Кельнский собор внутри. Кёльнский Собор Собор в городе кельн

И знатно поспав до 5 утра, я отправилась на осмотр Кёльна. Первым делом, конечно, путь лежал в Кельнский собор, о котором я немного расскажу и покажу.

Кельнский собор в Кельне — краткая информация

Одна из самых значительных достопримечательностей Кёльна — его Собор Kölner Dom . Это сама высокая в мире церковь с двумя одинаковыми башнями и третья среди прочих. Высота собора составляет 157,4 м.

В соборе хранится древняя реликвия — останки трех Святых Волхвов . Сначала для них построили красивый ларец, а позже, в 1248 году, начали строить и собор.

Кельнский собор построен в готическом стиле и является одним из самых узнаваемых в мире. Действительно, снаружи это грандиозное и внушительное сооружение, для того чтобы просто обойти вокруг него потребуется ни одна минута.

Не буду вдаваться в исторические подробности, кому интересно — найдет их в Википедии.

Собор расположен в непосредственной близости от главного железнодорожного вокзала Кёльна. Это первое строение, в которое упирается взгляд при выходе на улицу. Вокруг многолюдно и шумно.

Кельнский Собор внутри тоже огромный, кстати, я уже , в какое время лучше посещать собор:

лучше идти в следующие промежутки 10:00-11:30, 12:55-17:30, 19:30-21:00 – в это время нет месс, можно спокойно осмотреть весь собор; с 12:00-12:55 проходит большая месса во всем соборе, когда перекрыт практически весь Собор; в остальные промежутки — локальные мессы и частичные перекрытия.

Кельнский собор внутри и мои впечатления

Красивые и древние витражи на окнах, которые удалось спасти во время бомбардировок.

Кстати, о бомбардировках. Уж не знаю, правда или нет, но собор сознательно не бомбили во время второй мировой войны, потому что он служил отличным ориентиром. Весь город был практически снесен с лица земли, а Кельнский собор стоял.

Не сильна в религиозных достопримечательностях, но, наверное, это тоже что-то важное.

А вот и главная реликвия Кёльнского собора — мощи трех волхвов (Каспар, Бальтазар и Мельхиор), которые первыми увидели Младенца Христа.

Тут же неподалеку тетеньки ведут реставрационные работы.

Можно спуститься в крипту, но для меня там не было ничего интересного.

Возле указателя на крипту неплохо бы задрать голову и обратить внимание на потолок.

Много людей толпились возле этих реликвий, слева распятие Геро — 2-метровый крест из дуба.

Хотя Кельнский собор и огромный, внутри я провела немного времени, минут 15 . То ли я была не в духе, то ли так и есть — но собор не зацепил . Вот, бывает, заходишь в старинную церковь или другой большой собор и ахаешь, а тут такого не случилось.

Другая полезная информация . Напротив входа в собор расположен туристический информационный центр . На площади и прилегающих территориях есть бесплатный вай-фай .

Немного побродив туда-сюда, я отправилась в Музей Людвига, который находится практически за углом. Но об этом в .

– один из самых старинных и роскошных городов Германии. На его территории сосредоточено огромное количество исторических и культурных достопримечательностей. Среди них – знаменитый Кельнский Кафедральный Собор. Римско-католическое сооружение, выполненное в стиле средневековой готики. Непревзойденный шедевр архитектурного искусства. На самой вершине Соборного холма возвышается изящное грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами, арками. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что здание выполнено в форме латинского креста. В стенах Собора хранятся ценные религиозные реликты. Уже несколько десятилетий Кельнский Собор входит в список объектов Всемирного наследия.

История создания

История Кельнского Собора уходит своими корнями в глубокое средневековье. По данным исторических справочников – в 1 тысячелетии на его месте располагался небольшой римский храм. В 4 веке рядом появились христианские церквушки. Многие из них со временем были уничтожены пожарами. В 13 столетии архиепископу Кельнскому из Милана были переданы святые мощи трех волхвов. Это событие послужило толчком для возведения большого красивого храма. Строительство началось в 1248 году и продлилось 632 года. За это продолжительное время было возведено 157 башен, создано бессчетное количество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие Собора состоялось только в 1880 году. Перед взором горожан и туристов предстало невероятное, завораживающее неоготическое сооружение, впечатляющее своим масштабом и великолепием. В течение II Мировой войны Собор практически не пострадал, было разбито всего лишь несколько южных витражей. После войны, здание реставрировалось и обновлялось. К 2007 году были восстановлены все витражи, и храм засиял еще ярче.

Панорама Кельнского собора

Легенда о Кельнском Соборе

Уже несколько столетий из уст в уста переходит старинная легенда о рождении Кельнского Собора. Возводить храм, было поручено известному немецкому архитектору Герхарду фон Риле. Долгое время он трудился над чертежом, в голову ничего оригинального не приходило. Каждый новый чертеж отправлялся в урну. И вот однажды, архитектора посетил сам Сатана. Он предложил свою помощь в обмен на бессмертную душу. Герхард был вынужден согласиться, сделка была назначена на следующее утро. Сигналом к ее началу должен был послужить первый петушиный крик. Жена архитектора в это время стояла за дверью и слышала весь разговор. Рано утром она вышла во двор и прокукарекала три раза. План строительства храма был получен. А Сатана, узнав об обмане, рассвирепел и решил отомстить, наложив на Собор проклятие – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света». Конечно это всего лишь легенда, но ведь строительство Собора действительно продолжалось несколько столетий, а работы по его реставрации не закончены и по сей день.

Внутренне убранство Собора

Пройдя через огромные бронзовые ворота, посетители оказываются в волшебной средневековой стране. В главном соборном зале размещается несколько очаровательных галерей и небольших часовен.

Посреди зала возвышаются пышные резные колонны. По углам расставлены скульптуры библейских святых. На стенах красуются полотна из позолоченной мозаики.

Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь – настоящее произведение средневекового искусства. Слева от алтаря расположена основная Кельнская реликвия – гробница волхвов. Рядом можно увидеть «ларь трех волхвов» — три деревянных саркофага, обшитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Он поражает посетителей своей невероятно сложной отделкой – позолоченные колонны, причудливые узоры в форме сказочных растений. По бокам на своих шикарных тронах восседают пророки и короли, над ними – апостолы в белоснежных одеждах. На нижней части ларя перед взором посетителей предстает сцена рождения и распятия Христа, а также его чудесное воскрешение.

Миланская Мадонна

Еще одной уникальнейшей реликвией Кельнского Собора является «Миланская Мадонна». Как и ларь, она была привезена Кельнским архиепископом из Милана. Верующие утверждают, что эта скульптура обладает чудотворным действием, поэтому в средние века она особенно почиталась. В 1248 году, в результате большого пожара, она была уничтожена. А спустя 50 лет, изображение Святой Девы было восстановлено. Конечно, оно не было таким дорогим и прекрасным как первое, но им не меньше дорожили. Скульптуру не раз обновляли и дополняли. В настоящее время «Миланская Мадонна» представляет собой настоящий скульптурный шедевр. Скульптура возвышается на высоком резном пьедестале – грациозно и изящно, полная одухотворенности, женщина держит на своих руках дитя Господа. На Мадонне длинные шелковые одежды, окрашенные в разные цвета. Она с такой нежностью смотрит на свое чадо, что у многих наворачиваются слезы при виде такой всеобъемлющей материнской любви.

Крест Геро

Украшением Собора является большой деревянный крест – подарок архиепископа Геро. Святое распятие, на котором изображена смерть Христа. В высоту это рукотворное творение достигает двух метров. Из достоверных источников известно, что крест сохранился до наших времен в своем первозданном виде, и поэтому он еще более уникален. На большом дубовом распятье, приковано безжизненное тело Иисуса. Картина настолько реальна – голова Спасителя скорбно наклонена, глаза прикрыты. Очень четко просматриваются его руки, ноги, мускулы. На голове Христа терновый венец. Вокруг креста – красивый резной алтарь.

Другие священные реликвии

Прямо от «палаты святынь», где собраны главные сокровища храма, отходит несколько коридоров и лестниц. Спустившись по одной из таких узких лестниц, посетители оказываются в подземных соборных помещениях. Здесь собрано невероятное количество религиозных реликвий. На специальных освещаемых витринах можно увидеть несколько церемониальных крестов, а также неотъемлемый символ архиепископской власти – священные жезл и меч. Рядом находятся несколько залов со старинными книгами, коллекцией серебряных и позолоченных кубков. Один из залов отведен под церковные одежды. Зрелище невероятное – богатые парчовые рясы, вышитые драгоценными камнями. В одном из подземных помещений туристы смогут полюбоваться оригинальными скульптурными композициями. Бродя по извилистым коридорам подвалов, посетители невольно оказываются в далеком средневековье. Во время экскурсии, в Соборе звучит органная музыка, завораживающая и обволакивающая со всех сторон.

На самой вершине Собора расположена смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на городскую панораму. Для того чтобы подняться, туристам приходится преодолеть трудный путь в 500 ступеней. Вокруг храма разбит живописный природный парк с ухоженными газонами и клумбами. По всему периметру стоят скамейки, где можно отдохнуть от длительной экскурсии. Можно насладиться игрой уличных музыкантов и представлением многочисленных мимов. А можно заглянуть в одно из уютных кафе, перекусить и полакомиться отличным кофе или утолить жажду прохладительными напитками.

Кельнские захоронения

В стенах Кельнского Собора было захоронено немало архиепископов. Например, в часовне Святого Стефана хранятся мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зеленым и красным порфиром. В стенах Крестовой часовни было решено создать искусственную гробницу. В ее центре – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, который был причислен к лику святых. Скульптура выполнена из красного мрамора. Над гробом архиепископа склоняется ангел. В часовне Святого Иоанна был захоронен архиепископ Хохштаденский. На крышке саркофага изображена фигура архиепископа, облаченная в шелковые одежды. В 1330 году архиепископу Гейнсбергскому был создан саркофаг, представляющий собой настоящее произведение искусства. Сверху на надгробии можно увидеть фигуру архиепископа, вылепленную из известняка. Сверху она покрыта слоем лаковой краски. На стенах надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами, железными воротами и зубцами. Одним из самых богатых надгробий является саркофаг архиепископа Саарверденского. Он хранится в часовне Богоматери.

Когда римляне в начале I века основали еще одну колонию, вряд ли они подозревали, что спустя всего два столетия этот город станет крупнейшим экономическим, культурным и религиозным центром Германии. А еще несколько столетий позже здесь построят самый грандиозный собор мира (самый высокий до конца XIX века), описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения".

Мифы и факты

Впервые увидев Кельнский собор, действительно захватывает дух! Сразу и навсегда впечатляет колоссальный размер сооружения – 157 метров в высоту. Это почти в два раза (!) выше – самого высокого здания того времени на территории нынешнего СНГ. Два шпиля пронзают небо на верхушке десятиэтажного здания, горящего зелеными огнями от заката до рассвета, доминируя над силуэтом древнего города. Трудно поверить, что этот величественный собор, ставший известным символом Кельна, был задуман в средневековье. Фотографии не могут представить всю грандиозность сооружения.

Древняя легенда рассказывает, что архитектор Кельнского собора Герхард, который был не в силах выполнить чертежи будущего собора, пригласил на помощь дьявола. Тот сразу предложил свои услуги в обмен на душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов. Но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи и забрал ее душу. Обман вскрылся, но было уже поздно. Тогда дьявол сказал, что город Кельн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кельнский собор. С тех пор и по сей день собор не перестают строить и достраивать.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - " " - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Спустя столетие началось великое строительство, но было остановлено в 1560 году. Недостроенный храм использовался для церковных целей в течение следующих 300 лет до начала XIX века, когда строительство возобновилось. На возведение Кельнского собора было потрачено в общей сложности более 1 млрд. евро в переводе на современные деньги. Завершение грандиознейшего собора Германии отмечалось как национальное событие в 1880 году, спустя 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал император Вильгельм I.

Но работа над этим сооружением не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро. ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

Что посмотреть

Кельнский собор содержит многочисленные произведения искусства, в том числе ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней.

Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!

Кёльнский кафедральный собор — первое, что бросается в глаза при выходе из главного железнодорожного вокзала Кёльна. Стекло вокзальной крыши над головой еще не закончилось, а уже видны острые шпили готического исполина, откровенно рвущие небеса. От собора веет величием и торжественностью, он создан будто не для радости вовсе, а для нервного трепета, пронзающего до кончиков пальцев при каждом осмысленном взгляде на стены Кельнской достопримечательности. Захватывает дух, сбивается дыхание. Сложно сказать, что внутри чувствуешь себя уютней, нежели снаружи; хотя о каком уюте можно просить, находясь внутри одного из величайших творений человеческого гения. А человеческого ли?

Как и всякая подобная величина, Кёльнский собор буквально пропитан легендой. Говорят, что главный архитектор, Герхард фон Риле, создавая чертежи будущего собора, настолько запутался и потерялся в собственных записях и рисунках, что воссоздать единый проект совершенно не представлялось возможным. Отчаявшись в собственном бессилии, он нашел едино верное решение — попросить помощи у самого дьявола. Сатана себя ждать не заставил, и за оказанную услугу затребовал душу архитектора, как плату: в назначенный час, когда пропоет первый петух, сделка должна была быть заключенной — архитектор получит готовые чертежи и взамен отдаст свою душу. Далее разные источники дают разное развитие событий: кто-то говорит, что совершить сделку помешала жена архитектора, подслушавшая разговор, кто-то считает, что сам архитектор обманом нарушил сделку. В любом случае, исход легенды одинаковый — сатана, подаривший чертеж Кёльнского собора и не заполучивший желанной души, в ответ на обман пообещал, что в день, когда работа над собором завершится, в момент когда будет возложен последний камень, наступит Конец света.

Несмотря на внушительное количество архитекторов, причастных к созданию и строительству собора, ни один из них не отошел от первоначальных, средневековых чертежей. Кёльнский собор полностью соответствует оригинальной задумке.

Судить легенду сложно, также как выбирать или отрицать веру в неё — но на сегодняшний день работы в Кёльнском соборе все еще продолжаются; храм будто живой, постоянно меняется, движется и дышит. И посмотрев на него со стороны, не слишком охотно верится, что это дело человеческой мысли и человеческих рук — уж слишком собор таинственный, слишком своенравный и внушающий. Да только кто к нему приложил свою руку, Бог или дьявол, решить нужно самостоятельно, ибо подлинного не известно.

Строительство Кёльнского собора

Святое место

Место, на котором 15 августа 1248 года начнется первый этап строительства Кёльнского собора, изначально можно назвать особенным или как настаивают некоторые исследователи, святым. Этот факт неопровержим и официально задокументирован — на месте нынешнего собора, его церкви — предшественницы возводились с завидной частотой. Поражает то, что первое здание с апсидами, по показанию историков и исследователей, возведенное на месте собора, относится к концу IV — началу V века нашей эры(до наших дней дошли фрагменты кладки помещения для крещения, а также восьмигранная купель). Признан также факт, что еще во времена Римской империи, это место воспринималось как религиозный центр христиан, проживающих в окрестностях. Поиски следов и доказательств древности не прекращаются и сегодня — на территории собора постоянно ведутся археологические исследования и раскопки, к поискам неоднократно привлекаются эзотерики и экстрасенсы. Посмотреть и понаблюдать за процессом можно издалека — туристов не подпускают ни к непосредственно месту проведения раскопок, ни к добытым экспонатом.

Поэтапное строительство.

Началу строительства Кёльнского собора предшествовал далеко не благородный замысел. По одной из версий, архиепископу Кёльна, заложившему первый камень в основание будущего собора, хотелось подчеркнуть статус и богатство одного из самых величественных городов тогдашней Германской империи. В его мечтах, собор обязан был затмить известный Собор Парижской богоматери, и превзойти по своему масштабу и величию любой ранее созданный храм. Другая версия менее амбициозная — в Кёльне хранилась одна из христианских реликвий — останки Святых волхвов или Трех королей. Для святыни, в течении десяти лет создавался саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней — Рака трех царей-волхвов, и именно это произведение лотарингского искусства навело на мысль о соборе, вход в который будет открыт всем паломникам мира, желающим своими глазами увидеть реликвию (старый городской собор уже не выдерживал толп верующих, прибывающих в город).

Итак, в 1248 году, был запущен первый этап строительства Кёльнского собора. К 1265 году стены собора были равны высоте сводов, а в 1311 оконные пролеты хора уже украшали семнадцатиметровые витражи. К этому времени уже был возведен алтарь и внутренние хоры, окруженные галереей. Также были установлены два колокола, именуемые «Специоза» и «Претитоза». отлитые в 1448/1449 г. В последующие годы, темп работы над созданием величественного собора заметно убавился, и уже в середине XVI века, работы полностью остановились. Причин такой «заморозки» достаточно много, и выбрать главную не является возможным. Говорят о Реформации, об изменившемся эстетическом восприятии собора, о финансовом кризисе ввиду уменьшения посещающих собор паломников. Как итог, более трехсот лет незавершенный собор являл собой широкое и продолговатое сооружение, высотой не более тринадцати метров, с незаконченной южной башней, с отсутствием западных башен и фасадов. Первый этап строительства завершен.

Официально, Кёльнский Собор — третий по счету храм внушающей величины, возведенный на этом месте, ему предшествовал храм 313 г н.э. и « Старый собор», возведенный в 818 году и сгоревший в 1248 г.

Новая «эпоха» создания Кёльнского собора начинается вместе с реставрационными работами в 1823, хотя официальной датой начала второго этапа строительства принято считать 4 сентября 1842 года — день, когда в южную башню был вмурован камень. Ответственным за строительные работы был назначен Эрнст Фридрих Цвирнер. Официальной датой завершения строительства собора считают 1880 год, хоть завершением это сложно назвать: завершены были башни, высота которых равнялась 157 метрам. Сам Кёльнский собор продолжал «жить» — менялись стекла, украшения, обновлялся интерьер. Постоянно велись работы по реставрации, а в 1906 даже пришлось заменять внезапно рухнувшую декоративную башню. Тем не менее, собор уже соответствовал чертежам и планам 1280 года, а заостренные арки Кёльнского собора тянулись ввысь, символизируя тягу человека к Богу.

Внешний вид Кёльнского собора

Высота Кёльнского собора — 157,38 метра, и все, что видно путешественнику, впервые ставшему лицом к стенам — искусное готическое кружево, изогнутые арки и башни, тянущееся ввысь. Особенность строения Собора Святых Петра и Марии полное отсутствие горизонтальных линий. Также примечательно то, что каждый ярус собора имеет свою форму, особенность и даже стиль исполнения, при этом в контексте единого храма, все смотрится более чем гармонично и впечатляюще. Особо впечатляет туристов тот самый Западный фасад, построенный по старым планам собора.

Каждая сторона фасада имеет свои порталы (украшенные скульптурами входы либо же отдельные здания). У Западного фасада три портала, среди них единственный средневековый, сохранившийся до наших дней, портал Святого Петра, левый портал Трех волхвов и единственный безымянный, главный портал собора. Южный фасад тоже состоит из трех входов: портал святой Урсулы, портал Страстей Христовых и портал святого Гереона.
Южный фасад представляет собой одно из наиболее значительных творений стиля неоготики. С историей создания и непосредственно строительства собора художественно связаны три портала северного рукава — портал Бонифация, портал святого Михаила и портал святого Матерна.

Фотографу-любителю или просто туристу невозможно сфотографировать Кёльнский собор в «полный рост», сколько бы передвижений и поисков «нужной точки» на площади он не совершил.

Следует упомянуть, что из-за временных особенностей строения, камень фасада отличается по оттенку, а иногда можно заметить и отличие в качестве резьбы, скульптур и иного внешнего декора.

Внутренний интерьер Кёльнского собора

От готической сдержанности и налета мрачности, внутри собора не остается и следа. Внутреннее убранство чрезвычайно богато и особую атмосферу создают ломаные лучи солнца, наполняющие собор через стекла цветных витражей. В сумерках же, Кёльнский собор, подсвеченный бутылочно-зеленым светом, обретает совершенно иное очарование — складывается ощущение, что собор парит в воздухе. Не стоит забывать и о древних сокровищах, украшающих Кёльнский собор. К примеру, Главный алтарь, представляющий собой единую мраморную плиту, в центре которой изображена церемония коронации Богородицы, а по бокам, каждый в своей нише, покоятся статуи двенадцати апостолов; который был освящен еще в 1322. Алтарь Трех волхвов, расположен в капелле Богоматери, считается жемчужиной не только Кёльнского собора, но и ярчайший примером кёльнской позднеготической живописной школы. Примечательно, что алтарь, в закрытом и раскрытом виде, демонстрирует разные отрывки и картины библейских сюжетов.

Внизу, под ногами также творится чудо — от напольной мозаики, от трех основных её сюжетов, оторваться действительно сложно. Мозаика была создана в 1887 году и демонстрирует историю епископства, в хоре — христианский картину мира, а под деревянным подиумом, в средокрестии, спрятана картина Вселенной. Внимания заслуживают даже скамьи, созданные в 1308 — 1311 г., предусматривающих места для папы римского и императора.

Во время Второй мировой войны, собор не был уничтожен благодаря негласному сговору летчиков, использующих высокие башни как ориентир. Развалины города укрывали обломки и пепел, и тень нетронутого собора прятала их.

Не смотря на обилие декораций, украшений и откровенных драгоценностей, общую атмосферу и тем более картину интерьера сложно уличить в яркости, выедающей глаза роскоши — внутренне убранство собора по-готически сдержанное, цвет драгоценностей приглушенный, а блеск камней не вызывает раздражения. Собор не наполнен излишеством или крайностями — каждая деталь на своем месте, каждый элемент составляет единую картину неповторимого духа Кёльнского собора.

Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе

Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.

Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.

Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах (около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.

Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой: можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.

Захоронения

Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную.
К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.

Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.

Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.

Посещение Кёльнского собора

Кёльнский собор находится в 50 м от центрального железнодорожного вокзала и приблизительно в 250 м от берега Рейна. Точный адрес — Domkloster 4, 50667 Köln, Германия. Собор открыт ежедневно, с 6 утра до 9 вечера с мая по октябрь и с 6 утра и до 7.30 вечера с ноября по апрель. Вход в собор бесплатный, как и возможность фотографировать, снимать видео и просто прикасаться к экспонатам и святыням. Заплатить придется только за осмотр башни (2,50 евро) или услуги экскурсовода (4 евро). Цены могут меняться, но любую желаемую информацию можно получить как на официальном сайте, так и по телефону, указанному в разделе контактов.

1. В соборе не продают свечи и брошюры — в свободном доступе они выставлены на специальных подносах. Каждый желающий может зажечь свечу, поставить на отведенное место и помолится.

2. Доступ в сокровищницу, где хранятся самые ценные экспонаты собора, туристам, к сожалению, воспрещен.

3. Собор действующий и до сегодняшнего дня в нём справляют службы. Со «списком» служителей можно ознакомится на официальном сайте.

4. Ежегодно на содержание и нужды собора тратится не менее 10 миллионов евро.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Кельнский собор недолго был первым в списке самых высоких зданий мира, но сегодня он заслуженно занимает третью позицию среди всех храмов. Не только этим знаменита готическая церковь: в ней собрано огромное количество реликвий, на которые хотят взглянуть представители разных народов, приезжающих в Германию. Интересно все: какая высота у башен, история создания, архитектура, внутреннее убранство.

Кратко о Кельнском соборе

Для тех, кто все еще задается вопросом, где находится собор, стоит отправиться в город Кельн в Германии. Его адрес: Domkloster, 4. Первый камень был заложен еще в 1248 г., но современному исполнению церкви присущ готический стиль.

Ниже приведено краткое описание основных величин, связанных со строительством костела и его содержанием:

  • высота наибольшей башни достигает 157,18 м;
  • длина храма – 144,58 м;
  • ширина храма – 86,25 м;
  • количество колоколов – 11, при этом крупнейший из них «Decke Pitter»;
  • площадь собора составляет около 7914 кв. м;
  • масса камня, использованного при строительстве – около 300 тысяч тонн;
  • ежегодное содержание обходится в 10 миллионов евро.


Для тех, кому интересно, сколько ступеней ведет до шпиля, стоит добавить и эту цифру, ведь, чтобы добраться до колокольни и сделать фото в высоком качестве с вершины церкви, придется преодолеть 509 ступеней. Правда, посещение башен платное, а просто зайти в храм может любой желающий. Часы работы отличаются по сезонам. В летнее время (май-октябрь) Кельнский собор открыт для посетителей в промежутке 6:00-21:00, а зимой (ноябрь-апрель) можно полюбоваться на красоты костела в интервале 6:00-19:30.

Этапы строительства Кельнского храма

Главный храм архиепископства Кельна строился в несколько этапов. Условно выделяют два основных периода. Первый датируется 1248-1437 годами, второй проходил во второй половине 19 века. До 13 века на этой территории было построено немало святилищ, останки которых можно увидеть в нижней части современного собора. На сегодняшний день в ходе раскопок удается обнаружить части пола и стен из разных эпох, но восстановить единую картину прошлых вариаций храмов невозможно.


В начале 13 века решено было возвести в Кельне, одном из богатейших центров того времени, собственный кафедральный собор. Архиепископом Конрадом фон Гохштаденом было положено начало великого строительства, обещающего подарить миру храм, затмевающий уже существующие церкви.

Есть предположение, что появление Кельнского собора связано с тем, что в 1164 году Кельну достались величайшие реликвии – останки Святых волхвов. Для них был создан уникальный саркофаг, и хранить подобное сокровище следовало в соответствующем месте, каким и должен был стать будущий храм.


Возведение церкви началось с восточной части. В качестве основной идеи был избран готический стиль, который был популярен в этот период. Кроме того, обилие витражей и вытянутых арок являлось символичным и обозначало благоговение перед божественными силами.

Архитектором этого удивительного творения был Герхард фон Риле, по его чертежам велись все последующие работы. За первые 70 лет удалось соорудить хоры. Внутри помещение украшалось капителями с ажурными листьями, покрытыми позолотой. Снаружи можно увидеть взмывающие пики, увенчанные с востока крестом из золота. Он украшает собор более 700 лет.


В 14 веке приступили к другой части строительства, так как для этого нужно было снести западную часть каролингского собора. В это время занимались возведением Южной башни, особенности архитектуры которой подчеркнуты утонченностью элементов. К началу 16 века был практически полностью закончен средний неф, оставались лишь незначительные детали в отделке фасада.


В период Средневековья далеко не все идеи были воплощены в жизнь, а за годы существования Кельнский собор постепенно приходил в упадок. В результате в 1842 г. поднялся вопрос о необходимости реставрации храма и завершения необходимых строительных работ, в том числе связанных с его окончательным украшением. 4 сентября благодаря финансированию прусского короля и общественной организации жителей города работы возобновились, а честь положить первый камень выпала Фридриху Вильгельму IV, как главному инициатору.

В ходе строительства использовались первоначальные идеи и уже имеющиеся чертежи. Фасад был украшен скульптурами, появились высокие башни, достигающие 157–метровой высоты. 15 октября 1880 года официально считается днем окончания строительства, тогда был организован масштабный праздник, а люди со всей страны поехали в Кельн, чтобы увидеть это творение собственными глазами.


Несмотря на то, что точно известно, сколько строился храм и когда был построен, работы до сих пор ведутся, чтобы достопримечательность сохранилась на многие годы вперед. Немало ключевых элементов было заменено в 20 веке, реставрация ведется и по сей день, так как загрязнения в городе негативно сказываются на внешнем виде собора.

Ценности, хранящиеся в храме

Кельнский собор – это настоящая сокровищница, в которой хранятся уникальные произведения искусства и символы религиозного культа. Среди самых ценных можно назвать:


Ни одна фотография не способна передать истинных эмоций от изучения всех ценностей, хранящихся в соборе. К тому же картинки, выложенные в витражах, создают особую атмосферу в помещении, а музыка органа будто возносит в облака, настолько она глубока и проникновенна.

Легенды о высоком соборе Кельна

Существует интересная легенда о соборе, которую по-разному пересказывают. Кто-то верит в ее правдивость, кто-то создает вокруг истории облако мистицизма. В момент разработки проекта архитектор Герхард фон Риле постоянно метался, не зная, каким чертежам отдать предпочтение. Мастера настолько тяготил выбор, что он решил обратиться за помощью к Сатане.

Дьявол мгновенно откликнулся на просьбы и предложил сделку: архитектор получит заветные чертежи, которые превратят собор в один из величайших творений человечества, а взамен отдаст свою душу. Решение нужно было принять после крика первых петухов. Герхард дал свое слово подумать, но ради величия склонялся к положительному решению.

Разговор с Сатаной подслушала жена мастера и решила уберечь душу своего супруга. Она спряталась и прокричала подобно петуху. Дьявол дал чертежи, и лишь позже понял, что сделка не состоялась. Обработанная версия истории была изложена Кусковым Платоном Александровичем в стихотворении «Кельнский собор».

Нередко можно услышать продолжение легенды, в котором говорится о том, что Сатана был настолько разъярен, что проклял храм. Он сказал, что с последним камнем собора наступит всемирный апокалипсис. По некоторым версиям разрушение грозило лишь Кельну, но, возможно, неслучайно великий немецкий храм постоянно достраивают и расширяют.

Интересные факты нередко преподносят в виде необычных историй для туристов. Так, гиды из Кельна любят рассказывать о временах войны, которые храм пережил без малейших повреждений. Город во Вторую мировую войну подвергся сильнейшим бомбардировкам, в результате которых все сооружения были полностью разрушены, и только церковь осталась нетронутой. Считается, что причиной тому было то, что летчики избрали высокое здание в качестве географического ориентира.

gastroguru © 2017