Ксенофонт, монастырь, святая гора, афон. Монастырь ксенофонт Скит благовещения от монастыря ксенофонт афон

Монастырь Ксенофонт

На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был основан опять-таки Святым Ксенофонтом, но в 10 веке. Царь Василеос Вулгароктонос присоединил к нему монастырь Иеромнимонос (Ворвору). Адмирал (Друнгуриос) Симеон, который со своими тремя последователями: Евсевием, Кандид ом и Иларионом монашествовал в монастыре, отреставрировал его на свои средства с участием Никифора Вотаниати. В 1808 году здесь монашествовал Филофей Лесбийский, бывший епископ Самаковии, а также архимандриты Пейсиос и Захариос, которые на свои пожертвования построили Соборный храм монастыря и посвятили его Святому Георгию. Строительство шло 10 лет. В 1817 году монастырь сгорел и был снова восстановлен его игуменом Филофеем. В 1885 году уже пираты и латинские сторонники объединения снова разорили монастырь. Настенная роспись Соборного храма принадлежит кисти Антония, художника критской школы (1544 год). Новый Соборный храм имеет мраморный иконостас, широкий и величественный.

В библиотеке монастыря хранится 300 рукописей, 8 из которых -пергаментные кодексы 12-14 века, 2 пергаментных свитка общей длиной 16,161 метра и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря икона Преображения Господня, сделанная из восковой массы, размерами 0,18x0,15 (резная ее часть составляет 0,13x0,95 м); 2 мозаичные иконы 10-11 веков Святого Георгия и Святого Димитрия, размерами 1,20х 0,52 м и чудотворные иконы Святого Георгия и Богородицы, называемой также "Путеводительница". Она находится в Соборном храме, на колонне в левой части. В монастыре хранятся также: Тщесное древо, правая рука Святой Марины, часть мощей Святого Георгия, правая рука Святого Кирика, часть лика Святого Стефана, лик Святого Трифона, нижние челюсти Святых Апостолов Варнавы и Филиппа и др. Монастырь владеет кельей в Кариесе (представительство) и одним Скитом (Евангелистов) с 27 Каливами.

Греческий Скит монастыря Ксенофонта .

Северо-восточнее монастыря Ксенофонт, на расстоянии 1 часа ходьбы от него расположен греческий Скит монастыря. Он был основан в 1766 году иеромонахом Сильвестром и старцами Ефраимом и Агапием. Храм Скита посвящен Покрову Богородицы и построен в 1766 году основателями Скита. В 1901 году отцы Скита смогли снести сгнивший неф, благодаря дару в 100 турецких лир от очень богатого русского монаха Иоанникия, который монашествовал в Ските Сергия. Он обещал подарить Скиту еще 400 лир, однако потребовал взамен этого, чтобы его имя было записано в храме вместе с именами его основателей. Из-за этого отцы Скита отказались от его даров и построили храм на вклады благотворителей, работая лично на строительстве. Иконы храма Скита - Святых Георгия и Димитрия, написаны в 1757 году Константином и Афанасием из города Коритса.

В библиотеке монастыря насчитывается 360 рукописей и еще столько же печатных изданий. В Ските хранятся мощи многих святых: Святого Амвросия, Епископа Медиоланского, Святой Марины, Святого Модеста, Киприану, Козмы и Святых отцов Сина и Райфо, кровь Святого Димитрия и др.

email: [email protected]

Монастырь Ксенофонт основан преподобным Ксенофонтом и расположен в восточной стороне Святой Горы, высоко над морем между монастырём Дохиар и монастырём св.Пантелеймона. Назван в честь святого Георгия Победоносца.

Первое упоминание о монастыре относится к 10-му веку, в последней четверти 11 –го века монастырь был достроен и расширен византийским адмиралом Стефаном Друнгарием. Период его процветания прерван падением Константинополя (1453 г.), а затем многократные катастрофы сменяются восстановлением монастыря на пожертвования правителей придунайских стран.

Монастырь имеет два храма, посвященные двум великомученикам: св. Георгию и св. Димитрию. Первый монастырский храм построен и расписан в 1544 году художником критской школы. Новый Главный храм, построенный в 1837 году в северной стороне монастырского двора, доминирует как крупнейший из двадцати монастырей Афона. Монастырь имеет 14 часовен, восемь из которых находятся на территории монастыря. Монастырю принадлежит Благовещенский скит (1766 г.), в библиотеке скита хранится 500 книг и 360 рукописных кодексов.


К числу особо почитаемых реликвий монастыря Ксенофонт относятся две мозаичные иконы – святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика Димитрия Солунского (11 в.), икона Преображения, чудотворная икона Божьей Матери «Путеводительницы», церковная утварь и т.д. В библиотеке монастыря хранятся примерно 300 рукописей, различные ценные документы и более 4000 книг. Большой интерес представляет также музей монастыря.

СВЯТАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ОДИГИТРИИ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦЫ)

Эта икона издавна находилась в главном храме монастыря Ватопед. Однако в 1730 году она внезапно исчезла, несмотря на то, что ворота храма были заперты, и обнаружилась в монастыре святого Ксенофонта. Все думали, что кто-то её тайно украл и поэтому икону вернули на место. Монахи монастыря Ватопед приняли строгие меры безопасности и опечатали храм. Но когда спустя некоторое время открыли храм для служебного молебна, икону не обнаружили, а вскоре до монастыря дошла весть о том, что она вновь находится в монастыре святого Ксенофонта.

Тогда все уверовали в чудо и решили не сопротивляться воле Пресвятой Богородицы. Монахи отправились в монастырь св. Ксенофонта для поклонения Богородице Одигитрии и ещё долгое время посылали туда свечи и лампадное масло. С тех пор оба монастыря отмечают это знаменательное событие.

телефон: +302377023249

foto: athosmemory.com

Монастырь расположен на самом берегу моря, к северу от Свято-Пантелеимонова монастыря, до которого час ходу, до Карей – четыре. Согласно преданию, обитель основана в X веке византийским вельможей Ксенофонтом, традиционно получив название от его имени. С 1083 года ее отстраивает другой греческий вельможа Стефан Друнгарий. Монастырские акты сообщают, что в XI веке, во время правления императора Никифора Ботаниана (1078–1081), иноком Ксенофонта стал бывший наварх (командующий византийским флотом) Симеон. Энергичный монах, много сделавший для благополучия родной обители, был изгнан из нее братией...

В третьем Уставе Святой Горы (1394) Ксенофонт занимал почетное 8-е место, что свидетельствовало о его большом авторитете и благосостоянии. Действительно, этот монастырь – из первых богатых афонских монастырей. Владения его на Афоне простираются на два часа ходу вдоль морского берега и на полтора часа в ширину – от моря к горным высотам. Ему принадлежали богатые дачи вне Афонской Горы, в Македонии и в валахских княжествах.

Кроме того, немалым источником доходов была мельница, находящаяся внутри монастыря при быстром горном ключе. Поборы турок значительно ослабили обитель в XV–XVI веках, ее сохранению способствовали правители православных придунайских государств. Монастырь не раз перестраивался. Так, в 1545 году его возобновил валахский господарь Матфий Бассараб и его бояре Дука и Радул. Ныне ж е Ксенофонт занимает 16-е место в иерархии афонских монастырей.

Монастырь традиционно имеет вид крепости, обнесенной высокими зубчатыми стенами двойной кладки. Главные врата обители подступают почти к самой кромке берега. Внутренность ее обширна и состоит как бы из двух дворов. В большом дворе в начале XIX века был выстроен новый собор во имя великомученика Георгия Победоносца. Собор выполнен в восточном стиле и считается одним из самых величественных на Святой Горе. Его колонны и роскошный, разноцветный иконостас выполнены из афонского мрамора. Иконы написаны местными мастерами XIX века.

В новом соборе находятся две драгоценные мозаичные иконы XIV века, святых великомучеников Георгия и Димитрия. Святые изображены в полный рост, обращенными к Спасителю, Который сходит с небес и благословляет их. Особенно ж е почитают в Ксенофонте чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»).

На земле, принадлежащей Ксенофскому монастырю, находится Ксенофский скит. Он расположен в уединенном месте вблизи глубокого потока, служащего границей Русского и Ксенофского монастырей. Скит некогда принадлежал монастырьку Кацари, развалины которого видны до сих пор. В 1363 году по причине запустения Кацари решением Прота и игуменов Святой Горы скит был передан русскому Свято-Пантелеймонову монастырю. В бедственное для нашего монастыря время (с половины XVIII века), когда в нем царило почти полное запустение, а Ксенофонт усилился, по воле турецкого правительства местность эта была отобрана у Русика под ведение Ксенофа.

Около 1760 года старец-духовник иеромонах Сильвестр, поселившись здесь с другими старцами, любителями безмолвия, положил начало основанию Ксенофского скита, в котором был построен в 1766 году главный скитский храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Среди монастырских святынь – глава мч. Трифона, кровь вмч. Димитрия Солунского в частице от одежд его. В Ксенофонте 8 параклисов, а вне монастыря – в скиту и при келлиях 25 малых церквей. Библиотека располагает многими древними рукописями и книгами. В братстве монастыря 40 иноков.

На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был основан опять-таки Святым Ксенофонтом, но в 10 веке. Царь Василеос Вулгароктонос присоединил к нему монастырь Иеромнимонос (Ворвору). Адмирал (Друнгуриос) Симеон, который со своими тремя последователями: Евсевием, Кандидом и Иларионом монашествовал в монастыре, отреставрировал его на свои средства с участием Никифора Вотаниати.

В 1808 году здесь монашествовал Филофей Лесбийский, бывший епископ Самаковии, а также архимандриты Пейсиос и Захариос, которые на свои пожертвования построили Соборный храм монастыря и посвятили его Святому Георгию. Строительство шло 10 лет. В 1817 году монастырь сгорел и был снова восстановлен его игуменом Филофеем. В 1885 году уже пираты и латинские сторонники объединения снова разорили монастырь. Настенная роспись Соборного храма принадлежит кисти Антония, художника критской школы (1544 год). Новый Соборный храм имеет мраморный иконостас, широкий и величественный.

В библиотеке монастыря хранится 300 рукописей, 8 из которых – пергаментные кодексы 12-14 века, 2 пергаментных свитка общей длиной 16,161 метра и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря икона Преображения Господня, сделанная из восковой массы, размерами 0,18x0,15 (резная ее часть составляет 0,13x0,95 м); 2 мозаичные иконы 10-11 веков Святого Георгия и Святого Димитрия, размерами 1,20х 0,52 м и чудотворные иконы Святого Георгия и Богородицы, называемой также "Путеводительница". Она находится в Соборном храме, на колонне в левой части. В монастыре хранятся также: Тщесное древо, правая рука Святой Марины, часть мощей Святого Георгия, правая рука Святого Кирика, часть лика Святого Стефана, лик Святого Трифона, нижние челюсти Святых Апостолов Варнавы и Филиппа и др. Монастырь владеет кельей в Кариесе (представительство) и одним Скитом (Евангелистов) с 27 Каливами.

Греческий Скит монастыря Ксенофонта. Северо-восточнее монастыря Ксенофонт, на расстоянии 1 часа ходьбы от него расположен греческий Скит монастыря. Он был основан в 1766 году иеромонахом Сильвестром и старцами Ефраимом и Агапием. Храм Скита посвящен Покрову Богородицы и построен в 1766 году основателями Скита. В 1901 году отцы Скита смогли снести сгнивший неф, благодаря дару в 100 турецких лир от очень богатого русского монаха Иоанникия, который монашествовал в Ските Сергия. Он обещал подарить Скиту еще 400 лир, однако потребовал взамен этого, чтобы его имя было записано в храме вместе с именами его основателей. Из-за этого отцы Скита отказались от его даров и построили храм на вклады пожертвователей, работая лично на строительстве. Иконы храма Скита – Святых Георгия и Димитрия, написаны в 1757 году Константином и Афанасием из города Коритса.

В библиотеке монастыря насчитывается 360 рукописей и еще столько же печатных изданий. В Ските хранятся мощи многих святых: Святого Амвросия, Епископа Медиоланского, Святой Марины, Святого Модеста, Киприану, Козмы и Святых отцов Сина и Райфо, кровь Святого Димитрия и др.

Смотри также:

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

Ксенофонт

Ксенофонтов монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между Дохиаровым и Свято-Пантелеймоновым монастырями и отмечает праздник Святого Георгия (23 апреля).

Согласно традиции, этот монастырь основан в Х веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приияв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонт

Последующая история Ксенофонтова монастыря не отличается особо от истории других монастырей. Здесь также имели место разрушения в результате пиратских и иного рода набегов и последующие восстановления и реконструкции при поддержке главным образом византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц: все они оказывали монастырю всевозможные благодеяния и подносили разного рода дары.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Талантон. Ксенофонт

Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.

То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески лнтийного притвора (1564). а под конец и наружного нартекса (1637). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов И арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Собор и фиал монастыря

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разныx частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.

Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни – Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Очень хорошо организованная монастырская библиотека располагается в безопасном помещении на юго-западной стороне и содержит около 600 рукописей, 8 из которых пергаментные. Кроме того, здесь хранятся 2 литургических (пергаментных) свитка, турецкие печати и разного рода документы, а также более 7000 печатных книг.

Ксенофонт

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит , который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий, идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в иерархии 20 монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Предание.

Ксенофонт

Во времена иконоборческих гонений слуги нечестивого царя, уничтожая иконы, нашли образ св. вмч. Георгия и бросили его в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но невредимым вышел из огня светлый лик. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом - и икона, как живая, закровоточила! Кощунники в страхе бежали. С наступлением темноты один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию. Святой Георгий направил свой образ на Афон, где волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Позднее, когда монастырь расширился, он принял имя святого Георгия Победоносца.

gastroguru © 2017