Музей - усадьба «Тригорское» (Псковская область). Музей-усадьба "тригорское" Усадьба осиповых вульф

Совсем рядом с усадьбой Михайловское находятся владения друзей Пушкина семьи Осиповых-Вульф — усадьба Тригорское. «Приют сияньем муз одетый», как писал про него поэт, стал для него вторым домом в годы его ссылки в Михайловском.

Своим названием Тригорское обязано своему местоположению — три высоких холма поднимаются рядом на левом берегу реки Сороти. Из сюда ведёт « » — уже отсюда с опушки леса видны вдалеке три холма, на одном из которых и раскинулась имение Осиповых-Вульф.

Начало усадьбе Тригорское было положено в 1762 году, когда Екатериной II эти земли были дарованы уходящему в отставку шлиссельбургскому коменданту Максиму Вындомскому. Позже усадьба перешла к его сыну Александру, который и заложил основу оригинального пейзажного парка. В 1813 году хозяйкой Тригорского стала дочь Александра статская советница Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

Двойную фамилию Осипова-Вульф получила от двух мужей — первого, коллежского асессора Николая Ивановича Вульфа, умершего в 1813, и второго, Ивана Сафоновича Осипова.

Дорога к усадьбе.

С семьёй Осиповых-Вульф у Пушкина в годы михайловской ссылки сложились самые дружеские отношения. Дочерям хозяйки — Анне, Александрине и Евпраксии Пушкин посвящал одни из своих самых теплых лирических стихотворений.

Осиповы-Вульф считаются прототипами героев «Евгения Онегина». Сын Прасковьи Александровны Алексей Вульф писал о романе:
«Он не только почти весь написан в моих глазах, но я даже был действующим лицом в описании деревенской жизни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас… Так я, дерптский студент, явился в виде геттингенского под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них...»

Господский дом — длинное неприглядное здание. Ранее здесь размещалась полотняная фабрика.

Прасковья Александровна Осипова перебралась сюда в 1817 году на время ремонта старого дома, построенного ещё Максимои Вындомским. Потом старый дом сгорел, и семья осталась здесь жить на совсем. Здание было перестроено под усадьбу, к нему были пристроены два фронтона. Обстановка комнат была намного богаче, чем в Михаловском.

Здесь же располагалась обширная Тригорская библиотека, которую начал собирать ещё Александр Вындомский. Пушкин был её постоянным читателем, здесь же хранились книги с его дарственными надписями.

Верхний пруд.

Считается, что отсюда открывается наиболее живописный вид на долину реки Сороть. К сожалению, вокруг всё огорожено, поэтому убедиться в истине этого утверждения у меня не было возможности.

Банька, в которой летом 1826 года собирались Пушкин, сын Прасковьи Осиповой-Вульф Алексей и приехавший погостить в Тригорское, тогда ещё дерптский студент, Николай Михайлович Языков.

Аллея от бани ведёт в пейзажную и, как её принято называть, «лирическую» часть парка.

Солнечные часы — одна из «затей» парка. Тень от гномона падает на один из 12 «часовых» дубы, высаженных по кругу. Огромная шумная толпа школьников — обычное явление для всего Пушкиногорского музея-заповедника — эти места очень популярны среди учителей в радиусе пятиста километров от Пушкинских гор. К слову, юным экскурсантам всем до одного глубоко наплевать на то, что им рассказывает эскурсовод.

За день до этого гуляя в нас обогнала очередная компания школьников, громко обсуждавшая где бы им купить портвейн и сколько его им надо для полного счастья. Слушая эти разговоры на меня нашла непередаваемая ностальгия — 10 лет назад, когда я учился в 8-м классе, примерно в этом же месте мы с моим другом Пивликом во время экскурсии вели абсолютно такие же разговоры. Какой там Пушкин, какой там Ганнибал? Ведь впереди планируется веселая ночь на базе отдыха! Конечно, эта картина выглядит довольно грустно со стороны, но... ведь мы с Пивликом выросли нормальными людьми — значит и новое поколение вырастет!

Аллея Татьяны, в честь Татьяны из «Евгения Онегина».

Самое старое дерево парка — «дуб уединенный», посаженный на могильном кургане защитников средневекового города Воронича.

Городище Воронич

Рядом с усадьбой находится высокий холм с крутыми склонами и подковообразной вершиной, куда ведут две боковые дороги. Это останки древней неприступной крепости Воронич, защищавшей подступы к Пскову с юго-запада. Во время своего расцвета — в XV веке — город насчитывал более 400 домов, несколько храмов и монастырей.

В 1581 году Воронич, так же как и , был полностью разрушен во время Ливонской войны войсками Стефана Батория.

Между усадебным холмом и городищем в средние века протекала река Воронец, по старинным преданиям ушедшая под землю.

Здесь любил бывать Пушкин. На первоначальном заглавии к своей трагедии «Борис Годунов» он написал: «Писано бысть Алексашкою Пушкиным, В лето 7333 На городище Ворониче».

Ознакомившись с достопримечательностями Пскова и его ближайших окрестностей мы решили отправиться в "дальнюю дорогу" и посетить Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское".....

В силу своего длинного официального названия музей раскинулся на обширной территории (пешком обойти за один день весьма проблематично. Все-таки площадь его почти 10 тыс. га) и включает в себя усадьбу "Тригорское", Свято-Успенский Святогорский монастырь (только в части могилы А.С. Пушкина и некрополя его родственников), деревню Бугрово (пушкинская деревня), усадьбу "Михайловское", усадьбу "Петровское", кучу озер с пойменными лугами и многое др. ....

Все эти места (по крайней мере основные из них) даже имея машину проблематично подробно посмотреть за один день. Во-первых, время работы музеев с 10.00 до 17.00 (понедельник - выходной, а в Бугрово еще и во вторник отдыхают). Во-вторых, парковка автотранспорта осуществляется на почтительном расстоянии от "центров цивилизации" (это еще при условии, что вы приобрели пропуск, дающий право припарковаться на внутренних автостоянках усадеб. Если у вас такого документа нет - ваша пешая прогулка на свежем воздухе заметно продлится). Ну и в-третьих, все усадьбы имеют значительную парковую зону....

Поэтому чтобы не остаться на ночлег в славном населенном пункте "Пушкинские горы" убедительно советуем перед поездкой внимательнее отнестись к вопросу прокладки маршрута по этой псковской территории.

Так как мы ехали со стороны Пскова, то на наш взгляд самым оптимальным будет следующий маршрут: усадьба "Тригорское" - Святогорский монастырь - Бугрово (пушкинская деревня) - усадьба "Михайловское" - усадьба "Петровское". Кстати следуя такому маршруту мы за рабочий день успели все это достаточно подробно посмотреть, пройтись с экскурсиями по всем усадьбам, прогуляться по паркам и уже в 21.00 ужинали в одном из отелей города Великие Луки (некогда это был областной центр)....

Усадьба "Тригорское" (координаты N057 3.373, E028 52.294)....

Дорогу нам преградил шлагбаум.... Как нам объяснил местный охранник, проехать дальше можно, но нужен специальный пропуск. На наш вопрос:"А где его можно приобрести?" нам любезно сообщили, что это можно будет сделать на территории усадьбы в одном из служебных помещений.... Вроде бы получается какой-то замкнутый круг.... Но охранник любезно нас пропустил, пообещав проверить наш пропуск при выезде (что он успешно и сделал)...

Мы остановились на внутренней музейной парковке и поспешили обзавестись нужным документом.... Пропуск для проезда к парковочным площадкам на территории Пушкинского Заповедника обошелся нам в 200 рублей. Срок его действия два дня....

Музей-усадьба "Тригорское"

Здесь же мы ознакомились с достаточно подробным планом усадьбы и отправились в путь....

Прежде, чем мы окажемся на территории усадьбы, как всегда - небольшой экскурс в историю....

Тригорское и А.С. Пушкин связаны между собой тем фактом, что на этой усадьбе проживали друзья поэта, которых он весьма частенько навещал во время своей ссылки в Михайловское....

В свое время эти земли Екатерина II даровала секунд-майору лейб-гвардии Семеновского полка Максиму Дмитриевичу Вындомскому, а уже от него (по наследству) они перешли к его сыну, а от того - к дочери Прасковьи Александровне Осиповой-Вульф.... Именно к ней и ее дочерям и наведывался ссыльный поэт....

Считается, что в романе "Евгений Онегин" многое связано с этими местами: и персонажи, и обстановка.... Сама же усадьба ассоциируется с "домом Лариных"....

Желающие поближе ознакомиться с историей усадьбы и ее обитателями могут сделать это на официальном сайте заповедника....

Ну а мы, дабы не терять драгоценное время, пересекаем линию ворот и оказываемся на территории усадьбы....

Музей-усадьба "Тригорское"

Слева от нас раскинулся прекрасный сад, в центре которого находится достаточно оригинальная беседка....

А вот и дом-музей Осиповых-Вульф....

Но прежде, чем направиться туда мы решили прогуляться по парку, который по свидетельству официальных документов является "образцом русского садово-паркового искусства XVIII века"....

Музей-усадьба "Тригорское"

Мерно вышагивая по ухоженным дорожкам мы выходим к крутому склону над рекой Соротью....

Здесь, на самом краю, под тенью вековых деревьев расположилась уютная скамейка....

Если верить семейным преданиям владельцев усадьбы, то именно на этом месте происходило свидание и объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной.... Поэтому у скамейки есть персональное название "Скамья Онегина" и обычному смертному на ней не посидеть (со всех сторон, за исключением отвесного склона эта территория имеет ограждения)....

Полюбовавшись пейзажем - направляемся дальше...

Впереди замечаем какую-то избушку...

Музей-усадьба "Тригорское"

Вблизи она достаточно симпатичная.....

Оказывается это банька - "место дружеских пирушек А.С. Пушкина с приятелями А.И. Вульфом и И.М. Языковым в 1826 г."

Сегодня в баньке все достаточно скромненько и от знаменитых пирушек ни следа....

Из обитателей - только этот любопытный котенок...

Музей-усадьба "Тригорское"

Пообщавшись с котенком, оставляем баню в покое и продолжаем нашу прогулку по парку....

По извилистой тропинке спускаемся к прудам...

Как и в любом достойном парке их здесь целый каскад....

Выходим на аллею-просеку, которая также является мемориальной и по которой опять же можно выйти к онегинским местам....

Музей-усадьба "Тригорское"

Проходим вдоль очередного пруда.

и выходим к следующему знаковому месту в парковом ансамбле, которое называется "Ель-шатер"....

Как следует из информационной таблички эта ель посажена на месте мемориального дерева, предположительно высаженного в 1812 году и погибшего в мае 1965 года. "Крона дерева образовывала шатер, непроницаемый для солнца и дождя"....

Но похоже мы ошиблись, так как следующую остановку мы сделали уже возле некоего архитектурного сооружения....

Музей-усадьба "Тригорское"

Это солнечные часы.... "Восстановленная парковая затея 18 века. Тень от гномона в центре круга падает на "часовые" и "получасовые" дубы в полдень (по поясному времени) совпадая с осью аллеи, ведущей к "дубу уединенному".... (конец цитаты)

Ось аллеи, благодаря солнечным часам мы кажется нашли,

и поэтому без проблем вышли к "дубу уединенному"..... Он оказывается высажен 3000 лет тому назад над мемориальным курганом (курган и правда просматривается)....

Музей-усадьба "Тригорское"

От дуба мы направляемся осматривать каскад прудов....

Музей-усадьба "Тригорское"

Неожиданно перед нами возникает фундамент первого усадебного дома, который сгорел в 1850 году...

Напротив - великолепный вид на речку Сороть...

А это уже "Большой пруд"....

Музей-усадьба "Тригорское"

Возле которого и расположен дом-музей...

А вот и он сам перед нами...

Его "история"...

Время у нас еще предостаточно, поэтому покупаем входные билеты и отправляемся внутрь - на экскурсию...

Переобувшись в бахилы попадаем в первое помещение восстановленного усадебного дома....

Это буфетная. Когда-то здесь сервировали различные блюда, а сегодня отсюда начинается экскурсия по дому... Гид подробно рассказывает об усадьбе, ее судьбе...

В буфетной, среди экспонатов, можно увидеть многочисленные планы и документы из хозяйственной жизни усадьбы (внешний вид и интерьеры с фотографий того времени), этюд В.В. Мешкова "Дом Лариных", написанный им в 1916 году, портреты людей, которые посещали это место....

Музей-усадьба "Тригорское"

За буфетной, как и подсказывала логика, следует столовая....

Как следует из аннотации к данному помещению - "Здесь Пушкин видел не раз, как на столе, блистая, шипел вечерний самовар" и здесь же проходил "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор"....

Из предметов того времени выделяются медный самовар (1-ая половина 19 века), посеребренные блюда и холодильницы для шампанского....

Музей-усадьба "Тригорское"

На стенах столовой можно рассмотреть портреты некоторых известных лиц от неизвестных художников....

Неотступно следуя за нашим гидом из столовой мы перемещаемся в кабинет Алексея Николаевича Вульфа (сына хозяйки усадьбы П.А. Осиповой)...

Он был приятелем А.С. Пушкина, человеком весьма образованным и считал себя прототипом Ленского....

Из раритетов, которые можно увидеть в данном помещении, следует отметить рабочее кресло и ломберный стол (начало 19 века), умывальный прибор и ряд книг выставленных в шкафу...

Здесь же представлены портреты Языкова, Байрона, Пушкина, Борзова, Шиллера и,конечно же, самого хозяина кабинета....

Музей-усадьба "Тригорское"

Есть тут и охотничий набор....

Как утверждают историки, А.С. Пушкин был в свое время ею увлечен, что и отразилось в одной из глав "Евгения Онегина":

Зизи, кристалл души моей,

Предмет стихов моих невинных,

Любви приманчивый фиал,

Ты, от кого я пьян бывал... -

В комнате можно обнаружить некоторые подарки Пушкина Зизи - чернильницу и шкатулку...

Музей-усадьба "Тригорское"

а также портреты Бориса Александровича Вревского (отставного офицера лейб-гвардии Измайловского полка) - официального мужа Зизи,

и ее самой (фотографии второй половины 19 века)...

Перед нами гостиная....

Обстановка этой комнаты достаточно тщательно восстановлена исходя из многочисленных воспоминаний детей П.А. Осиповой и сохранившихся до наших дней фотографий....

Музей-усадьба "Тригорское"

Рассказывают, что именно здесь Пушкин читал друзьям поэму "Цыгане", рассказывал историю о черте ("Уединенный домик на Васильевском"), наслаждался музыкой в исполнении дочерей владелицы поместья...

Стены гостиной украшают портреты императоров, многочисленные сюжеты сельской жизни, морские пейзажи......

Музей-усадьба "Тригорское"

Из гостиной мы попадаем в комнату Прасковьи Александровны Осиповой - хозяйки усадьбы. Помимо умелого ведения хозяйства она считалась знатоком и ценителем литературы, владела иностранными языками, была лично знакома со многими писателями и поэтами своего времени. Что же касается личности А.С. Пушкина, то П.А. Осипова (по ее воспоминаниям) "проявила не светское участие в его судьбе...." Поэт ответил ей благодарностью и посвятил Осиповой ряд своих стихотворений...

Большая часть мебели, представленная в этой комнате (секретер из красного дерева, кресло, столик для рукоделия) относится к мемориальным вещам....

Музей-усадьба "Тригорское"

Среди многочисленных портретов, размещенных в этой комнате можно встретить изображения А.И. Тургенева, П.А. Вяземского, П.А. Осиповой и др.....

Будучи, как мы уже отмечали выше, женщиной весьма хозяйственной, Прасковья Александровна производила все свои финансовые расчеты с применением калькулятора того времени под названием "счеты".....

Следующее помещение музея - черные сени....Одни двери его вели в комнату хозяйки, другие - на крыльцо. Через него владелица усадьбы общалась со своими подданными...

Зал....

В любом помещичьем доме зал предназначался для парадных обедов, танцев с участием большого количества приглашенных...

Зал в Тригорском не был исключением.... В некоторые времена здесь накрывали стол на 80 приборов....

Музей-усадьба "Тригорское"

Из многочисленных произведений живописи, представленных в зале можно отметить полотно неизвестного художника "Дети генерала Карла Гайли",

портрет Ипполита Александровича Вревского (1833 г.) - будущего русского генерала....

Портрет неизвестного от неизвестного художника. (датируется 18 веком)...

Здесь же можно ознакомиться с гербом рода Юреневых...(это старинный русский род, ведущий свое начало с 1355 г. и тесно связанный с Псковской губернией)

Музей-усадьба "Тригорское"

По пути в библиотеку можно заглянуть в самую таинственную комнату музея -проход в нее закрыт....

Говорят, что по некоторым данным, именно в этой комнате останавливался А.С. Пушкин (когда задерживался в Тригорском на ночь)....

А вот и сама библиотека....

В шкафах сегодня размещены фотографии подлинного книжного собрания Тригорского, хранящегося с 1913 года в Пушкинском Доме Российской Академии наук...

В свое время этой библиотекой восхищались многие посетители усадьбы... Среди книг были и библиографические редкости -старинные издания русских авторов (Сумарокова, Лукина, первое издание "Деяние Петра I и др.)

Музей-усадьба "Тригорское"

Из библиотеки мы попадаем в "Голубовскую комнату" (бывшая девичья)

Здесь развернута экспозиция, посвященная усадьбе Вревских Голубово, в которой в период с 1835-1836 гг. неоднократно бывал А.С. Пушкин...

Вревские бережно хранили все то, что было связано с именем поэта (книги и другие реликвии) и передавали все это из поколения в поколение...

В конце 19 - начале 20 вв. хранительницей пушкинских реликвий стала Софья Борисовна Вревская, которая помимо усадьбы в Голубово была и последним собственником Тригорского.... (обе усадьбы сожгли в 1918 году)

Последнее помещение музея-усадьбы - классная....

Здесь проходили занятия младших детей с домашними учителями.....

Музей-усадьба "Тригорское"

Выйдя из музея мы направляемся в ту часть парка, которую еще не успели осмотреть (слева от входа в музей)...

Пройдя по небольшому мостику над оврагом

мы оказываемся снова на живописном берегу Сороти....

Музей-усадьба "Тригорское"

Огибаем усадьбу (вот так она выглядит с тыльной стороны)

и возвращаемся к месту стоянки нашего автомобиля...

Тригорское для нас уже пройденный этап....

Музей-усадьба "Тригорское"

Впервые еще совсем юный Пушкин посетил усадьбу Тригорское в год окончания Царскосельского лицея, когда вместе с родителями, братом и сестрой проводил лето в родовом имении Михайловское. И разве мог он тогда предположить, что Тригорские обитатели станут прототипами героев его романа "Евгений Онегин", а дом последующие поколения читателей романа назовут "домом Лариных".

Прасковья Александровна Вульф состояла в родстве с Пушкиными: её сестра Елизавета была замужем за двоюродным братом матери поэта Яковом Исааковичем Ганнибалом. У овдовевшей хозяйки имения было пятеро детей: дочери Анна и Евпраксия и три сына Алексей, ставший позднее близким другом Пушкина, Михаил и Валериан. Семья Вульф в ту пору жила в старом господском доме, фрагменты фундамента которого еще можно различить возле самой опушки парка.

В шумном, многолюдном Тригорском доме уже в первый приезд Пушкин был очарован гостеприимством, чистосердечием и покорившей его непосредственностью обитателей, о чем юный поэт не преминул написать в альбоме Прасковьи Александровны:

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

Однако вернуться в Тригорское Пушкину пришлось при малоприятных непоэтичных обстоятельствах - в 1824 году, на два года Михайловской ссылки.

Прогуливаясь в "тригорских полях", представляешь, какими эти места виделись Пушкину. Как и прежде, рядом с усадьбой возвышается холм с крутыми склонами, к вершине которого ведут две боковые дороги. Это останки древней неприступной крепости Воронич, защищавшей дорогу на Псков. Когда-то здесь был город из 400 домов, несколько храмов и монастырей. Во время Ливонской войны войска Стефана Батории полностью разрушили город, и на его месте появилась Георгиевская церковь, которая была и при Пушкине. У восточной стены церкви расположено родовое кладбище хозяев Тригорского.

Между усадебным холмом и городищем в средние века протекала река Воронец, по старинным преданиям ушедшая под землю.

Расцвет усадьбы пришелся на конец XVIII века, когда она принадлежала отцу Прасковьи Александровны Вульф Александру Максимовичу Вындомскому. При нем были возведены господский дом, хозяйственные и служебные постройки, вырыт большой пруд при полотняной фабрике и создан прекрасный английский пейзажный парк.

После второго замужества Прасковьи Александровны в семье появились падчерица Александра и две дочери от второго брака. Старый господский дом стал мал, и семейство на время ремонта старого дома перебралось в здание полотняной фабрики. Потом старый дом сгорел, и семья осталась здесь жить насовсем.

Фабрика была перестроена под усадьбу, к ней были пристроены два фронтона и обстановка комнат была намного богаче, чем в Михайловском. Особенно привлекала Пушкина обширная тригорская библиотека, которую начал собирать ещё Александр Максимович Вындомский. Впоследствии здесь же хранились книги поэта с дарственными надписями.

Таким, как на этюде Василия Васильевича Мешкова "Дом Лариных в Тригорском", господский дом и увидел Пушкин, приехав в Михайловскую ссылку. Здесь он нашел убежище, где в беседах с обитателями дома не только черпал вдохновение, но и находил домашний уют, которого ему недоставало в собственной семье.

В 1918 году Тригорское разделило учесть соседних усадеб. Когда поместье разграбили, господский дом сожгли, чтобы и он никому не достался. Свидетелем разорения была писательница Варвара Тимофеевна Починковская, чьи записки о тех событиях хранятся в архиве Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге. Вот отрывок оттуда:

"Молодая попадья, дочь старой дьяконицы и сестра двух псаломщиков, подбегает ко мне на помощь, хватает платье и белье из корзины, срывает ковер со стены, вяжет все это в узлы и уносит куда-то. А я стою как парализованная, не зная, что делать. На пороге появляется сам отец Александр, озирает всеобщую суматоху и с изумлением восклицает: "Что вы делаете? Что вы делаете?" - "Тригорское зажигают! Разве не видите сами?" - отвечают ему на бегу. В Тригорском, действительно, зажигают костры и внутри, и снаружи. Целые хороводы носятся там вокруг костров, держась за руки и распевая какие-то дикие, разудалые песни. Крыша занимается, из труб вырывается дымное пламя, искры снопами разлетаются в воздухе… Дом уже весь сквозной, пронизан огнями и напоминает какую-то адскую клетку… Как бесы снуют там зловещие черные тени… Кошмарное зрелище! Не хватает духу смотреть… Но отец Александр "не выносится". Он приютил у себя старушку баронессу с семьей, ее слуг, сторожит всю ночь дом, и никто не является поджигать его. Тригорское догорает… Мы ложимся не раздеваясь в ожидании судьбы…"

Разграбив усадьбы, мужики прибежали в Святогорский монастырь и опрокинули надгробный памятник на могиле Пушкина. А ведь Пушкину принадлежит пророческая фраза, которую он написал после изучения материалов Пугачевского бунта: "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный".

Но уже в марте 1922 года указом Совнаркома Михайловское, Тригорское и место погребения поэта в Святогорском монастыре признаны заповедными. Восстановление пушкинского уголка шло полным ходов вплоть до начала Великой Отечественной войны, но, оказавшись под фашистами, усадьбы вновь были разграблены и сожжены. Тригорское восстановят и откроют для посетителей лишь в 1962 году.

Большую помощь при восстановлении Тригорского принесли сохранившиеся фотографии 1910 года, на которых видны фасады господского дома, интерьер гостиных комнат и даже пейзажи с городища Воронич с церковью Георгия Победоносца. Помогли и воспоминания внука Анны Керн Юрия Петровича Шокальского, который в 1924 году составил план Тригорского дома и сопроводил его подробными описаниями.

Взойдя на ступеньки дома, мы открываем входную дверь и проходим в небольшую комнату, которая раньше служила буфетной. Сюда, из стоящей неподалеку от господского дома кухни, приносили готовые блюда, сервировали и подавали в столовую. Из окна буфетной виден Воронич с церковью Георгия Победоносца.

В столовой, где нередко собиралась вся семья, Пушкин был частым гостем. По воспоминаниям Мария Ивановна Осиповой, падчерицы Прасковьи Александровны Вульф: "Каждый день, часу в третьем пополудни, Пушкин являлся к нам из своего Михайловского. Приезжал он обыкновенно верхом на прекрасном аргамаке, а то, бывало, приволочится и на крестьянской лошаденке… Раз, как теперь помню, тащится он на лошаденке крестьянской, ноги у него чуть не по земле волочатся - я и ну над ним смеяться и трунить. Он потом за мной погнался, все своими ногтями грозил; ногти ж у него такие длинные, он их очень берег... Приходил, бывало, и пешком; подберется к дому иногда совсем незаметно; если летом, окна бывали раскрыты, он шасть и влезет в окно... Ну, пришел Пушкин, - все пошло вверх дном; смех, шутки, говор - так и раздаются по всем комнатам… А какой он был живой; никогда не посидит на месте, то ходит, то бегает!"

Пушкина приглашали к столу, под "вечный разговор про дождь, про лён, про скотный двор" наливали чай из самовара, угощали любимым яблочным пирогом: свои письма в Тригорское он так и подписывал - "Ваш Яблочный пирог". По особым торжествам подавали шампанское, которое охлаждали в холодильных вазах.

Рядом с обеденным столом всегда располагался небольшой столик, на который ставили овощи, фрукты, брусничную воду и, конечно, крыжовенное варенье, которое Прасковья Александровна посылала Пушкину даже в Петербург. Позже тригорский быт не раз найдет отражение в сочинениях поэта:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

В буфете красного дерева среди посуды пушкинского времени выставлены 2 вазочки. По преданию эти вазочки были подарены Пушкиным одной из дочерей Прасковьи Александровны. Рядом с буфетом разместили силуэтные портреты двух старших дочерей хозяйки дома - Анны Николаевны Вульф и Евпраксии Николаевны Вульф. В период михайловской ссылки Евпраксии 15-17 лет. Жизнерадостную барышню домашние звали Зина или на французский манер Зизи.

Старшая дочь Анна Николаевна Вульф была ровесницей Пушкина и полная противоположность своей сестры. Скромная, романтичная, сентиментальная барышня, впервые увидев Пушкина летом 1817 года, она без памятства влюбилась и пронесла свою любовь к поэту через всю жизнь.

Но Александр Сергеевич её чувств не разделял и посвятил ей небольшой мадригал:

Нет ни в чем вам благодати;

С счастием у вас разлад:

И прекрасны вы некстати,

И умны вы невпопад.

В Тригорском хранится копия рисунка "Анна Вульф в ожидании у верстового столба", выполненного Пушкиным в 1829 году.

От второго брака у Прасковьи Александровны с Иваном Осиповым были дочери Катя и Маша, которым во время ссылки Пушкина было 4-5 лет. Вместе с ними в Тригорском жила падчерица Александра Осипова, которую в доме звали Алина. Здесь же летом 1825 года Пушкин познакомился с Анной Ивановной Вульф ("тверская Нетти") и Анной Петровной Керн - племянницами Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф.

Хотя Пушкин любил проводить время с барышнями Тригорского, ему не хватало мужского общения. И единственным собеседником во время Михайловской ссылки стал сын Прасковьи Александровны - Алексей Николаевич Вульф. На стене следующей за столовой комнаты, можно увидеть портрет Алексея Вульфа, где он еще студент Дерптского университета.

С самого начала знакомства, Пушкин ценил Вульфа за кругозор. Позднее в 1831 году он написал в наброске "О холере": "В конце 1825 года я часто виделся с однимъ дерптским студентом (ныне он - гусарский офицер и променял свои немецкие книги, свое пиво, свои молодые поединки на гнедую лошадь и на польские грязи). Он много знал, чему научаются в университетах, между тем как мы с вами выучились танцевать. Разговор его был прост и важен. Он имел обо всем затверженное понятие, в ожидании собственной поверки. Его занимали такие предметы, о которых я и не помышлял. Однажды, играя со мною в шахматы и дав мат конём моему королю и королеве, он мне сказал: "Холера - morbus подошла к нашим границам и через пять лет будет у нас"… Таким образом, в дальнем узде Псковской губернии, молодой студент и ваш покорнейший слуга, вероятно одни во всей России, беседовали о бедствии, которое через пять лет сделалось мыслью всей Европы".

Вульф много рассказывал не только о своей учебе в Дерпте, но и друге-однокурснике - поэте Николае Языкове, чем сильно заинтересовал Пушкина. Через месяц после отъезда Вульфа Пушкин пишет в Дерпт письмо, в которое вкладывает стихотворение:

Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой,

Да Языкова поэта

Затащи ко мне с собой

Погулять верхом порой,

Пострелять из пистолета.

Лайон, мой курчавый брат

(Не михайловский приказчик),

Привезет нам, право, клад...

Что?- бутылок полный ящик.

Запируем уж, молчи!

Чудо - жизнь анахорета!

В Троегорском до ночи,

А в Михайловском до света;

Дни любви посвящены,

Ночью царствуют стаканы,

Мы же - то смертельно пьяны,

То мертвецки влюблены.

Летом 1826 года Языков знакомится с Пушкиным, и время, проведенное с поэтом-изгнанником, показалось Языкову "приятно и сладостно". Когда приятели собирались здесь или в баньке, в глубине парка, то между ними вспыхивали споры на литературные и политические темы за распиванием ромовой жженки, которую готовила для них сестра Вульфа Евпраксия.

В кабинете Алексея Вульфа сохранились личные вещи хозяина: умывальный прибор (кувшин и тазик) на этажерке, ломберный стол для игр в карты, рядом небольшой шахматный столик, за которым Вульф и Пушкин играли и спорили. Эти споры поэт отразил в "Евгении Онегине":

Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

На время учебы Алексей эту комнату занимал Пушкин и, возможно, сидя в этом кресле-корытце, он начинает работу над "Борисом Годуновым".

Рядом с портретом Вульфа-студента висит другой его портрет - в гусарском мундире. На момент написания этого портрета, Вульф участвует в походах в Турцию и Польшу. Разочаровавшись в военной службе, он уходит в отставку и до конца жизни занимается хозяйством, охотой, рыбалкой и чтением книг. На столе кабинета выставлена книга немецкого философа Иоганна Фихте "Назначение человека", принадлежавшая Вульфу. Позднее подобную книгу приобрел для себя и Пушкин.

Над столом еще один портрет Вульфа. Таким Пушкин увидит друга в свой последний приезд в 1836 году, когда приезжает в Михайловское, чтобы похоронить свою мать в Святогорском монастыре.

Через кабинет Алексея Вульфа мы проходим в комнату Евпраксии Николаевны Вульф. На стене комнаты висит предположительный портрет совсем юной хозяйки комнаты.

Подобные комнаты занимали барышни 13-18 лет, где они проводили время за рукоделием и чтением книг. На диване лежит грибок для шитья, в углу - столик-бобик для рукоделья, а у окна огромные пяльцы, на которых вышит заветный вензель А.П. - кумира тригорской молодежи. Пушкин, приходя в Тригорское, часто заставал барышень за вышиванием:

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, -

Я в умиленьи, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя.

Юная Евпраксия, находясь среди гостей Тригорского, была объектом всеобщего внимания и нередко позволяла себе дерзкие выходки по отношению к друзьям брата. Листки со стихами, которые посвящали ей Пушкин и Языков, она могла тут же уничтожить на глазах авторов. В небольшом четверостишие "К Зине" Пушкин полушутливо отметил это:

Вот, Зина, вам совет: играйте,

Из роз веселых заплетайте

Себе торжественный венец -

И впредь у нас не разрывайте

Ни мадригалов, ни сердец.

В подростковом возрасте Зизи отличалась стройной фигурой и осиной талией. В ноябре 1824 года Пушкин писал брату: "... на днях я мерился поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. Следует одно из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила...".

О тонкой талии Евпраксии Пушкин упомянул в V главе "Евгения Онегина":

Между жарким и бланманже,

Цимлянское несут уже;

За ним строй рюмок узких, длинных,

Подобно талии твоей,

Зизи, кристалл души моей,

Предмет стихов моих невинных,

Любви приманчивый фиал,

Ты, от кого я пьян бывал.

Небольшие подарки, которые приносил Пушкин Евпраксии, собраны здесь же, в стеклянной горке: чернильница, шкатулка, набор для рукоделия и альбом уездной барышни. Вот в такой альбом в 1825 году Пушкин записал Евпраксии:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

В 1831 году Евпраксия обвенчалась в церкви на городище Воронич с бароном Борисом Александровичем Вревским и уехала в имение мужа в Голубово. Однако близкие дружеские отношения между Пушкиным и Евпраксией сложились позднее, когда поэт бывал наездами в Михайловском или в Тверских имениях Вульфов.

В "литературоведческих кругах" полагают, что Евпраксия стала прообразом героини Татьяны Лариной. Опубликовав IV и V главы романа "Евгений Онегин", Пушкин прислал их в подарок Евпраксии, сделал дарственную надпись: "Евпраксии Николаевне Вульф от автора. Твоя от твоих". Позднее он подарил ей полное издание романа.

Известно, что Евпраксии Пушкин рассказал о своей предстоящей дуэли с Жоржем Дантесом и поделился с ней мыслью о желании умереть. Она уговаривала Пушкина не затевать опасной дуэли и напоминала о незавидной судьбе его детей в случае гибели. На что поэт отвечал: "Император, которому известно все мое дело, обещал мне взять их под свое покровительство".

Евпраксия Николаевна прожила с мужем долгую счастливую жизнь и воспитала 11 детей. В комнате представлены фотографии пожилых супругов Вревских.

Напротив комнаты Зизи - зала, где воссоздана обстановка тригорской библиотеки, которую начал собирать еще дед хозяйки усадьбы Максим Дмитриевич Вындомский. В ней насчитывалось свыше 3-х тысяч экземпляров книг, но сохранилось только 350 книг, которые в настоящее время хранятся в Пушкинском доме. Александр Сергеевич находил в этой библиотеке материалы для написания исторического романа "Арап Петра Великого".

В 1866 году, побывавший в Тригорском историк Михаил Иванович Семевский так описывал усадебную библиотеку: "Книги хранились в небольших старинных шкафчиках за стеклянными дверцами. Новых книг немного, но среди них есть редкие библиографические редкости, издания русских авторов, Сумарокова, Лукина, ежемесячные сочинения Миллера, творение Голикова "Деяния Петра Великого".

Помимо книг по истории, в библиотеке были книги на французском, немецком, английском, испанском языках разных тематик, т.к. и тригорские барышни, и сама хозяйка дома свободно владели иностранными языками. К примеру, Прасковья Александровна выучила и английский, присутствуя на уроках собственных детей, для которых была выписана гувернантка из Англии.

Здесь же были справочники, учебники, журналы, и, конечно, романы. Одним из таких романов "увлекся" и Пушкин - это книга английского писателя Сэмюэла Ричардсона "Кларисса Харлоу". Воспользовавшись экземпляром из тригорской библиотеки, он оставил на полях рисунок и написал в письме к брату Льву: "Читаю Кларису, мочи нет какая скучная дура!"

Переходим в следующую комнату - гостиную, в которой воссоздана обстановка, опираясь на воспоминания современников Пушкина и на фото 1910 года. Стены гостиной украшают картины и гравюры. Одна из них "Искушение св. Антония", навеяла на поэта образы, которые он описал в романе "Евгений Онегин" (сон Татьяны):

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой.

Из подлинных вещей в гостиной - каминные часы и заводная игрушка соловей в клетке.

Из воспоминаний одной из младших дочерей Прасковьи Александровны Марии Ивановны Осиповой: "Все у нас, бывало, сидят за делом: кто читает, кто работает, кто за фортепьяно… Сестра Alexandrine дивно играла на фортепиано; её, поистине, можно было заслушаться". Специально для тригорских барышень Пушкин выписывал ноты любимых композиторов (особенно ему нравился Россини) и слушал в исполнении падчерицы Прасковьи Александровны Александры Осиповой, которая музицировала за подобным роялем.

Возможно, под звучание рояля, родилось "Признание" к Алине:

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

Летом 1825 года, когда в Тригорском гостила Анна Петровна Керн, Пушкин читал в этой гостиной поэму "Цыганы". В своих воспоминаниях Керн писала: "Однажды явился в Тригорское Пушкин с своею большою черною книгою, на полях которой были начерчены ножки и головки, и сказал, что он принес ее для меня. Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих "Цыган". Впервые мы слышали эту чудную поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу!.. Я была в упоении, как от текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих Цыганах: И голос, шуму вод подобный".

В благодарность за прочитанных "Цыган" Анна Керн пела романс "Венецианская ночь" на стихи Козлова, о чем Пушкин написал своему другу П. А. Плетневу: "Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет его Венецианскую ночь на голос гондольерского речитатива - я обещал известить о том милого, вдохновенного слепца".

В день отъезда Анны Керн из Тригорского Пушкин вручил ей II главу "Евгения Онегина", в которую вкложил сложенный листок бумаги со стихотвореньем "Я помню чудное мгновенье". Позднее Михаил Иванович Глинка напишет на эти стихи музыку, и романс будет посвящен дочери Анны Петровны Керн Екатерине Ермолаевне, чей портрет "Дама в зеленом платье" можно видеть на стене гостиной.

По вечерам к молодежи из соседней комнаты приходила хозяйка дома - строгая, своенравная по отношению к крепостным и своим детям. Она была дважды вдовой, и все заботы по хозяйству и воспитанию детей легли на её плечи. Черты хозяйки дома Пушкин отразил в образе старушки Лариной, хотя на тот момент Прасковье Александровне было 42 года.

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Единовластно управлять,

И все тогда пошло на стать.

Она езжала на работы,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

Из гостиной мы переходим в комнату хозяйки. В комнате много окон, через которые солнечный свет проникает в любой время дня. Вдоль стен стоят секретер, рабочее кресло и рядом столик для рукоделья. Прасковья Александровна с Пушкин могли часами оставаться в этой комнате и вести беседы на любые темы. Умная образованная женщина, увлекалась историй, философией, поэзией, и к Пушкину она относилась с большой заботой и лаской, в которых он нуждался и которую ценил.

Уезжая в спешке из Михайловского, Пушкин не успевает попрощаться с Прасковьей Александровной, но уже из Пскова отправляет ей записку: "Лишь только буду свободен, тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано мое сердце". Переписку с Пушкиным Прасковья Александровна бережно хранила в своем бюваре: перед смертью она уничтожила всю личную переписку, кроме писем Пушкина. Сейчас 24 письма от Пушкина и 16 писем от Прасковьи Александровны к нему хранятся в Пушкинском доме.

День смерти поэта Прасковья Александровны занесла в своей месяцеслов. В последний путь из Петербурга в Святогорский монастырь тело поэта сопровождал его друг Александр Иванович Тургенев. Не зная дороги в монастырь, он привозит тело Пушкина в Тригорское. Через много лет Екатерина Ивановна Осипова будет вспоминать: "В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 г. Матушка недомогала и после обеда, так в часу третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг вижу я в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком. Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям. Видим: наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дорогу в монастырь... приехали сюда... Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядили копать могилу. Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, - ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина". На похоронах был Тургенев и дочери Осиповой - Катя и Маша, "чтобы был кто-то из родных".

На стенде - копия посмертной маски Пушкина (оригинал в Дерпте). Под маской - рисунок Прасковьи Осиповой с точным расположением могилы Пушкина в Святогорском монастыре. Об этом её просили друзья поэта, чтобы знать точное место установки памятника, который появится лишь весной 1841 года.

"Тригорский замок", как называл усадьбу Пушкин, с первой встречи с семейством Вульф летом 1817 года стад для поэта родным домом. После смерти Александра Сергеевича по инициативе Прасковьи Александровны, по сути, здесь появился первый пушкинского музей, в котором хозяйка дома сохранила книги, портреты, письма, вещи, связанные с памятью о поэте. Некоторые из этих вещей составили основу не только дома-музея в Тригорском, но и других пушкинских музеев. И прибавьте к этому окружающие леса и поля, парк, в котором до сих пор жив "дуб зеленый", где вы найдете "скамью Онегина" на склоне Сороти и аллею Татьяны, где до сих пор стоит крытая дерном банька, в которой Пушкин, Вульф и Языков спорили, читали стихи под приготовленную Евпраксией жженку… Вам пора ехать в Тригорское? Вам обязательно надо там побывать.

Тэги: Пушкин, Пушкинские горы, усадьба, дом-музей, Вульф, пушкинские места

2015-01-19

Живописный поселок Пушкинские горы, невдалеке от Святогорского монастыря - это один большой Пушкинский музей-заповедник. Живописные панорамы, три музея-усадьбы, дорогих сердцу поэта, и другие достопримечательности.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…
(А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Задумывались ли Вы хоть раз в жизни, а существует ли то самое лукоморье, о котором писал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин? Есть ли место на карте, которое так сильно вдохновляло мастера слова на сказки и ставшие золотым фондом русской литературы произведения? Мы с полной уверенностью можем Вам сказать - есть. И это место - поселок Пушкинские Горы. На данный момент здесь развернулся во всей своей красе Пушкинский музей-заповедник.

Здесь каждый день бывают сотни туристов, как российских, так и зарубежных. За один день осмотреть все достопримечательности музея-заповедника почти невозможно. Да и не посещают такие места в спешке. Мы рекомендуем вам подыскать удобное место для ночлега и позволить себе окунуться в сказку хотя бы на пару дней.

Живописные панорамы, чистый и свежий воздух, а также ряд достопримечательностей, связанных с именем великого русского поэта А.С. Пушкина никого не оставляют равнодушным.

Вблизи поселка находятся музеи-усадьбы Михайловское, Петровское, Тригорское.

Музей - усадьба Михайловское

Загляните в Михайловское - «родовое гнездо» великого русского поэта, ставшее местом его ссылки на два года. Именно в Михайловском полным ходом шла работа над «Евгением Онегиным» и было написано много известных стихотворений.

Кроме того, вы можете побывать в доме - музее А. С. Пушкина: пройтись по передней, заглянуть в девичью, где дворовых девушек обучала домашним премудростям няня Арина Родионовна, осмотреть родительские апартаменты, столовую и побывать в кабинете самого Александра Сергеевича. Многое здесь воссоздано по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям, но есть в экспозиции и мемориальные вещи.

Усадьба окружена различными постройками, которые, к сожалению, пострадали во время войны, и часть из них реконструирована буквально с фундамента, но сохранились такие памятные места, как домик няни, мельница, Михайловский парк. Аллеи парка не оставят вас равнодушными: сосновая, липовая, еловая… Есть среди них и та, где поэт прочел свое знаменитое:

«Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…»

Возможно, что после такой прогулки вам самим захочется сочинить или прочитать стихотворение. А может быть, вы захотите отправить уникальное письмо, написанное вами же настоящим гусиным пером и чернилами. Да-да, и такое возможно! Для этого достаточно заглянуть в отделение связи.

Музей-усадьба Тригорское

В поисках упомянутого в поэме лукоморья, мы предлагаем отправиться в Тригорское , которое расположено неподалеку от Михайловского.

Тригорское еще называют так - «приют сияньем муз одетый». Это дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Здесь вы так же сможете ознакомиться с архитектурными памятниками, посетить дом-музей Осиповых-Вульф, полюбоваться на баньку, которая в пушкинские времена могла служить как домом для гостей, так и местом отдыха в жару, и конечно же использовалась по назначению.

Особое место занимает тригорский парк - памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. Извилистая дорожка проведет вас по аллеям, мимо баньки, беседки, каскада из трех прудов, заведет в «зеленый зал» (место для танцев тригорской молодежи), обогнет ель-шатер, под которой можно укрыться от самого сильного дождя, и выведет вас к самому интересному месту парка - «солнечным часам». Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру. Затея необычная, а главное - до сих пор сохранившаяся. Возраст многих деревьев парка - более двухсот лет.

Каждый метр в этом имении «рассказывает» о присутствии Александра Сергеевича: «скамья Онегина», «аллея Татьяны», «дуб уединенный», а вид на реку Сороть так напоминает лук, что это место издревле называли лукоморьем. Вот вы и нашли то самое загадочное лукоморье, описанное в известной поэме «Руслан и Людмила». Кстати, дуб, что в солнечных часах указывает на полдень и называется «уединенным», по преданию, и есть тот самый, лукоморский: мощное многовековое дерево с достоинством пережило всех хозяев поместья и продолжает удивлять своей жизнестойкостью туристов. И цепь на дубе том есть. Правда, не из золота.

Музей-усадьба Петровское

Если вас интересует родословная русского поэта, то продолжайте свое путешествие в усадьбе Петровское . Здесь вы найдете дом-музей А.П. Ганнибала (прадеда А. С. Пушкина), дом-музей П.А. и В.П. Ганнибалов, где по окончании Лицея Пушкин познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. Вы так же сможете прогуляться по петровскому парку, не уступающему своей красотой двум предыдущим.

Музей-деревня Бугрово

Вернемся немного к биографии поэта. В михайловской ссылке Александр Сергеевич провел два года - с 1824 по 1826 гг. Как вы думаете, как могло выглядеть такое времяпрепровождение? Если ваше воображение рисует угрюмые картины какого-то рабского труда на пашне или в хлеву, или темную камеру с железными прутьями, то вы глубоко заблуждаетесь.

Ссылка Пушкина в Михайловское — это период активного знакомства поэта с жизнью русской деревни. Местный крестьянин В.Е. Алексеев вспоминал: «Бабушка у меня была из деревни Бугрово - от Михайловского рукой подать. Бывало, пойдет гулять в михайловский лес или за грибами — и зайдет в деревню. По избам ходил, интересовался, как живут. Носил деревенскую рубаху, соломенную шляпу и тростку...». Деревенька была небольшая — всего-то два двора. В настоящее время она восстановлена в том виде, в каком ее знал А.С. Пушкин: дом крестьянина, состоящий из избы по-черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин. Малое количество дворов — явление, характерное для Псковской губернии, нашедшее отражение в творчестве поэта. И, как вы понимаете, продолжая знакомиться с пушкинскими местами, невозможно обойти описанное выше местечко, деревню Бугрово, которая представляет собой музей под открытым небом.

Музей «Пушкинская деревня» - единственный в Псковской области музей деревянного зодчества. Здесь вы сможете познакомиться с особенностями устройства жилища псковского крестьянина, бытом, местными ремеслами и промыслами. И более того - окунуться в настоящую сказку. Вам напомнят строки из стихотворения «Зимний вечер»: «Спой мне песню, как девица // За водой поутру шла...». Предложат войти в образ героини песен Арины Родионовны и попробовать пронести на коромысле деревянные ведра, наполненные водой. В овине вы найдете объяснение пушкинскому эпитету «овины дымные», узнаете как из обычной кучи гороховины рождается сказка и как в процессе молотьбы в гумне появляются песни и стихи.

Есть в Бугрово и еще одна достопримечательность - мельница. В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница имела внушительный вид. Её размеры - это площадь в пять на три с половиной сажени, высота - восемь аршин. Но не только это выделяло водяную мельницу на фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне «разговорчивым» сооружением. Рев мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных колес, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой «мельничную» арию, заглушавшую остальные звуки. В наши дни бугровская водяная мельница превратилась в музей. По выходным дням (суббота и воскресенье) ее запускают, а мельники показывают внутреннее устройство мельницы и объясняют принцип работы старинных механизмов. В память о посещении такого уникального места можно увезти с собою свежемолотую муку, упакованную в сувенирный пакет.

Святогорский Свято-Успенский монастырь

Завершая прогулку по пушкинским местам, логично было бы взглянуть и на последнее пристанище поэта. Отправляемся в Святогорский Свято-Успенский монастырь . Именно здесь на фамильном кладбище Ганнибалов и покоится тело великого русского гения. Вы найдете мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года». С пустыми руками в это место приходят редко, поэтому у входа в монастырь всегда можно найти торговцев цветами - обычными полевыми ромашками, колокольчиками, ландышами и другими. Что же до самого Святогорского монастыря, то он представляет собой особый объект для ознакомления.

Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей михайловской ссылки часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». К монастырю ведет каменная лесенка, поднимающаяся в гору, которую называют Синичьей. Первое упоминание о ней можно найти в летописях за 1566 год. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Описывать красоту таких мест, то, какие ощущения можно испытывать, находясь на этой светлой земле - очень сложно. Такое нужно видеть своими глазами. Не пожалейте своего времени, и обязательно загляните сюда.

Эко-парк «ZооГрад»

Ну а завершить свое путешествие по пушкиногорью можно в необычном месте, которое чуть-чуть отличается от сказочного лукоморья, в частном «ZооГрад» . Здесь вы сможете увидеть около 80 видов животных и птиц, которые свободно гуляют по территории. Вы не найдете никакого сходства экопарка с привычными зоопарками и их обитателями. Где еще вы сможете покормить с руки волка, медведя, угостить морковкой лося, вдосталь потешится над поросячьим семейством, покормить павлинов и фазанов? Не пожалейте времени, загляните в этот земной Эдем, чтобы закрепить положительное впечатление от такой долгой и интересной поездки по псковщине.

gastroguru © 2017