночевкой и питанием), но эти вопросы также следует согласовать с Паломническим центром.

Добраться до острова, где находится Иверский монастырь, можно на теплоходе. Он курсирует ежедневно: в будни теплоход «Заря-211» отходит от пристани Валдая в 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00, в субботу и воскресенье - в 9:00. Билет на теплоход стоит 100 RUB.

После посещения Иверского монастыря можно отправиться на прогулку по Валдайскому озеру на том же теплоходе.

Катание длится около часа (отправление от острова - в 17:00) и стоит всего 250 RUB.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Адрес: остров Сельвицкий, Валдайский район, Новгородская область, Россия. Координаты: 57.9892224 , 33.30542749999995 . Телефон паломнического центра: +7-911-614-66-94. Монастырь открыт для посещений с 7-00 до 21-00. Экскурсии по монастырю можно заказать в церковной лавке главного собора или по телефону. Ночлег и питание в монастыре строго по записи, желательно за месяц.

На одном из прекрасных островов Валдайского озера, среди девственных лесов, расположился Иверский мужской монастырь. В нем воплотилось стремление Никона, патриарха всея Руси, создать обитель, подобную той, что находится на Афоне и в тех же архитектурных традициях. На много лет она стала средоточием духовности на земле Русской. Сегодня монастырский архитектурный ансамбль полностью отреставрирован и привлекает тысячи туристов и паломников ежегодно.

Как добраться до святого места

Сегодня попасть в Иверский монастырь может любой - здесь рады каждому верующему. Сделать это предлагается разными способами:
- на поезде доехать до Валдая удобнее всего из Москвы. Для этого нужно выбрать рейс до Пскова. С Ленинградского вокзала он отправляется в 20:23, а на месте вы будете уже в 2:04. Цена поездки - от 772 рублей.
- на автобусе добираться лучше из Петербурга. До Валдая предусмотрен прямой маршрут (12:45), а также транзитный (8:25), следующий до Демянска. Время в пути займет 5-6 часов. Стоимость такого путешествия - 750-800 рублей.
- на машине доехать также проще простого, ведь Валдай находится на магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. По времени автомобильное путешествие из столицы займет порядка 6 ч, из Северной столицы - 4 ч.
От самого Валдая на такси или личном транспорте нужно двигаться в юго-восточном направлении до магистрали M-10, а потом на восток до первого поворота налево (остановочный пункт "Черемушки"). Далее также нужно будет свернуть влево - дорога выведет вас через о. Рябиновый на о. Сельвицкий, где и обустроена обитель.

Где остановиться в Валдае

Для паломников и туристов, посещающих Валдайский монастырь, существуют разнообразные варианты размещения. Желающие поселиться в монастырской гостинице должны обратиться в центр паломничества. Как для больших групп, так и для отдельных паломников необходима предварительная договоренность за месяц, а также ее подтверждение. В трапезной питаются только проживающие в гостинице и строго по расписанию, заказав свое участие заранее. Заселение следует осуществлять до вечерней службы. За проживание жертвуется 1000 рублей в сутки за одно место.
Для тех, кто решит остановиться в городе, есть благоустроенные отели с умеренными ценами и великолепные гостиничные комплексы. Семьям с детьми больше подойдут мини-отели, где до семи лет детвору размещают бесплатно. На живописных берегах озера расположены многочисленные пансионаты и дома отдыха, предлагающие дачные домики и уютные коттеджи. Удобным бюджетным вариантом является и частный сектор вблизи монастыря. Здесь можно найти удобное жилье, цены на которое зависят от района, условий проживания и расстояния до обители. Цены в основном колеблются от 1000 до 4500 тыс. рублей.

Разнообразие заведений общепита

В окрестностях Валдайского озера большой выбор кафе и ресторанов, где можно вкусно пообедать. К наиболее популярным относятся кафе "Уездное" и "Урарту". Последнее предлагает блюда армянской и русской кухни, все очень вкусно и качественно, порции большие, при этом недорого.
В "Уездном" можно отведать вкусных блинчиков и другие традиционные кушанья русской кулинарии, цены на которые достаточно низкие. Недорогое и уютное кафе "Подворье" отличается чистотой и приемлемыми ценами. Здесь пекут домашний хлеб и вкусную выпечку.
Wpcafe - место, где можно спокойно посидеть за кружкой пива и вкусно перекусить. Кафе-ресторан "Вместе" - заведение для семейного обеда с уютной атмосферой и внимательным обслуживанием. Предлагается замечательный выбор яств, а готовят быстро и вкусно.
В ресторане "Рыбное место" можно отведать вкуснейшей ухи из форели и всего за 150 рублей, превосходным вкусом отличаются и другие блюда - карп на гриле, соленые грибы домашней засолки, есть выбор и для ребенка. А обед настолько сытный, что можно и не ужинать. Обслуживают очень быстро, а после еды можно прогуляться по живописным окрестностям.

Особенности посещения обители

При посещении монастырского комплекса надо помнить, что не только в нем, но и на всем острове жизнь проходит по строгому уставу. На дворе обители расставлены указатели с табличками, а на официальном сайте можно познакомиться с правилами посещения. На берегах, даже за стенами, нельзя загорать или купаться, тем более устраивать пикники или вести себя шумно, развязно. Запрет этот не касается других рек и озер, там повсюду разбросаны палатки отдыхающих. Внутри обители курение строго запрещено.
Православным людям перед храмом рекомендуется совершить крестное знамение и поясной поклон, а в внутри нужно поставить свечки святым и неторопливо помолиться и только потом высказать просьбу, с которой прибыли в это святое место. В церкви неуместны громкие разговоры или телефонные звонки, их нужно выключать перед входом. Для встречи со священниками и служителями желательна предварительная договоренность.
Большое значение придается внешнему виду, так как он является показателем внутреннего состояния. Согласно дресс-коду, на монастырской территории разрешается находиться только в чистой, опрятной одежде, соответствующей полу. Женщины должны быть в платьях с длинными рукавами и закрытым воротом. Если с собой нет необходимых вещей, длинные юбки предложат на входе. Брюки не приветствуются - как мужская одежда. Не рекомендуется пользоваться яркой косметикой и духами с насыщенным ароматом. Мужчинам следует надеть брюки, приехавшим в шортах, тоже придется воспользоваться юбками. Женские волосы должны быть покрыты платком, а длинные волосы у мужчин надо просто аккуратно перевязать резинкой, чтобы они не касались святынь.
В правилах для посетителей указывается, что фото- или видеосъемку можно проводить только после благословения святого отца, а для того чтобы его увидеть, надо попросить церковных служителей. Разрешение на съемку можно получить и в паломническом центре. Прямо у стен монастыря, напротив церковной лавки, организована большая асфальтированная парковка. Есть и вторая парковка, чуть поменьше, примерно за полкилометра до достопримечательности. На ней всегда есть свободные места, даже если первая полностью заполнена.

История появления Иверского монастыря

Его основание связано с удивительным видением, посетившим патриарха Никона, в ту пору еще Новгородского митрополита, во время поездки на Соловки. Спустя немного времени уже были возведены и освящены церкви - Собор иконы Божией Матери и Святителя Филиппа, обе деревянные. Впервые посетив грандиозную стройку, патриарх опустил на дно озера Евангелие и крест, назвав его Святым, а к названию монастыря было добавлено слово Святоозерский. Вскоре царевой грамотой за ним было закреплено и озеро с островами и поселениями, и другие обители Новгородской земли. Заселила его братия из нескольких десятков человек, занимавшихся книгопечатанием и переплетным делом. В него перенесли также святые мощи Иакова Боровичского, находившиеся в маленькой часовенке, рядом с целебным источником.
Здешняя типография стала второй в России после Государева печатного двора и первой в провинции. Тут развивались разные ремесла - резьба по дереву, иконопись, изготовление цветных изразцов, остатки которых и сейчас можно увидеть в одном из зданий. К этому времени был закончен и торжественно, в присутствии многочисленных представителей высшего духовенства, освящен Успенский собор, поражавший монументальностью. Для его строительства выбрано самое высокое место на острове. К этому дню патриарх заказал огромный 35-пудовый колокол, отлитый на его средства и с его изображением, а из Москвы доставили прекрасную копию чудотворной иконы Иверской Божией Матери. В церкви был установлен пятиярусный золоченый иконостас, а чудесное паникадило в форме дерева, украшенного цветами и птицами, ярко освещало великолепное убранство.
Монастырь, получивший статус первоклассного и имевший множественные привилегии, процветал до 60-х гг. XVII века - до периода опалы патриарха Никона. Тогда все его приходы были закрыты и переданы в казну - как образованные не по уставу. Приостановлено и строительство Иверской обители. Однако скоро приговор отменили, а ее полностью восстановили в правах. К середине XVIII столетия здесь появился двухэтажный Корпус братских келий, примыкавший к церкви Михаила Архангела. Здание - в отличие от других строений - выполнено в стиле московского барокко с характерными для него белокаменными резными украшениями в оформлении наличников. Оно практически не подверглось реконструкции и сохранилось в первоначальном виде. Одной из самых старых считается Водовзводная башня, либо Конная, сооруженная в XVIII веке, а позднее к ней пристроили Корпус конюшенных келий.
Знаменитая Секуляризационная реформа Екатерины II середины 1770-х гг. основательно подорвала основы прежней монастырской жизни. Все церковные владения передавались государству, добрая половина приходов упразднялась, а оставшиеся же должны были получать определенную сумму на содержание в зависимости от своего статуса или существовать за счет обработки близлежащих ненаселенных земель. Хотя Иверский монастырь получил статус первоклассного, однако денежного содержания едва хватало на существование. Он стал приходить в упадок, строения ветшали, число монахов сокращалось, оставались только те, кто посвятили себя аскетическому образу жизни и подчиняются строгому уставу. После революционных событий обитель разграбили, а в ее стенах попеременно располагались музей, лесная школа, база отдыха.
Только в 90-х гг. начались восстановительные работы - отремонтированы строения, обновлена колокольня, проведено отопление, благодаря чему службы можно проводить в любое время года. Реставрация завершена в начале нынешнего века. Состоялось также освящение отреставрированного Иверского собора, бывшего Успенского, куда была возвращена его святыня - Иверская икона Божией Матери, она десятки лет хранилась в местной церкви. Для нее изготовили драгоценную ризу прекрасные мастера из Златоуста. Было решено покрыть позолотой купола собора. Открыт также музей, посвященный истории монастыря и его основателю.

Монастырские святыни

Успенский собор - главный храм монастыря, является крупнейшим православным объектом, возведенным в России в XVII веке. Величественное белоснежное здание, украшенное пятью куполами, ослепляющими золотом, отличается простотой форм. Оно построено в форме квадрата, состоящего из трех нефов, и окружено галереей с крыльцом. Храмовые своды поддерживаются шестью огромными столбами. Стены расписаны сюжетами из истории афонского монастыря из жизни святых. Так как обитель претерпела несколько реконструкций, то первоначальные росписи местных мастеров не сохранились и восстановлены по описаниям. Отреставрированы фрески XIX столетия. В неизменном состоянии остались старинные дубовые двери с уникальной резьбой и кованые решетки. Новый резной иконостас реконструирован по сохранившимся документам.
Богоявленская церковь с трапезной предположительно построена в самом конце 60-х гг. XVII столетия. Она являет собой одноглавый храм кубической формы со строгим фасадом, имеющий двухъярусную граненую апсиду. Комплекс соединен арочными проходами с огромной двухэтажной трапезной. Окна первого этажа украшены небольшими кокошниками. Сама трапезная вместе с кухней и подсобными помещениями расположена на втором ярусе, а внизу находятся хранилища.
Между корпусами - наместническим и настоятельским, находится Колокольня. Первая, каменная, она выстроена в 70-80-х гг. XVII веке в виде башни, увенчанной шатром - в ней было тогда 13 колоколов. Из-за деформаций, вызванных особенностями грунта, а также вследствие крупного пожара, случившегося тут раньше, сооружение пришлось перестроить. Шатер разобрали, а вместо него на верхнем ярусе установили купол со шпилем, имеющий 8 граней. Для колоколов оставлены арочные пролеты. В 90-е гг., в период реконструкции, верхний ярус перестроили, вернув ему первоначальный вид - с шатром. К Фестивалю звонарей, организованному здесь, Валдайскому монастырю был передан комплект колоколов от городской администрации Валдая.
Деревянная церковь Филиппа Митрополита отстроена одной из первых - в знак особого почтения и признания его заслуг в основании комплекса. Он считался здешним покровителем. Современное двухэтажное строение надвратной церкви сооружено в 70-х гг. XIX века в виде одноглавого четверика со срезанными углами, выполненного в стиле эклектики. На втором ярусе, увенчанном куполом с главкой, раскинулась церковь, а нижний ярус оборудован проездной аркой. Напротив ворот расположена небольшая пристань для теплохода, который летом совершает рейсы между монастырем и городом.
Надвратная церковь Михаила Архангела расположена на парадном въезде и является важным элементом в архитектурном ансамбле. Высокое здание представляет собой четверик с одной апсидой, в центре прорезанный широкой аркой, по обеим сторонам которой имеются ложные арочные декорации. Храм однокупольный, хотя первоначально он предположительно имел пять куполов. Фасады и ворота отделаны разнообразными архитектурными элементами - в отличие от более строгого облика других христианских сооружений. Здесь хранится уникальная икона Николая Чудотворца, относящаяся к XVI или XVII веку. С двух сторон примыкают корпуса монашеских и казначейских келий, а также Никоновская башня из монастырской ограды.
Никоновская башня имеет еще одно название - типографская, так как в ней располагалась в свое время монастырская типография, где напечатано много уникальных книг. Конструкция входит в число первых построек монастыря и до сих пор привлекает своей красотой и архитектурными формами. Она украшена шестигранным шатром, который заканчивается шпилем с позолоченным орлом.
Иверская икона Божией Матери - главная монастырская святыня. Богато убранная, она является точным списком с изображения на Святой горе Афон и была доставлена сюда двумя иноками. Стоимость ее украшений оценивалась почти в 45 тысяч рублей по тем временам. Был наложен запрет на изготовление с нее копий. Она прославилась многочисленными чудесами - в середине XIX столетия, когда началась эпидемия холеры, образ спас от страшной смерти монахов и многих окрестных жителей. С того времени ежегодно совершается крестный ход с ним. Помолиться к иконе приезжают и сотни паломников, каждый со своей бедой.

Святые источники

Источники с целебной водой на Валдае известны с давних пор. Уже многие столетия сюда приезжают тысячи паломников, чтобы испытать их силу и помолиться в святых местах.
К роднику Текунок, что рядом с небольшой деревней Ужин, приходят помолиться и умыться перед каким-либо важным делом. В XIX столетии около него установили Тихвинскую икону Богоматери - это место было популярным среди молодоженов, после венчания они набирали воду у ключа, молясь о счастливой семейной жизни. В военные годы здешняя водица облегчала страдания раненых в госпиталях. Позднее родник несколько раз засыпали, но он пробивался вновь. В начале нынешнего столетия его русло расчистили, соорудили тут купель и часовню. Ежегодно в день Тихвинской иконы Богоматери около источника проводятся богослужения. Особенно полезна святая вода отсюда при заболеваниях глаз, но она помогает и при воспалительных болезнях разного рода.
Источник святых Косьмы и Дамиана находится на Богомольной горе. После многовекового паломничества он в начале XX века был заброшен на несколько десятков лет, пока один из местных жителей снова не обнаружил целебную воду около развалин часовни. Родник восстановлен, он оказывает заметное лечебное действие при заболеваниях внутренних органов, прекрасно снимает усталость, повышая тонус организма.
Мшенцы прославились благодаря уникальным источникам, бьющим с большой глубины - ее даже не удается измерить. Чистая и целебная водица излечивает от недугов сердца, нервной системы и многих других. Местные жители также считают, что купание в купели при этом ключе излечивает от бесплодия.
Святой источник в Ижицах посвящен Казанской иконе Богоматери. Часовня, стоявшая на этом месте, не сохранилась. Ключ тоже был заброшен и забыт в годы советской власти. Сейчас он восстановлен, а рядом сооружена купальня. Многие предпочитают приезжать сюда в день ежегодного торжественного богослужения, когда проводится его очередное освящение. Особенно полезна родниковая вода при детских заболеваниях и бесплодии.
Деревня Бор славится святым источником, названным в честь Великомученицы Параскевы Пятницы. Здесь находится исток Пятницкой речки, где устроена и купель. Рядом стоит часовня Святой. В честь нее же освящен и родник у деревни Едрово. К источнику с часовней и открытой купальне ведет грунтовая дорога. Удивительно, что температура воды здесь в течение года постоянна и составляет +4 градуса.
Согласно преданию, рабочие - строители монастыря, рассказывали, что видели нечистых духов над водами озера. Тогда, освятив его, патриарх Никон назвал Валдайское озеро Святым и отслужил молебен. С тех пор оно каждый год освящается на Крещение, а служители храма вместе с многочисленными верующими проходят к озерной купели, которая вырубается во льду. Глубина водоема в среднем равна 12 м, но может в отдельных местах достигать и 60 м. Его питают родники, благодаря чему оно отличается чистым дном и свежей и холодной водой. Как правило, оно замерзает уже в начале зимы, оставаясь покрытым льдом до мая.

Когда лучше ехать в монастырь

Монастырь принимает паломников и туристов в любое время года, но наилучшим периодом для поездки являются поздняя весна и лето - тогда он особенно живописно выглядит в окружении буйной лесной зелени и чистых, прозрачных вод озера.
Теплое время удобно и для купаний в святых источниках, и для прогулок по тенистым лесным тропинкам. Летние месяцы отличаются и большим наплывом посетителей, поэтому вероятны небольшие неудобства из-за очередей. Огромное число паломников выбирает для посещения обители праздник Пасхи, поэтому в эти дни наблюдается скопление большого числа людей.
Климат в Валдае немного напоминает морской, с умеренно холодной зимой и длиной, теплой осенью. В это время поездка на Валдай привлекает тем, что уменьшается людской поток, а природа завораживает разнообразием красок. В последние теплые деньки перед холодами особенно приятно гулять по лесу в поисках ягод или грибов.
Монастырь не пустует и в зимние дни - здесь всегда есть посетители. Некоторые из них специально приезжают, чтобы окунуться в святые источники, вода в которых имеет более высокую температуру, чем на улице. Приятны и прогулки по морозу после вечерней службы.

Что обязательно посмотреть

Чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями монастыря и его святынями, надо выделить несколько свободных дней. Однако и за день можно увидеть много интересного. Святыня расположена в потрясающе красивых местах. Даже тихая прогулка вдоль ее стен и по ухоженной территории оставит неизгладимые впечатления.
Можно совершить интересный поход в Музей колоколов, раскинувшийся в здании церкви имени Великомученицы Екатерины. Ее круглое белоснежное здание, увенчанное куполом, привлекает внимание необычной архитектурой. Оно несет в себе черты классицизма, автором проекта тут выступил замечательный архитектор Н.А. Львов. В музее представлена удивительная коллекция разнообразных колоколов, начиная от крохотных и заканчивая корабельными. Есть и карильоны, состоящие из множества звенящих колокольчиков. Вообще Валдай известен производством колоколов, а подобный музейный комплекс - единственный в стране. Здесь популярна легенда, согласно которой, звонкие колокольчики Валдая появились как осколки знаменитого вечевого колокола древнего Новгорода, разбившегося при перевозке. В городе могли отливать колокола до двух тысяч пудов весом.
Паломники, прибывающие в монастырь, обязательно посещают Собор Святой Троицы. Его потрясающая красота и необычный цвет невольно притягивают внимание. Храму пришлось испытать многие тяготы - от пожаров и разрушений до гонений на веру, но всякий раз он восстанавливался. Нынешнее здание построено на месте деревянной церкви в середине XVIII столетия. В конце прошлого века его полностью отреставрировали, а сегодня действующий собор радует жителей и паломников нежным цветом и прекрасной архитектурой.
В старинном двухэтажном особняке разместился Музей уездного города. Первоначально он назывался Никоновским, в нем представлялась экспозиция, связанная с историей Иверского монастыря и церковными ценностями. Она была выставлена в одной из его церквей. После закрытия музейные ценности переданы различным музеям Новгорода, а оставшиеся экспонаты стали основой для создания Краеведческого музея. Сегодня в пяти просторных залах открыты экспозиции, посвященные истории населенного пункта и обители, прославившей его, ремеслам, которыми славился край, а также знаменитым личностям - уроженцам этого края.
Если хватает времени, то можно познакомиться и с прекрасными образцами русской архитектуры - старинными особняками, которые неплохо сохранились. Прекрасный усадебный комплекс Горы принадлежал герцогу Н.Н. Лейхтербергскому. Центральным элементом великолепного архитектурного ансамбля являлся трехэтажный каменный дворец, увенчанный круглой башенкой в два яруса. Он был окружен чудесным ландшафтным парком с живописными аллеями вокруг изящных прудов и благоухающими цветниками. Из окон открывалась восхитительная панорама озера и его окрестностей. До сегодня сохранились хозяйственные строения и фрагменты парка, но и они производят впечатление.
В XVIII веке побережье озера Ужин, соединенного каналом с Валдаем, застраивалось богатыми усадьбами. В Новотроицах был расположен большой парковый ансамбль, принадлежавший роду Квашниных-Самариных с многочисленными хозяйственными постройками. Его отличала прекрасная аллея белых берез. Сохранилась также церковь, находившаяся в имении.
Великолепный усадебный комплекс, принадлежавший роду Мусиных-Пушкиных, выполнен в традициях "деревянного" классицизма. Два крыла двухэтажного здания оборудованы портиками с колоннами, а наверху красовалась круглая башенка. Церковь Святой Троицы на территории усадьбы, построенная в таком же стиле, представляет собой четырехстолпное строение с куполом. Внутри имеется иконостас, сохранились и красивые настенные росписи.
Усадьба Толстых в Никольском в свое время занимала более 19 гектаров. Здесь некогда основали крупный рыборазводный завод - несколько проточных искусственных прудов для разведения рыбы. По берегам огромного водного пространства растут столетние деревья парковых пород - береза, тополь, липа и др.
Прекрасной будет прогулка по самому большому острову на Валдае - Рябиновому. Рябина была у финно-угорских племен, проживавших в этих местах, культовым деревом. До сих пор здесь сохранился столетний рябиновый лес и проложена туристская тропа, вдоль которой можно встретить грибные и ягодные плантации. Здесь оборудованы и площадки для отдыха.

Что привезти на память из монастыря

У ворот монастыря расположен небольшой церковный магазин, где можно приобрести разнообразные сувениры и церковные атрибуты - небольшие иконки, крестики, книги, которые потом освящаются. Здесь же продают длинные темные юбки и платки. Рядом с парковкой стоит ларек, где несложно купить церковную выпечку совсем дешево. Хлеб и постные пирожки с капустой отличаются особым вкусом. В дни Пасхи здесь продают необыкновенные куличи.
На монастырской территории тоже есть церковная лавка, в ней продают свечки, ладан. Их предлагается купить и в церкви. В монастыре можно приобрести святую воду в бутылках. Церковные лавки расположены и рядом с целебными источниками и предлагают различные религиозные атрибуты и сувениры с изображениями святых, особенно популярны камешки и иконки с изображением Иверской Богоматери.
В Валдае тоже есть множество сувенирных лавок с богатым выбором магнитиков, открыток, колокольчиков, шкатулок и еще многого другого. Одним из замечательных символов города являются колокольчики разной формы и размеров, пользующиеся особой популярностью. Местные мастера изготавливают уникальные предметы из бересты - расчески, зеркальца. Бактерицидные свойства березовой коры известны давно, поэтому берестяные сувениры станут не только красивым напоминанием о чудесных местах, но и источником позитивной энергии. Город славится и льняными изделиями с оригинальной вышивкой.

Иверский монастырь - удивительное место, наполненное мощной, просветляющей духовно энергетикой. Необыкновенная умиротворенность будто разлита в чистом, свежем воздухе, напоенном хвойными ароматами сосновых лесов, а сказочно живописная природа является чудесным обрамлением для величественной обители!

Полуостров Афон – колыбель православия, манящая тысячи паломников своей намоленной и чудотворной атмосферой. На святых землях основано 20 монастырей, из них третьим по политической значимости, но первым по наличию православных реликвий считается Иверский монастырь. История этих стен насчитывает более 1000 лет, а слава о чудотворных святынях, хранящихся в здешних храмах, распространилась далеко за пределы Греции и Европы.

История монастыря Иверон

Иверский мужской монастырь (второе название Иверон) расположен на восточном побережье Афона.

Древнее предание гласит, что именно к этой части полуострова причалил корабль Богородицы. Пораженная красотами природы Богоматерь сошла на берег, и одновременно с ее первым шагом из земли неожиданно пробился целебный источник, воды которого бурно струятся и по сей день. Место это позже назвали Климентовой пристанью, и с ней будет связана еще одна важная и интересная история Иверского монастыря. Но обо всем по порядку.

Возведение обители

Основание храма начал в 980 году грузинский дворянин Иоанн Иверский. Само слово «Иверия» – древнее обозначение Грузии. Название обители отдает дань не только своему основателю, но и всем его соотечественникам, участвовавшим в возведении святыни.

Иоанн Иверский и его сын в начале своего пребывания на Афоне служили у старца Святого Афанасия в Великой Лавре (поэтому сегодня эти монастыри побратимы). Они вели благопристойную жизнь и за свои добродетели заслужили уважение и благословение Святого Афанасия. Со временем все больше грузин стало прибывать на Афон в поисках монашеского приюта, так что в стенах Лавры становилось тесно. Тогда Иоанн принял решение основать отдельную обитель.

В результате переговоров грузинского царя и греческого императора, во владение грузинам перешли развалины древнего Климентова монастыря. На этом месте Иоанн и начал возведение новой обители. В строительстве ему помогал грузинский воин Торникий, который уже долгое время жил на Афоне и пользовался почетом у местных жителей. С финансовой стороной вопроса удалось совладать благодаря щедрым пожертвованиям царя Давида Куропалата и грузинского народа.

Строительство завершилось в 983 г. Первым настоятелем храма стал сам Иоанн, а после его смерти это место занял его сын. Расширение обители и возведение новых храмов продолжалось и после смерти основателей монастыря.

Легенда главной святыни

Самая древняя и легендарная реликвия монастыря – это Иверская икона Пресвятой Богородицы, она же Вратарница и Привратница. С этими названиями связана легенда о появлении иконы в стенах монастыря.

Иверская икона Пресвятой Богородицы – Вратарница

История эта произошла возле города Никея в те времена, когда еще проводилась политика иконоборчества. Спасая образ Богоматери от неминуемой гибели, одна вдова с непрестанными молитвами на устах опустила его в морские воды, в надежде, что волны уберегут его и унесут подальше от берега. Икону действительно не нашли.

Спустя столетия, в 1004 г., образ Богоматери прибило к пристани недавно возведенного монастыря. Обнаружил благословенную находку старец Гавриил. Накануне к монаху явилась Богородица и наказала пройти по воде и перенести святыню в храм. Икона предстала перед старцем в ярком столпе света, простиравшемся до небес. Гавриил доблестно выполнил возложенные на него обязанности и поместил икону на алтарь.

Читайте также: Святая гора Афон: как добраться, правила посещения, история

Однако, на утро образ по неведомым причинам оказался над вратами обители. Икону возвратили на алтарь, но история с исчезновением вновь повторилась. Так продолжалось несколько дней, пока Богоматерь не явилась к старцу и промолвила:

Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.

Образ оставили снаружи, поместив его в специальный киот и закрепив над воротами. С тех пор икону прозвали Вратарницей. Сейчас Иверская икона хранится на внутренней территории Иверона в небольшом храме, расположенном слева от монастырских ворот.


Падение и возрождение Иверона

В течение двух столетий с момента основания обитель вела размеренную и спокойную жизнь, не подвергаясь никаким опасностям. Но в 1259 году это благополучие было нарушено нападением западных униатов. В результате их бесчинных действий были утоплены 200 монахов, а выжившие иноки попали в рабство.

Спустя 26 лет после этой трагедии обитель подверглась нападению латинян, а еще через 20 лет до монастыря добрались пираты-каталонцы. Последние и вовсе разоряли весь Афон на протяжении трех лет.

Череда бедствий и ограблений к 1500 году привела обитель в полный упадок: резко упало число монахов, накапливались многочисленные финансовые долги. Только к 1602 г., при помощи кахетинского царя Александра VI и пожертвований мирян, Иверон смог оправиться от нанесенных ему увечий. Для полной стабилизации ситуации потребовался еще век.

Очередную трагедию монастырь пережил вместе со всей страной во время войны с турками, разразившейся в 1821 году. Обитель сделала щедрые пожертвования на борьбу с захватчиками, поставив под угрозу свое собственное экономическое положение. Затем Иверон и вовсе был захвачен греками: к 1866 году на монастырских стенах не осталось даже ни одной грузинской надписи.

В этом же веке обитель дважды переживала крупные пожары – 1845 и 1865 года. Восстановиться после разрушительного огня монастырю вновь помогли многочисленные пожертвования.

Иверон – храмы монастыря

Иверский монастырь, расположенный на Афоне, представляет собой храмовый комплекс.

Главный собор Иверона, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был возведен в начале 11 века настоятелем обители Георгием. Первоначальная постройка продержалась до 16 века, когда была основательно перестроена. От первого храма сохранилась мраморная облицовка с надписью в честь основателя собора. Внутреннее убранство украшают фрески, написанные с 16 по 19 века.

Помимо основного собора в обители расположено еще почти два десятка параклисов (храмов), посвященных святым и великомученикам. Полный список храмов Иверского монастыря представлен в таблице.

Святителя Николая Чудотворца Святого Иоанна Богослова
Собора святых Архангелов Святого первомученика Стефана
Святых Константина и Елены Святых безсребренников Космы и Дамиана
Введения во храм Пресвятой Богородицы Воздвижения Креста Господня
Всех святых Святого Модеста
Святого Евстафия Святого великомученика Георгия
Святого мученика Неофита Святителя Спиридона
Преображения Господня Святого Дионисия Ареопагита
Часовня Иоанна Предтечи Часовня Богоматери «Вратарницы» (Портаитиссы)
gastroguru © 2017