Какой народ таджики. Сколько таджикистанцев работает в России? Родные для таджиков языки

- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

Современная энциклопедия

Народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.…
  • Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство "Ирфон"…

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!


Никто не ставит под сомнение роль и значение выходцев из Таджикистана в Российской Федерации, вносящих свой вклад в экономику и культуру нашей страны. Однако вокруг этой темы сложилось немало легенд и мифов. Постоянно мелькают в СМИ и интернете сообщения о миллионах таджиков, живущих и работающих в России, о нескольких миллионах нелегальных мигрантов из Таджикистана и десятках миллионов из других государств.

В течение многих лет в СМИ целенаправленно запускаются огромные цифры, касающиеся количества выходцев из Средней Азии в Москве и в целом в России.

Раздуванием подобного рода слухов грешат, прежде всего, некоторые руководители общественных объединений, причём как таджикских, так и русских псевдопатриотических, крайне заинтересованных в надувании собственной значимости перед населением, спонсорами и представителями власти.

Эта гиперболизация не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Она не только формирует в массовом сознании искаженную картину мира и приводит к неверным управленческим решениям, как на государственном уровне, так и в бизнес-деятельности. У экспертов нет сомнения в том, что подобная информация провоцирует рост ксенофобии и служит питательной средой для всякого рода экстремистских групп. Начитавшись и наслушавшись сообщений о заполонивших страну иностранцах, социально активная молодёжь начинает «решать эту проблему», что приводит к реальным человеческим трагедиям.

Справедливости ради стоит заметить, что слухи и мифы о «нашествии» порождены не только целенаправленными «вбросами», но и явной нехваткой достоверной информации, к тому же потонувшей в информационном море.

Помните прошлогоднюю историю об арестованных в Таджикистане российских лётчиках, и о той информационной буре в связи с, якобы, ответными действиями российских властей по высылке таджикских граждан? Естественно, что никаких ответных депортаций не было, а общее число высланных в прошлом году из России таджикских граждан было на четверть меньше, чем в позапрошлом. Но разъяснения официальных российских лиц по этому поводу не были слышны, и в результате осталась легенда о лётчиках и «трехстах высланных таджиках», которая ещё долго будет работать против дружеских отношений между нашими странами.

Так как же на самом деле обстоят дела с численностью выходцев из Таджикистана и численностью таджиков в России? Официальные данные ряда переписей говорят следующее.

Власти зачастую только громко заявляют о проектах, позволяющих адаптироваться мигрантам в России, а на деле либо не уделяют достаточно внимания проблеме, либо просто забывают про нее. Дети мигрантов должны ходить в одну школу с маленькими россиянами, учить с ними русский язык. Чем меньше общество мигрантов напоминает закрытую группу, тем лучше. Больше взаимодействия с окружающими - меньше преступности и меньше поводов для ксенофобии.

По переписи 1989 года в РСФСР жило 38 тысяч таджиков, по переписи 2002 года - 120 тысяч, по переписи 2010 года чуть более 200 тысяч (0,15% от численности населения РФ). Причём степень их реальной интеграции и адаптации была не такой уж и малой, как многим представляется. В 2002 году переписчикам сказали, что владеют русским языком 115 тысяч – то есть почти 95%.

В Москве же, согласно данным переписей, в 2010 году 27 тысяч таджиков приходилось на 11,5-миллионое население столицы. А в 2002 году их доля была даже большей - 35 тысяч из 10,3 миллионов. В целом же в московском регионе в 2002 году жило 39 тысяч таджиков, а в 2010 году 40 тысяч.

Вы скажите, что перепись населения не учла всех и что значительное число приехавших на заработки из Средней Азии находится на нелегальном положении. На это возражу, что нелегально находящихся на территории Российской Федерации ныне не так уж и много. Заявительный порядок регистрации сделал своё дело, выведя людей из криминально-опасного нелегального состояния. «Выход из тени» был подкреплен тем общеизвестным фактом, что наша полиция так поставила свою работу, что ходить по улицам с «иностранным лицом» без регистрации – это всё равно, что без прав ездить на машине. В принципе можно, но платить замучаешься, да и условие двух административных нарушений, за которыми автоматически следует пятилетняя высылка, также способствует законопослушности.

И основная проблема у нас сейчас не в нелегальной миграции, а в нелегальном труде иностранных рабочих, или, как их стало модным называть на немецкий манер, гастарбайтерах. Правда, справедливости ради, замечу, что здесь граждане наши особо от них не отстают: тоже деньги налом, в конверте или ещё как без договора получают. До трети экономики с участием таджикских рабочих, как считают некоторые эксперты-экономисты, у нас пребывает в тени.

Конечно, данные переписи не надо абсолютизировать, но их можно сопоставить со сведениями других ведомств. Например, по данным УФМС России в Москве единовременно находятся до 50 тысяч граждан Таджикистана. А считается, что в Москве сосредоточено 20-25% всех иностранных мигрантов. То есть в целом получается примерно то же число, что дала перепись. При этом следует учесть, что не все выходцы из Таджикистана – таджики, как и не все таджики – граждане Таджикистана. Из Таджикистана приезжает много узбеков по национальности, как и из Узбекистана таджиков.

Возьмем ещё один источник. По данным Миграционной службы Таджикистана, ежегодно фиксируется около 750 тысяч выездов за его пределы. Для 7,5 миллионной страны – громадная цифра. Но это не число выезжающих людей, а число выездов, примерно совпадающее с количеством въездов, причем один и тот же человек пересекает границу иной раз в течение года многократно. То есть вновь примерно те же числа, что даёт Росстат.

Подавляющее большинство соотечественников по осени направляются в леса для поиска грибов. У сотрудников Федеральной миграционной службы интересы иные. Они разыскивают в широколистых дубравах нелегальных гастарбайтеров. И находят, поскольку вооружены беспилотными летающими аппаратами. Что весьма походит на съёмки киберпанковского блокбастера ― как в сюжетном отношении, так и по нехилому бюджету. Однако на кассовую окупаемость этого проекта рассчитывать не приходится.

А говоря о выходцах из Таджикистана, живущих и работающих ныне в России, стоит учитывать тот факт, что значительную часть этих людей составляют этнические русские, украинцы, дети от смешанных браков – горожане, покинувшие Таджикистан в лихие 90-е годы. По переписи, в 1989 году в республике проживало 389 тысяч русских, сейчас же их осталось всего несколько десятков тысяч.

Та же самая ситуация и с миграцией из других государств Средней Азии, да и с приезжими из других государств постсоветского пространства. В них просто нет того числа работников, могущих отправится в миграцию, о котором говорят «эксперты», как и не могут они значительно повлиять на демографию в России.

По данным исследования, которое провел Фонд развития международных связей «Добрососедство» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, около 41% лиц, приехавших на заработки из Таджикистана, сделали это с целью получения постоянной работы, что может косвенно свидетельствовать об их готовности остаться в России надолго, если не навсегда. Ежегодно в трудоспособный возраст вступает 100-150 тысяч таджикских граждан обоего пола, но ведь не все из них подадутся в миграцию, а приехав на заработки, не все в конченом итоге получат постоянную работу и останутся.

Хотелось бы затронуть ещё один важный аспект миграционных процессов.

На всем постсоветском пространстве продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой – кореными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других российских мегаполисах.

Причём происходящие ныне противоречия между приехавшими из Средней Азии и Северного Кавказа весьма напоминают конфликты «москвичей» и «ленинградцев» с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросается в глаза, что некоторые публицисты начали называть иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.

Никто у нас «на кухнях» не ведёт религиозных споров, на улицах Москвы царит полный «одёжный плюрализм» - ходи хоть в парандже, хоть в бикини, можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с длинным хаером или ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в современную культуру мегаполиса или нет.

Когда в 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись горожане – русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств, конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было. Что было обусловлено тем, что среди них было много «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии.

После того, как первая массовая волна «русской», прежде всего, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, пошла волна другого национального, профессионального и психологического состава из сельской местности и маленьких городов государств Средней Азии. Эти люди ищут работу и будущее. И тенденция эта будет продолжаться до тех пор, пока не будет завершён процесс урбанизации и связанные с нею демографические изменения, которые, стоит заметить, уже начались в Средней Азии.

Так что не надо преуменьшать, но не надо и преувеличивать значение граждан Таджикистана в экономике России.

Надо просто представлять реальность и в соответствии с ней делать выводы и принимать соответствующие меры.

Какие же, кроме как программы по адаптации и интеграции?

Например (весьма актуально в связи с началом летнего сезона), как предлагалось на заседании Общественного Совета города Москвы, проведенного при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, необходимо сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции.

Это поможет не только улучшить эпидемиологическую обстановку в стране, но и будет способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений.



– одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности . Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.
Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.

Народ Таджики

Происхождение народа.

Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев.
Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.

Особенности национальной физиологии.

В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви.
Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица.
Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.

Родные для таджиков языки.

Массово проживая на территориях таких очень разных современных государств как Афганистан и Таджикистан, Киргизия и Пакистан, и при этом используя в своём обиходе большое количество разнообразных диалектов, все таджики способны понимать друг друга. Причиной тому, язык отец-основатель – персидский.
Можно утверждать, что понятие «таджикский язык» настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью, в рамках культурно – политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны, что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь.
На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики.

Религия таджиков.

Издревле, со времён арабских завоеваний, народ утвердился в суннитском направлении религии Магомеда. Шиитские общины таджиков не многочисленны. При этом в верованиях присутствуют нотки некогда традиционного учения зороастризма.

Кухня.

Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного.
Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки.
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания.

Во время пятничной молитвы проехать мимо мечети в Душанбе невозможно: всё заставлено машинами, мечети переполнены. Их в республике больше, чем средних школ. Возводится и ещё одна мечеть, самая большая в Центральной Азии — на 150 тыс. человек. При этом Таджикистан — светское государство, где запрещено носить хиджаб в госучреждениях, а на улицах вы не услышите голос муэдзина, призывающего верующих на намаз. И вряд ли вы встретите бородатых мусульман — местная милиция ловит бородачей и отвозит в парикмахерские, где бороды им сбривают. Борода ассоциируется с ваххабизмом, с которым в стране борются со времён гражданской войны, которая началась сразу после развала СССР. Тогда правительственные войска пять лет воевали с радикальными исламистами. Жертвами стали более 60 тыс. человек.

«Во время гражданской войны православный храм Святителя Николая оказался на передовой линии боёв правительственных и оппозиционных войск, — рассказывает епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов) , он приехал служить в Душанбе из Москвы четыре года назад. — Священник, который тогда служил в храме, рассказывал, что сидевший на колокольне снайпер правительственных войск говорил ему: “Батюшка, мы вас не тронем, у нас друг с другом война идёт. Молитесь”. И он молился под свист пуль. А в прошлом году, когда мятежный генерал Назарзода предпринял попытку госпереворота, перестрелка вновь была около нашего храма».

Храм Николая Чудотворца в Душанбе. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

Рассуждая об угрозе ИГИЛ (запрещённая в России организация), он говорит, что в Таджикистане под влияние радикалов попадает в основном малообразованная молодёжь. «Недавно ученика нашей воскресной школы, который служит у меня пономарём, избили одноклассники с криками “кафир” (неверный). Я ему сказал: “Приводи ко мне этих ребят, я докажу, что они не следуют Корану, потому что если они хулят Христа , то они хулят своего же пророка”. Только он им это передал — они от него отстали.

Нашим православным ребятам было бы легче, если бы они учились в русских школах, — продолжает владыка Питирим. — Но в Таджикистане сейчас нет русских школ, доступных для детей из малообеспеченных семей. Есть русские классы в таджик-ских школах, но и туда попасть можно за деньги, которых у русского населения нет. Получается, что в русском классе один-два русских, а остальные — таджики. Я второй год пытаюсь найти средства на строительство рядом с храмом (земля для этого есть) православной гимназии. Речь о нескольких миллионах рублей. Но, увы, пока отклика из России нет».

С момента развала СССР русские не построили в Таджикистане ни одной русской школы, Турция же построила здесь шесть лицеев. Корея — школу-интернат. А различные международные организации со штаб-квартирами в США обзавелись офисами чуть ли не в каждом кишлаке.

Южный форпост

«Четверть века назад в Душанбе 70% населения были русскими, сейчас нас меньше 1%. В республике, где 8 млн жителей, русских осталось меньше 30 тыс. человек», — рассказывает Людмила . Она — русская, родилась в Таджикистане, всю жизнь здесь проработала, сейчас живёт на пенсию в 200 сомони (около 1700 руб.). Массовый исход русских начался во время гражданской войны.

«В советское время Таджикистан был хоть и дотационной республикой, но полки магазинов здесь ломились от продуктов, — вспоминает другая русская жительница Душанбе Светлана . — В Центральной России мои родственники ездили за колбасой в Москву из других городов, а здесь свободно лежало несколько сортов. Джинсы здесь никто не брал, потому что местные жители традиционно предпочитают национальную одежду. Медицина по уровню была второй после Москвы. Но, когда стали уезжать русские, началась деградация. Уезжали ведь прежде всего специалисты».

Последнюю четверть века все привыкли, что в Душанбе в большинстве домов нет горячей воды, отсутствует центральное отопление. Зимой в минусовую температуру используют электрообогреватели либо печки-буржуйки, которые топят старыми тряпками и пластиковыми бутылками, отчего квартиру заполняет копоть. «Если русским не помочь, уедут все до последнего. А значит, всё то, что вложили в эту землю наши предки за последние 150 лет, когда Таджикистан вошёл сначала в Российскую империю, а потом в состав СССР, будет бездарно потеряно» , — сокрушается владыка Питирим. То, что окончательный уход русских чреват для Таджикистана внутренними потрясениями, понимают и сами таджики. Всё чаще, когда водители мест-ных маршруток видят в салоне одно-единственное русское лицо, они просят: «Русские, не уезжайте!»

Порой владыка ездит и на таком «транспорте». Фото: АиФ/ Мария Позднякова

И тысячи русских, несмотря ни на что, остаются. «Если мы все уедем, что будет с нашим храмом?» — говорят прихожане русской церкви. Храм Николая Чудотворца по-своему уникален — это самый южный православный храм на евразийском пространстве, где ежедневно служится литургия, а значит, возносятся молитвы о мире. Причём нередки случаи, когда в православный храм приходят и мусульмане. Вместе с православными они молились о таджикских детях, когда в Душанбе прошла череда похищений малышей, как говорили в народе, на органы. По благословению владыки Питирима молились перед иконой святого Иоанна Русского , который прославился особым -охранением детей от всяких бед. И кражи детей в Таджикистане прекратились, а молебны Иоанну Русскому стали в храме еженедельными.

В выходные дни вместе с владыкой диаконом в храме служит первый и пока единственный в Русской православной церкви этнический таджик Хуршед , в крещении — Андрей . Его супруга — матушка Елена , русская. Она поёт на клиросе, тащит на себе всю социальную работу прихода. В их семье пять детей, все помогают в храме. Андрей и Елена — предприниматели. Нынешнее благолепие храма во многом их заслуга. «Наша епархия, наверное, самая бедная в РПЦ. Нет у нас возможности платить людям зарплату, вот Господь и посылает таких помощников» , — говорит владыка Питирим. И очень надеется, что найдутся помощники и в самой России. И что православная гимназия в Душанбе появится, а значит, подрастёт новое поколение, благодаря которому ежедневная молитва в самом южном православном храме не прекратится.

Владыка Питирим и юные прихожане храма, ученики Воскресной школы, в одной из совместных поездок. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

gastroguru © 2017