Соборы праги. Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха Где находится собор св вита

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Собор Святого Витта

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.


Достопримечательности Праги

На правом высоком берегу чешской столицы возвышается над Влтавой Пражский град. Когда-то это был оборонительный первых князей, а затем и королей. Здесь зарождалась Прага, ставшая с X века столицей чешского государства. Душа Пражского града — собор Святого Вита. Шпиль этого великолепного храма словно страж высится над историческими районами города, черепичными крышами домов, набережной и мостами. Комплекс считается одним из наиболее красивых соборов Европы, самым значимым в стране религиозным центром, объектом любви и гордости горожан.

Общее описание

У Собора святого Вита очень продолжительная история строительства. Свою современную форму храм приобрел не сразу, на это ушло шесть веков - с 1344 по 1929 год. Сооружение было проектом готической архитектуры, но за столетия на его отделке и общей конфигурации отложились отпечатки эпох Средневековья, Ренессанса, Барокко. В разных частях здания можно заметить также элементы неоготики, классицизма и даже модерна. Но общий архитектурный стиль характеризуется как готический и неоготический.

Сейчас в соборе Святого Вита (адрес: Прага 1-Градчаны, III. nádvoří 48/2, 119 01) находится кафедра архиепископа Пражского. С десятого века строение было резиденцией епископов Пражской епархии, а с 1344 года возвышено до уровня архиепископии. По этому поводу началось возведение трехнефного готического собора с тремя башнями. Несмотря на все столетние усилия, строительство со всеми изменениями и дополнениями завершилось лишь к 1929 году, когда закончились работы по западному нефу, двум башням центрального фасада и множеству декоративных элементов: скульптуры и ажурный декор окна-розы из песчаника, витражи, другие детали.

Некоторые части кафедрального собора являются выдающимися произведениями искусства разных веков, включая период завершающих работ. Например, мозаика Последнего Суда, часовня Св. Вацлава, галерея портретов на трифории, витраж и другие.

Основание и первая постройка

Началом истории собора Святого Вита следует считать 929 год. В тот год князь Вацлав основал первую церковь на месте будущего костела. Она стала третьим христианским храмом города. Церковь была возведена на возвышении акрополя в укрепленном поселке Праги и посвящена святому Витусу, итальянскому святому, часть мощей которого (руку) князь Вацлав получил от герцога Саксонии Генриха I Птицелова. Эта первая церковь являла собой ротонду, по-видимому, только с одной апсидой.

После смерти Вацлава его останки были перенесены в церковь св. Вита по окончании строительства, и, по сути, князь стал первым святым, погребенным в ней. В 973 году храм получил статус главной церкви княжества новосозданного Пражского епископства. После экспедиции (1038) Бретислава I в польский город Гнезно, князь привез в ротонду частицы мощей Иоанна Крестителя, которые составили трио святых, освященных и находящихся с тех пор в церкви.

Первоначальная ротонда, дополненная южными и северными апсидами, была снесена из-за неудовлетворительных размеров и заменена после 1061 года базиликой. Однако небольшие фрагменты сохранились под часовней Св. Вацлава, указывая на первоначальное местоположение гробницы основателя церкви.

Строительство базилики

Сын Бретислава I и его наследник князь Спытигнев II вместо небольшой ротонды построил гораздо более представительную романскую базилику св. Витуса, Войтеха и Девы Марии. По словам летописца Космы, строительство было начато на праздник Св. Вацлава. С 1060 года на месте ротонды возводилась трехнефная базилика с двумя башнями, которая стала новой доминантой Пражского Града. Это была, по сути, огромная надстройка над святыми могилами.

Вскоре после начала строительства князь Спытигнев II умер, и строительство продолжил его сын Вратислав II, ставший первым чешским королем. Он сам составил проект и расположение здания. Строительство завершилось в 1096 году. В горизонтальном плане базилика представляла собой крест длиной 70 и шириной 35 метров. Постройка имела две башни, ее толстые стены и колонны разделяли темное пространство на три нефа с парой хоров на восточной и западной стороне, и поперечным нефом в западном конце. Проекция базилики хорошо прослеживается в подполье южной части сегодняшнего собора, где сохранились богато украшенные колонны западных и восточных склепов, фрагменты кладки, мощения и опорных столбов.

Начало возведения собора

30 апреля 1344 года Прага была переведена в архиепископство, и шесть дней спустя архиепископу пражскому Арношту Пардубицкому была передана папская булава вместе с правом короновать королей Чехии. А через полгода, 21 ноября, десятый чешский король Иоанн Люксембургский в честь этого события заложил в фундамент первый камень нового собора - Святого Вита.

Главным архитектором стал 55-летний Матьяс Аррасский. Строительство началось с восточной стороны, где находится алтарь, чтобы он как можно скорее мог служить мессе. Матьяс спроектировал здание согласно французским готическим канонам. Он успел возвести подковообразный хор с восемью капеллами, хранилища, восточную часть длинного хора с одной часовней на севере и двумя с южной стороны, аркады и галереи. Началось строительство южной стороны здания, в том числе стены по периметру Часовни Святого Креста, которая сначала размещалась отдельно от конструкции собора. Все создавалось простым и аскетичным.

В 1352 году Маттиас умер, и с 1356 года управлял строительством Петр Парлер из Швабии. Он происходил из известной германской семьи строителей и в 23 года приехал в Прагу. В соборе Святого Вита Парлер применил необычный сетчатый свод, поддерживаемый ребрами, которые соединились в красивые геометрические формы и стали самостоятельным украшением потолка.

Капелла Св. Вацлава

Из всего венца капелл часовня Св. Вацлава является наиболее важной в соборе. Это отдельное святилище, построенное над местом захоронения основателя церкви, причисленного к лику святых. Капелла сразу планировалась как хранилище королевских драгоценностей и одна из точек коронационной церемонии. Небольшое, почти кубической формы помещение, встроенное в стены церкви, было спроектировано до Парлера. Зодчий создал в святилище неизвестный прежде архитекторам свод, переплетения ребер которого напоминали очертания звезд. Удерживающие конструкции смещались от углов комнаты до третей стены, что было непривычно по сравнению с традиционными сводами. Помимо часовни, Парлером построена южная прихожая в 1368 году, а на ее полу была устроена потайная камера, в которой хранилась корона и чешские королевские драгоценности. Часовня Святого Вацлава была освящена в 1367-м и украшена в 1373 году.

Дальнейшее строительство

Занимаясь строительством собора, Парлер также работал над Карловым Мостом и несколькими столичными церквями. В 1385 году был закончен хор. После смерти (1378) Парлер продолжал работать. Когда он умер (1399), установленная им башня осталась незаконченной, были завершены лишь хор и часть трансепта собора. Работу зодчего продолжили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили главную башню, возведя ее до высоты 55 метров, и южную часть костела. Но через двадцать лет после смерти великого короля интерес последователей к строительству угас, и собор остался еще на пятьсот лет недостроенным.

При царствовании царя Владислава II Ягеллонского (1471-1490) была построена позднеготическая королевская молельня архитектора Бенедикта Рейта, а собор соединили со Старым Королевским дворцом. После великого пожара 1541 года было разрушено много зданий, и часть собора пострадала. Во время следующего ремонта 1556-1561 гг. незавершенный собор обрел элементы ренессанса, а с 1770 года появился барочный купол колокольной башни.

Завершение строительства

Под влиянием романтизма и в связи с экономическим ростом Чехии было принято решение возобновить строительство. Проект 1844 года по реконструкции собора был представлен архитекторами Ворцлавом Песиной и Йозефом Краннером, последний руководил работами до 1866 года. Его сменил до 1873 года Йосеф Моцкер. Был восстановлен интерьер, демонтированы элементы барокко, сконструирован западный фасад в стиле поздней готики. Удалось достичь гармоничного композиционного единства всей постройки. Последним архитектором был Камил Гильберт, проработавший до момента завершающих работ 1929 года.

Интерьер собора

Внутри стены главного нефа вертикально разделены трифориями (галереей из узких проемов). На столбах хора установлен 21 бюст епископов, монархов, королев и мастеров Петра Парлера. За главным алтарем расположились гробницы первых чешских епископов и статуя кардинала Шварценберга работы Мысльбека.

Южная галерея содержит монументальное серебряное надгробье 1736 года, установленное Св. Яну Непомуцкому по проекту Э. Фишера. С двух сторон высокого хора стоят две большие барочные статуи, изображающие разорение храма 1619 года и побег Зимнего короля (1620). В середине нефа расположен ренессансный мавзолей Максмилиана II и Фердинанда I с супругой Анной работы Александра Коллина 1589 года. На сторонах мавзолея изображены персоны, которые захоронены под ним.

Разрушенный во время прусской бомбардировки (1757) ренессансный орган в соборе Святого Вита заменен инструментом периода барокко.

Хранилище и мавзолей

Помимо центра религиозного поклонения, храм служит сокровищницей драгоценностей чешской короны и королевской усыпальницей.

Одна из многих достопримечательностей собора Святого Вита в Праге — коронационные инсигнии. Здесь некогда короновали, возводя на престол, чешских королей. В храме хранятся королевские регалии, оригиналы которых выставляются для обозрения каждые пять лет в честь инаугурации Исключением стал 2016 год, когда город праздновал 700-летнюю дату рождения великого чешского короля Карла IV. Вот эти драгоценные символы королевской власти: корона и меч Святого Вацлава, королевские скипетр и держава, коронационный крест. Все эти предметы выполнены из золота с обильной отделкой жемчугом и крупными драгоценными камнями.

В соборе Святого Вита крестили будущих государей, венчали, короновали, здесь же хоронили их останки. Саркофаги некоторых князей и монархов находятся в церковных помещениях, но большинство правителей обрели вечный покой в подземелье храма, где расположена Королевская усыпальница с гробницами. В общей сложности здесь находятся останки пяти чешских князей, включая основателя церкви Святого Вита, а также 22 королей и королев. Храм стал последним земным приютом и для многих духовных лиц.

Внешний вид

Сейчас общая ширина собора достигает 60 м, а длина по центральному нефу — 124 м. Большая святовитская башня с южной стороны здания поднимается до уровня 96,6 м и является третей по высоте среди церковных башен Чешской республики. Первый этаж занимает Хазмбуркская часовня, над которой находится колокольня и башенные часы. До высоты 55 м четырехгранное строение выполнено по готическому образцу. Верхняя восьмигранная часть с галерей отражает архитектуру позднего ренессанса с куполами стиля барокко. Здесь же, возле башни, находится южный вход: Золотые ворота Святовацлавской капеллы со знаменитой мозаикой «Последний Суд».

Формы богатой поддерживающей системы и венцы капелл северной стороны собора Святого Вита — прекрасный образец французской готики. К позднеготическому периоду относятся спиральные лестницы в углах обоих поперечных нефов.

Западная часть нефа и фасад с двумя башнями возведены между 1873 и 1929 годами. Эта часть церкви полностью соответствует неоготическому направлению. Во время работы над собором Святого Вита в украшении его западной части принимали участие многие известные скульпторы и художники Чехии: Франтишек Хергесел, Макс Швабинский, Альфонс Кастнер, Йосеф Калвода, Карел Сволинский, Войтех Сухарда, Антонин Запотоцкий и другие.

Колокола

В колокольне над Хазембуркской часовней размещены в двух этажах семь колоколов. Говорят, что их звон — это голос Праги. От собора Святого Вита колокольный перезвон раздается по городу каждое воскресенье перед утренней мессой и в полдень.

Крупнейший во всей Чехии, а не только в столице, - это колокол "Зикмунд", названный в честь святого покровителя страны. Этот гигант с нижним диаметром 256 см и общей высотой 241 см достигает веса 13,5 тонны. Чтобы раскачивать такую махину, требуются усилия четырех звонарей и еще пары помощников. "Зикмунд" звучит лишь в дни больших праздников и в особых случаях (похороны президента, приезд папы римского и другие). Колокол отлит в 1549 г. мастером Томашем Ярошем по приказу короля Фердинанда I.

Этажом выше находятся остальные колокола.

Колокол "Вацлав" 1542 года отлит мастерами Ондрежем и Матьясом Пражскими. Высота — 142 см, вес — 4500 кг.

Колокол Иоанна Крестителя 1546 года от мастера-колокольщика Станислава. Высота — 128 см, вес — 3500 кг.

Колокол "Иосиф" работы Мартина Нильгера. Высота — 62 см.

Три новых колокола 2012 года из мастерской Дитрычовых из Бродки заменили старые колокола с теми же названиями, которые были сняты в период военных лет с 1916 года:

  • "Доминик" — колокол, призывающий к мессе, высотой 93 см.
  • Колокол "Мария" или "Мари".
  • "Иисус" — самый маленький колокол высотой 33 см.

Легенды о колоколах

Сложено немало преданий о колоколах кафедрального собора Святого Вита.

Когда умирал (1378 г.) великий чешский цесарь Карл IV, колокол на башне собора начал звонить сам по себе. Постепенно к нему присоединились все колокола Чехии. Услышав звон, умирающий король воскликнул: «Дети мои, это призывает меня Господь Бог, да пребудет он с вами навеки!»

Хазембуркская часовня после пожара 1541 года долго не использовалась по назначению и служила звонарям кладовой. Как-то там уснул подвыпивший звонарь, но в полночь он был разбужен призраком, который выгнал выпивоху прочь из церкви. Утором этого звонаря увидели седым.

Только что отлитый колокол "Зикмунд" к замку притащили 16 пар лошадей, прикованных к специально изготовленной для этой цели телеге. Но как его втащить на колокольню, никто не знал, кроме того, ни одна веревка не выдерживала подобной тяжести. Так и стоял колокол долгое время. Правил тогда страной Фердинанд I (1503-1564). Его старшая дочь Анна (1528-1590) предложила построить странную машину, при помощи которой "Зикмунда" подняли на башенную колокольню. Прочный канат был сплетен из кос пражских девушек, в том числе и самой принцессы. Когда ученые хотели рассмотреть механизм, Анна приказала им разойтись, а устройство сломать.

Во время христианских реформ в период правления Фредерика Фалька (1596-1632) собор находился в распоряжении кальвинистов. Их представители хотели звонить в святовитовские колокола на Страстную пятницу, что для католиков неприемлемо. Однако колокола были настолько тяжелыми, что их невозможно было раскачать. Администратор собора рассердился и запер башню, чтобы никто не мог звонить даже в Великую субботу, но колокола в положенное время зазвонили сами (со времен позднего Средневековья и до реформы XX века католическое пасхальное бдение совершалось в субботний полдень).

Святовитовские колокола могут изменить свой тембр в соответствии с настроением чешской нации. После битвы при Белой Горе их звон казался таким грустным, что, говорят, упокоенные чешские святые проснулись в склепах собора.

Считается, что никто не может убрать колокола из башни. Тот, кто попытается — умрет, а загруженные в телегу колокола станут настолько тяжелыми, что телега не сдвинется с места. Но местные жители уверены: даже если бы такое удалось, то колокола вернулись бы на место сами.

Последняя из легенд принадлежит нашему тысячелетию. Существует предание: если трескается колокол, то городу, где он находится, грозит беда. В Праге и большей части Чехии в 2002 году произошло крупнейшее наводнение. За два месяца до несчастья треснул язык "Зикмунда" - колокола, который был назван в честь покровителя всего Королевства Чешского.

Время работы и транспорт

Пражский Град — пешеходная зона. Как добраться до собора Святого Вита? Это можно сделать двумя способами:

  • 22-й трамвай доставит до остановки Pražský Hrad, откуда к воротам Пражского Града пройти останется 300 метров;
  • от станции метро Malostranská следует подняться метров 400 по замковой старой лестнице.

В собор попасть можно ежедневно с девяти часов утра до пяти вечера. Только по воскресеньям храм открывается с полудня. Южная башня работает с десяти часов утра и до шести вечера.

Богата дворцами, соборами и другими величественными архитектурными сооружениями. Многие из них выполнены в стиле готики или барокко. Ярким представителем сочетания двух этих направлений является Собор Святого Вита, расположенный в Пражском Граде. Полное название звучит как «Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта».

На меня он произвёл сильное впечатление – нигде больше не видела такого самобытного и необычного здания. Что же удивительного и интересного можно рассказать об этом уникальном соборе?

История

Он строился в несколько этапов, начиная с 14 века. Окончательно собора был доделан лишь в начале 20-го столетия. Не будем углубляться в дебри истории и отметим только самые интересные факты. Уже изначально собор Св. Вита задумывался как священное место для коронации, фамильного склепа и сокровищницы. Всё строительство, которое проводилось после XV века внесло в ансамбль элементы барокко. Это сделало здание ещё более уникальным. Собор строился целых 600 лет, пережил наводнения, пожары и военные разрушения. Так он стал одним из величайших исторических и культурных сооружений, сохранившихся до наших дней. Сейчас именно там находится резиденция местного архиепископа.

Особенности Архитектуры

Длина главного нефа собора составляет 124 метра. Неф – это вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом столбов или колон. Такие интерьерные особенности присущи соборам или базиликам.

Высота большой южной башни составляет 96.5 метров.

С западной стороны собора расположились две башни пониже, 80 метров.

Весь собор украшен красивейшими скульптурами и орнаментом. Кроме того, некоторые декоративные балки украшены ажурными элементами.

Я была на многих обзорных площадках города, оттуда прекрасно просматривается это здание. Но самое примечательное, что Собор Святого вита видно почти из любой точки исторического центра Праги, даже находящейся не на возвышении. В основном это связано с тем, что сам Пражский Град, где расположился собор, находится на горе. К тому же, благодаря длинному шпилю на башне-колокольне это здание вот уже много лет остаётся самым высоким сооружением Праги.

Как добраться до Собора Святого Вита

Кафедральный Собор Святого Вита находится по адресу III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1, где первая часть означает улицу и номер дома, а вторая «11901» - уникальный номер дома в пределах города. Чтобы попасть туда, для начала нужно оказаться в Пражском граде. Сделать это можно несколькими способами. Если вашей целью является посещение всего Пражского Замка, то поезжайте до любой из следующих трамвайных остановок: «Pražský hrad», «Královský letohrádek», «Brusnice», «Pohořelec», «Malostranské náměstí». Также можно добраться до станции метро «Malostranská» или «Hradčanská», откуда дойти до крепости вы сможете не больше чем за 10 минут.

Если же вы целенаправленно хотите посетить только Собор Святого Вита, то нужно доехать до трамвайной остановки «Pražský hrad», откуда пешком придётся пройти около 500 метров.

Но я советую вам не упустить возможность и осмотреть весь Пражский Град – с его интересные местами и достопримечательностями можно ознакомиться в этой статье .

Южная Башня

Основная часть башни выполнена в готическом стиле: каменные стены, острые шпили, узкие высокие окна. На её вершине находится необычный флюгер в виде огромного позолоченного льва. На башнях поменьше флюгеры выполнены в виде петухов – их отлично видно с обзорной площадки.

На первом этаже расположилась часовня, откуда наверх башни ведут 286 ступеней. На уровне второго этажа и примерно ста ступеней повешен самый большой колокол в Чехии, его имя Зикмунд. Это не первый колокол с таким именем – его предшественник расплавился при пожаре на Пражском Граде в середине 16 века. Новый колокол был отлит из материала старого, что делает его прекрасной заменой. Этажом выше расположились остальные, более мелкие колокола, наиболее известными из которых являются Вацлав и Иоанн Креститель. Ещё выше находится часовой механизм. На каждой стороне башни расположено по два циферблата, где на одном показываются часы, на другом четверти.

А на самом верху находится великолепная смотровая площадка. Вид с неё открывается во все стороны. Я думаю, долгий подъём по винтовой лестнице стоит увиденного великолепия.

Можно разглядеть Вышеград, Карлов Мост через Влтаву, телевизионную башню, а также мирриаду оранжево-красных крыш, которыми так славится .

Колокол Зикмунд

Во всём мире не так много колоколов, превосходящих этот. Зикмунд начинает звучать, даже если по нему просто постучать пальцем. Только представьте, какие звуки он может издавать, если за дело возьмётся первоклассный звонарь!

Колокол богато украшен рельефными изображениями: темами Пресвятой Троицы, Девы Марии, Распятия. Эскизы были максимально простыми, мне кажется, потому что отлить мельчайшие детали из бронзы почти невозможно.

По легенде потребовалось запрячь шестнадцать пар лошадей, чтобы только довезти колокол до башни. И, как можно догадаться, поднять его наверх оказалось ещё сложнее: цепи и толстые верёвки рвались под тяжестью. Однажды к королю пришла его старшая дочь и попросила разрешения поднять Зикмунд на башню. Принцесса была очень умная, поэтому король удивился, но позволил. После этого его дочь принялась к строительству какого-то хитрого механизма, который сама разработала. А вместо цепей она соткала шёлковый канат. В назначенный день в Градчанах собралось много народу – все хотели поглазеть на чудо. После всех приготовлений принцесса начала двигать рычаги, и колокол стал потихоньку подниматься. Вся восхваляла дочь короля, когда над городом раздался колокольный звон. Учёные просили позволения изучить это умное приспособление, но принцесса им отказала. Вместо этого она самолично разобрала устройство и уничтожила, чтобы о нём больше не вспоминали.

Билеты

Посетить Собор Вита можно по комплексному билету за 350 чешских крон или 175 крон для студентов и школьников при предъявлении соответствующего удостоверения. Также семьи с детьми до 16 лет (не более пяти) и двумя взрослыми могут приобрести это маршрут за 700 крон. В него входит не только Собор Святого Вита, но и Старый королевский дворец, Базилика Святого Георгия, Золотая улочка, Экспозиция «История Пражского Града», Картинная галерея, Пороховая башня, Рожмбергский дворец.

Есть и упрощённая схема для тех, кто готов полюбоваться храмом снаружи, а попасть хочет только на смотровую площадку. Это будет стоить всего 150 крон.

Так как у меня были большие планы, я воспользовалась вторым вариантом. Как оказалось, к нему прилагался приятный бонус: памятная монета с изображением Пражского града и колокола Зикмунда.

У меня уже целая коллекция таких монет из Чехии и Германии, поэтому радости не было предела. Даже если вам это не интересно, всегда можно привезти такой сувенир в подарок.

Где можно поесть

Если вы устали после долгой прогулки или хотите сделать перерыв в получении новых впечатлений, – самое время подкрепиться. Прямо в центре Пражского Града, недалеко от собора, есть несколько кафе-бистро: Rožmberský palác, Gallery, U Kanovníků. В меню присутствуют блюда типичной чешской кухни: суп, гуляш. Но, как вы можете догадаться, цены здесь немалые из-за месторасположения. Конечно, если вы очень голодны, можно позволить себе пообедать в этих заведениях. Но стоит отойти от Пражского Града, как кафе и ресторанов становится больше, а сумма среднего чека снижается.

Судя по карте, вариантов в зоне доступности не так уж и мало. Кроме того, на Малостранской площади находится одна из кофеен сети Starbucks по адресу . Здесь можно не только выпить кофе, но и полакомиться выпечкой, что я и сделала. За чашкой крепкого напитка как раз приятно обсудить увиденное и решить, куда направиться дальше.

Легенды

О столице Чехии ходит множество легенд, а так как Собор Святого Вита – довольно известная достопримечательность, её предания не обошли стороной.

В одной легенде говорится, что когда Карл IV умер, звонили все колокола города. По другому преданию Вацлаву IV предрекли смерть у колокольни, после чего он приказал её разрушить. Действия короля вызвали вспышку общественного движения, и это очень разозлило его. Вскоре он умер от сердечного приступа.

Самой загадочной является легенда о новом звонаре Южной башни. Много времени проводил он в местных трактирах, за что жена не раз его отчитывала. Одним из вечеров звонарь так увлёкся, что забоялся возвращаться домой и решил переночевать в Газенбургской капелле. Добравшись, он лёг на кучу соломы в углу и уснул. Звонаря разбудило сияние, исходившее от неизвестной фигуры. Она начала выговаривать спящего пьяницу за то, что он осквернил святое место и завалился в капеллу в таком состоянии. Наутро звонаря невозможно было узнать – волосы его стали полностью седыми.

Есть и другая легенда про колокол Зикмунд: если его сердцевина сломается, страну ждёт ужасная беда. Я думаю, что местные жители особенно верят этому. Подобное произошло в 2002 году, и вскоре после этого на несколько недель подверглась серьёзным наводнениям.

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.

Привет, друзья! История европейской архитектуры богата на удивительные факты. Знаете ли вы, что строительство некоторых знаковых европейских зданий длилось не годы, не десятилетия, а целые века?

За 600 лет строительства появлялись, становились модными и устаревали архитектурные направления, проходили войны, менялись территории государств. Собор Святого Вита в Праге (Katedrála svatého Víta) строили 30 поколений жителей.

И вот грандиозный храм, в котором гармонично соединились готика, барокко и ренессанс, занял своё место в крепости .

Особенность собора в том, что он не похож ни на один знаменитый собор Европы, но приглядевшись внимательно, можно уловить мотивы каждого из них.

История возведения кафедрального собора началась в XIV веке, а закончилась лишь в начале ХХ столетия.

Этапы строительства

Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена, чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.

Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.

Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.

Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.

В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал

После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.

Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.

Гаргулья

Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.

Как и положено, стены готического собора украшают вот такие мифические существа — гаргульи. Кроме того, что они — неотъемлемая часть декора, гаргульи служат для отведения воды от стен собора во время дождей. По водоотводным карнизам вода стекает к химере и сливается через пасть. При сильном дожде она извергается и хлещет широкой струёй.

В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.

В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.

Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.

За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.

Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.

Золотые ворота. Южный портал

Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов. Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • (сейчас там Военно-исторический музей)
  • , где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь .

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Собор Святого Вита на карте Праги

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Официальный сайт собора: www.katedralasvatehovita.cz

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

gastroguru © 2017