Ратуша – это орган самоуправления и красивое здание с башней. Староместская ратуша – достояние, достопримечательность и символ Праги Архитектура Староместской ратуши

Здравствуйте, друзья! Знаете, какая самая древняя ратуша в Европе? Староместская ратуша в Праге. Вы, наверное, обратили внимание, что во многих европейских городах, история которых началась в средневековье, одним из самых впечатляющих зданий является городская ратуша. Ратуша Старого Места в Праге, на которой установлены уникальные куранты, включена в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Находится ратуша на Староместской площади и является ключевым пунктом основных туристических маршрутов, поскольку относится к главным . Оригинальное здание и его высокая готическая башня с часами привлекают внимание не только своим видом, но и мини-представлением, сопровождающим бой курантов, а также возможностью подняться на смотровую площадку башни. Остановлюсь более детально на следующем:

  1. Архитектура Староместской ратуши
  2. Экскурсии в ратушу

Архитектура Староместской ратуши

Ратуша в Праге, в отличие от выполненной в едином стиле или в , представляет собой комплекс из пяти исторических зданий, различных по стилю:

Основа здания относится к XIV веку, некоторые конструктивные составляющие появились в XV столетии. Здесь все дышит историей в буквальном смысле.

Ратуша сформировалась из особняков, принадлежавших богатым жителям Старого Места. Городское управление выкупало особняки постепенно, начиная с углового дома, который в то время был и без готической башни, и без часовни с эркером, и без специальной пристройки для часов.

Архитектурное обновление здания наступило очень быстро. В 1338 году жители Старого Места только добились разрешения у короля на учреждение ратуши, а уже через десять лет, когда во главе Чехии стал Карл IV, началось строительство готической башни. Проект башни с часовней принадлежал лучшему архитектору королевского двора Петру Парлержу.

Парлерж одновременно занимался несколькими важнейшими проектами в государстве. Под его руководством возводился на Пражском Граде и мост через Влтаву, известный сейчас как .

Часовня Девы Марии

Часовня ратуши уникальна даже среди того разнообразия архитектурных достопримечательностей, которыми богата Чехия. Она завершается пятигранным эркером, который украшен скульптурами и гербами чешских земель:

Справа от часовни здание как будто обрывается. Эта часть ратуши была значительно протяженнее, имела красивый готический портал. Но в 1945 году она была разрушена нацистами и более не восстанавливалась.

Часовня Девы Марии за свое существование освящалась пять раз. С самого начала в ней проводились богослужения перед каждым заседанием совета, проходили как праздничные мероприятия, так и обряды.

И в наши дни в часовне, как и в залах ратуши, проходят торжественные мероприятия не только государственной важности. Часто можно наблюдать свадебные кортежи у стен ратуши. В сопровождении звучания органа в часовне проводят свадебные церемонии.

Куранты Орлой

В 1410 году на ратушу установили куранты. Чтобы разместить многочисленные механизмы, задействованные в работе часов, с южной стороны готической башни возвели каменную пристройку:

Механизмов, как видите, много. Орлой состоит из астрономического диска, циферблата с календарем, а над этими крупными деталями сделаны окошки, которые становятся минисценой во время боя курантов. В окнах появляются фигурки апостолов, золотой петушок своими возгласами ставит точку в еще одном пройденном часе…

Кстати, в ратуше предусмотрены экскурсии для желающих ознакомиться с работой некоторых часовых механизмов и понаблюдать за движением апостолов изнутри здания.

В то время как устанавливали часы на Староместской ратуше, в Европе уже были башни с курантами, правда, намного проще. Сейчас официально признан самыми древними действующими курантами в мире.

Южный фасад ратуши

Вслед за строительными работами по установке курантов пришло время обновлению фасада ратуши. Вот этот великолепный портал появился в XVI веке:

Южная сторона ратуши состоит из нескольких разнообразных фасадов. Здесь сосредоточено множество эмблем, гербов и символов. К южной стороне выходят посетители Староместской площади, если они идут от .

Эти популярные места связывает очень колоритная улочка, которая к выходу на площадь крайне сужается и восхищает вот таким видом:

Не удивительно, что, впервые попадая на Староместскую площадь, гости чешской столицы ахают от изумления. Впечатляющая ратуша, рядом – удивительной красоты храм Девы Марии перед Тыном…

Экскурсии в Староместскую ратушу

Чем больше всего интересуются посетители Староместской площади, так это курантами Орлой и представлением, которое их сопровождает каждый час. Благо, все это бесплатно. Приходите и смотрите сколько угодно.

Также пользуется популярностью подъем на смотровую площадку готической башни. Высота башни 69,5 м, и окинуть взглядом центр Праги с галереи, которая располагается под коническим верхом, еще как увлекательно. Это мероприятие платное. Билет для взрослых стоит 130 крон, студентам он обойдется в 80. Приобретают билеты в кассе, которая находится в основании башни. А вот вход открыт в другой части ратуши – через южные порталы:

До 18.00 открыты двери этого яркого здания. Если же ваша экскурсия состоится позднее указанного времени (подняться на башню ратуши можно до 22.00), воспользуйтесь входом с этой же стороны, но ближе к башне:

Первым делом вы окажетесь в просторном холле. Подъем на башню начинается с третьего этажа, на который нужно выйти по лестнице:

В ратуше расположены прекрасные залы, которые создавались в разные эпохи известными мастерами. Конечно, если вы выбрали подъем на башню, то доступ в залы такая экскурсия не предусматривает. Поднимаясь по лестнице, вы только сможете рассмотреть исторические двери:

Есть отдельная экскурсия по залам и подземелью ратуши, позволяющая увидеть прекрасный готический Зал заседаний городского совета, который сохранил свой вид с начала XV века, и другие исторические помещения. Стоимость этой экскурсии – 100 крон, часы работы - 9.00-18.00. Без этой экскурсии придется довольствоваться только осмотром дверей:

На третьем этаже начинается подъем непосредственно в башню. Можно воспользоваться современным лифтом, который начал функционировать с 2000-го года. Посетителей поднимает стеклянная цилиндрическая кабина. Авторы конструкции получили за свою работу премию «Интерьер года». Если взглянете вверх, то увидите такую картину:

Ствол лифта окружают лестничные пролеты, и на башню также можно подняться пешком. В процессе восхождения посмотрите фотографии, как выглядела Староместская площадь несколько веков назад, и как она менялась. А вот такой вы увидите площадь с высоты, когда окажетесь на обзорной площадке ратушной башни:

Солнце клонилось к закату и нарисовало такую причудливую картину на площади. Интересно, что, глядя снизу вверх, башня ратуши не кажется такой уж и высокой… Но при осмотре сверху все выглядит забавно уменьшенным.

Галереи расположены по периметру башни, обеспечивая удобный обзор во всех направлениях. И это, конечно, самое удобное место, чтобы рассмотреть великолепный . Еще обратите внимание на улицу, которая просматривается в левом верхнем углу на фото. Эта улица приведет к , если вы соберетесь посетить средневековую лабораторию.

В центре Праги несколько башен, с обзорных площадок которых интересно осмотреть Старый город. Какую-нибудь из них нужно обязательно посетить. Пусть это будет готическая башня Староместской ратуши или Астрономическая башня соседнего , или любой третий вариант… Друзья, очень рекомендую взглянуть с высоты на исторический центр Праги.

Ваш euro-проводник Татьяна

В центре Старого города, наиболее сохранившееся здание средневековой ратуши в Северной Европе. В 2004 году таллинской ратуше исполнилось 600 лет.

История

Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. В письменных источниках Ревельская ратуша упомянута впервые в 1322 году . В то время это было одноэтажное строение из известняка. В конце XIV века, когда торговое значение Реваля в Ганзейском союзе возросло, ратушу стали расширять. XV стал временем наибольшего культурного и торгового расцвета Реваля. При перестройке ратуши в 1402-1404 годах её расширили на аркаду, на втором этаже построили торжественные залы, и здание приобрело представительную башню. В таком виде ратуша соответствовала требованиям богатого ганзейского города и через столетия донесла до нас умение тогдашних местных каменотёсов и тонкий вкус прибывших с чужбины мастеров.

Интерьеры

Подвальный зал и торговый зал

Подвальный зал ратуши использовался в качестве винного погреба (veinikelder). Магистрат желал, чтобы продажа вина проходила под его строгим контролем и, в первую очередь, в винном погребе. Акциз на вино давал большой доход городской казне. В Средние века вино считалось ценным напитком, употреблявшимся только во время больших праздников или для церковных нужд. В подвальном зале находятся самые старые окна ратуши - эти архаичные окна можно узнать по ступенчатым подоконникам. В одном конце помещения сохранилось старинное каминное устье.

Помещение, находящееся над подвальным залом, торговый зал в старых учётных книгах также называли винным погребом, хотя его, очевидно, использовали и как место для складирования и представления более ценных товаров.

Самые роскошные помещения находятся на главном этаже ратуши. Это бюргерский зал, или вестибюль, и самое важное помещение ратуши - зал магистрата .

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль (эст. vorhus ), служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонах колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись напоминанием:

От лета господня 1651. Ратман , кто бы ты ни был, входя в сей дом для исполнения твоего долга, оставь за порогом все личные треволнения: гнев, обиду, вражду, дружбу, лесть; себя самого и свои заботы посвяти обществу, ибо каков ты к другим - справедлив или несправедлив, таким ты предстанешь перед господним судом.

Зал магистрата

Зал магистрата - самое главное помещение ратуши. Здесь собирался городской магистрат, или городская управа. Впервые упоминание о городском магистрате встречается в грамоте датского короля Эрика V от 15 мая 1248 года . В своих решениях Ревальский магистрат исходил из широко использовавшегося в ганзейских городах Любекского права. Магистрат решал все вопросы в Ревале: от налогов до украшений и одежды, устанавливая, кто и что мог носить. В Средние века вознаграждение ратманам за работу не платили, поэтому членами магистрата могли быть только самые состоятельные купцы - члены Большой гильдии. В XV веке магистрат состоял из четырнадцати ратманов и четырёх бургомистров, или председателей магистрата.

Поскольку в границах города магистрату принадлежала и судебная власть, то зал магистрата использовался также в качестве зала суда. Это назначение подчёркивают красный цвет стен в зале и росписи с судебной тематикой.

В зале магистрата удивляет обилие символов. Самые важные произведения искусства в ратуше говорят о морали, справедливости, честности, мудрости и правосудии. Непосредственно с правосудием связаны шесть картин любекского художника Йоганна Акена на библейские темы, относящиеся к XVII веку.

Кухня

В кухонное оборудование входил также лаваторий - ниша для мытья рук с небольшим окном. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе (эст. kemerie ). Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

См. также

Напишите отзыв о статье "Таллинская ратуша"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Виртуальных прогулок VirtualGuide.ru
  • в коллекции красивых мест Эстонии

Отрывок, характеризующий Таллинская ратуша

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.

Подвальный зал ратуши использовался в качестве винного погреба (veinikelder). Магистрат желал, чтобы продажа вина проходила под его строгим контролем и, в первую очередь, в винном погребе. Акциз на вино давал большой доход городской казне. В Средние века вино считалось ценным напитком, употреблявшимся только во время больших праздников или для церковных нужд. В подвальном зале находятся самые старые окна ратуши - эти архаичные окна можно узнать по ступенчатым подоконникам. В одном конце помещения сохранилось старинное каминное устье.

Помещение, находящееся над подвальным залом, торговый зал в старых учётных книгах также называли винным погребом, хотя его, очевидно, использовали и как место для складирования и представления более ценных товаров.

Самые роскошные помещения находятся на главном этаже ратуши. Это бюргерский зал, или вестибюль, и самое важное помещение ратуши - зал магистрата .

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль, служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонах колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись с напоминанием:

В кухонное оборудование входил также лаваторий - ниша для мытья рук с небольшим окном. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе. Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

1. Рыночная площадь.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?

Центром средневекового города, как и современного, была площадь. Только в случае средневекового города на площади протекала вся жизнь города: там проводились торги, люди обменивались новостями, наказывали преступников, на площади проходили театральные выступления и представления.

В отличие от современного города в средневековом городе не было водопровода и канализации.

2. Ратуша.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Архивные документы охранялись особенно тщательно, так как содержали грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?

Наиболее демократичным способом формирования городского совета было избрание его членов на узком собрании «уважаемых» горожан.

В любом случае к городскому управлению не допускались бедняки и даже многие состоятельные ремесленники.

3. Городской собор.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

Горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов для того, чтобы показать величие, красоту и богатство своего города, чтобы гордиться им. Кроме того, соборы строились в честь святых, которые должны были помогать городу и охранять им.

4. Романские и готические соборы.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

Потому что период, когда строились соборы – 9 – 12 век – был периодом междоусобных войн и постоянных нападений соседних племен (норманнов, венгров и т.д.), поэтому они имели толстые стены, чтобы в случае нападения жители города могли укрыться за ними.

Романскими эти соборы называются, потому что зодчие, которые их строили, использовали приемы древнеримских строителей. Архитектуру Древнего Рима данные соборы напоминали использованием колонн, арок и сводов.

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

Архитектура готического собора создавала впечатление легкости и невесомости, как-будто собор тянется ввысь.

Вопросы в конце параграфа.

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?

Внешний вид средневековых городов был отличен от современных. Город окружали высокими стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений, городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая новые стены. Так возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники.

Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем каждый верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак. Архитектура домов была несложной и однообразной, основными строительными материалами служили дерево, камень и солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов. Резко выделялись два здания на городской площади - кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности. Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя становилась прилавком. Кроме того, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было, улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью - грязно. Отбросы выбрасывали прямо на улицы. Пройти и проехать по улице средневекового города можно было с трудом, лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было даже проехать на лошади. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие больниц превращало город в рассадник всех болезней и эпидемий, от которых иногда умирало от 1/2 до 1/3 населения городов, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об одном из знаменитых средневековых соборов.

Шартрский собор – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту – приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе - 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

Вопросы к дополнительному материалы.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

Благодаря деятельности менял развивалась торговля, так как это давало возможность покупать/продавать товары другого государства, что способствовало развитию обороту товаров.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

Я думаю, что в готическом стиле, для него характерна стремление ввысь.

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

Возможно, что мастера растеряли знания по архитектуре и зодчеству, которые были известны во время римской империи.

– это единственное в Северной Европе готическое здание городского самоуправления, дожившее до наших дней. Здание, которому уже более 600 лет, сейчас можно облазить от подвала до башни, куда ведет винтовая лестница с 115 ступеньками.

В 1530 году приехавший из Риги башенных дел мастер Керстен Пелсер установил на шпиле башни флюгер, который местные жители стали называть Старый Тоомас («Vana Toomas» )– выглядит он как усатый воин с флагом в руке. Тот флюгер находился на своем посту до 1944 года, пока в башню таллинской Ратуши не попала бомба — с тех пор оригинальный флюгер можно увидеть в ратушном зале Граждан , а на самой башне красуется его копия.

Вид на шпиль таллинской Ратуши и флюгер со смотровой площадки Kohtuotsa в Верхнем городе:

По легенде, каждую весну в средневековом Таллине на площади возле Больших Морских ворот устраивались состязания лучших лучников города. Самому меткому стрелку, сумевшему поразить мишень в виде деревянного попугая, вручался серебряный кубок. И вот однажды, когда почтенные рыцари выстроились в ряд и натянули свои луки, мишень вдруг упала, пронзенная чьей-то стрелой. Неизвестным стрелком оказался обычный таллинский юноша-бедняк по имени Тоомас.

Проказника отругали и заставили вернуть попугая на место, однако на этом санкции к Тоомасу и ограничились, а затем ему предложили стать городским стражником, что в те времена было огромной честью для бедняка. В последствии Тоомас полностью оправдал оказанное ему доверие, не раз проявляя героизм в сражениях Ливонской войны, а к старости отпустил себе пышные усы и стал как две капли воды похож на бравого воина, возвышавшегося в виде флюгера на башне таллинской Ратуши. С тех пор и повелось называть тот флюгер Старый Тоомас .

Кованые медные водосливы в виде драконьих голов появились на здании таллинской ратуши примерно на век позже установки Старого Тоомаса .


Подвал Ратуши использовался в качестве винного погреба – городской магистрат желал сохранить монополию на продажу алкоголя, ибо это приносило городской казне немалый доход: в Средние века вино в Северной Европе было довольно дорого и считалось напитком для больших праздников и церковных нужд.

На втором этаже таллинской Ратуши находятся ее самые роскошные помещения – залы Купеческий, Бюргерский и Магистрата. В Купеческом зале уважаемые таллинские купцы заключали свои сделки (вдоль стен до сих пор стоят их сундуки, а на стене висит огромная карта ганзейских торговых путей), Бюргерский зал служил в Средние века «общественной приемной» – здесь во время праздников принимали уважаемых и богатых горожан, а также устраивались выступления странствующих актеров и музыкантов. Двери Бюргерского зала были изготовлены на местной фабрике роялей – вот почему они своей черной лаковой поверхностью так похожи на крышку рояля. Стены зала украшают копии гобеленов со сценами из историй о царе Соломоне.

Зал Магистрата являлся главным помещением таллинской Ратуши: здесь вершило свою власть городское собрание, говоря современным языком – горсовет. Здесь же обсуждались и выносились судебные решения, ибо в Таллине магистрату принадлежала и судебная власть, это его качество подтверждает роспись с судебной тематикой на стенах зала и их красный цвет.

Кстати, с судебной функцией зала Магистрата связана одна городская легенда, подтверждением которой может служить деревянная резная фигурка, изображающая мужчину на четвереньках и женщину с пучком прутьев, сидящую на нем верхом. Изображенный там мужчина некогда был городским судьей, а в годы, когда суд над горожанами чинила инквизиция, обвиняемый не должен был знать, какой вид наказания или казни ему уготован – это объявлялось только на лобном месте непосредственно перед действом. Однако по легенде, болтливый судья рассказал о способе казни одного из преступников своей жене, а та немедленно разнесла новость по всему городу. Незадачливый судья поплатился за это жизнью, причем казни предшествовало позорное наказание: он должен был трижды обойти на четвереньках площадь Большого рынка с сидящей у себя на спине женой, пока та стегала его прутьями, после чего разговорчивому судье отрубили голову.

Кроме упомянутых залов есть в здании таллинской Ратуши еще и кухня – там готовили блюда для больших праздников и карнавалов. Длинный желоб выводил использованную кухней воду прямо на брусчатку площади под стенами Ратуши, свежую же воду повара получали из расположенного на рыночной площади колодца, также в большие бочки собирали дождевую воду, благо дожди в Таллине не редкость. В здании Ратуши можно ознакомиться с устройством средневековой канализации, которая вполне сохранилась до сих пор – при входе в башню можно увидеть туалет башенного сторожа.

Башня таллинской Ратуши

Самое же интересное в таллинской Ратуше, с моей точки зрения, это ее высокая доминирующая над всем старым Таллином башня, а точнее – виды с ее колокольной площадки, расположенной на высоте 34 метров.

Взобраться на башню Ратуши можно за три евро, однако нужно упомянуть, что лезть придется высоко и по весьма крутым ступенькам, так что если у вас проблемы с ногами или вы уже устали бродить по городу, трезво оценивайте свои возможности. Хотя виды сверху открываются просто сказочные:



Правда, площадка там довольно маленькая и вид лишь через узкие окошки-бойницы, но они ничем не зарешечены и вполне можно без помех полюбоваться видом Старого города и сделать отличные фотки на память. Некогда городские стражники использовали эту смотровую площадку для наблюдения не приближаются ли к городу вражеские войска или не разгорается где пожар (для скученных старых европейских городов пожары были настоящим бедствием).

Если городу грозила опасность, они били в набатный колокол, который был изготовлен таллинским пушечных дел мастером Хинриком Хартманном в 1586 году. Нижний край колокола украшает надпись: «Высокая слава Господу, Anno Domini 1586. Да хранит каждый свой огонь и пламя, чтобы защитить город от беды «. До недавнего времени в колокол таллинской Ратуши звонили каждый час, натягивая для этого веревку, число ударов соответствовало количеству часов. Сейчас же колокол с помощью электронной системы управляется часами, установленными на фасаде ратуши.

gastroguru © 2017