Кто построил новоиерусалимский монастырь. Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

История Ново-Иерусалимского монастыря основанного в 1656 году патриархом Никоном, являющегося уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в не бывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории - царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Строительству монастыря в условиях интенсивного укрепления самодержавной царской власти придавалось государственное значение.

Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства, как его центра. В соответствии с этим замыслом он основал три обители. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай (1652). Крестный монастырь на острове Кий в Онежской губе Белого моря (1656). И образно воспроизводили одноименные монастыри Афона и Палестины.

Воскресенский монастырь был задуман, как пространственная икона всей Святой Земли. Более того, сам полуостров в излучине Истры, избранный для строительства обители, представлял собой идеальный постамент для «великой церкви»: изгиб реки и очертания холма повторяли подковообразные планы христианской Палестины. Словно это место изначально было предуготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла Патриарха Никона.

Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям следовало лишь дать евангельские наименования.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа.

Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью. Поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев.

Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие «Христос Воскресе!».

Новый Иерусалим стал крупнейшим паломническим центром. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям Иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу. Привлекала богомольцев в обитель и высокая духовная жизнь монашествующих.

Монастырь являлся также важным духовно-культурным центром. В его уникальной библиотеке хранились «Изборник Святослава» 1073 года, «Юрьевское евангелие» (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов и много других ценнейших изданий.

Уже во второй половине XVII века усилиями насельников обители в русской литературе и музыке появился целый ряд новый направлений. Многообразие церковно-исторических ценностей, а также богословских и архитектурно-художественных особенностей Нового Иерусалима определило в свое время масштаб его влияния на русское самосознание.

Наследники царей и монастырь

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня. И пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника. Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году). И придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В разное время в Новом Иерусалиме несли послушание такие светильники Русской Православной Церкви, прославленные ныне в лике святых, как святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), священномученики Тихон (Никаноров; †1919), Иона (Лазарев; †1937), Серафим (Чичагов; †1937).

Печальные страницы истории монастыря

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы. Экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Дас Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты - исполинской ярусной звонницы XVII века.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

Возрождение обители

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новои-Ирусалимского монастыря. А 23 июля того же года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Было принято решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2013 году была полностью восстановлена уникальная семиярусная колокольня – стержень Воскресенского собора. В свое время она лишь отчасти была построена по образу и подобию своей старшей иерусалимской сестры, завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями государства, Церкви и всех, кто дорожит историей нашего Отечества, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII - начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Источники:
1. «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», № 8 «Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь», 2009.
2. URL: http://www.n-jerusalem.ru/history/
3. URL: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=1446 (дата обращения: 05.02.2017).
4. URL: http://sobory.ru/photo/278611 (дата обращения: 05.02.2017).
5. Новости культуры. Эфир от 01.10.2013 (19:30). Колокольня Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря встречает гостей . URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/100350/ (дата обращения: 05.02.2017)

Заветной мечтой патриарха Никона, возглавлявшего Русскую православную церковь с 1652 по 1666 год, было воссоздание вблизи Москвы комплекса святых мест Палестины. К ее воплощению в жизнь он приступил в 1656 году, основав на берегу реки Истры обитель, получившую впоследствии название Свято-Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В его главном соборе были воспроизведены образы, как бы сошедшие со страниц Евангелия: гора Голгофа и пещера Гроба Господня, ставшая местом погребения и последующего воскресения Иисуса Христа. По замыслу святейшего, православный люд должен был воочию созерцать место, где Спаситель принес за них искупительную жертву.

Детище предстоятеля Русской церкви

Историки указывают на то, что патриарх Никон был не первым, кому пришла в голову идея перенести образ Храма Господня и его святынь на Русскую землю. Существует целый ряд памятников, отразивших в себе влияние иерусалимского «первообраза». Наиболее яркими среди них являются храм Покрова на Рву и задуманный Борисом Годуновым, но так и не осуществленный план создания в Московском Кремле религиозного комплекса «Святая Святых», прообразом которого должны были послужить подлинные места Христовых страстей.

Однако реальное воплощение идея получила в создании Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, ставшего любимым детищем патриарха Никона. В его стенах святейший провел восемь лет, последовавших после своего удаления из столицы, а в августе 1681 года скончался на пути к нему, возвращаясь из ссылки, которую отбывал в Кирилло-Белозерском монастыре.

От замысла к конкретным действиям

Возведение обители началось в 1656 году, еще до того, как патриарх Никон навлек на себя гнев государя Алексея Михайловича. Пользуясь монаршим расположением, он сумел приобрести для будущего строительства земли, находившиеся до этого в вотчинном владении и передававшиеся исключительно по наследству. Они находились в 60 верстах (около 64 км) от столицы на берегу реки Истры.

После оформления всех документов на владение землей, выбранный участок подвергся тщательной перепланировке. Лес вырубили, а холм, ставший местом будущей обители, досыпали и основательно укрепили. Отныне он стал именоваться Сионом, а две другие близлежащие возвышенности - Фавором и Елеоном. Была переименована даже река Истра, которую патриарх велел называть Иорданом.

Первые этапы начатого строительства

В 1662 году на ее берегу появился первый скит, в котором построили две небольшие церкви: Богоявленскую и Петра и Павла. Тогда же неподалеку была основана небольшая женская обитель, получившая не менее звучное библейское название «Вифания».

Поскольку строительство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря представляло собой весьма масштабную техническую задачу, то для ее выполнения потребовалось большое количество рабочей силы, включавшей в себя как подсобников, так и квалифицированных мастеров. По этой причине на берега Истры из разных районов Подмосковья согнали множество монастырских и вотчинных крестьян. Это вызывало с их стороны крайнее недовольство, потому что, находясь в отрыве от дома, они теряли возможность заниматься собственным хозяйством и обрекали свои семьи на голод.

Деревянная предшественница каменного собора

Как это бывало в истории большинства обителей, возведение Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря начиналось с появления деревянных построек, выполненных в традиционном стиле русского зодчества. При участии патриарха Никона был создан целый комплекс таких сооружений, центром которого являлась Воскресенская церковь.

На ее освящении, состоявшемся в октябре 1657 года, присутствовал государь Алексей Михайлович, впервые назвавший обитель, возводимую в 60-верстах от Москвы, Новым Иерусалимом. С его легкой руки это словосочетание прижилось и, получив официальный статус, сохранилось до наших дней. Находясь под патронажем государя, новый монастырь в короткий срок стал крупным землевладельцем. В различных уездах России, даже находившихся на значительном расстоянии, для него приобретались вотчины вместе с приписанными к ним крепостными крестьянами.

Опала патриарха Никона

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, сохранившийся до наших дней и являющийся главным сооружением всего архитектурного комплекса, был заложен в сентябре 1658 года. По роковому стечению обстоятельств, тогда же попал в царскую опалу и был удален из столицы сам инициатор строительства - патриарх Никон. Однако по монаршему дозволению он в течение последующих восьми лет имел возможность находиться в стенах обители и лично руководить всеми производившимися работами.

Так продолжалось вплоть до 1666 года, когда решением церковного суда опальный патриарх был извержен из священства и отправлен простым монахом-чернецом в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. С его отъездом все работы в еще недостроенном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре были прекращены и возобновились лишь после кончины государя и восшествия на трон его наследника, молодого царя Федора Алексеевича.

Смерть патриарха и возобновление строительных работ

Как уже говорилось выше, в 1681 году, возвращаясь из ссылки и направляясь на Истру, 76-летний Никон - бывший патриарх, а к тому времени уже простой монах-чернец - заболел и скончался вблизи Ярославля. Однако его тело было доставлено в обитель и, согласно завещанию, погребено в Южном приделе храма.

После смерти Никона строительство Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря было продолжено, и в январе 1685 года состоялось его торжественное освящение. К этому времени бразды правления Российского государства оказались в руках царевны Софьи. Посетив обитель в качестве почетной гостьи, она лично указала место для возведения еще одной святыни - церкви Рождества Христова, построенной в 1692 году.

Монастырь в периоды правления Петра I

Годы правления Петра I были трудным периодом в жизни большинства российских обителей. Не обошли беды стороной и Новоиерусалимскую обитель. Численность братии уменьшилась, и на ее содержание отпускались весьма скудные средства, тогда как большая часть их собственных доходов отправлялась в казну. Кроме того, божьи люди были обязаны поставлять для армии лошадей и фураж, а при необходимости и рекрутов.

Под покровительством государыни Елизаветы

Несколько свободней монахи вздохнули, когда на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна. Благодаря тому, что, взяв обитель под свое покровительство, государыня выделила ей 30 тыс. рублей - огромную по тем временам сумму, - удалось отремонтировать начавшие ветшать постройки, а также восстановить кровлю обрушившейся в 1723 году ротонды. Существует мнение, что в период проведения этих работ был частично изменен стиль Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, которому строители предали черты модного в то время московского барокко. Как характерную черту того времени можно вспомнить также снижение налогов, отчисляемых государству, что позволило значительно улучшить питание насельников.

Новые беды, выпавшие на долю монастыря

Однако земное благополучие иноков оказалось недолговечным и с приходом к власти императрицы Екатерины II вновь сменилось полосой невзгод. Начало им было положено знаменитым Манифестом от 26 февраля (8 марта) 1764 года, согласно которому большая часть монастырских земель подлежала секуляризации, то есть изъятию в пользу государства. Начался период материального упадка большинства российских обителей.

Из истории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря известно, что в начале 60-х годов XVIII века ему принадлежало 22 тыс. десятин земли, на которой проживало около 14 тыс. крестьян. Но после вступления в силу Манифеста все это богатство было отобрано, и во владении монахов остались только 30 десятин пахотных угодий и два подворья, расположенных в Москве. В этот трудный для них период основными статьями доходов являлись денежные поступления от паломников и пожертвования частных лиц. Что же касается средств, получаемых от государства, то их объем составил не более 30 % от прежних дотаций.

Благодатный XIX век

На протяжении всего XIX века Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (г. Истра) входил в число наиболее посещаемых центров российского паломничества. Особенно интенсивным стал поток богомольцев после того, как в 1870 годах была построена проходившая вблизи него ветка Московско-Рыбинской железной дороги. Увеличившиеся поступления средств позволили монахам произвести ряд строительных работ. Так, была возведена каменная гостиница для состоятельных паломников и странноприимный дом, в котором останавливалась беднота. Кроме того, для детей из малоимущих семей открыли бесплатное училище, где они получали начальное образование.

Сохранились сведения, согласно которым во второй половине XIX века обитель ежегодно принимала у себя до 35 тыс. человек. Столь высокую популярность можно объяснить, во-первых, уникальной возможностью увидеть воссозданное подобие святых евангельских мест, а во-вторых, тем, что расстояние до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, составлявшее от Москвы около 64 км, можно было без труда преодолеть по железной дороге.

Святыня, превращенная в музей

Та же картина материального благополучия и непрекращавшейся духовной жизни наблюдалась в обители и в начале XX века. Конец ей был положен лишь с приходом к власти большевиков. Уже в 1919 году распоряжением Совнаркома монастырь был закрыт, а его помещения использованы для создания двух музеев, один из которых посвящался истории края, а второй имел сугубо художественное направление. Со временем эти два очага культуры объединились и появился сохранившийся до наших дней Государственный художественно-исторический музей. В экспонатах для него не было недостатка.

Посетители могли увидеть обширную коллекцию церковной утвари, изъятой «новыми хозяевами жизни» из находившихся здесь же монастырских храмов, церковных ризниц, а также из ранее действовавшего мемориального музея, посвященного памяти того, кто явился основателем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Кроме того, значительное место в экспозиции было отведено произведениям искусства, изъятым из богатых дворянских и купеческих усадеб Московской губернии.

Годы войны и последующее восстановление музея

К сожалению, часть экспонатов не сохранилась до настоящего времени, поскольку в годы Великой Отечественной войны территория бывшего монастыря оказалась в зоне оккупации, и фашисты, взорвав Воскресенский собор, уничтожили многие хранившиеся в нем исторические памятники. Известно, что материалы, свидетельствовавшие об этом варварстве, были оглашены в ходе Нюрнбергского процесса.

В первые послевоенные годы, когда вся страна залечивала раны прошедших лет, началось плановое восстановление разрушенного музейного комплекса в городе Истре, однако объем работ был столь велик, что завершены они были лишь в 1959 году. В ту пору не удалось вернуть к жизни лишь главную архитектурную доминанту, которой славился некогда Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - многоярусную колокольню XVII века.

Новая жизнь древней святыни

Возрождение обители в ее исконном предназначении началось в 1993 году с того, что патриарх Алексий II уполномочил своего представителя - архимандрита Никиту (Латушко) - вести переговоры с руководством Истринского района Московской области и администрацией музея о передачи Церкви принадлежавшей ей ранее монастырской территории со всеми сохранившимися на ней постройками. Момент для этого был выбран весьма удачный, поскольку на волне перестройки по всей стране развернулось движение по возвращению верующим незаконно отнятого у них имущества.

Переговоры и оформление соответствующих документов не заняли много времени, и уже на следующий год духовная жизнь в стенах древней обители начала возобновляться. С первых дней возрожденный монастырь получил статус ставропигиального, то есть независимого от епархиальных властей и подчиненного непосредственно патриарху. В июле того же года состоялось заседание Священного синода, на котором было принято решение о назначении архимандрита Никиты, столь много сделавшего для возвращения народу его святыни, настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

В настоящее время в городе Истре Московской области, наряду с возрожденной обителью, действует Историко-художественный музей. В его собрании насчитывается почти 180 тыс. экспонатов, для которых было построено удобное современное здание. Таким образом, старинный русский город Истру можно по праву назвать центром религиозной и культурно-просветительской жизни.

Где находится Новоиерусалимский монастырь

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
  • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

Расписание служб в монастыре в Истре

Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

    Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.

Имеет богатую историю, которая тесно взаимосвязана с памятью его отца-основателя - патриарха Никона. Святейший очень любил эту обитель и прожил тут около восьми лет после того, как был удалён из Москвы. Все свои силы преподобный направил на то, чтобы воплотить собственный замысел: в Подмосковье должен был быть создан монастырь, который стал бы точной копией знаменитого храма Воскресения Господня, находящегося в Иерусалиме. В соборе были полностью воспроизведены священные подобия пещеры гроба Голгофы, места погребения и Воскресения Христова. Патриарх хотел, чтобы православный народ созерцал обитель как место святых страстей.

Особенности территории

По замыслу архитекторов, топономика, топография, сооружения самого монастыря и окружающей территории, которая простирается на несколько десятков километров, должны были воссоздать образ Святой земли и главных христианских святынь Палестины. В центре огороженного пространства был основан монастырь - город-храм. Башни обители приобрели символические названия - Гефсиманская, Входиерусалимская. По русской Палестине протекает быстрая и извилистая река. Она дополняет и украшает местность, окружающую Новоиерусалимский монастырь. Истра - не единственный водный объект на территории. Кедроносный поток также обтекает монастырский холм.

Новоиерусалимский монастырь начал возводиться в 1656 году, когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего - вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но преставился на пути из ссылки и был погребён.

После смерти Никона строительство продолжалось, и в 1685 году собор был освящён. Таинство провёл патриарх Иоаким. Годом позже державные ктиторы Воскресенского собора решили даровать храму «вечно утверждённую грамоту» на все угодья и вотчины.

В начале XIX века Новоиерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.

Исторические исследования

В XIX веке началось научное изучение этапов развития обители. Крупнейшим историком храма стал архимандрит Леонид, создавший поистине фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского монастыря». Рукопись была издана в 1874 году и содержала не только исторический очерк, но и публикации многих документов, имеющих научную ценность, которые сейчас вовсе утрачены. Кроме того, архимандрит основал музей, в котором были выставлены предметы личного пользования патриарха Никона, иконы, книги, картины, ткани из собрания обители. По сей день Воскресенский Новоиерусалимский монастырь знаменит своим музеем.

Закрытие обители в революцию

В смутное для России время по решению местного уездного съезда советов Новоеирусалимский монастырь был закрыт. Имущество обители согласно предписанию было арестовано и национализировано. По сей день в фондах действующего исторического музея «Новый Иерусалим» выставлена памятная доска. На ней выгравирована надпись о том, что Великая русская революция устранила "культовый" Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и передала его народу. Собор перестал служить. Чуть позже наиболее ценные предметы были изъяты из ризницы и перемещены в Оружейную палату.

Монастырские дела и Великая Отечественная война

В 1941 году обитель оказалась в очаге ожесточённых боёв за Москву. Большинство построек и зданий монастыря очень сильно пострадали, некоторые из них и вовсе были разрушены. Сведения об этом фигурировали даже на Нюрнбергском процессе. После войны, ближе к 50-м годам, в монастыре начались Архитектурный комплекс обители был поднят из руин. Затем были проведены работы по восстановлению внутренней отделки собора. Милостью Господа ожил Новоиерусалимский монастырь, Истра по сей день протекает по его территории, подчёркивая умиротворение и благолепие местности.

Собор и современная история

В 1994 году Русская Православная Церковь объявила о возобновлении деятельности русской Палестины. Новоиерусалимский монастырь, реставрация которого тогда ещё не началась, получил нового главу. Второй назначил наместника обители - архимандрита Никиту.

С середины 2008 года Священный синод РПЦ утвердил главой благочинного игумена Феофилакта. В этом же году обитель посетил сам патриарх в сопровождении Президента РФ Дмитрия Медведева. Они ознакомились с сооружениями и сошлись на том, что предстоит много сделать, чтобы возродить прежнее благолепие русской Палестины. Именно тогда был создан благотворительный фонд монастыря.

В 2009 году Президентом был подписан указ, благодаря которому были предприняты меры по воссозданию исторического облика территории. Из федерального бюджета выделяются субсидии на восстановление обители. По замыслу архитекторов вся местность должна принять свои исторические черты, которыми так знаменит Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, двери обители широко откроются для всех паломников и прихожан.

Музей монастыря

Художественный и историко-архитектурный музей монастыря был основан в 1920 году. На сегодняшний день это один из самых крупных и старейших государственных музеев, расположенных в Подмосковье. За период своего существования он пережил множество потрясений и преобразований. В 1941 году здание было практически разрушено фашистскими захватчиками. Несмотря на столь сильный ущерб, памятное место возродилось и по сей день активно развивается.

Современный музей стал вместилищем более 180 тысяч экспонатов, где пристального внимания заслуживают уникальные коллекции зарубежной и отечественной живописи, оружия, фарфора, раритетные печатные и рукописные издания. Можно ознакомиться с коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства, графикой и живописью двадцатого века. В парковой зоне прямо под открытым небом расположен отдел деревянного зодчества. Любой турист или паломник может осмотреть исторические памятники XIX века: мельницу, часовню, крестьянские избы.

На сегодняшний день музей размещён в современном здании, которое было возведено специально неподалеку от обители. Посещать Новоиерусалимский монастырь, фото которого представлено ниже, благодаря такому решению, стало удобнее.

Экскурсионные программы

Прежде всего, внимания достойна эксклюзивная программа, которая рассчитана на зимнее время года. В рамках этой экскурсии проводится осмотр архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря. Просмотр достопримечательностей предусматривает посещение центральной части собора, подземной церкви святых Елены и Константина, приделов и многого другого. Программа также подразумевает катание на лошадях и чаепитие с монастырскими пирогами. Посещение доступно для любых возрастных групп.

Экскурсия «Патриарх Никон»

Музейный работник в ходе экскурсии рассказывает о судьбе основателя обители. Широко освещается его роль в русской истории XVII века. Хождение по памятным местам проводится для взрослых и детей. За самую символическую плату можно осмотреть Новоиерусалимский мужской монастырь, собор и прилегающие территории.

Особенного внимания заслуживает экскурсия о православных храмах и церковном искусстве в целом. Тут можно узнать полезную информацию о тонкостях устройства русских обителей, церковных таинствах, предметах и атрибутах церковного искусства, которые используются при проведении богослужений. Посетители музея могут совершить настоящее путешествие в мир русской иконы, во всех подробностях узнав о чтимых в православии святых, о знаменитом образе «Спас Нерукотворный», о становлении иконописи и отношении к иконам в старину.

Реставрационные работы

На сегодняшний день предприняты все меры по возрождению обители как одного из самых важных духовных центров России. Благодаря обширным реставрационным работам музей Воскресенского монастыря станет главнейшей выставочной площадкой Подмосковья. Тут будут воссозданы все необходимые условия для восстановления, хранения исторических коллекций художественного музея «Новый Иерусалим».

Музей начнёт функционировать полноценно в конце 2015 года. Его новое здание практически в три раза превышает старое. Кроме экспозиционно-выставочной зоны, проектом реставрации предусмотрено создание современных фондохранилищ, музейных магазинов и кафе, множества культурно-образовательных зон. Несмотря на ремонтные работы каждый прихожанин или турист может посетить Новоиерусалимский монастырь. Экскурсии проводятся регулярно.

Сейчас готовится к выпуску издание, которое будет освещать все этапы спасения и реализации реставрационных работ архитектурного ансамбля Новоиерусалимского монастыря. В нём будет обнародовано множество воспоминаний современников, документов и фотографий.

Все реконструкционные работы, которые переживает Новоиерусалимский монастырь, планируется завершить к концу будущего года, музей будет отреставрирован чуть раньше. Обитель полностью восстановится.

Воскресенский собор

На сегодняшний день он является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах удалось сохраниться уникальным иконостасам, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров. Воскресенский монастыря поражает своей красотой.

Как доехать до обители

От Москвы с отходит электричка до станции «Истра» или «Новоирусалимская». Затем следует пересесть на автобус или маршрутное такси и доехать до остановки «Монастырь». Кроме того, на станции метро «Тушино» расположена остановка, откуда отходит рейсовый автобус до Истры. Билеты лучше покупать заранее, чтобы не стоять в утомительных очередях.

Если подразумевается автомобильное путешествие, следует выехать на Волоколамское шоссе. Двигаться необходимо мимо Нахабино, Красногорска, Снегирей, Дедовска, через город Истра, шоссе как раз походит мимо монастыря. На территории предусмотрены специальные места, где можно оставить собственное транспортное средство.

gastroguru © 2017