Днепродзержинск - левый берег; как все начиналось. Карта днепродзержинска подробно с улицами, домами и районами Днепродзержинск левый берег

28 декабря исполняется 40 лет со дня закладки фундамента первого жилого дома в левобережной части Днепродзержинска.
Руководитель кружка краеведов СШ №40 Лидия Кирилловна Выдайко является одной из первых переселенцев на левобережную часть Днепродзержинска. Делом всей жизни она считает сбор информации, касающейся истории развития этой части города. Ее помощником в этом деле стал Генрих Яковлевич Кузнецов, занимавший в 60-70-х годах пост первого заместителя председателя Днепродзержинского горисполкома. Об истории подготовки и строительства левобережья они знают не понаслышке.
Левый берег победил Аулы
Когда Генеральный план развития Днепродзержинска, разработанный Гипроградом в 1956 году, полностью себя исчерпал, перед руководством города встал вопрос немедленного согласования и утверждения нового плана развития города до 2000 года.
«Свободных земельных участков для расширения границ города уже не было, а это грозило прекращением строительства жилья, что было недопустимо, - вспоминает Г. Кузнецов. - Рассматривались три варианта дальнейшей застройки города: район с. Куриловка на левом берегу р. Днепр; площадка за железнодорожной станцией Днепродзержинск-пассажирский; направление в сторону села Аулы.
Во всех вышестоящих инстанциях безоговорочно поддерживали Аульский вариант застройки, считая его самыми экономичным. Но руководство Днепродзержинска (В. Ф. Добрик и Н. М. Ктитарев) считало самым приемлемым левобережный вариант и рьяно отстаивало эту идею».

Днепродзержинск
Согласование генплана левобережья с В.Щербицким.

В то время заместителем председателя Совмина СССР (он же председатель Госстроя СССР) был выпускник Днепродзержинского индустриального института им. Арсеничева И. Т. Новиков. Вот к нему-то и обратилось руководство города с просьбой создать комиссию для изучения вопроса по выбору варианта Генплана на месте.
«Целый месяц в городе работала комиссия в составе 6 человек, которую возглавлял начальник управления планировки и застройки городов Госгражданстроя СССР А. В. Кудрявцев, - рассказывает Генрих Яковлевич. - Показав на месте наличие оползневых явлений на площадках аульского варианта, а также огромные затраты по сносу новых индивидуальных домов в пос. Романково, предназначавшихся для прокладки транспортной магистрали между аульской площадкой и промышленными предприятиями города, нам удалось убедить комиссию в целесообразности принятия левобережного варианта застройки города.
Для того, чтобы пройти (после заключения комиссии) все инстанции по согласованию Генерального плана города, председателю горисполкома и мне пришлось большую половину 1970 и начала 1971 г. провести в командировках в Киеве и Москве, обивая пороги кабинетов высокопоставленных специалистов и администраторов».
Через год их усилия увенчались успехом. В феврале 1971 года Генеральный план города с выходом на левый берег р. Днепр Советом Министров Украины был утвержден.
«Подпольное» строительство
На свой страх и риск руководство города, задолго до утверждения Генплана развития Днепродзержинска, начало подготовку к строительству левобережья.
«Я не знаю, чем бы закончилось самовольное освоение левобережной площадки, если бы был утвержден другой вариант развития города, - улыбаясь рассказывает Г. Кузнецов. - Дело в том, что по инициативе горисполкома, поддержанной управляющим трестом В. П. Шмаковым (он достал 500 тонн труб диаметром 500 мм), А. А. Лотовым - начальник СУ «Гидромеханизация» (поставил земснаряд), начальника горэлектросети И. Я.Ситницкого и начальника СУ «Днепроэлектромонтаж» М. А. Десятникова (подававшего электроэнергию на земснаряд), намыв площадки под застройку левобережного жилого массива «подпольно», в нарушение всех законов и правил, был начат еще в декабре 1969 г. - более чем за год до утверждения Генплана города. А ведь без выделения денег с планом подряда ведомствами, предприятиям, которые расположены в Днепродзержинске, невозможно было выполнить работы по инженерной подготовке под застройку левобережного жилого массива».
Начало строительства.

Прибрали то, что «сквозь пальцы протекало»
Декретами определялась необходимость строительства мостового перехода через р. Днепр. Также поручалось создать в Днепродзержинске строительные организации (трест «Днепродзержинскгорстрой», домостроительный комбинат, управление механизированных работ), филиала института «КиевНИИПградстроительства». Госплану УССР предназначалось ежегодно отдельной графой выделять городу деньги на развитие всех отраслей (до этого Днепропетровская область выделяла нашему городу то, что «сквозь пальцы протекало» после Днепропетровска и Кривого Рога). Это, кстати, вызвало яростное возмущение руководителей области. Нам стали говорить, что мы строим новую «Калиновку». Воспользовавшись благосклонностью к нашему городу Госстроя и Госгражданстроя СССР, руководство города добилось применения самых современных по тем временам проектов жилых домов, школ, детских комбинатов и других объектов, с более удобной планировкой (особенно жилых домов, в сравнении с которой застраивался правый берег). Была увеличена высота жилых помещений на 20 см (2,7 против 2,5) и др.
Слева направо: Валентин Петрович Иванин (секретарь парткома ДГЗ), Николай Михайлович Ктитарев, Игнатий Трофимович Новиков, Генрих Яковлевич Кузнецов, Михаил Васильевич Пашов (председатель облисполкома), Григорий Иванович Молочек (второй секретарь горкома партии), И.Т.Новикова.

После кропотливой и напряженной работы с помощью промышленных предприятий города в 1974 году начали работать трест «Днепродзержинскгорстрой» и Управление механизации №6, для которых были построены современные базы. Одновременно с этим создавалась полноценная материально-техническая база управления капитального строительства горисполкома.
Такой огромный объем работ за короткий срок удалось проделать благодаря тому, что в 1970-71 гг. на ключевые посты в исполком пришли молодые, толковые руководители, работавшие с полной отдачей сил и не считавшиеся со временем. Это начальник УКСа Николай Николаевич Литвиненко, Леонид Ефимович Гаманюк, работавший сначала завотделом транспорта, а затем председателем городской плановой комиссии, Алексей Алексеевич Николаев - зав. отделом транспорта после Л. Гаманюка, и опытный Николай Савельевич Кочедеря - заведующий отделом городского коммунального хозяйства.
Есть первый фундамент!
В 1972 г. на работах по инженерной подготовке левого берега под жилую застройку было освоено более 20 млн рублей. И 28 декабря 1972 г. (накануне 50-летия основания СССР) был заложен фундамент жилого дома 1-Г на 9-м микрорайоне (ныне это проспект 50-летия СССР). В фундамент была вложена металлическая табличка, на которой выгравировано следующее: «Первый дом в левобережной части Днепродзержинска заложен в ознаменование 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик».
Первый бетон для строительства нового города.

К концу 1974 г. на левом берегу все инженерные сети и сооружения были готовы к эксплуатации. Это позволило 30 декабря 1974 г. на левом берегу принять комиссии первый кирпичный дом улучшенной планировки. На первом этаже дома были оборудованы ясли-детсад на 50 детей, магазин, службы быта, эксплуатации. Пока не была открыта первая на левобережье СШ №40 (1975 г.), всех школьников возили на правый берег автобусом.
С тех пор строительство левобережных микрорайонов шло высокими темпами. Ежегодно сдавались новые объекты жилья, соцкультбыта. Но после распада Советского Союза темпы значительно упали, а затем застройка прекратилась вообще. Но это уже другая история.
Первый дом левого берега Днепродзержинска сразу после постройки и в наши дни.

Интересные факты
«В гранитном карьере в Полтавской области, откуда когда-то возили для строительства Днепродзержинской ГЭС камни, однажды рабочие приметили глыбу в полтора раза выше человеческого роста, - рассказывает Л. Выдайко. - И когда начался намыв левобережной части Днепродзержинска, было решено привезти ее и установить в виде памятника. По воспоминаниям Г. Кузнецова, этот монолит установили в 1970 году между рекой Днепр и предполагаемым местом строительства домов будущего 9-го микрорайона. А вот куда он потом исчез, никто не знает. Или история об этом умалчивает».
На левом берегу только СШ № 40 и детский садик, находящийся рядом с ней, выложены из кирпича красного цвета. Все остальные объекты соцкультбыта сооружены из белого силиката, или панелей. Почему? Секрет оказался банально прост. «Специально заказанный красный кирпич везли из Бахчисарая, - говорит Лидия Кирилловна. - Главный архитектор города А. В. Крымцов предложил облицовывать на левом берегу школы и детские сады. Но потом выяснилось, что кирпич оказался непрочным, и от этой затеи отказались».
В. Куленко

Украинский город Днепродзержинск расположен в Днепропетровской области. Если посмотреть на карту Днепродзержинска со спутника, то можно увидеть не только его расположение, но и природные, промышленные и социальные объекты. Большая часть города, а также промышленная зона находится на правом берегу реки Днепр. На левом берегу проживает лишь 1/3 часть населения. Всего в городе живет более 250 тыс. человек.

На карте Днепродзержинска со схемами видно, что части города, находящиеся на разных берегах Днепра соединяет большой автомобильный мост, а также плотина водохранилища. В пределах города на реке Днепр можно рассмотреть несколько крупных островов, которые являются любимым местом отдыха горожан:

  • о. Птичий;
  • о. Зеленый;
  • о. Дубовый;
  • о. Кривец;
  • о. Дырыкачка.

Левобережная часть города представляет собой небольшой по площади жилой район, в котором, как показывает карта Днепродзержинска по районам, нет предприятий и заводов. Он считается привлекательным в плане экологии, но не очень удобным из-за удаленности от центра города и промышленных зон.

Карта Днепродзержинска с улицами

Главная улица города – проспект Аношкина. Это крупная транспортная магистраль с 2-сторонним движением, зелеными насаждениями и постоянным оживленным транспортным потоком. Если найти проспект Аношкина на карте Днепродзержинска с улицами, можно увидеть, что он пересекает весь город и проходит через его центр вдоль реки Днепр.

Главные улицы Днепродзержинска:

  • просп. Аношкина;
  • просп. Ленина;
  • просп. Пелина;
  • просп. Юбилейный;
  • просп. Комсомольский;
  • ул. Бурхана;
  • ул. Димитрова;
  • ул. Сыровца.

Через город проходят основные транспортные пути, соединяющие крупный населенный пункт с другими административными центрами Украины. На подробной карте Днепродзержинска можно рассмотреть 5 автомобильных дорог, проходящих по окраинам и объездной трассе. Пассажирское междугородное сообщение осуществляется с автовокзала, который находится на пересечении улиц Димитрова и Айвазовского. Для поиска автостанции лучше всего воспользоваться картой Днепродзержинска с улицами и домами.

В черте города проходит несколько веток железной дороги. Пассажиров обслуживают 2 железнодорожных вокзала – «Днепродзержинск» и «Днепродзержинск Железнодорожный». Также в черте города находится несколько пассажирских платформ:

  • Романково;
  • Тритузная;
  • Правда;
  • Баглей;
  • 4 км.

Отдельные железнодорожные пути подведены к крупным предприятиям и промышленной зоне.

Городское сообщение в Днепродзержинске представлено автобусным и трамвайным парками. В городе работает 4 трамвайных и 16 автобусных маршрутов.

Ближайшие аэропорт находится в 40 км от Днепродзержинска.

Карта Днепродзержинска с домами

Территориально город делится на 3 района – Заводской, Баглейский и левобережный Днепровский, который расположен вдоль плотины водохранилища. На карте Днепродзержинска с домами можно рассмотреть основные объекты инфраструктуры, основная часть которых расположена на правом берегу Днепра:

  • Образовательные учреждения;
  • Банки;
  • Торговые центры и магазины;
  • Церкви и храмы;
  • Площади, парки, бульвары;
  • Больницы;
  • Спортивные комплексы и стадионы.

Кадры для тяжелой промышленности и предприятий города и области готовят образовательные учреждения, которые можно найти на карте Днепродзержинска с номерами домов:

  • Технический университет;
  • Металлургический колледж;
  • Рабоче-промышленное училище;
  • Технологический техникум.

Культурные мероприятия, концерты и спектакли для горожан проходят в музыкально-драматическом театре им. Леси Украинки.

Экономика и промышленность Днепродзержинска

На территории города работает около 50 промышленных предприятий, преобладающей отраслью является металлургия. Кроме металлургической отрасли, экономику города представляют:

  • металлообработка;
  • машиностроение;
  • химическая;
  • коксохимическая;
  • строительная;
  • пищевая.

Крупным стратегическим предприятием является порт Днепродзержинска, который перегружает сотни тысяч тонн грузов в год. Кроме того, Днепродзержинск является ведущим поставщиком электроэнергии, которую производят на Днепровской ГЭС.

Предприятия города, которые можно рассмотреть при помощи яндекс карт Днепродзержинска, производят:

  • жд вагоны;
  • минеральные удобрения;
  • чугун;
  • цемент;
  • сталь;
  • кокс;
  • автобусы;
  • продукты питания;
  • ткани.

В окрестностях города находится множество маленьких населенных пунктов, сел и поселков. Жители деревень занимаются животноводством и земледелием. Многие селяне ездят на работу в Днепродзержинск и трудятся на промышленных предприятиях или в сфере торговли и обслуживания населения.

Днепродзержинск находится в Днепропетровской области Украины. Согласно переписи, проходившей в 2001 году, население города составляло чуть более четверти миллиона человек.

Город лежит на берегах Днепра, большая часть на правом берегу, рядом с плотиной Днепродзержинской ГЭС.

Сквозь город проходят многие автомобильные дороги. Также Днепродзержинск - это крупный железнодорожный узел, с которого можно добраться до многих городов и сёл. К сожалению, в Днепродзержинске сегодня сложная экологическая обстановка. Много раз высказывались предположения присвоить городу статус экологического бедствия, но это так и не было сделано.

Часть города, находящаяся на правом берегу Днепра, загрязнена особенно, так как там расположены многие промышленные предприятия химического и металлургического комплекса. Недалеко находятся также хранилища уранового производства. Даже при въезде в город гости и туристы могут ощутить характерный воздух, «днепродзержинский». Две трети городского населения живет на правом берегу реки. На левом нет такого количества загрязняющих экологию предприятий, однако в зависимости от направления ветра и туда доносятся запахи фабрик и комбинатов. В Днепропетровской области Днепродзержинск является третим по значению после Кривого Рога и Днепропетровска.

С последним он имеет много общего в географическом положении, производстве, хозяйственном развитии. Между Днепродзержинском и Днепропетровском проходит множество автомобильных дорог, расположились различные поселки, жители которых часто работают на предприятиях одного из городов. Главными отраслями промышленности города традиционно являются металлургическая, машиностроительная, химическая, промышленность стройматериалов. В Днепродзержинске находится единственный на Украине завод по производству металлического циркония, который, кстати, является одним из пяти мировых производителей.

На берегах Днепра функционирует порт. Всего в городе открыты 47 предприятий промышленности и более тысячи предприятий среднего и малого бизнеса. Главные виды выпускаемой продукции: сталь, чугун, цемент, минеральные удобрения, вагоны. В Днепродзержинске функционируют пять научно-исследовательских организаций, по проектам которых построено множество агрегатов и приборов для различных производств.

Перевозки пассажиров в городе осуществляют автобусы и маршрутные такси, а также четыре трамвайных маршрута. Трамвайное движение в городе начало действовать ещё в 1935 году. Аэропорт есть в Днепропетровске, то есть в 40 километрах. В городе открыто несколько учебных заведений: технический университет, энергетический и экономический техникумы, технологический и металлургический колледжи, медицинское и музыкальное училища и другие. В городе открыт музей истории Днепродзержинска, музыкально-драматический театр, театр-студия «Десятый квартал».

Издаются многие газеты, например, «Событие», «Левый берег», детский журнал «Один дома». Есть собственная городская FM-радиостанция. В городе работает футбольный и баскетбольный клубы, активно развиваются неформальные виды спорта. В Днепродзержинске родились или получили образование многие известные люди. Среди них, например, Брежнев Л. И., он учился здесь в металлургическом институте, Мирошниченко Р. М. - лауреат американской премии «The Independent Music Awards», Назарбаев Н. А. - президент Казахстана и многие другие.

gastroguru © 2017