Укрепление Кыз-Куле. Кыз-куле - загадочная соседка пещерного эски-кермена Башня Кыз-Куле в Крыму

Девичья башня (Кыз-Куле) расположена рядом с пещерным городом Эски-Кермен.

К ней ведет крутой подъем, от которого перехватывает дыхание. О башне сложено немало легенд, но на самом деле она лишь остаток от замка Кыз-Куле, который был оборонительным сооружением.

Высота башни - 8 метров. Толщина стен - более метра. По обе стороны башни - крутые обрывы, впереди - ров. Башня стоит на узком мысе - оконечности плато Топшанлар. Особенно эффектно она смотрится с площадки северного дозорного-комплекса. Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары).

Отсюда из ущелья можно подняться к замку.

С Кыз-Куле связаны легенды. В одной из них повествуется о том, что царицу Сугдеи прекрасную Феодору полюбил её полководец Гиркас. Но Феодора дала обет безбрачия и отвергла все домогательства Гиркаса. Тогда полководец пошел на сговор с генуэзцами и помог им захватить город. Феодора, прокляв Гиркаса, бросилась с верхней башни вниз и разбилась о камни. В легенде нашел отражение факт завоевания Сугдеи генуэзцами и возможное предательство какого-либо военачальника.

В другой легенде рассказывается о девушке, попавшей в татарский полон во время набега кочевников на русские земли. Тоскуя по родине, девушка решила покончить с собой и прыгнула в пропасть с высокой башни. Предание перекликается со знаменитой "Думой про Марусю Богуславку", где воспет подвиг пламенной патриотки, ценой своей жизни вернувшей свободу соотечественникам – запорожским казакам. На самом деле башня никакая не девичья, а въездная, и охраняла она въезд в замок рядом с пещерным городом Эски-Кермен.

Замок Кыз-Куле возник, скорее всего, после разрушения оборонительных сооружений Эски-Кермена, то есть не ранее X – XI вв. В 1933 году внутри крепости велись раскопки. На территории замка видны следы построек. Около башни была раскопана миниатюрная одноапсидная часовня, внутри которой вырублены усыпальницы. Функционировала она с XI по XIII в. Тогда же археологи установили, что крепость Кыз-Куле в XIV в. погибла от пожара. Осталась только башня, овеянная поэтическими легендами. Кыз-Куле – это характерный средневековый феодальный замок-крепость.

Впереди башни был неглубокий ров, переезжали через него по перекидному мосту, к которому с юга вела дорога. И ров и дорога были вырублены в скале. С юга к башне по плато Топшан вела дорога, которую перед воротами пересекал неглубокий ров, вырубленный в скале.

Переезжали через ров по деревянному мостику. Высказывалось предположение, что укрепление возникло в конце IX - начале X вв., и погибло от сильного пожара в конце XIII - начале XIV в. Однако в письменных источниках есть указание на его существование в более позднее время.

Нет твердых доказательств и в пользу столь ранней даты появления этого миниатюрного замка. Не исключено, что он вырос на соседнем плато после гибели Эски-Кермена и был резиденцией местного феодала, которому было подчинено лежавшее внизу в ущелье село Черкес-Кермен. Обширная территория мыса, защищенная башней, практически лишенная не только культурного, но и почвенного слоя, предназначалась, вероятно, в качестве убежища для селян на случай военной угрозы. Ущелье это, кстати, было обжито человеком ещё с древнейших времён.

В начале ущелья и в его западном отроге обнаружены следы стоянок каменного века.

Было здесь поселение и в средние века. В окружающих ущелье скалах много естественных и искусственных пещер. В одной из скал на южной окраине ущелья была высечена небольшая церковь, в ней сохранились фрагменты фресковой живописи XII – XIV вв. В литературе её называют храмом Донаторов. Считают, что и храм и деревня в ущелье принадлежали когда-то хозяевам Кыз-Куле.

Кыз-Куле – средневековая дозорная башня оборонительного характера. Единственное хорошо сохранившееся сооружение былого феодального замкового комплекса. Изначально относилась к военному ведомству греко-алано-готфийского христианского княжества Феодоро. Была построена, как предполагают, в X–XI веках на горном плато Топшан (название более новое – старое не сохранилось; такая же ситуация и с описываемой крепостью). Сохранившемуся сооружению около 1000 лет.

Кыз-Куле

Топшан-плато находится недалеко от Бахчисарая – бывшей ханской столицы в Крыму. Совсем рядом с восточной стороны, через долину расположена «Столовая» гора, на котором раскинулось средневековое византийское городище Эски-Кермен, о котором читайте тут.

Само название тюркоязычное и означает – «Дозорная башня». Вообще, вопрос этимологий на Крымском полуострове очень актуален. Дело в том, что еще древнюю Тавриду населяли и временно посещали различные народы и племена, такие как: тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, эллины, римляне, а позже готы, аланы, хазары, генуэзцы, славяне и наконец тюрки (татары). Ввиду этого, пришлые нации именовали населенные пункты и различные местности, объекты на свой лад. Так что более поздние названия сохранились куда лучше, чем более ранние, стертые с памяти местных жителей.

Описываемую смотровую башню по ошибке называют «девичьей», поскольку на татарском языке эти два слова почти не различимы. Кроме того, с приходом татар крепость именовали Кёз-Куле (где «кёз» обозначает «око, глаз», т.е. Дозорная башня), а уже потом перетраснформировалось в Кыз (девичья). Отсюда и несколько вымышленных легенд «сопливого» содержания утопичного характера, наподобие «Ромео и Джульетты», где в обязательном порядке девушки накладывают на себя руки. Ничего здесь красивого нет, потому что повеивает смертью и отчаянием.

Замок Кыз-Куле

Замок представляет из себя квадратную по форме башню с устроенными внутри воротами, через которые могла проезжать хорошо навьюченная повозка. После того, как соседний Эски-Кермен потерял свое военное значение, ученые предполагают, что в данное поместье переселился местный феодал, землевладения которого простирались в ущелье вплоть до села Черкес-Кермен.

Замок был способен защитить здешних селян от нашествия неприятеля. Кроме того, с помощью её хорошо защищался обзорный мыс. То, что сейчас видит турист, башню и руины крепостных стен, лишь часть того былого величия, красовавшегося в Средневековье. К вышеозначенному укреплению вела, соответственна, дорога. И шла она с южной стороны горного плато.


Руины дозорной крепости

Рядом с воротами путешественник может разглядеть следы небольших построек. Кроме того, владения феодала не были лишены духовности. Вблизи археологами была раскопана крохотная одноапсидная часовня, содержащая внутри себя усыпальницу. Даже известны даты функционирования культового сооружения: XI – XIII века. Напомню, что в 1223 году Таврический полуостров опустошил золотоордынский беклярбек Ногай. Он дошел и до близ лежащего Эски-Кермена. Не пощадили и Кыз-Куле с часовней-усыпальницей. Хотя есть достаточно много мнений, что замок прожил гораздо позже, а его башней пользовались вплоть до XVII столетия. Руины говорят нам о том, что бывшее здание потерпело сильный пожар.

Обширные раскопки проводились в первой половине XX века, а если точнее, то в 1933 году. Они подтверждают гиболь от пожара, которое зафиксировано в некоторых письменных источниках. Но сообщается, что веков спустя – в XIV. Но и это не является противоречием, так как Таврический полуостров в 1399 году подвергся очередной «бомбардировке» татаро-монгол. Интересно, но обрисовываемое феодальное поместье носит статус пещерного города, поскольку имеется несколько искусственно вырытых пещер, пускай и хозяйственного целепреследования.

Попасть на Кыз-Куле можно с помощью старинной пешеходной тропы, имеющей определенное число ступеней, выдолбленных в скальном массиве. Она идет с западной части ущелья. Желающим испробовать более быстрый, но экстремальный подъем, путеводители рекомендуют иную тропу, идущую с Эски-Кермена. Подъем, в последнем случае, слегка неудобен. Возможно, есть смысл прибегнуть к более оптимальному западному маршруту. Хотя иногда, посещение популярного Эски-Кермена совмещают с нашей «Дозорной башней». Но чаще бывает так, что на нее просто любуются с северо-западной части плато «Столовой горы», где находится уже упоминаемый нами пещерный город. Там «Кыз-Куле» открывается просто великолепно!

Укрепление Кыз-Куле.

В непосредственной близости от горы Эски-Кермена, к северо-западу от северной оконечности её плато, на скалистом мысе Кыз-Куле, представляющим собой северную оконечность возвышенности Тапшан, расположены руины средневековой башни с воротами, носящей татарское название Кыз-Куле («Девичья башня») — по мнению У. А. Богданинского, проводившего исследование этого памятника в 1933 году, название «Кыз-Куле» (или «Кыз-Кулле») может быть искажением названия «Кёз-Куле» — «Дозорная башня».

Вид с северной части пещерного города Эски — Кермен

Руины башни Кыз-Куле являются остатками крепости, существовавшей на скалистом мысе, расположенном к северу от башни. В древности по плато возвышенности Тапшан, в направлении с юга на север, к башне вела ездовая дорога.

Перед башней на протяжении 43 м дорога вместе с боковыми ограждениями вырублена в скале.

Ширина «проезжей» части дороги в этом месте составляет 2,5 м. непосредственно перед башней дорогу пересекал ров, вырубленный в скале. Ширина рва – 5 м. Дно рва находится на 4,75 м ниже уровня вырубленной в скале дороги. С северной стороны рва, вплотную к нему, на скале поставлена башня.

Башня прямоугольная в плане, размерами 6,30х6,50 м. Высота её южной части – более 7 м. Толщина стен составляет 1,20 м. Башня имеет две сквозные стрельчатые арки.

Стены башни сложены из местного камня (бута со следами тёски) на известковом растворе с примесью кварцевого песка и толчёной черепицы. Арки возведены из тёсаных плит (размерами 0,50х0,50х0,15 м).

В настоящее время башня не имеет перекрытия. Внутри башня была трёхярусной. В древности надо рвом, между башней и северным концом ведущей к ней дороги, был деревянный мост (возможно, мост был съёмный).

«На башне Кыз-Кулле обнаруженны тамгообразные знаки.

Здесь, на высоте 2,1м от подножия этой башни, на камне восточной стороны арки внешнего проема ее ворот было вырезано несколько знаков различной конфигурации. Несмотря на то, что поверхность этого камня сильно разрушена, некоторые из них сохранились вполне удовлетворительно.

Первый знак на камне представляет собой небольшой (3,6 х З,5 см) крест с круглыми завершениями на концах. Он расположен несколько выше от основной группы тамг. Крестообразные знаки подобной формы были широко распространены в раннесредневековой христианской символике; в основном они датируются VIII-IX вв., но некоторые могут относиться и к более позднему времени, вплоть до XV в. Однако необходимо иметь в виду, что тамги крестообразных форм встречаются у различных народов, в т. ч. и у не исповедывающих христианскую религию. Так что строить какие-либо заключения на основе наличия этого знака было бы неосторожно.

Основная группа тамг, состоящая из пяти знаков, занимает центральное положение на поверхности камня. Тамги имеют сравнительно большие размеры (12×13 см) и глубину рельефа до 0,8 см. Это, по-видимому, должно было подчеркнуть их явно доминирующее значение среди других начертаний.

Особое значение в этой группе, вероятно, придавалось знаку II, представляющему лежащую горизонтально лунарную сигму с сильно загнутыми (закругленными) концами. Подобного типа знаки были широко распространены в первые века н. э. среди сарматов Северного Причерноморья. Средневековые аналогии к нему мы видим в черкесских тамгообразных знаках XVIII-XIX вв.: у племен Кемгуй (темиргоевцы), Бесленей, Асуа (абхазцы) и в родовом знаке Бекировых (рис. 1, II-5). Наиболее близка нашему знаку тамга Темиргоевского князя Бедрук Болетоко (рис. 1, II,1). Некоторое отличие этой тамги от нашей можно объяснить обычным явлением развития формы родовых знаков, что подкрепляется также историческими и этнографическими примерами. Появление у основного сигмообразного знака добавочных деталей, возможно, указывает на генеалогическое развитие данного племени, обычно наблюдающееся при дальнейшем развитии общественных отношений. Сходство рассматриваемого знака с сарматскими до некоторой степени является подтверждением высказанных предположений.

Другие знаки этой группы вырезаны более небрежно. Наиболее отчетливо виден знак III в виде двух, по-видимому, некогда соприкасающихся волнообразных выступов, напоминающих раскидистые рога барана или архара. Этот мотив нередко встречается в орнаменте кавказских горцев. Близкие аналогии ему мы находим в адыгских тамгах Шумнук (бжедухи) и Соншок (бесленеевцы), а также в тамге Жаноковых (рис. 1, III, 1-3). Некоторое различие их от описываемого знака, по-видимому, должно быть объяснено высказанными выше причинами.

Находящаяся ниже этого знака тамга IV представляет типичное, весьма схематизированное изображение головы животного, скорее всего, бычка, у которого четко отмечены короткие рожки, но не обозначены уши, глаза и рот. Ближайшие аналогии этому знаку представлены в черкесских тамгах «Етаухъ» (Кабертай) и Джанаби (Тапанта-абазинцы). Несколько видоизмененной формы тамги подобного типа (круг со стилизованными рогами) бытовали еще у ряда других черкесских фамилий: Боттешь уздень, Кургоко (Кабертай). Подобного типа мотив в современном кавказском орнаменте сохраняется в виде так называемой «лиры на диске».

Тамга V, находящаяся правее описанного знака, сохранилась крайне неудовлетворительно. Судя по ее остаткам, она могла изображать знак в виде подковы. Подобного типа знаки в несколько измененном виде встречаются как на Кавказе, так и в Крыму (рис.1, V, 1-3). В частности, близка к описываемому знаку тамга фамилии Чихень, отмеченная Броневским. Этот же знак напоминают по своей форме тамги из крымских селений Огуз-оглы и Кучук-Ас.

Что касается знака I, то он сохранился настолько плохо, что четко восстановить его контуры не удалось.

Итак, все рассмотренные нами знаки башни Кыз-Кулле, скорее всего, представляют тамги, имеющие явные аналогии с известными нам знаками адыгов. Близость этих знаков к тамгам темиргоевцев, бесленеевцев, жанэ (жаноковцы) не случайна. Как отмечает В. Д. Смирнов, адыгские племена Тимур-Кой (темиргоевцы) и Бесленей, согласно преданию, высказанному в конце XVIII в. их представителями турецкому султану, еще со времен султана Баязета (1480-1512 гг.) служили «верой и правдой» Крымским ханам. Если верить турецким источникам, то же самое можно сказать и относительно племени жанэ.

Внизу была деревня Черкез-Кермен

Наличие там черкесских племен на воротном проеме башни Кыз-Кулле не только является подтверждением пребывания их на Крымском полуострове, но и позволяет более определенно локализовать их местожительство. По-видимому, в XV-XVI вв. башня Кыз-Кулле составляла часть укрепления, принадлежащего представителям племени темиргоевцев, на что указывает величина и тщательность вырубки тамги II на камне ее воротного проема. Другие же знаки могли быть вырезаны в честь побывавших здесь знатных представителей других адыгских племен.

Обычай нанесения тамг как знаков собственности на скот и различные бытовые предметы был широко распространен среди многих народов «с незапамятных времён». Как символы принадлежности они ставились на камнях отдельных зданий, в воротных проемах крепостей и городов.

Характерной особенностью всех известных нам знаков на воротных проемах является то, что, как и в башне Кыз-Кулле, они располагаются с их восточной стороны, немного выше человеческого роста.

Древняя традиция вырезать или выцарапывать свои знаки на дверях кунацкой побывавшими в доме гостями сохранилась в Кабарде до начала XX в. Вполне возможно, что переселившиеся в Крым адыги некоторое время сохраняли этот обычай, дошедший до нас в виде знаков Черкес-керменского укрепления.

Таким образом, существование вышеописанных знаков башни Кыз-Кулле не только не противоречит средневековому названию этой крепости (Черкес-Кермен), но и позволяет уточнить этнические названия адыгов, проживавших в данной местности. Весьма вероятно, что верхняя часть западного бассейна реки Бельбек в XV-XVI вв. принадлежала представителям племени темиргоевцев, феодальным гнездом которых и было укрепление Кыз-Кулле.»

Мыс, расположенный к северу от башни, представлял собой сильно укреплённое место площадью 11250 кв. м. В плане мыс Кыз-Куле имеет форму наконечника стрелы, острие которого обращено на север.

Плато мыса ограничивается со всех сторон обрывами скал.

На некоторых участках края плато имеются вырубленные в скале «постели» для невысокой стены (парапета) и круглые ямки для столбов деревянного частокола. Башня и остатки других построек, обнаруженные на территории укрепления Кыз-Куле, сосредоточены в южной, широкой части мыса, вблизи рва.

Около башни раскопаны остатки часовни, сложенной из бутового камня на глине с примесью овражного песка, и пять вырубленных в скале гробниц.

Часовня представляла собой прямоугольную, ориентированную на восток одноапсидную постройку, в плане имеющую размеры 7,50х4,50 м. Толщина её стен – около 0,80 м. внутри часовни под строительным мусором был найден покрытый коррозией железный крест с расширяющимися концами и шипом [размеры креста 0,245х0,14 м], вероятно, упавший с крыши часовни, и пять круглых каменных ядер небольшого диаметра для камнемёта (баллисты) [три ядра диаметром 0,075 м и два ядра диаметром 0,03 м, найденные на мысе Кыз-Куле, сделаны из местного известняка. Такие же ядра были найдены в ходе раскопок в Эски-Кермене.

Здесь была часовня

Гробницы в комплексе часовни – обычного для Эски-Кермена типа. Из пяти гробниц четыре гробницы оказались разграбленными, кости в них лежали в беспорядке. Одна гробница, покрытая каменной плитой (состоящей из трёх частей), расположенная под полом часовни, оказалась не тронутой.

В ней был обнаружен хорошо сохранившийся человеческий скелет, обращённый головой на запад. В гробнице, над этим погребением, а также под ним, были обнаружены человеческие кости, расположенные в беспорядке.

Следы жизни в лесу на плато

По немногочисленным находкам гробницы в комплексе часовни датированы 13-14 веками [в ходе исследования одной из разграбленных гробниц (№1) найдены фрагменты глиняной поливной посуды, характерной, по мнению У. А. Боданинского, для золотоордынского производства 14 века. Гробница не имела плиты. Костей в гробнице не найдено. Выделено два культурных слоя. Фрагменты поливной посуды найдены в слое, расположенном выше нижнего культурного слоя. Последний содержал щебень, образовавшийся вследствие разрушения стенок гробницы. Результаты раскопок, отражённые в архивном материале (дневнике раскопок) свидетельствуют, что найденная в этой гробнице керамика не может служить материалом, датирующим гробницу].

Часовня функционировала в период 9-13 веков. Укрепление с находившейся в нём башней, часовней и, возможно, другими строениями погибло в огне сильного пожара на рубеже 13-14 веков [в 1933 году на расстоянии 22 м к северу от башни Кыз-Куле выкопана траншея ориентированная с запада на восток, шириной 1 м, длиной 13 м, перерезающая предполагаемую дорогу, которая могла проходить в направлении от башни на север. Судя по холмистому рельефу местности, здесь могли располагаться остатки построек. Под слоем гумуса (0,13 м) обнаружен культурный слой (0,16 м). Ниже культурного слоя расположен слой щебня (0,04 м), под щебнем – материковая скала. «Культурный слой насыщен остатками угля, землёй с сажей, закопчёнными фрагментами глиняной посуды, камнями, глиной. Земля на большом протяжении совершенно чёрного цвета».

Лестница на плато

Укрепление Кыз-Куле было возведено в особом месте. Ров перед башней устроен в месте наибольшего сужения скалистой возвышенности Тапшан в её северной части, в точке соединения основного массива скалы с северным мысом. Вследствие этого доступ на плато мыса Кыз-Куле возможен только со стороны рва и башни, которая поставлена над обрывом с таким расчётом, что «запирает доступ на плато цитадели». Для создания в этом месте надёжного укрепления достаточно было перегородить плато возвышенности Тапшан на протяжении нескольких метров.

Вид на Эски-Кермен

Н. И. Репниковым в его публикациях о раскопках в Эски-Кермене было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле располагаются на месте так называемой «крепостцы», о сооружении которой вблизи разрушенного и опустевшего города в области «Климаты» в середине 10 века сообщает средневековый письменный памятник «Записка готского топарха». По мнению некоторых историков и филологов, исследовавших текст этого памятника, «Записка готского топарха» является документом, могущим пролить свет на события в Крыму, которые непосредственно предшествовали походу русского князя Святослава I на хазар в 965 году.

На краю плато Тапшан. Вид на тень Эски-Кермена

Использована информация из книги С. В. Харитонова «Древний город Эски-Кермен»

———————————————————————————————————————————————————————————

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться

Эти места хранят следы человеческого пребывания с давних времен. Когда-то на месте, которое сейчас занимает замок Кыз-Куле в Бахчисарайском районе Крыма (все, что от него осталось), была стоянка древних людей. Природа, человеческое вмешательство и стихии, к сожалению, не оставили в покое достопримечательность Бахчисарайского района Крыма.

Девичья или Дозорная?

По поводу названия ходят разные слухи. Утверждают, что перевод дословно гласит – Девичья башня. Данное название наводит на мысли скорее не об оборонительном сооружении, но некоем романтическом месте, либо месте заточения. Есть и другое мнение – место имеет название «Кез-Куле», содержащее слово «кез», трактующееся как «глаз». То есть башня на самом деле предназначена для просмотра, наблюдения, то есть – дозора. Тогда назначение принимает оборонительный характер.

Мнения разделились и споры ведутся до сих пор. То, что башня была разрушена посредством пожара, никоим образом не облегчает задачу спорщиков. Практически все свидетельства пребывания людей уничтожены. Гиды водят сюда экскурсии, предлагая туристам на выбор обе трактовки, прибавляя к историям другие повествования, рассказываемые со слов местных жителей и услышанных легенд.

Башня Кыз-Куле в Крыму

Полуостров многое может предложить посетителям в качестве предмета для осмотра. Достопримечательности находятся буквально на каждом шагу. Есть мнение, что крепость была построена после того, как пришел в негодность пещерный город Эски-Кермен , развалины которого можно наблюдать неподалеку. А это произошло в начале XIII ст. Другие исследователи склоняются к мысли, что возведение замка началось еще в X веке, но конкретных доказательств этим предположениям пока не обнаружено.

Что сегодня известно о древней достопримечательности Крыма ? Кроме непосредственно остатков былого величия, взору туристов открываются следующие виды:

Раскопанная часовня XIII века с гробницами;

Пещерная тропа с вырубленными в скальной породе ступенями;

Пещерная церковь с оставшимися фрагментами фресок;

Искусственные гроты, сделанные специально для хозяйственных нужд.

Наследие и красивейшие виды

Кроме интересных историй, рассказываемых гидами во время проводимой экскурсии, можно получить удовольствие от простого осмотра видов. То, что открывается с места, где располагается башня Кыз-Куле, нельзя описать простыми словами. Переплетение зеленого и серого – природа причудливо разбросала зелень на скальной породе, даст пищу множественным кадрам. Запечатлеть красивые виды, после любоваться ими в тишине и покое – еще одна составная часть хорошего отдыха.

Возможность прикоснуться к древней истории, созидаемой здесь, о которой известно так много, но в то же время малейшая деталь новых археологических изысканий может перевернуть представление о местности с ног на голову. Величественное предгорье и останки некогда внушительного сооружения – достойное место для времяпровождения.

Предлагаем посмотреть водео о Кыз-Куле и красивых окресностях:

Крепость Кыз-Куле , одно из относительно хорошо сохранившихся оборонительных сооружения центрального Крыма. Обзорную экскурсию по крепости проводят довольно редко, но увидеть ее можно всем, кто решил посетить древнее городище Эски-Кермен. Крепость расположена на соседнем плато и хорошо видна при подъеме на Эски Кермен.

Географические координаты крепости Кыз-Куле на карте Крыма GPS N 44.617120, E 33.735829

Сегодня крепость Кыз-Куле , работает, как музей под открытым небом. Оплата за посещение- отсутствует. Экскурсии проводят, в основном, после посещения Эски-Кермен и то довольно немного экскурсоводом способны преодолевать подъем по тропе, вырубленной в скале. Кыз-Куле находится в Центральной части Крымского полуострова. Ближайший населенный пункт-поселок Залесное. Телефона для спарвок в Кыз-Куле - нет.


История крепости Кыз-Куле

Крепость Кыз-Куле была построена на плато Тапшан, что напротив Эски-Кермен. Подъем к крепости был оборудован со стороны Тапшан и начинался с небольшого рва, шириной и глубиной около 5-ти метров. Пройти ров можно было только через подвесной мост. Далее за мостом начинался подъем по вырубленным в камне ступенькам ведущим к башне. Высота башни-7-м метров, с размерами у основания 6,3 на 6,5 метров. Внутри башня была 3-х этажная, перекрытия и внутреннее обустройство до наших дней, к сожалению, не сохранилось.


Первые поселения в этом районе датируются 3-веком до нашей эры, о чем свидетельствуют раскопки у подножья крепости. Сама крепость появилась в промежутке с 10 по 11 века. Более точного времени историки, пока, определить не смогли. Крепость, скорее всего, возвел местный помещик, для защиты своих угодий, скота и местного населения. Первое название крепости, скорее всего, было- Дозорная башня, хоть экскурсоводы более предпочитают название более романтическое- Девичья Башня. Название - Кыз-Куле появилось в середине 16 века, а трактовки названий связаны с произношение слов Кез и Кыз. Первоначальное название было Кез-Куле (кез - глаз, отсюда и дозорная башня). Но Девичья Башня - более интересно, на первом большом подъеме на Эски -Кермен экскурсоводы предпочитают делать привал и рассказывают историю о несчастной любви и о прыжке с башни со словами «Так не достанусь я никому». Как бы там ни было, оба названия существуют, и к какой версии склоняться-решайте сами.


В 11-веке возле крепости Кыз-Куле , появилась небольшая часовня, с пятью гробницами, которая была разрушена в 13-14 веках. В это же время был разрушен и сам Кыз-Куле. Основной версией историки считают пожар. Во время раскопок, в 1933 году, были найдено большое количество обгоревших предметов. Был и налет копоти на стенах. Несмотря на это, в рукописях, найденных в Ханском дворце, крепость Кыз-Куле упоминается в 14-15 веках.


Как добраться до Кыз-Куле

Проще всего добраться до Кыз-Куле по трассе Бахчисарай- Севастополь. Недалеко от Бахчисарая будет большая развилка на поселок Танковое. Не доезжая до него, сворачивает в сторону поселка Красный Мак (или как дополнительный ориентир- огибаем гору Крокодил с хвоста). После поселка Красный Мак, будет поселок Залесное. Сворачиваем по указателю Эски Кермен, доезжаем до большой развилки (по указателям), далее съезд на грунтовую дорогу и примерно, 4-км до очередной развилки - прямая дорога будет вести до Эски -Кермен. А дорога правее- приведет к крепости Кыз-Куле.
Если Вы решите посетить Центральный Крым, то обязательно ознакомьтесь с

gastroguru © 2017