Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери. Знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря Леонардо да винчи тайная вечеря фрагменты

"Тайная вечеря"- история одной картины

В прекраснейшем городе Милане - названном ЮНЕСКО городом Леонардо да Винчи, в старинной церкви из красного кирпича, Санта - Мария дела Грация, находится одна из самых известных во всём мире фресок - картин, старинная фреска середины XV века «Тайная вечеря».

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498 г.г. (до реставрации).

Классическое, известное всем любителям искусства во всём мире изображение выглядело раньше таким плачевным образом.

"Тайная вечеря" (после реставрации).

Я попала в Милан в октябре 2013 года, но не смогла увидеть её воочию, так как нужно было за 2 недели зарегистрироваться в электронной очереди на специальном сайте, о чём, я совершенно естественно, не знала.

Пришлось довольствоваться фотографиями самой церкви и площади, а всю информацию черпать с местных сайтов и из местных газет и журналов, из книг и каталогов по искусству и великого интернета.

Я увидела репродукцию этой фрески в раннем детстве и так как, была «домашним» ребёнком, которого «с пелёнок» приучали к прекрасному, а особенно к классическому искусству, поэтому у меня сформировался определённый образ, который я пронесла в своей памяти до сегодняшнего дня, но новая редакция этого образа меня откровенно порадовала.

Внешний вид фрески стал чётче, а краски ярче, но никаких изменений в образах и явных дорисовок не заметно. Стиль не изменился, а фреска «посвежела и похорошела». Это одна из самых, на мой взгляд, лучших реставраций.

Существует множество копий этого произведения, так как оно стремительно разрушалось и хотелось сохранить её для потомков, хотя бы в виде копии.

«Тайная вечеря» копия Джакомо Рафаэли начала XIX века.

Самая известная копия «Тайней вечере» неизвестного художника XVII века считается самой точной.

Размер фрески примерно 460 х 880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Годы создания 1495—1498.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.

Роспись в церкви была начата в 1495 году (предварительные эскизы делались в течении нескольких лет) и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами на другие заказы мастера. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены».

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова .

Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Реставрации фрески

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.

В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие.

В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся от фрески краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности .

В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Затем трапезная использовалась как тюрьма.

В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской . Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

К концу второй мировой воины "Тайная вечеря" пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль.

Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха.

Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого воска.

Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали.

С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барчилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Реставрация заняла 21 год.

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной - сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи.

«Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески.

Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том, что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее - 30%.

И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, чтобы дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур.

Американский искусствовед Джеффри Морсбург озадачил общественность вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи, в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остаться всего-то… 9% красочного слоя.

И вот тут возникает вопрос: каков же, на самом деле, был шедевр Леонардо?

Хотя общее впечатление от реставрации очень положительное, но если внимательно присмотреться, то есть некая излишняя тщательность в прорисовки или в дорисовке деталей.

Конечно понятно, что более точной реставрация и не могла быть и не только от предыдущих многочисленных реставраций, но и от того, что вместе с Леонардо, детали фрески писали и его ученики, а сам мастер, как и в других работах писал лица и руки, поэтому сейчас уже трудно сказать, какая часть работы самого мастера сохранилась и дошла до нас в первоначальном виде.

Я лично считаю, что реставрация с реконструкцией была сделана слишком буквально, обнажая, то, что у художника было более мягко и нежно написано. Я считаю, что даже цветовая палитра картины нарушена, одежда апостолов и самого Христа, поменяла свой цвет. Всё стало похоже на современную литографию, некую подделку под старинную работу.

Но местные реставраторы настаивают на своей правоте, говоря, что в связи с отсыревшей старинной штукатуркой и гнилостным грибком, копотью от свечей и плохой вентиляцией помещения церкви, красочный слой был полностью разрушен.

Фреска, грубо говоря, «поплыла», размылась, и была бы полностью утрачена для Человечества, если бы не произошла её полная реставрация.

Цвета изменились со временем от гнилостных процессов в красочном слое, а чёткость линий исчезла от влаги и испарений…

Скорее всего, это всё правда, но я считаю, что реконструкция фрески должна была бы быть более мягкой.

Хотя, может быть, это моё субъективное мнение и реставраторы абсолютно правы…

Но это дело вкуса и восприятия индивидуально для каждого человека, а суть моего рассказа о фреске совсем не в том…

Персонажи

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа.

Группы апостолов, слева направо: Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ; Иуда Искариот (с тёмным лицом и в одежде голубо - зелёного цвета в подлиннике, и в одежде голубого и бурого цвета в новом варианте), Петр и Иоанн (Иоанн по нетрадиционной версии - это Мария Магдалина- жена и ученица Иисуса), Фома (Иуда Фаддей), Иаков Зеведеев и Филипп , Матфей , Иуда Фаддей (Фома) и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа. Каждый, кто стоял в трапезной перед «Тайной вечерей», может подтвердить, что она выглядит как иллюзорное продолжение реального пространства.

ГОЛОВА АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ. 1495-1497.

В подготовительном рисунке головы апостола Варфоломея (в Евангелии от Иоанна — Нафанаил) находят сходство с автопортретами Леонардо. Существует мнение, впрочем, что Леонардо изобразил здесь апостола Матфея.

Совершенно очевидно, что и другие лица и характеры были «списаны» с натуры. Косвенным свидетельством могут послужить слова Леонардо, записанные его современником, видевшим фреску, слава о которой разносилась по миру, и беседовавшим с художником в Амбуазе в 1517 году: «Персонажи ее — суть настоящие портреты большинства людей Двора того времени, а также миланцев разного положения».

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные уже давно усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется —1515 годами), изображающий его в старости, изображает именно его.

Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола Иуды Фаддея (или Фомы) для «Тайной вечери». Однако сам Леонардо ни в одной детали не повторил замыслов ни своих предшественников, ни современников.

АПОСТОЛЫ ИУДА (ФАДДЕЙ), СИМОН ЗИЛОТ. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Образ Леонардо до сих пор вызывает споры и интерес учёных всего мира.

Как на самом деле выглядел этот уникальный для своего времени художник и великий изобретатель, загадочный масон - магистр тайного общества и величайший инженер того времени, так никто и не знает, а эксгумировать и изучить останки этого человека - загадки не разрешает правительство Франции, на чьей территории он прожил последние годы жизни и умер, и где находится его склеп.

Тот же самый «автопортрет» наложенный зеркально на изображение Джоконды. 100% совпадение. Чудеса и тайны мастера так и не разгаданы.

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»*), и реакция каждого из них на его слова.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица.

Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий, те самые, 30 монет, полученные им за предательство Иисуса, или кошель является намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве их казначея.

Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа римской стражей.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним.

Мы видим, что Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Традиционное прочтение персонажей, исходя из их родственных связей и исторической правды.

Фигура Иисуса расположена и освещена таким образом, что внимание зрителя концентрируется, прежде всего, на него.

Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три: апостолы сидят группами по три человека; позади Иисуса — три окна; контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Иоанн или Мария Магдалина

О том, что любимым учеником Спасителя был апостол-юноша - Иоанн, свидетельствует только он сам, никаких других исторических свидетельств не сохранилось. А вот о любви Иисуса к Марии Магдалине свидетельствует и сам Иоанн (в образе Марии из Вифании) и сама Мария , и Филипп (в своих апокрифических евангелиях).

Причем там говориться, что ее он любил больше, чем всех апостолов, вместе взятых , что их откровенно злило всех учеников, а особенно Петра.

Мария постоянно сопровождала Иисуса. Будучи «одержимой», как называли это состояние тогда, так до сих пор и не установленным и не подтверждённым психическим расстройством, она постоянно нуждалась в его защите и помощи, которую он ей и оказывал, «изгоняя бесов». Могу только предположить, но не утверждаю, что Мария могла быть нимфоманкой, откуда и сложилось мнение о ней, как о «блуднице», но конечно никаких доказательств этому не может быть.

Эскиз к Иоанну. Модель Салаи.

Иоан Креститель. Модель Салаи.

Судя по вразумительным текстам остатков ее евангелия, а также по многим фрагментам евангелия от Иоанна, в написании которого, как считается, она принимала самое активное участие, с головой у Марии все было в порядке.

А вот ее сексуальная потребность, судя по всему, была постоянно не удовлетворенной. Именно это и сделало ее в свое время блудницей . В этот период она, видимо, вела роскошный образ жизни, что подтверждается ее благовониями, стоимость которых только в одном носимом ею сосуде была равной годовой заработной плате рабочего или наемного воина.

Иисус находил управу на ее «бесов», но всегда только на некоторое время. Это еще одно свидетельство именно сексуального характера «одержимости» Марии.

"... спутница Сына - это Мария Магдалина . Господь любил Марию более всех учеников , и Он часто лобзал ее уста ". (Филипп, 55).

Стоит ли тогда сомневаться, что за столом (когда им удавалось за него попадать) Мария всегда сидела рядом с самим Иисусом?

Они были нормальной любящей парой , о чем знали и мать Иисуса, и его тетка Мария Клеопова. (Иначе бы Магдалина не смогла бы оказаться бы в кругу их семьи в момент распятия Христа и его погребения, значит она жила с ними или по крайней мере «считалась частью семьи»).

Все это, безусловно, было известно и Леонардо да Винчи. И в своей росписи он смело располагает Марию Магдалину на самом почетном месте за столом - в центре, рядом с Иисусом, по правую руку от него.

Чем бы мог добиться подобной чести молоденький, почти - что мальчик Иоанн Заведеев?

Пожалуй, только слепой может не видеть, что у так называемого (официально) Иоанна - чисто женское , прекрасное и застенчивое лицо , в меру идеализированное художником:

На поздней копии картины Джакомо Рафаэли вместо юноши - Иоанна изображена "цветущая женщина" средних лет.

Обратите особое внимание на женское лицо и брошку на вороте, на богатую отделку ворота и белую нежную кожу, это зрелая женщина- блондинка.

Непропорционально удлиненные руки Марии, наверное, объясняются тем, что нарисованы кем-то из учеников Леонардо (к тому же, считающим, что изображает руки молодого мужчины).

Явно обрезанное левое плечо Марии, видимо, приобрело такой вид после одной из предыдущих реставраций.

Усаженные рядом с Марией Матфей и Филипп оказываются здесь, как нельзя более, кстати. Именно они впоследствии помогали Марии в ее противостоянии с некоторыми апостолами после распятия Христа и его вознесения на небо.

Есть цитата обращения Матфея к Петру: "... если Спаситель счел ее достойной, кто же ты , чтобы отвергнуть ее?)

Модели для апостолов и Христа

Не всех моделей на сегодняшний день мы можем предположительно назвать, но некоторые из них вполне узнаваемы.

Салаи (Салаино; итал. Salai, Il Salaino — «дьяволёнок»; годы жизни 1480-19 января 1524), настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено (Gian Giacomo Caprotti da Oreno) — ученик Леонардо да Винчи , его любимая модель, который был моделью и для женских и для молодых мужских персонажей, поскольку обладал уникальной андрогенной внешностью.

Второй по счёту из двух юношей, помимо Франческо Мельци , с которым художника связывали длительные — более 25 лет — и, возможно, интимные отношения, судя по эскизам мастера, где он ясно обозначал его «восставшее» мужское достоинство.

Существует маргинальная версия, что Салаи, одетый в женское платье, был моделью Моны Лизы, но есть так же версия, что это был сам мастер.




Это лицо смотрит с многих картин мастера.

Салаи был ещё и моделю для апостола Филиппа.

Скорее всего Салаи позировал для образа Иоанна (Марии Магдалины).

По непроверенным данным мастер сам изобразил себя в виде старика - апостола, предпоследний слева от Христа или, если смотреть на картину, предпоследний справа.

Образы Иисуса и Иуды.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды.

Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди молодых певчих собора Дуомо в Милане.

Эскиз к фреске.

ГОЛОВА ХРИСТА. Фрагмент фрески «Тайная вечеря».

Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех - четырёх лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина с очень характерным порочным лицом, которого состарило беспробудное пьянство.

Леонардо поразила его внешность, и он пригласил пропойцу в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда же пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он был молод и хорош собой, и пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Эскизы Иуды.

Я не знаю, что почувствовал тогда мастер, но он написал с него тот образ Иуды, и получилось, что образ и предателя и жертвы воплотил один и тот же человек. Иносказательно он стал олицетворением и Вселенского света и Вселенской тьмы.

Сколько бы лет ни прошло, а тема Добра и Зла, сомоотречения и предательства всегда будет существовать на Земле, пока наши души не научаться совершенству и любви к ближнему, как и учил Иисус.

культура искусство литература проза проза Тайная вечеря

Каждая работа Леонардо да Винчи является уникальной и загадочной. Вот и вокруг «Тайной вечери» ходит много тайн. Даже само название полотна несет сакральный смысл. В работе прослеживается немало скрытых посланий и символов.

Не так давно легендарную работу было реставрировано. После реставрации полотна и удалось узнать много нового, хотя целиком смыл картины до сих не ясен. Постоянно появляются все новые и новые предположения по поводу скрытого смысла картины.

Именно Леонардо да Винчи справедливо считается наиболее загадочной личностью в изобразительном искусстве. По поводу его творчества есть кардинально разные мнения. Кто-то считается Леонардо практически святым человеком, кто-то уверен, что он продал душу дьяволу. Но, какие бы мнение не был по поводу творчества и личности Леонадро да Винчи, в его гениальности никто не сомневается.

История создания картины

С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.


Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.

1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.



2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…

3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.

Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».

Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года художник нашел то, что искал. В канаве валялся пьянчуга, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад он был совсем другим человеком - пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

Так, по предположениям историков, для образов Иисуса и Иуды позировал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Этот факт служит метафорой, показывая, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.

4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа сидит вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образуется буква М. Якобы она означает слово matrimonio, которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был Козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - Девой.

6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви было разрушено практически всё, кроме стены, на которой изображена фреска.

А до этого в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам фрески. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.

7. Не менее интересны размышления людей искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более чем вероятна.

Думаю, даже если ты не относишь себя к ценителям высокого искусства, тебя всё равно заинтересовала эта информация. Если это так, делись статьей со своими друзьями.

Будьте интересными вместе с

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.


Сюжет

В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.


Великий Четверг: Тайная Вечеря и установление Таинства

В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.


Иуда и разлитая соль

Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии (Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).

Техника исполнения шедевра

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.
Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.


Предварительные работы Леонардо

Композиция: молоток + гвоздь

Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.


Композиция картины

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).

Символика

Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.

Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.
Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

История создания картины

Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.



Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем. 1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.




2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…
3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.


Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.
4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.
6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.
Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Леонардо да Винчи - самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.

~~~~~~~~~~~



Тайная вечеря


Месторасположение и история создания

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее - на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.


Церковь Санта-Мария-делле-Грацие


Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.


Тайная вечеря в трапезной


Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

Идея произведения

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).


Эскиз Тайной вечери


Интересные факты

Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.


Иисус на фреске Тайная вечеря


1 . Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего - настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он - прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.


Иисус и Мария Магдалина


2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.


Мария Магдалина


4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.


Фреска Тайная вечеря


5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово - «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

«Культурология»

gastroguru © 2017