Спасо-Преображенский кафедральный собор (Одесса). Одесский кафедральный спасо-преображенский собор

История главного православного собора Одессы неразрывно связана с историей самого города. В старину каждый город начинался с Храма. Люди, осваивая новое место, ставили крест, на этом месте строили церковь, где служили первый молебен «во основание града сего». Потом вырастал город, появлялись новые церкви, но этот, первый храм, был всегда самым главным. Будучи ровесником города, Кафедральный Спасо-Преображенский собор был свидетелем многих важных событий, происходивших в Одессе.

Соборный парк, в котором стоит собор, по плану отцов-основателей должен был стать главной площадью Одессы, а первый камень в основание храма был заложен в 1795 году. Церковь строилась по проекту инженера В.Вонрезанта, и должна была быть построена уже в 1797 году — через два года после начала строительства. Однако строительство было приостановлено по причине, от горожан не зависящей. Павел I, ставший в ноябре 1796 года Императором Всероссийским, секвестировал бюджет, отпущенный на строительство молодой Одессы, попросту говоря, перестал выделять деньги, обещанные его матушкой, Екатериной II.

Однако правление Павла I скоропостижно завершилось в 1801 году (кстати, при деятельном участии одного из основателей Одессы Осипа Михайловича Дерибаса), финансирование строительства возобновилось, и под руководством городского архитектора Франца Фраполли за пять лет — с 1804 по 1809 год — церковь была построена. 25 мая 1809 года состоялось освящение церкви, тогда же она и получила окончательно наименование — Спасо-Преображенская.

Интересно, что брат Франца — Джованни Фраполли, тоже архитектор, участвовал в строительстве старой одесской кирхи вместе с Г.Торичелли. К этому же времени относится и проект колокольни, составленный Джованни Фраполли. Колокольня высотой 74 метра строилась с 1825 по 1837 год. Главный колокол отлили на месте из 28-ми турецких пушек — трофее в компании 1828-1829 гг. Шпиль колокольни был далеко виден с моря и упоминался во всех лоциях.

Некоторые историки считают, что, вполне вероятно, в соборе могли встречаться Пушкин и юный Лермонтов, побывавший в то же время в Одессе с бабушкой.

9 октября 1828 года перед образом Спасителя в серебряной ризе на жертвеннике молился спасенный от неминуемой смерти во время ночной бури при переходе из Варны в Одессу на корабле «Императрица Мария» император Николай I.

Спасо-Преображенский собор. Вид от дома Руссова. Начало XX века

В 1837 г. Екатеринославская епархия разделилась на собственно Екатеринославскую и Херсонско-Таврическую. Одесса сделалась резиденцией херсонско-таврического епархиального архиерея, а Преображенский собор — кафедральным. Поэтому начинается его большая перестройка: старая его часть соединяется трапезной церковью с колокольней, заменяются купола, расширяются и подымаются боковые приделы, устраиваются ризница, библиотека, архив, полы устилаются мраморной плиткой, изготавливаются специальные люстры и т.д.

В 1841 — 1848 годах архитектор Д.Гейденрейх построил трапезную часть собора, объединившую колокольню и старую церковь.

В аналое, в деревянном киоте, лежал большой медный крест, отлитый из монет, которые бросали «на общую свечу» солдаты, проходившие в 1854 году через Одессу в Севастополь. А когда во время Крымской войны город подвергся обстрелу с моря, Анна Тютчева, дочь великого поэта, записала в дневнике: «Английская граната разорвалась около собора в то самое время, когда шел крестный ход с плащаницей во главе с преосвященным Иннокентием. Народ был наэлектризован, никто не бежал и не пытался лечь на землю…. Несмотря на адский огонь, служба в соборе продолжалась. Вдруг раздался страшный грохот. Стекла в куполе лопнули и посыпались на мраморный пол». В тот раз Собор устоял.

В Преображенском соборе 17 июня 1889 года крестили будущую великую поэтессу Анну Ахматову. Об этом сохранилась запись в «Метрической книге» Херсонской духовной консистории: «капитан 2-го ранга Андрей Антонов Горенко и законная жена его Инна Эразмовна — оба православные». Совершил обряд протоиерей Евлампий Арнольд.

В 1894 году был проведен капитальный ремонт собора по проекту архитектора Л.Прокоповича.

В 1900 — 1903 годах была проведена большая реконструкция. Были изменены фасады, пристроены боковые помещения, над которыми были поставлены купола, интерьер был значительно перестроен, к восточному фасаду был пристроен портик, а также была украшена колокольня. Новый пол был сделан из белого мрамора. После реконструкции собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек.

В 1919 году в соборе отпевали звезду немого кино, неотразимую и загадочную Веру Холодную.

В Спасо-Преображенском соборе были похоронены и его супруга Елизавета. Это редчайший случай, когда в кафедральном соборе погребена женщина, ибо в силу традиций исключение делалось только для членов царской семьи. У гроба Воронцова находилось знамя, преподнесенное собору Николаем I в 1828 году. Во время торжественных церковных процессий староста собора нес это знамя.

В 1936 году собор был варварски разрушен. Сначала из него вынесли все убранство, а затем взорвали. Люди, видевшие эту трагедию, рассказывают, что в колокольню была заложена мощная взрывчатка, потому что уничтожить храм было не так-то просто. Решили взорвать колокольню, чтобы она упала на собор и разрушила его. Расчет удался. После взрыва вместо храма остались страшные развалины с торчащими вверх ребрами конструкций. Груды камня покрывали всю площадь. Из соборного камня выстроили школу №121. На месте собора в середине 1950-х годов стоял необычный .

Недалеко от Одессы, на месте алтаря в 1940 году по настоянию знаменитого офтальмолога соорудили еще один фонтан — знаменитую « «. Будучи человеком набожным и не скрывавшим своей веры ни при каких режимах, он не мог видеть, как святое место попирается ногами людей. Позже, когда собор стали восстанавливать, фонтан Филатова передвинули ближе к перекрестку Преображенской и Греческой улиц, на место старого фонтана — поэтому зачастую фонтан «Вазу Филатова» ошибочно называют «первым фонтаном Одессы».

Воссоздание собора началось в 1999 году. По сути, он был выстроен заново, став, таким образом одновременно самой старой и самой новой православной церковью Одессы.

Собор был восстановлен на прежнем месте в том самом виде, какой имел после реконструкции 1903 года. Размеры и расположение восстанавливаемого здания определялись вскрытыми фундаментами разрушенного в 1936 г. собора.Габаритные размеры здания - 46.6 х 90.6 м, а высота колокольни - 72 м. Общее число колоколов - 23. Это самый крупный комплект колоколов в Украине. В 2008 г. воронежский колокольный завод «Вера» отлил для Спасо-Преображенского собора ещё один крупнейший в Украине 14-тонный колокол. Колокол-гигант впервые зазвучал в сентябре того же года.
Главный алтарь собора освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в июле 2010 г. С этого момента можно считать восстановление собора в целом оконченным. Центральный мраморный иконостас расписывал известный украинский художник Георгий Журавский.

В 2000 году была полностью восстановлена колокольня. 10 ноября 2005 года состоялось перезахоронение останков и Е.К.Воронцовой со Слободского кладбища. А 21 июня 2010 года состоялось освящение восстановленного Спасо-Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор на карте Одессы:

В заключение — традиционное видео о соборе:

—————————————————————————————

Адрес: Ярославская область, Углич, Кремль, 5
Строительство: 1700-1706 годы, 1713-1716 годы (?), колокольня - 1730 год
Архитектор:Предположительно Григорий Иванович Устинов
Стиль: Древнерусское ярославское зодчество, нарышкинское барокко

На берегу Волги, в самой древней части Угличского кремля возвышается Спасо-Преображенский собор - главный храм города Углича Храм был воздвигнут в 1706 году на месте разобранного древнего храма (X-XI вв). Общая композиция собора восходит к ярославским храмам XVII века, но отдельные элементы привнесены из «нарышкинского барокко
Рядом с собором возвышается 37-метровая колокольня (1730 г.) с золоченой главой, поставленная на том месте, где с прежней колокольни возвестили набатным звоном угличанам об убийстве последнего из династии Рюриковичей малолетнего царевича Димитрия.
Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков - характерная деталь XIX века. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы, которые звонят каждые полчаса.
Спасо-Преображенский собор имеет необычный интерьер. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель Тимофея Медведева. На широких плоскостях стен и сводов размещается более 50 композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко.
Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.
Грандиозный шестиярусный иконостасустановлен в 1860 году. Самая древняя из помещенных здесь икон - «Покров Пресвятой Богородицы» - относится к ярославской школе иконописи XVII века.
Иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы по сторонам Царских врат темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века.
Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф.Рожновым.
В северо-западном углу собора находится открытый археологами фрагмент белокаменного контрфорса, подпиравшего стену древнего храма. На нем заметен темный след «польского» пожара начала XVII века.
В 1929 году Спасо-Преображенский Собор был закрыт для богослужений и передан угличскому музею.
Только в 2009 году по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Собор был возвращён Русской Православной Церкви.
В 2009 г. радением Главы Угличского района Шереметьевой Э.М. на Средства благодетеля Русской Православной Церкви Малова Михаила Владимировича был полностью произведен внешний косметический ремонт Собора и колокольни.
В алтаре была демонтирована бетонная стяжка пола и уложена керамо-гранитная плитка, стилизованная под старинную плитку храма.
В сентябре 2010 года с посещения Спасо-Преображенского Собора начал свой Первосвятительский визит в Ярославскую епархию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. С паперти Собора при многочисленном стечении духовенства, монашествующих и мирян Святейший Патриарх обратился к угличанам со словами приветствия и преподал своё Первосвятительское благословение.
В настоящее время в штате Спасо-Преображенского Собора 3 священника и 1 диакон. Богослужение совершается регулярно.

В 1271 году летописи упоминают об основании Тверской епархии. Возможно, епархия в Тверском княжестве существовала еще раньше, но впервые о ее существовании упоминается в связи с отпеванием и погребением князя Ярослава Ярославича. Умер Ярослав Тверской в 1271 году, по дороге из Орды в родную Тверь, приняв перед смертью схиму с крестильным именем Афанасий. Его положили в кремлевской соборной церкви Козьмы и Дамиана 1 .

Первым тверским епископом летописи называют святителя Симеона, бывшего епископа Полоцкого, известного своей ученостью и подвижнической жизнью. В 2016 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви принято решение об общецерковном прославлении первого Тверского епископа Симеона 2 .

Шло время, росла и богатела Тверь, старая деревянная соборная церковь, уже не отвечала потребностям стольного града Тверского княжества. В 1276–1277 гг., во время княжения Святослава Ярославича, старшего сына первого тверского князя, Тверь почти полностью выгорела при очередном пожаре. В Тверском Кремле остался только один уцелевший храм. Точно неизвестно, была ли это церковь Козьмы и Дамиана, или при пожаре уцелел другой храм, но пришло время подумать о новой соборной церкви, соответствующей статусу влиятельного княжества.

В 1285 году, в центре Тверского Кремля, на месте Козьмодамиановского храма по благословлению митрополита Максима княгиня Ксения, епископ Симеон и юный князь Михаил Ярославич заложили каменный собор в честь двунадесятого праздника Преображения Господня 3 .

Почему именно такое наречение получил строящийся храм? В древней Руси, по традиции, главные храмы в городах посвящали Спасителю или Пресвятой Богородице. Почитать праздник Спаса Преображения обитатели Твери начали задолго до строительства собора. В 1285 году, накануне праздника Спаса Преображения, тверские войска легко и без потерь разбили напавшее на Русь литовское войско, это утвердило тверичей в особом покровительстве Спасителя их земле 4 .

В 1287 году, по повелению владыки Симеона, внутри строящегося Спасо-Преображенского собора возвели маленькую деревянную церковь Спаса, в которой Симеон служил до окончания строительства собора и до конца своих дней. Скончался Симеон 3 февраля 1289 года, строительство соборного храма было закончено при его преемнике – епископе Андрее. Владыка Андрей освятил Спасо – Преображенский собор 8 ноября 1290 года, в день тезоименитства великого князя Михаила Ярославича. Еще два года, после освящения Спаса, его стены расписывали лучшие иконописцы города.



Спасо-Преображенский собор, еще до своего завершения, стал усыпальницей. Под спудом храма пребывали мощи князя Ярослава Ярославича. В 1289 году в соборе был похоронен епископ Симеон. В 1319 году владыка Варсонофий I отпел мученически погибшего в Орде святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Мощи святого князя положили в юго-западной части храма, справа от епископа Симеона.

К 1323 году относится сообщение о захоронении второго тверского епископа – Андрея, но не в центре собора, а во Введенском приделе. Этот факт, указывает на появление малой каменной церкви, пристроенной к собору. Введенский придел становится епископской усыпальницей.

Появление в храме Введенского придела связано с памятью святого благоверного князя Михаила Ярославича. 21 ноября, в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, в Орде был подписан смертный приговор тверскому князю.

Тверской Спасо-Преображенский кафедральный собор, завершенный за 36 лет до закладки первого московского каменного храма, стал символом тверской мощи и благоденствия. В Москве только в 1326 году Иван Калита заложил первую каменную церковь Спаса на Бору. Во второй половине XIII и начале XIV веков не было на Руси княжества богаче и сильней Тверского.

Строительство каменного Спасо - Преображенского храма в Твери явилось событием столь важным, что сообщение о нем сохранилось не только в «Тверском сборнике» летописей и в «Рогожском летописце», но и в позднейших московских сводах.

Сооружение тверского кафедрального собора стимулировало храмоздательную деятельность князей и владык в целом ряде русских городов. В Ростове в 1287 году, по примеру Твери, была заложена каменная церковь Бориса и Глеба. В Великом Новгороде в 1292 году заложили храм Николы на Липне и церковь Федора Стратилата на Щирковой улице, а в 1300 году церковь во имя Архангела Михаила.



Для Твери значение вновь построенного кафедрального храма трудно переоценить. В древности Тверь и все Тверское княжество, в актах и грамотах, именовалось «Домом святого Спаса». Тверскому кафедральному собору суждено было стать символом города, его главной духовной доминантой на долгие шесть с половиной веков.

Период княжения святого князя Михаила Ярославича отмечен началом тверского летописания, и первая же запись, тверских летописцев, датированная 1285 годом, сообщает о закладке каменного Спасо – Преображенского кафедрального собора 5 .

В 1304 году умер великий Владимирский князь Андрей Александрович Городецкий. По существующему на Руси Лествичному праву престолонаследования великокняжеский стол должен был перейти по старшинству к Михаилу Тверскому. На Владимирский стол в 1304 году заявил свои права молодой и честолюбивый московский князь Юрий Данилович. Оба князя: тверской и московский отправились в Орду за ярлыком на великое княжение. С ярлыком во Владимир вернулся Михаил. С этого времени начинается противостояние между Тверью и Москвой, длившееся полтора века и оставившее тяжелый след в судьбе Тверского княжества, тверского соборного храма и стоившее жизни князю Михаилу Ярославичу Тверскому.

В 1290 году в Твери была написана икона Бориса и Глеба – древнейшая из сохранившихся тверских икон и старейшее изображение святых князей. В настоящее время икона хранится в Киевском музее русского искусства 6 .

На фоне продолжающегося соперничества между Москвой и Тверью, московский князь Иван Калита стремился догнать и перегнать Тверь по количеству каменных церквей. В начале XIV века в Московском Кремле заложили три каменных храма: Успенский собор, храм Иоанна Лествичника и церковь Михаила Архангела. Все храмы были одноглавыми и небольшими по размерам.

В августе 1327 года в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. Это было первое народное выступление против монголо-татарского ига, жестоко подавленное совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля. По городам и весям Тверской земли огненным смерчем пронеслась Федорчукова рать, сжигая и уничтожая все на своем пути. Горели Тверь, Кашин и другие города Тверского княжества.

После нашествия Федорчуковой рати в Твери, только в пятидесятые годы XIV века, при епископе Федоре II Добром и тверском князе Михаиле Александровиче, нашлись средства на проведение масштабных ремонтных работ в Спасе.

Епископ Федор II больше всех тверских владык любил искусство. В 1344 году, по его инициативе, для Спаса были сделаны медные двери. В 1353 году на основной купол поставили вызолоченный крест. Храм выкрасили в белый цвет 7 .В 1358 году были сделаны вторые медные двери и установлены с северной стороны собора. Одни из этих дверей согласно преданию при великом князе Иване III (точно неизвестно какие 1344 или 1358 года) были увезены в подмосковную Александровскую слободу и поставлены в храме Покрова Богородицы. В 1359 году в Спасе устроили полы из цветных майоликовых плиток 8 .

Около 1353 года летописные источники указывают на появление еще одного придела соборного Тверского храма – Дмитриевского. Малый Дмитриевский храм, впоследствии, стал княжеской усыпальницей.

В 1360 году, по повелению архиепископа Федора Доброго, был расписан Введенский придел, а в 1367 году владыка нашел в нем упокоение.

Помимо епископов Симеона, Андрея и Федора II Доброго, в соборном храме были похоронены архиепископы: Сергий (1703), Митрофан Слотвинский (1752); Киевский митрополит Иоасаф Кросовский (1720), скоропостижно скончавшийся во время пребывания в Твери 9 .

В 1382 году был покрыт сусальным золотом купол соборного храма. По тем временам это было большой редкостью. Тверской кафедральный собор стали называть «Спас златоверхий», а Тверь – городом «Спаса златоверхого».

В 1364 году собор пострадал от удара молнии. В 1399 году, при капитальном ремонте, заменили обожженные молнией плиты и украсили фасады резным каменным орнаментом 10 .

Очень мало сведений дошло до нас о жизни собора в XV веке. В этот период Тверь предпринимала отчаянные попытки сохранить свою независимость. В 1485 году Тверское княжество вошло в состав Московского государства. Последний тверской князь Михаил Борисович бежал в Литву. 15 сентября 1485 года епископ Вассиан служил литургию в Спасском соборе в присутствии Ивана III и московских бояр. Эти жизненно важные для Твери события, заслонили собой судьбу Спаса, о главном храме Тверского княжества на время позабыли.

С утратой независимости Тверь перешла в руки временщиков. Всякое крупное строительство в городе прекратилось. В сложившейся ситуации тверские феодалы думали только о сохранении своих богатств и привилегий, их не заботили проблемы города. За весь XVI век в Твери был построен только один каменный храм Троицы Живоначальной в Затьмачье (Белая Троица 1564 г.), да и то на частные средства богатого посадского человека Гавриила Андреевича Тушинского. Нет в источниках сведений и о крупных ремонтных работах, которые проводились в XVI веке в кафедральном соборе.

Спасо – Преображенский собор унес с собой множество тайн и загадок, на которые до сих пор ищут ответ историки и краеведы. Древние летописи не сохранили подробное описание первого соборного храма, построенного в 1285 -1290 гг. при святом князе Михаиле Ярославиче. Большинство сохранившихся до наших дней храмов XI - XIII веков венчает одна глава: церковь Петра и Павла на Сильнище в Великом Новгороде (1192 г.), церковь Спаса на Нередице в окрестностях Великого Новгорода (1198 г.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234 г.). Пятиглавые церкви в XIII веке могли позволить себе только крупные и богатые города: Киев - Софийский собор (1019-1054 гг. тринадцатикупольный), Владимир - Успенский собор (1158-1189 гг. пятикупольный). В богатом Великом Новгороде было два пятикупольных домонгольских храма: Софийский (1050 г.) и Николо - Дворищенский (1136 г.). Нет в летописях и сведений о существовании в Твери строительной артели, способной возвести пятикупольный собор. Придерживаясь таких рассуждений можно предположить, что первый тверской каменный соборный храм был одноглавым с двумя куполами приделов.

Однако тверской краевед Н.Н. Овсянников ссылается на древнюю икону святого благоверного князя Михаила Ярославича и матери его княгини Ксении, на которой собор имеет пять глав основного объема. Эту икону упоминает в своей работе В. И. Колосов, склоняясь к версии о пятиглавом завершении древнего Спасо - Преображенского собора. Пятиглавым считал древний Спас Н.Н. Воронин 11 . Тверской историк Святослав Михня, в свою очередь, пишет: «…детище Симеона, великолепный пятиглавый Спас, был достроен и освящен епископом Андреем…» 12 .

В конце XV, начале XVI веков тенденции в строительстве русских церквей кардинально меняются. Недавно освободившаяся от монголо-татарского ига Русь, стремилась утвердить свою мощь и независимость постройкой величественных пятикупольных соборов. Владыки и градоначальники при капитальном ремонте старых церквей старались изменить одноглавые завершения - пятиглавием.

В Москве в 1475-1479 гг., на месте древнего, построенного Иваном Калитой одноглавого Успенского храма, возвели пятиглавый собор. В 1508 году в Московском кремле итальянец Алевиз Новый завершил постройку Архангельского собора, увенчанного пятью куполами. В Дмитрове в 1504-1533 гг. был построен пятикупольный Успенский собор. К 1515 году близкие по типу храмы появились в Ярославле, Ростове и Тихвине.

Трудно представить себе, что Тверь оставалась в стороне и не имела планов на перестройку своего главного храма. Е.М. Караваева в своей работе утверждает, что в начале XVI века все главные соборные храмы в крупных русских городах, по приказу московского князя и на его средства, строились с пятью куполами 13 .

В 1549 году, произошло важное событие в жизни Твери. Михаил Ярославич Тверской Московским Собором, был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Был установлен день памяти святого благоверного князя Михаила – 22 ноября (с. ст.), 5 декабря (н.ст.).

За этим радостным для тверичей событием последовали долгие годы тяжелых испытаний. 1601-1603 гг. выдались неурожайными и спровоцировали голод, что явилось причиной крестьянских волнений. В 1606 году к городу подступили польско-литовские войска. В эти тяжелые времена о перестройке кафедрального собора не могло быть и речи.

После событий Смутного времени Тверь осталась разоренной и разграбленной. По данным писцовой книги 1625-1626 гг. в городе при 544 жилых дворах насчитывалось 1450 пустых мест, жители которых или погибли или покинули Тверь.

Бедствия начала XVII века сказались на состоянии Спасо - Преображенского собора. В 1625 году, спустя несколько лет после польско-литовской интервенции, в соборе еще наблюдались следы от грабежей. Писцовая книга доводит до нашего сведения: «Старыя царския двери и сень, и столпцы были окладные, оклада нету ничего». «Деисус стоячей… одиннадцать икон были обложены серебром, басмены, позолочены, а ныне ободраны». Из соборного храма исчезли напрестольный крест, церковные сосуды, облачения, сшитые из дорогих тканей и украшенные драгоценными камнями. В ризнице записано множество икон с «ободранными» окладами, видимо вынесенных из уничтоженных церквей 14 .

Во время пожара, в 1616 году, сильно пострадала кровля Спаса. Крайне бедственное положение главного тверского храма, на исходе Смутного времени, подтверждает дозорная книга 1616 года. В ней говорится, что «верхи» у соборного храма «были наделаны деревянные». Значит, крыша кафедрального храма была покрыта деревянным лемехом, что говорит о крайне бедственном положении Твери, еще не оправившейся после тяжелых потрясений Смутного времени 15 .

Простояв более 300 лет, претерпев много бедствий и пережив множество пожаров, собор сильно обветшал и утратил былое великолепие. В 1622 году, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение храма, московский подмастерье Михаил Ушаков укреплял западную стену, отошедшую и грозившую рухнуть. Государевой грамотой ему предписывалось: «во Твери у соборной церкви Преображенья Христова…худые порченые места – переднюю стену и под ту стену подвестикаменный бык… и порог подделать трехпядным каменем на извести по-прежнему» 16 .

В грамоте, подписанной государевым дьяком Петром Микулиным в 1625 году, говорится о том, что «каменные запасы на ту каменную поделку» (подпорную стену), были взяты из старых церквей, расположенных в бывшем княжеском дворе.

В 1633 году умер отец царя Михаила Федоровича, патриарх Филарет и государь раздавал церквам и монастырям крупные пожертвования на поминовение души умершего родителя. Снисходя на просьбы тверского архиепископа Евфимия II, Федор Михайлович прислал на построение новой соборной тверской церкви значительную сумму денег. В 1634 году святитель Евфимий занялся капитальным ремонтом соборного храма. В качестве строительного материала использовали остатки полуразрушенных княжеских храмов и палат. Рядом со стройкой были устроены сараи, в которых из местной глины, изготовляли кирпич.

Период с 1633-1635 гг., по мнению историков, является возможным временем появления пятиглавия на Тверском Спасе. Святитель Евфимий II завершил ремонт кафедрального храма за два года и освятил его в 1635 году 17 .

Скупые сведения, содержащиеся в письменных источниках о строительных работах в соборе в период 1634-1635 гг., дали возможность первому тверскому историку и краеведу Д.И. Карманову предположить, что в 1634-1635 гг. было полностью снесено здание храма, построенное при Михаиле Ярославиче Тверском, и возведен новый Спасо – Преображенский собор.

На рубеже 1960-х – 1970-х годов это мнение оспорил И.И. Соколов, заявивший, что в 1634-1635 годах, не возводили новый собор, а произвели капитальный ремонт старого здания, сопровождавшийся «перекладкой части стен и, вероятно, частичной подводкой фундамента» 18. Краеведы А.Д. и Е.А. Виноградовы полностью согласились с мнением И.И. Соколова, добавив что: «верхняя часть собора, наиболее сильно пострадавшая при пожаре 1616 года, была разобрана и переложена. Тверской собор стал пятикупольным, с двумя куполами приделов» 19 .

Главной святыней Тверского Спасо - Преображенского собора были мощи святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, казненного в Орде в 1318 году и похороненного в соборе. Первое обретение мощей святого князя относится к 1411 году. Простояв некоторое время в храме для чествования и поклонения, каменный саркофаг с мощами, вновь укрыли под спудом. Случилось это после очередного пожара, опустошившего Тверь в 1537 году, при тверском епископе Акакии, во времена правления Ивана Грозного 20 .

В 1633 году архиепископ Евфимий II загорелся желанием вновь поднять мощи святого князя Михаила, и поместить их в достойную раку. Точное место захоронения святого князя, к этому времени, было забыто. Разыскали старенького соборного священника отца Федора, который помнил, как в ранней молодости, служил у святых мощей. Гроб князя - мученика был вынут из-под спуда. Владыка покрыл его богатым покровом и оставил до устроения нового саркофага. Придел,в котором установили гроб с мощами, архиепископ Евфимий II освятил во имя святого Великого князя Михаила, составил службу ипостановил совершать молебны святому благоверному князю Михаилу Тверскому.

В 1665 году, при тверском владыке Лаврентии, в Твери свирепствовала моровая язва. Люди умирали в таком количестве, что некому было хоронить умерших. Архиепископ Лаврентий решил обратиться за духовной помощью к тверским святым. Он задумал осуществить заветную мечту архиепископа Евфимия II , которую тот так и не смог воплотить в жизнь - переложить мощи князя Михаила в новую раку. Собор священников заповедовал всему городу строгий пост в течение недели. По завершении поста, отслужили всенощную. На следующий день по окончании литургии, переложили святые мощи в новую богато украшенную деревянную раку.

Архиепископ Лаврентий установил в Твери и ее окрестностях празднование Переложения честных мощей Князя Михаила ежегодно 30 сентября. После этого моровая язва пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась.

После капитального ремонта 1634–1635 гг., Спасо-Преображенский собор простоял еще около пятидесяти лет, а затем пришел в такую ветхость, что в нем стало опасно находиться и его разобрали. На месте старинного кафедрального храма, при Тверском епископе Сергии, было построено новое здание Спасо - Преображенского собора, уничтоженное большевиками в 1935 году.

Время постройки нового здания собора полагают между 1689 и 1696 годами. Мощи святого князя Михаила Ярославича, на период строительства соборного храма, перенесли в архиерейскую домовую церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сюда же поставили каменный саркофаг, в котором мощи лежали под спудом. После завершения строительства Спасского собора, святые мощи вернули в главный тверской храм. Каменный саркофаг оставили в домовой архиерейской церкви Происхождения Честных Древ. Во время очередного тверского пожара архиерейская домовая церковь выгорела, каменный саркофаг раскалился и раскололся на куски. Эти куски долго хранились в кафедральном соборе 21 .

В основу плана постройки нового тверского кафедрального храма епископ Сергий положил чертеж Большого Успенского собора в Москве. Владыка выстроил храм на свое собственное иждивение из обтесанных плит белого старицкого камня. Только своды храма, для придания зданию легкости, выложили из кирпича. Новый храм был пятиглавый, с тремя входами – с западной, южной и северной сторон. Алтарь храма устроен так же, как в Успенском соборе.

В. И. Колосов называет следующие приделы нового собора: «В среднем отделе алтаря главный престол – во имя Преображения Господня, по правую сторону - придел во имя Введения Пречистыя Богородицы, по левую - во имя святого благоверного князя Михаила» 22 .

Внутреннее украшение нового собора было великолепно. Иконостас его состоял из пяти ярусов, высота иконостаса равнялась 10 саженям. Во всех ярусах все иконы обложены по оплечьям и краям золоченым серебром 23 . Пол в храме был чугунный.

При епископе Варлааме (1714-1720) придел во имя святого князя Михаила, устроенный Евфимием II, за неимением ризничной палатки, был упрощен и превращен в архиерейскую ризницу. Святые мощи поставили за архиерейским местом, под позолоченной сенью.

При архиепископе Митрофане (Слотвинском) разобрали до основания обветшавшую соборную колокольню, и на ее месте, в 1753 году, по проекту И.Я. Шумахера, заложили новую каменную колокольню, строительство которой закончили в 1755 году.

Эту колокольню, пострадавшую после пожара 1763 года, согласно документам Московского архива Министерства императорского двора, исправлял М.Ф Казаков. Колокольня Спасского собора являлась одной из наиболее ранних работ знаменитого архитектора.

В 1748 году преосвященный Митрофан соорудил в Спасо – Преображенском соборе, для мощей Михаила Тверского, великолепную раку во французском стиле, обложенную чеканным позолоченным серебром. На правой стороне собора, у самого иконостаса, в приделе Введения в храм Пресвятой Богородицы, было устроено углубление в стене. Сюда и поставили раку с мощами святого князя, здесь она оставалась до уничтожения храма.

В 1902 году святые мощи переложили в новую серебряную раку, построенную в византийском стиле, по образцу великокняжеской гробницы Ярослава Мудрого. Вес серебряного оклада новой раки составлял около 30 кг. При архиепископе Павле (1800-1803), на пожертвования купца П.Л. Татаринцева и соборного старосты Н.С. Бармина, на главном престоле была устроена серебряная одежда, все иконы местного ряда иконостаса были одеты в серебряные позолоченные оклады.

Соборный храм, простояв много лет, не имел отопления и оставался холодным. В сильные морозы тверские владыки служили в Вознесенской церкви. Архиепископ Григорий (1831-1848) решил этот пробел восполнить путем устройства в Спасе амосовского печного отопления. При таком отоплении печи устраиваются в подвальных помещениях, горячий воздух, проходя по специальным воздуховодам, согревает здание.

Весной 1844 года соборный протоиерей Иван Ловягин возглавил работы по углублению подвалов для строительства печей. При проведении работ, строители неоднократно находили в подвалах старинные захоронения. Протоиерей И. Ловягин пришел в сильное смущение, от того, что приходилось тревожить священный прах усопших. Он обратился к тверскому епархиальному начальству с соответствующим заявлением. Чтобы не тревожить священные могилы, было решено строить новый теплый храм. Идея сооружения нового кафедрального собора пришлась по душе тогдашнему тверскому губернатору А.П. Бакунину. Губернскому архитектору И.Ф. Львову было поручено составить проект «другого теплого Кафедрального Собора, с означением и места, на котором он может быть воздвигнут, сколько можно ближе к существующему в Твери холодному Кафедральному собору, дабы колокольный звон удобно мог служить для обоих соборов».

По проекту И.Ф. Львова, новый храм должен был разместиться у входа на стадион «Химик». В этом случае Дворцовая площадь, располагавшаяся на территории стадиона, становилась тесна для военных парадов, и ее предполагалось перенести ближе к Знаменской церкви. Проект предусматривал большие строительные работы: снос зданий, окружающих Дворцовую площадь, реконструкцию Старого моста. Под снос попадала церковь Николая Чудотворца «в капустниках». По финансовым причинам проект остался только на бумаге. Для производства таких масштабных работ денег в городской казне не нашлось. Благодаря этому уцелевший Никольский храм еще столетие верой и правдой служил горожанам. В 1847 году в Спасо–Преображенском соборе было устроено амосовское отопление 24 .

Последнее капитальное исправление храма произошло при архиепископе Гаврииле (1848-1857). При нем весь собор был обновлен и внутри, и снаружи. Вызолочен иконостас, обновлена настенная живопись. Художник Мягков написал для Спаса две картины: апостол Павел, проповедующий в Афинском ареопаге, и Спаситель, насыщающий пять тысяч народа пятью хлебами. Извне собора устроили новую каменную паперть и покрыли на соборе новую крышу. Нижний ярус иконостаса, в последний раз, обновлялся в 1863 году 25 .

В 1850 году на соборной колокольне установили новые часы с боем. Часы имели четыре циферблата, смотрящие на все стороны света. Каждые 15 минут часы издавали звон: 15 минут – один удар, 30 минут - 2 удара, 45 минут – 3 удара. Каждый час звучало 4 удара, затем следовали удары большого колокола, отбивающего часы по показанию большой стрелки 26 .

Колокола часового боя располагались на верхнем ярусе колокольни. На среднем ярусе располагались 12 главных колоколов. Среди них был колокол - гигант весом 1025 пудов (более 16 тонн), отлитый в Москве и установленный на колокольню в январе 1854 года. Второй крупный колокол, отлитый в 1717 году, весил 500 пудов (8 тонн). Самый древний колокол был отлит в XVI веке при Иване Грозном 27 . Все работы производились на суммы, собранные усердными гражданами и тверским купечеством.

С кафедральным храмом для тверичей связано множество местных исторических событий и воспоминаний. В соборном храме совершались браки тверских князей: в 1294 году епископ Андрей освятил брак святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и святой благоверной княгини Анны Дмитриевны (Кашинской); в 1320 году епископ Варсонофий I венчал великого князя Дмитрия Михайловича с княжной Марией, дочерью литовского князя Гедимина; в 1375 году епископ Евфимий венчал великого князя Иоанна Михайловича с Марией, дочерью литовского князя Кейстуса.

В соборе была усыпальница тверских князей, княгинь и епископов. Помимо святого благоверного князя Михаила Ярославича, в храме были похоронены: его сын великий князь Александр Михайлович, внук Феодор Александрович, замученные в Орде. В Спасском соборе покоился князь Михаил Александрович, тверские епископы и архиепископы, и знатные горожане.

Николай Алексеевич Забелин собрал наиболее полные и достоверные сведения о некрополе Спасо - Преображенского собора 28 . Он установил имена 32 тверичей, которые за долгие века, нашли упокоение в стенах кафедрального храма. Не все захоронения Спасского собора упоминаются в летописях, а значит нам не суждено узнать имена многих наших именитых предков, похороненных в соборном тверском храме.

Когда в 1485 году Тверское княжество вошло в состав Московского государства, тверские князья и бояре, в кафедральном соборе, присягнули на верность государю Иоанну III. В 1546 году, в соборе побывал Иван Грозный.

В новый период тверской истории храм посещали почти все наши государи. Особенно благоволила к Твери Екатерина II, которой Тверь обязана возрождением после опустошительного пожара 1763 года.

Ранним воскресным утром над Тверским Спасом всходило солнце, ласково лизнув крышу апсиды, разлило оно свои лучи по Соборной площади. К солнышку потянулись еще клейкие зеленые листочки, тоненькие весенние травинки и былинки поворачивали стебельки к живительному теплу. На храмовой колокольне, разнежившись от весеннего тепла, задремал шестнадцатитонный колокол – великан. А в это время мелкая колокольная братия затеяла перебранку.

«Что там?» - взглянув вниз, спросил самый маленький любопытный колокол. «Что там?» повторил он свой вопрос «Что там?» И зачастил, как капризный ребенок: «Что там! Что там! Что там!»

– «Солнышко», ответили колокола размером больше, и все разом возрадовались: солнышко, солнышко, солнышко!

Проснулся великан – непорядок! да как «ахнет» в воздух. «Тихо!». Притихли мелкие колокола, да ненадолго.

Маленький неугомонный колоколишко опять спрашивает: «Почему?» Великан грозно урезонивает забияку «Тихо!», а тот за свое «Почему?»

Над Тверью разгорался такой красоты и великолепия Божий день, что не выдержал великан и вместе с меньшими братьями-колоколами стал славить нарождающееся утро. Солидно «ахает» колокол-великан, поют - заливаются колокола поменьше. И такое ликование разлилось в воздухе!

Спешил через Соборную площадь в храм старенький протоиерей Иван Ловягин, да и замер завороженный пением воскресных колоколов. Радость и благодать наполнили душу батюшки, слезы благодарности закипели на глазах. Осмотрел отец Иоанн Соборную площадь, строгий и статный Спас, высокую ладную колокольню, молодую яркую зелень, прислушался к колокольному ликованию, низко поклонился древнему храму и произнес: «Слава Богу за все!».

И никто не знал, что уже недолго осталось жить святому Спасу. В такие же погожие весенние дни будут сброшены вниз и разбиты неугомонные колокола, взлетят на воздух и рассыплются стены древнего храма, а старенький отец Иоанн, всю свою жизнь утешавший и приободрявший паству, направлявший на истинный путь заблудшие души, закончит свои дни на тюремных нарах.

Трагические страницы в истории Тверского Спаса начались в октябре 1920 года, когда нарком юстиции вынес постановление о ликвидации мощей Михаила Тверского и епископа Арсения Тверского.

12 мая 1929 года, президиум Тверского горсовета принял решение о закрытии собора. 12 февраля 1930 года «Тверская правда» опубликовала призыв: «снести всю колокольную башню Тверского собора» 29 .

В 1934 году, после закрытия, в храме уничтожили иконостас, вывезли все иконы и церковную утварь. Вывезли мощи святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Судьба мощей святого князя до сегодняшнего дня не известна. Раку, в которой почивали святые мощи, позже нашли в запасниках Краеведческого музея.

Разрушение собора начали с колокольни. Она стояла близко от проезжей части и ее побоялись взрывать. Колокольню разбирали ярус за ярусом вручную. Устроили сверху донизу деревянные желоба из досок и по ним спускали кирпичи. Вниз полетели кресты, разобрали часы. Один за другим на землю падали колокола. Разбившиеся при падении малые колокола, хлопот не доставили. А над самым большим, тоже свергнутым вниз, установили треногу из бревен и кололи колокол тяжелым чугунным шаром.

Вот как воспоминает те роковые дни свидетель и участник этих событий, Валерий Захаров: «Мы должны были провести подготовительные работы: пробить в стенах и фундаменте шпуры – цилиндрические отверстия на глубину больше метра, а потом сделать забойку – закрыть их раствором глины с песком. Но это уже вслед за московской бригадой из «Союзвзрывпрома». Она закладывала динамитные патроны и электродетонаторы во взрывные камеры – опыт у москвичей по этой части уже был. Рвали ночью. После сигнала кто-то из московских взрывников включил рубильник, сработали детонаторы, раздался глухой взрыв. Собор как бы чуть-чуть приподняло, и он стал плавно оседать, словно растекаясь» 30 .

Так умирал древний храм – гордость и краса Твери. В последний раз горожане любовались куполами Спаса 3 апреля 1935 года. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор был взорван.

Взрывные работы превратили храм в груду строительного мусора, который вывозили и убирали до 1936 года. Остаткам тверской святыни, инициаторы взрыва нашли применение: «Тёсаные камни от стен собора употребили в кладку цоколя ограды набережной Волги в Городском саду, а на саму ограду использовали ограждение, снятое с обеих сторон проезда от Старого моста до Соборной площади. Битый кирпич и мелкие обломки камней стен, вперемешку с костями – останками похороненных в соборе – пошли на засыпку съезда от Советской улицы к бывшему плашкоутному мосту, соединяющему городскую и заволжскую части города».

Соборную площадь переименовали в площадь Революции. В 1937 году ее полностью расчистили и превратили в сквер. В центре сквера установили скульптурную группу – сидящие на скамейке коммунистические лидеры Ленин и Сталин.

Во время немецко-фашистской оккупации, памятник Ленину и Сталину немцы взорвали и превратили бывшую Соборную площадь в немецкое кладбище. Весной 1942 года, после освобождения города от оккупантов, немецкое кладбище уничтожили. В 1955 году, на бывшей Соборной площади, установили памятник М.И. Калинину.

Перед взрывом Спасо-Преображенский собор был обмерян московскими архитекторами-реставраторами С.С. Чижовым, Е.Б. Шереметьевой и В. Ляпуновой. В октябре 1991 года в Государственном научно-исследовательском музее им. А.В. Щусева, обнаружили полный комплект подлинных обмерных чертежей Спаса и колокольни, выполненных в 1930-1935 гг. Было обнаружено также свыше 50 фотоснимков собора, выполненных перед взрывом храма 31 . Эти находки давали надежду на возможность восстановления разрушенной святыни. В 1990 году стало известно, что сохранилась часть одного из двух иконостасов уничтоженного Спаса. Оказалось, что трехметровые соборные иконы, служили потолками в пределах Воскресенского кафедрального храма 32 .

В 2003 году был создан Тверской региональный благотворительный фонд «Собор». Основная задача фонда – воссоздание Спасо - Преображенского кафедрального собора.

В 2008 году силами общины Спасо - Преображенского собора, на бывшей Соборной площади, построена деревянная часовня во имя «Всех Тверских Святых». Проект часовни разработал тверской архитектор В. Курочкин. 27 сентября 2008 года часовню освятил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, и на Соборной площади вновь зазвучала молитва.

В 2010 году площади Революции вернули ее исконное название - Соборная площадь, начался сбор пожертвований на восстановление храма. В конце лета – начале осени с Соборной площади убрали памятник М.И. Калинину, его поместили в сквере на проспекте Калинина, недалеко от Дома культуры «Пролетарка».

6 ноября 2014 года – исторический день для жителей Твери. В этот день митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил молебен на начало строительства собора и положил начало возрождению главного храма Тверской земли.

15 мая 2015 года владыка Виктор совершил чин закладки Спасо - Преображенского собора. В основание возрождаемого храма уложен памятный кирпич с частицей мощей священномученика Фаддея (Успенского).

В 1992 году Церкви вернули раку, в которой покоились мощи святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. За долгие годы хранения, рака сильно обветшала и нуждалась в дорогостоящей реставрации. Благотворительный фонд «Собор» позаботился о реставрации раки Михаила Тверского. В настоящее время, рака установлена в Тверском Воскресенском кафедральном храме. По окончании строительства Спасо - Преображенского собора рака займет в возрожденном храме подобающее ей место.

Главный храм Тверской земли начал свою новую жизнь. 19 августа 2016 года в строящемся Спасо - Преображенском соборе прошла первая литургия на престольный праздник Преображения Господня.

1 Салимов А.М. 2015 С. 82

3 Салимов 1994 С. 20, 21

4 Михня С.Б. 2012, С 23-26

5 Салимов А.М. 1994 С. 21-42

6 Финкельштейн В.Б. 1996,С. 39

7 Овсянников Н.Н. 1994 С. 262

8 Салимов А.М.1994 С.61-65

9 Чередеев К. Тверь1859 1994 С. 272-278

10 Салимов А.М.1994 С. 69

11 Воронин (электронный ресурс). Тверской Кремль в XVв.

12 Михня 2008, С. 26

13 Караваева Е.М. Собор Спасского монастыря в Ярославле //АН М., 1963 Т.15 С.4

14 Виноградовы Е.А., А.Д. 2002 С. 101

15 Салимов А.М. 1994 С142-147

16 Столбцы бывшего архива Оружейной палаты М., 1913 Выпуск 2 С. 469

17 Финкельштейн В.Б. 1996, 144–145

18 Соколов И.И. Каменное зодчество в Тв

Спасо-Преображенский собор Тамбова (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Спасо-Преображенский кафедральный собор - старейший православный собор Тамбовского уезда. Этот храм - сердце и душа Тамбова, его духовный стержень и просто очень красивое место. Строительство собора было задумано и начато вторым епископом Тамбовским Питиримом. Решив отстроить первый в городе храм из камня, епископ Питирим изначально запланировал одноэтажную постройку, но в процессе возведения церкви в уже готовой нижней части храма пробили окна, свели своды над алтарем и возвели лестницы на второй этаж. Но вот закончить строительство Св. Питирим не успел, его похоронили в склепе у южной стены, где мощи святого лежат и сегодня.

Кафедральный собор уже много лет считается хранителем главных святынь тамбовской земли, многие из которых, увы, были утеряны за годы советской власти.

Например, из богатейшей коллекции редких икон стоит обратить внимание на Распятье Спасителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, написанную епископом Питиримом, а также на чудотворную икону Казанской Богоматери.

Абзац истории

До 1694 г. на месте каменного храма стояла небольшая деревянная Спасо-Преображенская церковь. Она же дала имя будущему кафедральному собору уезда, строительство которого закончилось только в 1783 благодаря пожертвованиям тамбовского купца Матвея Бородина. Трехъярусная колокольня высотою 42,5 м появилась еще позже - в 1817 (другие утверждают, что в 1812 г.)

Но с приходом «светлого коммунистического будущего», когда религию объявляют опиумом для народа, храм закрывают, а с 1929 г. в его стенах размещают Тамбовский областной краеведческий музей. Изящную колокольню разбирают в 1931, а оставшимся от нее щебнем засыпают ямы и выбоины в парках и скверах. Вернулся в лоно православной церкви собор только в 90-х. Одной из знаменательных дат для Спасо-Преображенской церкви сегодня считается 4 августа 1993 г., когда вновь подняли крест на главный купол храма.

Спустя четыре дня в собор вернулись мощи небесного покровителя города и земли Тамбовской святого Питирима, а также фелонь святителя, что была подарена царем Алексеем Михайловичем. Нарядную колокольню отстроили заново чуть позже, 18 мая 2011 г. был совершен Крестный ход и освящен крест на месте ее воссоздания.

Епархия Одесская и Измаильская Тип здания Собор (храм)|Собор Архитектурный стиль классицизм , эклектика Строитель Черноморский православный фонд Дата основания 14 ноября 1795 г Строительство 5 сентября 1999-26 марта 2005 Реликвии и святыни мощи св. Иннокентия Херсонского, гробницы князя Воронцова и его жены Состояние восстановлен Сайт Официальный сайт Спасо-Преображенский кафедральный собор на Викискладе

Координаты : 46°29′00″ с. ш. 30°43′53″ в. д.  /  46.483333° с. ш. 30.731389° в. д. (G) (O) (Я) 46.483333 , 30.731389

Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор - крупнейший православный храм Одессы ; заложен в 1794 году ; освящён в 1808 году , разрушен в 1936 году . После восстановления заново освящён в 2001 году - часовня колокольни ; в 2002 году - нижний храм; в 2003 году - верхний храм. Главный алтарь собора освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 21 июля 2010 года .

Собор по мере своего архитектурного развития отражал уровень развития Одессы и всего края. Будучи небольшим культовым сооружением в начале XIX века , он стал одним из крупнейших соборов России в начале XX века . Собор вмещал до 12 тысяч человек единовременно, а Соборная площадь Одессы была главной площадью города, на которой начинались и проходили все крупные городские праздники. Спасо-Преображенский кафедральный Собор к началу стал главным храмом Новороссии .

Основание

История строительства

Почтовая открытка с видом собора в XIX веке Почтовая открытка с фотографией собора в начале XX века

Реконструкции

Учитывая то, что Одесса в 1837 году стала епархиальным центром Херсонской епархии , Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Возникла потребность в его расширении.

По заказу архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова) в 1841 году архитектор Д. Гейденрейх разработал проект трапезной части, объединившей колокольню и старую церковь. Частичные реконструкции собора производились в период -1880 годов , а в 1894 году был осуществлен капитальный ремонт собора.

Архитектурные недостатки собора, возникшие при многократных достройках, были исправлены при последней реконструкции в -1903 годах , на которую было потрачено 220 000 рублей из городской казны. Реконструкция предусматривала не только изменение фасадов, но и значительную перестройку интерьеров. В этот период были построены два боковые купола, а к восточному фасаду - портик . Была украшена и колокольня .

Внутренний вид храма был великолепен. Первое, что поражало при входе в храм - обилие света и простор. Колонны в интерьере в коринфском ордере были облицованы искусственным мрамором белого цвета. Пол выложен из плит белого мрамора. Новый иконостас - из серовато-белого полированного мрамора. Над престолом возвышалась куполообразная сень на самостоятельных колоннах.

После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9000 человек. Его размеры в плане составляли 90х45 метров, а высота колокольни - 72 метра.

Разрушение

… по улице Толстого шла …(в направлении собора)… целая толпа - тихая и скромная … приближаясь к паперти, где уже было не протолкнуться, я сумел разглядеть что же там было. Колокол. Огромный, выше меня. Казалось, он слегка звенел от напряжённого стояния вокруг. От сбившейся толпы. Словно это было живое существо - поваленное и испускавшее дух… Я смотрел на колокол … который был слышен во всех уголках Одессы и даже у днестровского берега Беляевки. И который больше никогда не зазвонит… Впрочем, настоящие похороны собора были ещё впереди - через несколько дней он взлетел на воздух… сотрясая всю округу страшным грохотом. Взлетел так, что на улице Толстого вылетели оконные стёкла, хотя накануне их велели заклеить.

- Гридин В. Взрыв на Соборной площади.

В день разрушения собора Соборная площадь была оцеплена войсками. Уничтожние храма привлекло большое количество горожан, которые были оттеснены на близлежащие улицы.

После сноса здания собора власти города решили устроить на его месте увеселительные заведения. На месте главного алтаря планировалось разместить туалет . Только заступничество мирового светилы науки академика В. П. Филатова спасло святое место от осквернения - на месте алтаря установили фонтан с большой мраморной вазой в виде цветка (прозванной впоследствии вазой Филатова). После восстановления Собора в 2005 году этот фонтан был перенесен на место первого городского фонтана на Соборной площади .

Отдельно стоит упомянуть о том, как власти поступили с прахом лиц, похороненных в соборе. Перед взрывом останки четы Воронцовых были извлечены из саркофага рабочими в присутствии милиционеров. Гробы были разграблены, словно мародёрами - из гроба М. С. Воронцова были украдены сабля, ордена. Из гроба Е. К. Воронцовой - украшения, которые были на покойнице. Шитое золотом одеяние покойников также было украдено. В результате остались только скелеты, которые были перевезены на кладбище, расположенное в бедном районе Одессы - Красной Слободке. Там они были выброшены просто у кладбищенского забора. Только благодаря стараниями простых одесситов останки были подобающе захоронены на территории кладбища.

gastroguru © 2017