Выбор читателей
Популярные статьи
Искателями давно замечена интересная закономерность связанная с повышенной секретностью при строительстве искуственных гидротехнических сооружений. Особенно этим славится Московский гидроузел. Оно конечно понятно — стратегический ресурс города, водообеспечение, вода важнее продовольствия, а диверсии могут иметь последствия очень большие. НО…. При чем тут секретность при строительстве открытых, и практически доступных любому прохожему сооружений. Я могу понять, когда закрытые сооружения строят, чтобы ни одна нехорошая личность не знала, но вот каналы….. Что-то тут не то.
Но оказывается данная секретность присуща в истории строительства этих открытых сооружений, а это уже никакой стратегической целесообразностью не объяснить, если только эта секретность не предназначена для сокрытия каких-то фактов.
Чтобы ненароком не нарушить секретных данных, и не иметь последствий, я буду предлагать только открытые материалы, которые любой может при желании найти сам. Но как обычно — найти может, увидеть может, а увидеть подвох — не может.
Река Яуза — одна из самых загадочных рек Москвы. По территории Москвы практически везде одета в каменные одежды, и внешним видом больше напоминает канал, чем реку, но тем не менее — это Река.
Вот как она выглядит в нашем городе:
То что она достаточно старая, ни один историк спорить не будет, с её названием связано много исторических фактов и топонимов на территории Москвы. И то что она является одной из крупнейших приток Москва-реки, ни для кого не секрет. Но её особенностью является её происхождение.
Яуза, наиболее крупный левый приток Москвы — реки, берет свое начало в районе г. Мытищи. Общая протяженность реки – 48 километров, в том числе в черте города – 30 километров.
Яуза впадает в р. Москву у Большого Устьинского моста. В черте города река принимает 80 притоков, основные из которых: Лихоборка, Ичка, Золотой Рожок, Каменка, Будайка, Копытовка, Рачка, Рыбинка, Синичка, Чермянка.
В конце 30 – х годов 20 века русло реки было выправлено и расширено почти в 2 раза – до 25 метров.
В 1940 году в трех километрах от устья реки был построен гидроузел, который превратил Яузу в судоходную реку (на протяжении 9,5 км для маломерных судов).
Взято отсюда: http://www.mosvodostok.com/objec ts/rivers/
О ней есть очень хороший и красочный материал http://www.biancoloto.com/yauza.htm l
Часть позволю процитировать:
Яуза — самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки).
Длина 48 км (в черте города 29 км).
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки.
В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
Факты которые приводятся выше, общеизвестные, но есть странности. Например место начала Яузы, согласно официальной истории — Мытищинские болота (некоторые говорят о мытищинских торфяниках), вот как выглядит это место сейчас:
Глядя на этот снимок создается впечатление, что болота эти практически пересохли, а раньше были достаточно большим водоемом. Но скорость их высыхания говорит о том, что им не может быть тысячи лет, максимум сотни (кстати эта странная особенность пересыхания болот по всей территории России, и не только, за последнее столетие, уже не раз поднималась. Но никто так и не дал убедительного объяснения этому феномену. А может быть Яуза раньше была соеденена каналом (каналами) с Волгой?
А может и сама была по сути каналом?
Если посмотреть на карту — то явно видно это странное соседство истока Яузы — кажется что Яуза берет начало из Акуловского водоканала. Который согласно официальной истории наполняет Москву водой из другой реки — Волги. Но проблема в том что Акуловский водоканал был построен только в 30-е годы, 20-го века, а Яуза существует не одну сотню лет до этого… парадокс?
Более того, местами, река Яуза, до попадания в город, своими практически прямыми линиями, мне лично сильно напоминает канал.
Не может река на равнине иметь такое ровное русло, ну не бывает так….
Посмотрите сами:
Если эти километры прямых берегов проделала природа, то тогда нужно признать что природа обладает либо чувством юмора, либо разумом и техническими возможностями.
Если это так, то тогда мы имеем замкнутую водную систему — Волга-Москва-река, которая экономит сотни километров, если двигаться по естественному маршруту: Волга-Ока-Москва. Дублируя нынешний канал имени Москвы, собственно сегодня, Акуловский водоканал является частью этой системы. Но не могла ли Яуза до строительства этой системы ранее соединяться другими каналами с Волгой?
Кстати, о районе где проходит данное сооружение можно найти побольше информации у данного писателя:
http://misha-grizli.livejournal.com/945 37.html
Второе — Яуза большей частью протекает по парку Лосиный остров, который сегодня насажен ровными рядами, и не факт, что до него этот район был диким непроходимым буреломом, как нам пытаются доказать.
А значит этот район мог быть обширными полями, по которым должна была проходить система оросительных каналов, (их следы сейчас являются следами торфоразработок) также как и в других местах Москвы и ближнего Подмосковья:
Как например известные реки у города Раменское, которые почему-то так и хочется назвать каналами: р. Черновка. р. Гжелка, р. Дорка. Таких прямых каналов-рек вокруг москвы — десятки. И никого эти «природные» идеально прямые реки не смущают.
Возможно некогда Лосиный остров был действительно островом, вокруг которого были непроходимые Мытищинские болота, и на котором жили лоси?
Но сейчас не о них….
Вернемся к Яузе и её «Истоку» — Акуловскому водоканалу:
Ещё раз о странностях в истории этих сооружений:
даже в википедии есть такая информация:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E E%F1%F2%EE%F7%ED%FB%E9_%E2%EE%E4%EE%EF%F 0%EE%E2%EE%E4%ED%FB%E9_%EA%E0%ED%E0%EB
Цытата оттуда:
«Гробовое молчание»
Основной причиной, по которой десятки лет ничего не сообщалось о судьбе сотен тысяч людей, занятых на строительстве сооружений Москва-Волгостроя (МВС), был особый режим секретности, соблюдавшийся на этих объектах. Это касалось не только заключённых, но и вольнонаёмных работников, специалистов, поступающих на работу в эту систему. За нарушение предписаний предусматривалась уголовная ответственность, что в то время было почти равносильно смерти.
В 1936 году подписка, которую давали при поступлении на работу вольнонаемные сотрудники МВС, выглядела так: «Даю настоящую подписку управлению строительства Москва-Волгострой в том, что нигде, никому и ни при каких обстоятельствах не буду сообщать какие бы то ни было сведения, касающиеся жизни, работ, порядков и размещения лагерей НКВД, а также и в том, что не буду вступать с заключенными ни в какие частные, личные отношения и не буду выполнять никаких их частных поручений. Мне объявлено, что за нарушение этой подписки я подлежу ответственности в уголовном порядке как за оглашение секретных сведений. Родственников и знакомых, содержащихся в Дмитлаге НКВД СССР как заключенных, я не имею (если имеет, то указать, кого именно)». Далее указывались число, подпись, место работы и должность. Такая подписка имела гриф «совершенно секретно».
Свидетельства очевидцев[править | править вики-текст]
В 1990 году Московская археологическая экспедиция проводила комплексное исследование Государственного природного национального парка (ГПНП) «Лосиный Остров». В ходе его были записаны рассказы местных жителей-старожилов из сёл Щитниково, Оболдино, связанные со временем строительства канала.
Лагерные бараки находились в 1,4 км к северо-западу от села Оболдино, в посёлке Оболдинском. Заключённых местные жители называли «канальщиками». Их захоронениями были усеяны леса вокруг канала.
Ерохина К. И. (приехала в Оболдино в 1948): «Многие рассказывали, строили его этот канал, тюремщики. Копали они его лопатами и насыпь делали, всё руками, лопатами».
Дюков Е. И. (в 1940, восьми лет, приехал в Оболдино): «Я помню, я ещё мальчишкой был, за 12-м каналом, как перейдёшь переключатель, там песок брали. Сколько раз мы находили черепа… Как копали канал, там заключённых хоронили. И кости там… А потом там, где был лагерь… их начали хоронить. Табличку повесят «Место захоронения», а весной идёшь - кости торчат».
Плакат «Каналоармеец»[править | править вики-текст]
Одним из ценных свидетельств грандиозного ГУЛАГовского строительства 1930-х годов является выразительный плакат, сохранившийся в отечественных архивах: изображение двух заключённых - землекопа и арматурщика-бетонщика - с призывом «Каналоармеец! От жаркой работы растает твой срок».
Само появление термина «каналоармеец» связывают с поездкой Анастаса Микояна на трассу строящегося Беломорско-Балтийского канала в марте 1932 года, когда его предложил начальник ГУЛАГа ОГПУ Лазарь Коган.
Интересно, что строительство Канала имени Москвы, Акуловского канала, реконструкция Яузы, и других гидротехнических сооружений Московской области и других прилегающих районов, велось в 30-е годы, и курировало его НКВД, секретность там просто зашкаливала, собственно вышеприведенная информация как раз это подтверждает. Какую такую информацию нельзя было под страхом смерти раскрывать строителям, часть из которых наверное там в этих болотах и осталась, унеся с собой этот страшный, для кого-то секрет.
Неужели секрет, ради которого человека могли лишить жизни состоял в том, что кто-то мог рассказать, сколько лопат земли в час может выбросить строитель, или сколько сантиметров бетона ушло на сооружение стен?
Не думаю.
Скорее всего секретом было то, что строители восстанавливали то, что было построена задолго до них. И кураторам, этого процесса было очень хорошо известно, об этом.
А вспоминая кем были первые Советские руководители, мы заходим на очень опасную территорию…. Но это уже совсем другая история.
Удачи всем и Разума.
Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.
Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.
Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 г. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. Согласно архивным данным в 1657 г. купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной ул. В последующие годы при церкви были похоронены многие известные члены семейства Строгановых.
К началу XIX века церковь обветшала. В 1822 г. на средства С.М.Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы О.И.Бове и Д.И.Жилярди.
Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма - четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями - «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы.
Никольский храм был закрыт в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория Управления геологии. В 1970-х годах Никольский храм частично реставрируется и ставится под охрану государства как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых.
В 1992 году Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а его настоятелем стал иерей Михаил Жуков. В этом же году состоялось малое освящение храма и начались активные реставрационные работы. Сразу после открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках. В 1998 году в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.
Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах. Подворье Болгарского патриархата. Возведен в 1654 г. Придел святого Тихона Амафунтского пристроен в 1802 г. Передан Болгарской Православной церкви в 1948 г. |
Гончарная ул., 29. Храм Успения Богородицы в Гончарах. |
Верхняя Радищевская ул. |
Памятник А.Н.Радищеву |
Верхняя Радищевская ул., 9а строение 2. Особняк 1896 г. |
Верхняя Радищевская ул., 7 и 9 стр.1 |
Верхняя Радищевская ул., 9 стр.1 |
Дворик дома 19 по Верхней Радищевской ул. |
Верхняя Радищевская ул., 19 |
Верхняя Радищевская ул. |
1-й Котельнический пер., 3 строение 1. Ансамбль городской усадьбы Шапкиных - В.П. Щукина - М.Ф. Михайлова. Главный дом с палатами. Середина-конец XVII в., перестроен в 1860-80-е годы. Гражданский инженер Н.Г.Фалеев. |
1-й Котельнический пер., 3 строение 1 |
Храм святителя Николая в Котельниках |
Храм святителя Николая в Котельниках |
Памятный камень на месте родовой усыпальницы Строгановых |
|
Внутренний двор сталинской высотки на Котельнической набережной |
Вентиляция |
|
Памятник Дмитрию Донскому (2013 г., скульптор В.М.Клыков) |
Серебряническая наб., 11. Заброшенная типография МВД |
Серебряническая наб., 15. Заброшенное здание бывшего Симоновского суда. Бывшая богадельня. Построена в 1900 г., архитектор Д.В.Шапошников. |
Река Яуза |
На другой стороне Яузы расположена усадьба Усачевых-Найденовых |
ул. Земляной Вал, 57 строение 6. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова. |
Заброшенный роддом им. Клары Цеткин. Ранее – Морозовская богадельня. Здание построено в 1891 г. (архитектор М.И.Никифоров) на бывшей территории фабрики, основанной С.В.Морозовым. |
Шелапутинский пер., 3 строение 1. Заброшенный роддом им. Клары Цеткин |
Река Яуза, Костомаровский мост |
Андроников виадук. Построен в 1865 г. по проекту инженеров Н.М.Колоколова, С.Я.Терёхина и архитектора Б.М.Надежина. |
Андроников виадук |
Андроников виадук |
Река Яуза, Таможенный пешеходный мост |
ул. Золоторожский Вал, 34. Бывшая типография завода "Серп и молот". |
Бывшая типография завода "Серп и молот" |
|
|
Обрыв, где находили окаменелости (древние ракушки и т.п.) |
Вид на Таможенный мост от парка усадьбы Строгановых |
|
Яуза
является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
Ее длина составляет 48 км, в городской черте - 29 км.
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву , где принимает многочисленные притоки.
В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 - для трамвая, 23 - пешеходных.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.
Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста
, где Яуза впадает в Москва-реку.
Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.
Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе - 32 этажа, в боковых - 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю ,
Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.
С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский
. На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.
Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения)
. Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
С двух сторон Яузу ограждает - решетка с советской символикой.
Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
Высокояузский мост
, по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).
На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе .
Костомаровский мост был построен в 1941 году.
Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак.
В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы - Спасский собор (1420-1427 гг.)
Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется . Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.
Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».
А впереди находится элегантный пешеходный .
Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.
В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца. Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.
Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.
С левой стороны раскинулся район Сыромятники
.
Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Изогнутый был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.
Пройдем дальше. Справа находится Лефортово
.
В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось - Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии , Франца Лефорта.
Дальше на нашем пути возвышается , построенный в 2003 году.
Был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.
Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
С левой стороны располагаются корпуса .
Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.
В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк
, расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель
, протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
был построен в 1941 году на месте более старого моста.
Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.
Здесь через реку переброшен Рубцов мост .
До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.
Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.
Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.
А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода
, которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы
по ходу нашего движения)
.
Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
Дальше проходим под Матросским мостом
, который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.
Петр I на правом берегу Яузы
(левая сторона по ходу нашего движения)
построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом
для матросов-ветеранов.
был построен в 1965 году.
Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина
.
Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
В 1912-14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту
, который соединяет Олений и Богородский Валы.
Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.
Используемая информация:
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод
Самым крупным притоком Москвы-реки в пределах столицы России является река Яуза. Площадь бассейна, в котором она располагается, составляет 452 км 2 . Ее длина - 48 км, а ширина варьируется от 20 до 65 м, в основном такое расхождение происходит из-за искусственного расширения русла. Протекает река в северо-восточном и центральном районах Москвы. В 1908 году ее назвали официальной границей Москвы, на участке между Камер-Коллежкого вала и места впадения р. Копытовки. Яуза располагается в Северо-Восточном округе столицы. Она окружена небольшими лугами и полями. Питание водного потока на 90% снеговое.
Река Яуза имеет 12 правых притоков (Черногрязка, Сукромка и другие) и 5 левых (Золотой Рожок, Ичка). На ее берегах был возведен Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Водный поток протекает через поселки Тайнинка, Перловка, города Москва и Мытищи. На ее берегах располагаются храмы Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также монастырь Андроников. Однако это не все достопримечательности, которые можно увидеть, проплывая по ней. На ее берегах красуются и Лефортовский. Впадает она в Москву-реку. Это место находится в районе Исток реки Яуза - болото в
Яуза растянулась по Москве на 27 км, выныривая из района МКАДа на Широкую улицу. Течет через Бабушкинский район и Свиблово, Ботанический сад, проспект Мира, затем попадает в «объятия» набережной в Сокольниках. Перед тем как попасть в Москву-реку, протекает через Лефортово и Земляной вал.
Пойма реки Яуза практически в естественном состоянии сохранилась лишь в районе между Лосиным Островом и Сокольниками. Можно сказать, что этот участок совсем не затронул век технологий. Здесь она частично покрыта лесом. В то время как другие районы в основном заболоченные или представляют собой пустыри с сорняками. В 60-70 гг. из-за постоянных работ по расширению русла значительно снизился уровень воды в Яузе. Для того чтобы наполнить ее, были построены каналы, соединяющие Волжский бассейн, Химкинское водохранилище и Благодаря построению такого пути приток Лихоборка наполнялся водой, которую разносил по всей реке Яузе.
В некоторых древних летописях название реки Яуза звучало как Ауза. Ученые считают, что гидроним возник из славянских и финно-угорских языков. Скорее всего, название «Яуза» связано с балтийским словом Auzes, а также его апеллятивами Auzaine, Auzajs, что означает «ость», «солома», «стебель овса».
Водный поток Яузы практически всегда был судоходным, соединяя юг России с Владимиром. В древних летописях было сказано, что он являлся достаточно важным водным путем города. В XVII веке на ней был создан флот. Петр I, последний царь и первый император Руси, мечтал, что именно она будет соединять Волгу и Москву-реку. Здесь был построен завод, на котором происходила выделка парусов.
На островах возле Яузы располагались мельницы, которые перемалывали зерно, поэтому люди, проживающие в округе, в основном занимались продажей хлеба. В древние времена река была важной торговой точкой, однако со стремительным развитием технологий она быстро потеряла свою значимость. Сейчас ее используют для проведения экскурсий по самому России, рассказывая людям историю и показывая достопримечательности.
Река Яуза в Москве является судоходной, однако лишь в промежутке от Преображенской площади до Москвы-реки. На водном потоке стоят 23 моста для пешеходов, 28 - для автомобилей, 6 - для трамваев, а также 6 - железнодорожных. Здесь можно увидеть небольшие суда. А во время проведения технических работ, нередко можно встретить большие корабли организации «Мосводосток». Именно это предприятие занимается поддержкой состояния реки, следя за ее чистотой.
Судоходным участком можно назвать и расстояние в два километра от Ярославского шоссе до Богатырского моста. Тут чаще всего появляются мотоботы. Ранее в 2000 г. эта зона использовалась при реконструкции Яузы, с использованиями технических судов. Водный поток не отличается большой шириной. Практически все судоходные зоны достаточно узкие - не более 25 м, исключением является участок бьефа, который прилегает к Яузскому гидроузлу. Его ширина составляет практически 65 м. Здесь река окружена бетонными набережными, чья высота достигает 3 м.
Районы судоходства представлены знаком «Не бросать якоря». Плотина оборудована красными огнями, шлюз Сыромятнического гидроузла - светофорами.
К сожалению, в Средние века река Яуза, фото, присутствующие в источниках, поражают красотой, имела большое значение для государства, нежели сейчас.
Сыромятнический гидроузел был возведен в 1940 году. Располагается он на реке Яузе недалеко от ее устья. Название произошло от Сыромятной слободы, находившейся рядом. Тут оборудована стоянка «Модоводостока». Суда этой организации отвозят мусор, собранный на Яузе и Москве-реке, на специальную базу, проводят общие очистительные работы и контролируют экологическое состояние.
Десять лет назад был проведен ремонт на гидроузле. Во время этих работ полностью починили шлюз и заменили затвор плотины. Еще раньше администрация города отремонтировала стены набережных.
Исток реки Яуза не особо богат рыбой. В верхнем течении водного потока обитает окунь, плотва, а в нижнем можно встретить жереха, уклейку, щуку. Здесь нередко появляются гуси, кряква, тростниковая овсянка, а также гнездуются многие птицы.
Как и для всех загрязненных рек, характерны такие растения и животные, как фито- и зоопланктон, зообентос (чаще всего встречаются пиявки и прудовики), надводные, с плавающими листьями и подводные водоросли. На такую бедность флоры и фауны в основном повлияло расположение. Находясь в черте большого города и имея на своих берегах огромное количество заводов и фабрик, река часто поддается сильнейшему загрязнению: нефтяные отходы и неочищенные стоки. Рыба просто не в состоянии выживать в таких условиях. Учеными были зафиксированы несколько случаев массового отравления.
Рассказывая о р. Яузе, нельзя обойти вниманием ее устье - Москву-реку. Она является главнейшей артерией столицы Российской Федерации. Ее общая протяженность составляет 502 км. Москва-река берет свое начало из большого болота возле Старького (Смоленская область). Впадает у города Коломны в Оку. Еще с древности она была достаточно важным водным объектом для государства, объединяя Новгород и Смоленск, Волгу и Дон. Такое же ее значение остается и на сегодняшний день. Происхождение названия реки связывают с фино-угорским, балтийским и славянскими языками. Точной версии не существует.
В реке Москве водится около 30-35 видов рыб. Чаще всего встречается лещ, плотва и окунь, намного реже щука, густера, жерех, сазан, судак и голавль. Лишь истинному рыбаку повезет поймать сома, язя, ряпушку и подуста. Для того чтобы увеличить популяцию такой рыбы, как стерлядь, в реку выпускают молодь, которую выводят искусственным путем. Благодаря действиям человека в Москву-реку переплывают рыбы из рядом располагающихся водохранилищ и рыбных хозяйств. Появляются популяции таких видов, как карп, угорь, толстолобик, чехонь и форель.
Из-за того, что река Яуза богата на промышленные предприятия, в определенных зонах поток заполнен мусором, стоками, нефтепродуктами. По этой причине вода приобрела устоявшийся неприятный запах.
В основном загрязнение реки происходит из-за металлов, органики, взвешенных веществ, которые практически не растворяются и скапливаются в русле. Все это поступает в водный поток с предприятий, которые стоят на ее берегу. В центре города загрязняют реку талые, ливневые и производственные воды. Поэтому качество воды постоянно ухудшается.
Еще с древних времен река имела неприятных запах, ведь так много вредных стоков выпускается именно в этот поток. По этой причине уже в XIX веке воду признали негодной для питья. Но долина реки Яузы все же смогла сохранить свое очарование. Она протекает в северо-восточной части Москвы. Ее природа выглядит очень естественно, привлекает местных жителей, которые с радостью приходят отдохнуть и приятно провести время. Несколько лет назад городская администрация привела в порядок эту часть реки, придавая ей уютный и эстетичный внешний вид: установила лавки и укрепления для берега, проложила дорожку.
Столица России насчитывает больше 100 водоемов. При этом река Яуза играет не последнюю роль в жизни города и не уступает своим значением главной артерии, Москве-реке. Она влияет на работу многих предприятий, а также от нее зависит экологическое состояние окружающей среды. О реке Яузе человечество знает уже несколько столетий, она связана со многими историческими деятелями и значимыми событиями в жизни России. На ее берегах стоят заводы и монастыри, учебные заведения и парки, стадионы и дворцы, библиотеки и здания, поражающие своей высотой и архитектурной индивидуальностью. Пойма реки Яузы включает в себя пруд, очень красивый и завораживающий своим внешним видом.
Яуза - река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.
Притоки Яузы: правые - Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.
Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» мало замечают), шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус, два метромоста и двадцать три - пешеходных.
На берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.
В излучинах Яузы можно увидеть десятки старинных озёр (остатки старых речных русел в поймах рек). Своё начало она берёт среди торфяных болот Лосиноостровского лесопарка вблизи реки Клязьмы. Сейчас это сильно загрязнённая мелкая река, и трудно поверить, что когда - то она была полноводной и судоходной, упоминавшейся в летописи за 1156 год в связи с заложением первого Московского Кремля.
В конце 12 - ого века Яуза потеряла своё значение как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию. В течение нескольких столетий Яуза была основной дорогой, связывающей Москву с городами Северо-восточной Руси. Устье Яузы долгое время служило важным городским торговым местом. Торговля велась в основном хлебом - в устьевой части реки, на островах стояли мукомольные водяные мельницы, перемалывающие зерно, поступающее по Оке и Москве - реке из южных земель.
В 14-15-ых веках, берегам Яузы отдавалось предпочтение при выборе новых мест для строительства. На реке поставили множество мельниц, и почти все её притоки запрудили земельными и каменными плотинами, что сильно изменило саму Яузу. Особенно интенсивная застройка берегов Яузы начинается в 17-ом веке. Жилые дома и мануфактуры протянулись вдоль реки, от устья до Сокольников. Определённое оживление в жизнь реки внёс в конце 17- ого века император Петр Великий, который построил на её берегах фабрику по выделке парусов и создал речную флотилию. Почти одновременно здесь возникли кожевенный двор, пильная и бумажная мельница.
Дальнейшая застройка этого района промышленными предприятиями привела к тому, что из одной из самых красивых окраин Москвы того времени река превратилась в обще московскую сточную канаву. И лишь в наше время, после строительства очистных сооружений на предприятиях и переброски волжских вод в Яузу по областному каналу, качество воды в реке несколько улучшилось.
Статьи по теме: | |
Океанские перевозки. Морские перевозки. Преимущества перевозок водным транспортом
Как и в любой отрасли, совершенствование транспортного процесса... Морские и речные перевозки
Перевозка грузов речным транспортом на сегодняшний день является... Работа за границей для русских без знания языка вакансии и отзывы Свежие вакансии для русских за границей
Список зарубежных стран Европы и Америки предоставляющих работу по... |