Высоковский успенский мужской монастырь. Высоковский успенский монастырь Схема проезда Нижний Новгород - Высоковский монастырь

Высоковский Успенский монастырь. Нижегородская область

Высоковский Успенский монастырь находится на высоком берегу реки Утрус в 2 км от села Высоково Ковернинского района Нижегородской области, в 160 км от Нижнего Новгорода, 35 км от Ковернино.

История Высоковского Успенского монастыря

История Высоковского мужского монастыря насчитывает чуть более 200 лет. Эта уединенная, расположенная в Заволжских лесах обитель долгое время была единоверческой и способствовала примирению старообрядцев с Православной церковью.

Высоковский Успенский монастырь (XIX век)


Материал из Wikimedia Commons

Согласно летописи, Высоковский Успенский мужской монастырь был основан в 1784 году монахом Герасимом, в миру Григорием Ивановым - выходцем из донского казачества. Григорий стремился к отшельничеству и удалился от мира в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда Нижегородской губернии, где и принял иноческий постриг с именем Герасим. В дальнейшем со своим сподвижником, иноком Паисием, он удалился в еще более уединенное место - дремучие Рымовские леса Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь на берегу речки Утрус, недалеко от деревни Высоково, Герасим основал новое старообрядческое поселение, которое стало называться Высоковским скитом.


Однако спустя 15 лет раскольнической иноческой жизни, Герасим стал сомневаться в правильности своего пути, и после долгих молитв принял решения об обращении к Православной церкви. В результате в 1807 году состоялось освящение первого деревянного храма в честь Успения Божией Матери, а Герасим вместе с насельниками был принят в православие. В течение следующих 12 лет более пятисот раскольников из ближних селений перешли в православие, став прихожанами Успенского храма. А Высоковский скит был переименован в Высоковскую Успенскую пустынь, а позднее - с ростом численности братии - в монастырь.


В начале 19 века были возведены все сохранившиеся до наших дней монастырские постройки. Поскольку комплекс монастыря строился на высоком берегу речки, то строения размещались на трех уровнях. Ансамбль монастыря составляли Успенский собор, Никольский храм, Трехсвятительская церковь с трапезной. Венчала комплекс четырехъярусная колокольня, которая располагалась на самом верхнем уровне.

В 1929 году монастырь был закрыт, монастырское хозяйство разрушено. Возрождение обители началось в 1999 году, когда он был передан Нижегородской епархии.

Высоковский Успенский монастырь сегодня

Высоковский монастырь - один из немногих сохранившихся монастырей с интересным архитектурным ансамблем периода классицизма. Особенность планировки заключается в размещении зданий на трех уровнях.


В монастыре сохранились: пятиглавый Успенский собор (1834), Трехсвятительская церковь с трапезной, (1835), Никольский храм (1827), корпуса настоятеля и келейный, а также четырехъярусная колокольня.

Этот белокаменный архитектурный комплекс с первого взгляда и не выглядит монастырем. Он очень приветливый - здесь нет никаких крепостных стен, вход на территорию свободный. Рядом находятся жилые дома мирян - жителей поселка.


У открытых ворот гостей встречает нарядная Трехсвятительская церковь, но поначалу ее даже не замечаешь, т.к. взгляд устремляется вперед, на грандиозный Успенский собор. Успенский собор находится на реставрации, и в настоящее время не действует (2013 год). Но даже не до конца приведенный в порядок, собор великолепен. Венчает комплекс белоснежная колокольня. При подъезде к поселку она так неожиданно появляется из-за деревьев, и выглядит так впечатляюще, что хочется вскрикнуть от удивления.


Приехать сюда стоит, кроме осмотра монастыря, еще и ради созерцания тишины. Этот тихий уголок в самом сердце Заволжских лесов на берегу чистой лесной речки наполняет душу умиротворением. Неспешно осмотреть храмы, вдоволь налюбоваться архитектурой, поразмышлять о бренности существования под деревцем около ограды, ведущей на небольшое кладбище, охладиться в чистейшей лесной речке Утрус и просто отдохнуть от городского шума...пока еще это можно сделать здесь.



По трассе Нижний Новгород - Ковернино. За Ковернино нужно повернуть по указателю И-Заборское, через Большие Мосты. Далее будет левый поворот на Марково, Высоково. Проехать Марково, Каменное, Высоково. Доехать до поселка Выселок Успенский.

Монастырь будет виден уже при подъезде к поселку - после почти бесконечного пути по разбитой дороге неожиданно вдалеке показывается белоснежная колокольня. От Каменного до поселка Выселок Успенский - плохое дорожное покрытие.

Про этого подвижника известно немногое. Будущий архимандрит Герасим происходил родом из украинской казачьей станицы Батийской и имел прежде мирское прозвище «Стуканогов». Возможно, что столь необычное мирское прозвище он получил по причине какого-либо увечья ноги, так как, прежде, чем удалиться на жительство в старообрядческий скит, состоял на государевой воинской службе. Первоначально, от рождения, по своему вероисповеданию Григорий являлся раскольником и состоял в так называемой «Перемазанской» секте старообрядцев.

Испытывая огромное стремление к пустыннической духовной жизни, на 38 году своей жизни Григорий удалился от мира и ушел жить в старообрядческий скит. Местом для своего уединения им был выбран знаменитый в свое время среди староверов , находившийся в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Именно здесь Григорий тайно от беглого иеромонаха принял иноческий образ с наречением при постриге имени Герасим и прожил среди комаровских раскольников около десяти лет.

Поселились отшельники в соседних дремучих лесах Макарьевского уезда Рыбновской волости Костромской губернии. Земли эти являлись государственными и принадлежали к казенным лесным дачам под названием «Рымовские леса».

Объединившись для молитвенного жития с этими отшельниками, инок Герасим в 1784 году, по дозволению Костромской казенной палаты и уездного гражданского начальства, расчистив непроходимую лесную чащу, сумел своими трудами выстроить в лесу иноческие кельи. Затем место это по названию ближайшей соседней деревни - Высоково - стало официально именоваться «Высоковским скитом ».

Причиной избрания ими именно этого места было намерение инока Герасима жить в лесной глуши, и чтобы «.. .свободнее оставаться в своем положении, и беспрепятственней отправлять с беглыми священниками Старообрядческое богослужение» . Так, по воле Божией, первоначально на месте будущего единоверческого монастыря возникло небольшое старообрядческое поселение.

Количество обитателей в Высоковском скиту постепенно увеличивалось, к 1800 году здесь уже насчитывалось до 50 обитателей. Сюда стали приходить и прятаться все новые беглые иноки и беглые священнослужители, которые под руководством инока Герасима в скором времени с разрешения светских властей построили для своих нужд деревянный молитвенный дом. Однако, как сказано в монастырской летописи, «Господь Бог, желавший всем, людям спасения и в разум истины прийти, не презрел по милосердию Своему такой ревности этих пустынножителей» и указал им иной путь ко спасению душ христианских.

Господь Бог, видя такое его великое подвижничество к познанию истины, внушил ему спасительное намерение, чтобы он сам изучил все старопечатные книги, Священное Писание (Новый Завет) и учения Святым Отцов о главной проблеме и недоумении всех старообрядцев - о благодати архиереев и священства.

Когда же старообрядцы-отшельники смогли убедиться в необходимости воссоединения их со Святой Православной Церковью, с принятием единоверия, то 8 октября 1801 года составили они официальный письменный «приговор» за подписью двадцати двух обитателей Высоковского скита и обратились с соответствующим прошением в Святейший Правительственный Синод.

В качестве просителей перед церковными властями из скита с соответствующей доверенностью были отправлены двое иноков: Дионисий (в миру московский купец второй гильдии Дмитрий Андреевич Рахманов) и инок Паисий (московский мещанин Петр Тимофеев), которые, очевидно, на тот момент имели паспорта, были наиболее свободными в своих передвижениях и не преследовались как старообрядцы со стороны властей. В своем прошении о присоединении к единоверию обитатели Высоковского скита указали определенный условия, на которых они были бы согласны воссоединиться с официальной Церковью.

Брат Исаакий стал вести с насельниками скита беседы о православной Греко-Российской Церкви и ее обрядах. Однако нашлись среди насельников те, которым эти разговоры оказались не по душе, и они пожелали проучить смутьяна. Однажды, пригласив его для беседы, расценив его речи как еретические, с руганью и бранью стали староверы избивать отца Исаакия. Но нашлись среди них и те, кто по добродушию и из сострадания сообщил о случившемся настоятелю скита иноку Герасиму. Настоятель, избавив Исаакия оп побоев, укрыл его у крестьян в Высокове, а затем и вообще отправил в Нижний Новгород.

Первоначальные прошения оставались безрезультатными пока не направили прошения императору, который пожаловал земельный участок.

Храмы монастыря

Соборный храм в честь Успения Божией Матери
Храм в честь Святителя Николая Чудотворца
Храм в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца в келейном корпусе

Святыни монастыря

Мощевик с частицами мощей некоторых святых.
Особо чтимая икона Божией Матери «Невеста Неневестная».

История монастыря

Согласно летописи Высоковский Успенский мужской монастырь основан в 1784 году монахом Герасимом, в миру Григорием Ивановым, по прозванию Cтуканогов. Он был донским казаком из станицы Батийской в Малороссии.

Стремясь к пустыннической жизни, казак Григорий Иванов в 38 лет удалился от мира в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда Нижегородской губернии один из центров старообрядчества в России. Здесь он принял иноческий постриг с именем Герасим и прожил 10 лет.

В дальнейшем со своим сподвижником, иноком Паисием, он удалился в еще более уединенное место — дремучие Рымовские леса Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь на высоком правом берегу лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково, инок Герасим основал новое старообрядческое поселение, которое стало именоваться Высоковским скитом.

После 15 лет жизни в скиту инок Герасим стал сомневаться в истинности старообрядческого вероисповедания. Он долго молился и пришел к выводу о необходимости перехода в Православную Церковь. Вместе с другими насельниками инок Герасим написал прошение в Священный Синод, и 13 августа 1807 года при освящении первого деревянного храма в честь Успения Божией Матери состоялся обряд принятия раскольников в лоно Православной Церкви.

В течение следующих 12 лет более пятисот раскольников из ближних селений перешли в Православие, став прихожанами Успенского храма. 13 июля 1820 года Указом императора Александра I Высоковский скит был переименован в общежительную Высоковскую Успенскую пустынь. Новая обитель явилась оплотом в борьбе с расколом и старообрядческими сектами в поволжских лесах.

14 июля 1823 году священноинок Герасим, при личной встрече с Александром I в Петербурге, обратился к нему с просьбой о помощи в строительстве монастыря. Император пожаловал на сооружение в Высоковской пустыни церкви святителя Николая Чудотворца 5 тысяч рублей. Построенная на них каменная однопрестольная Никольская церковь была освящена в 1827 году.

Постепенно количество братии возрастало, и 13 апреля 1829 года Высоковская пустынь была преобразована в третьеклассный монастырь. До 1917 года он относился к Костромской епархии.

В 1929 году монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1999 году, когда он был передан Нижегородской епархии.






По субботним, воскресным и праздничным дням в 8.00 – Божественная литургия, накануне в 16.00 – всенощное бдение.

Адрес: 606570, Нижегородская область, Ковернинский район, поселок Выселки

gastroguru © 2017