Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Пулково). История новой жизни

Потемкинские деревни от протопопа Николая Брындина.... December 16th, 2015

Из уст непосредственного очевидца сказ о "церковной благотворительности" в Спб митрополии:

Константин Кириченко: "Об этом фонде не знаю, но зам Брындина по соцработе никто иной, как смиренный иерей Даниил Василевский, настоятель храма Марии Магдалины и глава фонда Дмитрия Солунского. Общение с этими достойными отцами подтвердило мою мысль о том, что в церковные структуры с просьбами о финансировании церковных мирянских проектов соваться не надо."

: "А какие же проекты финансируют церковные благотворительные фонды?"

Константин Кириченко: "Не знаю, сие есть тайна великая. Злые языки бают, что среди прочего имеет место проект процветания семей директоров фондов, но в такой поклеп мы не верим, конечно. Мой вопрос был совсем пустяковым, я не жалуюсь, расскажу так, для общей картины. Сам я занимаюсь бездомными с 2011 года http://lazarevsky-fund.ru/ . Раньше и спонсоров было побольше, и храм помогал, а теперь кризис и ничего практически не стало. Бюджет у нас скромный - чуть более 100 тыр. в месяц и я решил,люди мы православные до мозга костей, что епархия может нам помочь. Проект хороший, рабочий, с нуля такой не сделаешь, да и денег надо было не полностью, а частично. Ну и пришел я к отцам достойнейшим рассказать по братски о беде своей. Зело возрадовались честные отцы, молодец, говорят, что к нам пришел, али мы не братия есте православныя? Такие люди, как ты нашей церкви православной весьма потребны. Только работать будете не от себя, а от нашего имени, а денег мы найдем.
Я говорю, могу от кого хотите работать, хоть от папы римского, главное, чтобы команда моя осталась. Не волнуйся, говорит отец Николай Брындин, команда твоя останется и сам ты оставайся, руководи ей по-прежнему. Только главный будет о.Даниил. Без проблем, говорю. Только у нас денег больше нет, чтобы работать, хотелось бы конкретики подпустить. Это, говорит, все отец Даниил порешает. Ну вот, сказано - сделано, сидим, решаем. Только сразу мне не понравилось, что про деньги он не говорит ничего, а все больше про свой фонд мне рассказывает. А надо сказать, что конфликт с отцом Даниилом у нас заочный и давний. Как-то раз он решил, уж не помню зачем, присылать своих волонтеров кормить бездомных сразу после нас, через час на том же месте. Говорят, у него проблема договорится с районными властями, чтобы точку поближе открыть, а спонсорам надо работу показывать притом, что и волонтеры у него работают бесплатно и еду ему бесплатно выделяют. Так вот шлет людей с Васьки на Просвет. Мы сначала переживали, мало что ли бездомных в городе, зачем кормить одних и тех же? А потом забили на это. Конечно, я его спросил при встрече об этом, но он какую-то пургу понес по типу, что там так много народа, что еды у нас на всех не хватает и он нам помогает и все-такое. Ладно, не суть. Потом он мне говорит - приходи ко мне в среду в храм и там мы все детально обсудим. Ок, а был понедельник. Обещал во вторник позвонить. Но не позвонил. Так и не звонил потом. А когда я набираю его в любое время гудки, как в черном списке. На другой неделе позвонил я отцу Николаю и говорю - табанит ваш иерей процесс, что делать не знаю. Приходи, говорит, вместе будем решать. И вот опять мы на том же месте и в том же составе. Ну я по наивности думал, что сейчас отец Николай затопает на Даниила ножкой и закричит "что ж ты сукин сын табанишь, немедленно выдать и т.д.". Но он ко мне обращается и говорит - в общем решили мы, что тебе нужно все стоянки передать отцу Даниилу и он все сам порешает силами своих волонтеров и всех накормит. А люди мои, спрашиваю? А люди твои пусть себе новую работу ищут. А добровольцы наши? Тоже не нужны, у отца Даниила все есть. Как-то не смешно мне стало. А как де, говорю, словеса ваши недельной давности, освященными устами изреченные по поводу нужности таких людей для церкви? Видать кольнуло отца немного, ну пусть говорит они придут к отцу Даниилу на собеседование, он будет их начальник. Нет, говорю, двое точно не придут -= имели счастье работать с отцом Даниилом, а соцработник может и придет. Она потом правда пришла, просидела час, прождала отца Даниила, который так и не явился и ушла. А я понял, как с этими ребятами дела иметь, попрощался неласково и пошел. Потом мне позвонил отец Николай и сказал, что я повел себя, как нехристь, осудив отца Даниила, а более практичный отец Даниил позвонил моему водителю, да и позвал его к себе работать. Но водитель мой с ним уже работал и отказался. Вот такие страсти кипят в богоугодных заведениях.

kandi_bober : "Таким образом, эти бати предложили Вам закрыть свой фонд, чтобы он не "оттягивал" внимание спонсоров на себя от их фондов. Интересно, а волонтёры в таких фондах получают какую-то зарплату?"

Константин Кириченко:"Здесь причина в другом. Сколько я знаю, у отца Даниила очень крупный спонсор, который дает деньги под конкретные проекты и чем крупнее проект, тем больше денег. Сколько я знаю, чисто по кормежке бездомных (не беру другие проекты потому как не в курсе) у отца Даниила сейчас две точки - на Кушелевке и вот к нам приезжает. Волонтеры денег естественно не получают, причем ездят на своих машинах, еду ему выделяют бесплатно, т.е. его затраты 0 руб 0 коп. А спонсор получает смету на две точки и может проверить факт кормежки. Если сюда добавить наши три, то арифметика простая. Думаю, что я правильно понял систему иначе зачем отталкивать от церкви команду, которая реально делает дело.

kandi_bober : "Вот и я о том же. Вы отдаёте свои точки, Даниил получает больше денег от спонсора для новых точек. Вот почему они вначале обрадовались вашему приходу. Вы пришли за помощью, а они вам предложили помочь им и отдать свои точки. А своими спонсорами церковные бизнесмены ни с кем не делятся.
Иерей Даниил также настоятель нового Смоленского храма в Шушарах (там тоже благотворительный фонд открыт - http://pulkovo-church.ru/). Странно, что храм в Пушкинском районе, но приписан к Петроградскому благочинию. Наверное, чтобы от о. Геннадия Зверева подальше быть.
Также Даниил ещё и настоятель храма св. Валентины в п. Белоостров.
Здесь о его (и Брындина) фонде Димитрия Солунского:
http://fondsolunskiy.ru/

Константин Кириченко: "Видимо очень способный человек отец Даниил. В нашей небольшой питерской тусовке помощи бездомным отца Даниила знают все. Редкостных качеств человек, но в русском языке для него находят обычно всего три слова му.., ко.., ур... Буду пожалуй звать его муркой.

tuteishij:"му.., ко.., ур...
=================
Откройте еще одну букву в среднем слове! А то не догоняю..."

Константин Кириченко: "Даю подсказку - есть рога и борода, молока не дает."

Отец Даниил Василевский избегает фотографов и испытывает некоторое стеснение перед журналистами, его скромность – не лишнее напоминание о словах из Евангелия от Матфея (гл.6): "Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди" .

Он говорит просто о сложных вещах, иногда даже с лёгкой иронией. Мы договорились встретиться в рабочей обстановке, там где базируется его благотворительный Фонд Димитрия Солунского. Среди баночек с детским питанием, памперсов и тюков с вещами мы поговорили о том, почему он стал заниматься таким сложным делом – помощью ближним. Отец Даниил – настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины на Васильевском острове и исполнительный директор фонда Димитрия Солунского, фонд помогает многодетным семьям, беременным женщинам и бездомным уже почти 12 лет.

О благотворительности

Это большая радость, когда у нас происходит выдача помощи, к этому праздничному состоянию привыкаешь и без него потом уже жить тяжело. К сожалению, этот вид деятельности в наше время стал экстремальным. Считается, что помогать нужно только когда просят о помощи. Но по христианским законам нужно искать возможности, чтобы помочь. Необходимо находить тех людей, которым нужна помощь. Господь в Евангелии говорит, что посетивший заключенного в тюрьме, посетил Его Самого. Поэтому нужно выйти из привычного круга жизни, это дает особую радость. Ты знакомишься с жизнью людей в подробностях, и видна красота души человека, неважно, мама это многодетная или девушка, которая решила сохранить жизнь ребёнку.

О чудесах

Для меня чудо – видеть, когда человек с улицы, бездомный вернулся к жизни. И даже больше того, пришёл к христианской жизни. Была у нас такая история: сотрудница приводит покрестить бездомного, а он молитв не знает, ничего не понимает, решила она с ним позаниматься, приходит он потом в храм чистенький, стриженый, не лишенный даже некоторого лоска и напоминает, что он тот самый бездомный. Оказался из мусульман, нужно же особый чин отречения из мусульманской ереси делать, я задаю вопросы по-славянски – зачем ты пришёл, а он отвечает- чтобы обрести жизнь вечную. Отвечает так, как нужно, в требнике почти тоже самое написано. Покрестился, помогал нам потом кормить бездомных, но умер от воспаления лёгких…

О Димитрии Солунском

Дмитрий Солунский был назначен правителем в греческом городе Салоники, он был очень молод, являлся тайным христианином, очень много помогал людям, открыл храмы, сделал бескомпромиссную духовную карьеру. Помогает он нам, мы читаем ему канон. Бывают времена, когда только это и поддерживает. Вот чего нам не хватает – так это веры, что всем можно помочь…

Детская городская больница № 2 святой равноапостольной Марии Магдалины на 2й линии Васильевского острова. Храм при больнице во имя этой же святой. Вход в храм с улицы, зайти может любой прохожий. Здесь и можно найти настоятеля храма иерея Даниила Василевского, который также является исполнительным директором фонда святого Димитрия Солунского. Полгода назад отец Даниил стал настоятелем еще одного храма: восстанавливающейся Смоленской церкви в Пулково.
Рассказывает отец Даниил:
Фонд создан его нынешним президентом Дмитрием Зайцевым в честь его святого покровителя. Он задумывался, как создать организацию, способную объединить силы обыкновенных граждан в помощи нуждающимся. Когда фонд был создан только на бумаге, мы стали думать, что делать. Ездили в тюрьму поздравлять заключенных, устраивали концерты, дарили детям из детских домов подарки на Рождество. Но когда ты появляешься где-то один раз, то не можешь повлиять на ситуацию. Чем поздравить тысячу, лучше взять одного и ухаживать за ним постоянно: ведь просто поздравление с праздником, к сожалению, мало чью жизнь может изменить к лучшему.
Постепенно сложилось так, что мы стали помогать многодетным семьям, увидев, в какой ситуации живут многие из них. Какие бы ни были обстоятельства, какие бы ни были сложности в характере у этих людей, все равно дети в этих семьях удивительно хорошие, очень добрые, терпеливые. Они более жизнеспособные, они скорее принесут пользу обществу. При этом каждый ребенок — это ценность, это душа, которая может в рай попасть. Если мы хорошо знаем сложную ситуацию в какой-то многодетной семье, мы стараемся курировать ее как можно дольше, некоторым семьям мы помогаем уже 5-6 лет.
Вскоре возникло еще одно наше служение — поддержка беременных женщин. Ведь важно не только обличать аборты, а помочь конкретной женщине, хотя бы даже финансово поддержать ее во время беременности и после рождения малыша. Это дает свой плод. Обычно мы помогаем до того момента, когда женщина может выйти на работу, то есть когда ребенок пойдет в детское дошкольное учреждение. Но! Мы понимаем, что, если просто дать женщине деньги, это не решит основной проблемы, ведь большинство из них не имеет представления о том, что такое христианская нравственность, поэтому мы пытаемся донести до них Слово Божие, конечно, если они сами этого хотят.
В результате сейчас у нас такой объем работ, что боимся, что не хватит сил: сотрудников немного. Но как-то получается, что хватает. Увеличивается количество обращающихся женщин, кажется, все, больше не сможем поддерживать, но вдруг находятся средства.
Еще мы вместе с отцом Артемием Могутовым (это мой бывший одноклассник, он служит в Введено-Оятском монастыре) окормляем два детских дома в области: Свирьстройский и Молодцовский. Туда мы возим подарки, а попутно стараемся побеседовать с детьми. Отец Артемий крестит всех детей, которые поступают в детский дом. Причем неформально: дети на протяжении определенного времени готовятся ко Крещению, для них это осознанное действие. Когда мы пришли в Свирьстройский детский дом, многие дети крест не носили, к беседам со священником относились крайне настороженно. За два года ситуация изменилась: дети с радостью идут на встречу, задают вопросы, спорят. Иногда удается ребят привезти погулять в монастырь.

Больничные дети

Чаще всего люди вспоминают о Боге, когда болеет ребенок. В домовом храме Детской больницы святой Марии Магдалины готовы принять и болящих, и их родителей. Детей отец Даниил причащает, с родителями ведутся просветительские беседы. Некоторые ребята, выздоровев, продолжают сохранять связь с храмом на 2й линии, даже несмотря на то, что воспоминания о пребывании в больнице для них тяжелы.
Отец Даниил:

Однажды фонду удалось найти средства на приобретение аппарата искусственной почки. Так мы познакомились с главврачом больницы Автандилом Георгиевичем Микавой. Потом руководство больницы обратилось к нам с просьбой помочь в открытии больничного храма. Наш президент Дмитрий Петрович живо откликнулся на предложение главврача, и в сжатые сроки появился храм святой равноапостольной Марии Магдалины.
Теперь мы здесь пытаемся заниматься с детьми. Работа фонда стала пересекаться с пастырской деятельностью. Еще мы работаем с детьми в больнице на 14й линии, где лежат дети с заболеваниями почек, сердца, ревматизмом. Там занимается с детьми специальная группа женщин — выпускниц Епархиальных богословских курсов. Они готовят деток к Причастию. Мы стараемся их причащать не реже двух раз в месяц. В больнице лежат дети по большей части неверующие. Но ситуация, в которой они оказываются, очень располагает к обращению к Богу. Некоторые дети лежат в больнице по нескольку раз и постепенно воцерковляются. Выписываются и начинают в какие-то другие храмы ходить. Еще у нас есть программа «Родительский клуб»: родители собираются вместе, какие-то проблемы вместе обсуждают, слушают лекции.

Самая сложная работа

У фонда есть программа помощи бездомным, нищим и старикам, попавшим в трудную ситуацию.Помощь бездомным — работа сложная и, как правило, неблагодарная. Общество относится к бездомным, как к каким-то пропащим людям. Но кто из благополучных сегодня людей может гарантировать, что не опустится за считанные месяцы, если окажется без жилья, документов и знакомых, готовых помочь?Отец Даниил: История многих бездомных: приезжают подработать, а здесь уже их ждут, забирают деньги и документы, избивают. Если такой несчастный попадает к нам, дня два надо потратить только на одного человека: помыть, произвести дезинфекцию (есть службы в городе, которые этим занимаются), одеть, нужно искать его родственников... При этом его нельзя нигде оставлять одного, потому что он опять куда-то убредет. Потом надо купить ему билет, посадить на поезд, позвонить, удостовериться, что он доехал. Порой важно не столько чем-то обеспечить нуждающегося, отчаявшегося человека, сколько дать ему надежду, показать, что не все так плохо, что нужно приложить какие-то усилия, тогда ситуация исправится.
Вот случай: одна женщина привела бездомного окрестить. Он страшный, грязный... Вроде хочет креститься, но ничего не знает. Мы решили, что так крестить нельзя. Наша сотрудница сказала: «Я с ним позанимаюсь». Вот она научила его молитвы читать, пристроила его в наркологическую больницу. Приходит он через месяц, я его не узнал — подстриженный, чисто одетый, лицо такое светлое. И мы его окрестили с радостью. Причем он осознанно к этому Таинству подошел. Я взял требник, задаю ему вопросы на церковнославянском языке, собираясь объяснить смысл вопросов. А он мне сходу отвечает. Говорю: «Зачем Вы хотите христианскую веру принять?». А он: «Чтобы наследовать жизнь вечную и спасение». В требнике почти то же самое написано. Он уже несколько раз приходил, причащался, слава Богу.

Кризисный телефон

Пока фонд не может себе позволить организовать полноценный телефон доверия, но сотрудники нашли выход. Сегодняшний «телефон доверия» фонда,— это номер мобильника, на который можно звонить почти круглосуточно. На звонки отвечают опытные психологи. Очень часто людей нужно просто проконсультировать, дать рекомендации по оформлению социальной помощи. Но бывают и критические ситуации, когда приходится сообща работать, чтобы помочь человеку. Номер этого телефона опубликован в некоторых справочниках, есть он и в женских консультациях, на листовках против абортов. Знают этот номер и социальные службы города, которые, обращаются в фонд, если сами кому-то помочь не могут. При фонде открыт и консультативный юридический пункт.Отец Даниил: Люди нас находят, звонят, рассказывают свою ситуацию. Дальше мы выезжаем на место, смотрим, что происходит. Мы должны лично удостовериться в том, что человек нуждается в помощи, а если нуждается, то в каком объеме. Ведь мы отвечаем перед нашими благотворителями. Они должны быть уверены в том, что их помощь действительно идет нуждающимся. С нами сотрудничают в основном частные благотворители, даже если они являются руководителями крупных компаний, благотворительность — это их личное участие. Если есть согласие человека, мы публикуем его историю в интернете, на нашем сайте и в Петербургском разделе сайта miloserdie.ru. Обычно деньги переводят на наш счет с указанием, кому они направлены, или на Яндекс кошелек. Также стараемся собрать помощь через знакомых.Конечно, пытаемся как-то людям объяснить, что надо к Богу обращаться, но не хотим, чтобы это выглядело так: мы вам поможем, но вы должны в храм ходить. Пробуем тактично рассказывать. Кто-то прислушивается. Хотя, конечно, много у нас недочетов. Трудно выработать в себе христианский подход к любому человеку: не смотреть на то, что он в чем-то виноват, а смотреть на то, что надо ему помочь. Сострадание — самое важное. И пока есть это чувство, работа идет. Как только оно куда-то пропадает, появляются усталость, раздражение, работать становится очень тяжело.Дай Бог, чтоб на каждом приходе такой фонд был. Важно, чтобы все общество этим занималось. Ведь есть люди, которые никогда милостыню просить не будут, никогда не пожалуются,— благородные, выносливые. Часто нам звонят не те, кому помощь нужна, а их знакомые. Очень приятно помогать людям, которые каждый раз говорят: «Может, вам лучше кому-то другому помочь, мы и так справимся»... А еще хочется поблагодарить всех наших боголюбивых жертвователей, молитвенников, многочисленных помощников, партнеров, самоотверженных волонтеров — всех-всех, кто трудится для нашего общего дела.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Пулково)

Расположение

Санкт-Петербург, МО посёлок Шушары, Пулковское, Петербургское шоссе, дом 68

Конфессия

православие

Санкт-Петербургская

Тип здания

Архитектурный стиль

классицизм

Д. Кваренги

Основатель

Екатерина II

Первое упоминание

Строительство

2011-2016 годы

Дата упразднения

1938, разрушена в войну

Состояние

восстановлена на другом месте

Ранние храмы

Каменная церковь

Восстановление храма

Духовенство

Церковь Смоленской иконы Божией Матери - православный храм в историческом районе Пулковское в составе муниципального образования «посёлок Шушары». (Пушкинский район города федерального значения Санкт-Петербурга). Современное здание располагается на территории конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум», старое здание располагалось ниже по склону Пулковских высот в селе Пулково и было разрушено во время боёв за высоты в 1943 году.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа. Настоятель - иерей Даниил Александрович Василевский.

История

Ранние храмы

Первое упоминание о храме в «селе на Полколе» относится к 1500 году. По данным Писцовых книг здесь находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая была уничтожена в XVII веке, в годы шведского владычества.

14 (25) октября 1749 года в Нижней Подгорной слободе села Большое Пулково архиепископом Феодосием (Янковским) была освящена деревянная церковь. В 1755-1757 годах храм был возобновлён после пожара и освящён 28 июля (8 августа) 1757 года епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села. Храм был разобран в 1793 году.

Каменная церковь

Решение о возведении нового, каменного, храма родилось, вероятно, в 1782 году, поскольку2 (13) октября 1782 года Контора строения села Царского заключила контракт с подрядчиком Германом Афанасьевым, предусматривавший полную готовность храма к освящению к 1 (12) сентября 1784 года. 29 мая(10 июня) 1783 года Екатерина II определила место нового храма, который и был заложен 30 мая (11 июня) благочинным священником Стефаном Ивановым.

Храм строился по проекту архитектора Д. Кваренги на казенные средства, выделенные императрицей.

Церковь была торжественно освящена в 1785 году. В 1831 году в церковной ограде, ближе к тракту, была построена каменная часовня. В 1908 году в храме был произведён ремонт.

Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены до основания в годы Великой Отечественной войны во время контрнаступления советских войск.

К началу 2011 года сохранились лишь фундаменты храма и находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. При работах по восстановлению в подвале храма были найдены остовы кроватей и дымоход для «буржуйки». Остатки храма, вероятно, будут законсервированы.

Восстановление храма

Летом 2009 года на фундаменте храма был установлен деревянный восьмиконечный поклонный крест. Тогда же, в связи с планами создания в этой местности конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум», появился проект восстановления храма. 10 августа 2011 года на месте храма впервые был отслужен молебен.

14 сентября 2011 года в стороне от старого фундамента в основание храма был заложен первый камень. Закладку совершил епископ Петергофский Маркелл (Ветров) в сослужении протоиереев Виктора Московского и Геннадия Зверева и иерея Даниила Василевского. Новый храм является репликой первоначального здания и располагается на более высокой точке, чем изначально.

Теперь он располагается на территории конгрессно-выставочного комплекса «ЭкспоФорум». По словам архитектора Рафаэля Даянова, старая церковь главенствовала над территорией, и здание в связи с изменением градостроительной ситуацией пришлось переместить, чтобы оно не оказалось в ложбине. Проект строительства был разработан архитектурным бюро «Литейная часть-91». Строительство выполнила компания ООО «СМУ-837». 4 июля 2014 года были установлены и освящены кресты. По состоянию на май 2016 года, завершено внутреннее убранство храма, выполнены работы по благоустройству территории.

Архитектура, убранство

Храм был построен в стиле классицизма. Его непривычный для русской церковной архитектуры внешний вид полностью соответствует увлечению императрицы Екатерины II «оживлением античности». Кваренги воплотил образ небольшого храма, ориентированного на раннехристианскую древность в представлении эпохи классицизма. По композиции, организации внутреннего пространства и декору фасадов храм очень близок построенным архитектором в то же время церквям: Вознесенской в Фёдоровском посаде и Преображенской в Московской Славянке. Сходство проектов такое, что исследователи не всегда были уверены в верности их атрибуции.

Храм имеет простой кубический объём с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом. Здание покрыто четырёхскатной крышей без купола и шпиля. Западный фасад храма увенчан двумя квадратными башнями, в одной из которых располагалась колокольня. В здании три входа: центральный, северный и южный. Притвор был пристроен в 1823 году на средства петербургского купца Василия Семьянова и при воссоздании храма не был восстановлен. В нише алтарной апсиды расположена Смоленская икона Божией Матери, выполненная в темперной технике.

Угол здания для сдерживания распора сводов был усилен изнутри пилонами, что делает внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши внутри также перекрыты цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образуется крестовый свод. Храм освещается через большие полуциркульные окна в верхней части ниш. Внутри стены храма золотистые, с белыми тягами, карнизами и филёнчатыми рамами. Под карнизом проходит орнаментальная полоса. Центральный свод (как и алтарный с западным) окрашены голубым цветом, по его сторонам - образы четырёх Евангелистов.

Церковь однопрестольная. На Горнем месте расположен образ Воскресения Христова. Четырёхярусный иконостас белый с позолотой, восстановлен как копия первоначального, написанного по рисункам и указаниям Кваренги академиком живописи Императорской Академии художеств Иваном Акимовичем Акимовым. Вырезал первый иконостас в 1784-1785 годах мастер Франц Брюлло.

Среди святынь в храме до разрушения почитался напрестольный крест с мощами святых святителя Афанасия Цареградского, великомученицы Варвары, мученика Василия, святителя Григория Чудотворца, преподобного Никона Сухого, преподобного Тита Печёрского.

Территория прихода

В начале XX века в приход входили:

  • село Большое Пулково
  • Каменка (район пересечения Пулковского шоссе и Кольцевой автомобильной дороги)
  • Катлино (местность к югу от Казанского кладбища)
  • Пески (район Погорелово)
  • Подгорное Пулково (район пересечения Пулковского и Петербургского шоссе)
  • Редкое Кузмино (улица Редкое Кузьмино посёлка Александровская)
  • Толмачёво (территория к востоку от Погорелово)

Духовенство

Настоятели церкви

Настоятель

в 1749 году

священник Андрей Игнатьев

священник Пётр Иевлевский

священник Пётр Феодоров

священник Стефан Иоаннов (1734-после 1785)

сентябрь 1785-1794

священник Василий Васильев (1746-после 1794)

священник Иоанн Михайлов (1732-после 1800)

священник Пётр Васильевич Осторожнов (1769-1822)

священник Димитрий Георгиевич Молчанов (1800-1866)

протоиерей Константин Иоаннович Хутынский (1843-1900)

священник Димитрий Григорьевич Тихомиров (1867-1901)

протоиерей Николай Петрович Зимнёв (1862-после 1919)

священник Николай Николаевич Успенский (1875-1955)

священник Александр Димитриевич Старопольский (1877-…)

протоиерей Николай Петрович Соколов (1876-…)

обнаружить сведений пока не удалось

священник Петр Петрович Вихров (1882-1933)

протоиерей Александр Иоаннович Мошинский (1885-1955)

приход не существовал

2011 - настоящее время

священник Даниил Александрович Василевский (род. 1976)

Во многих лечебных учреждениях Петербурга есть храмы и часовни. Только роль их различна: от скромного помещенияв дальнем уголке, открываемого по определенным часам, до настоящего духовного центра, где находят поддержку и пациенты, и их родственники, и медперсонал. В числе таких центров — приход храма святой Марии Магдалины в одноименной детской больнице № 2 на Васильевском острове.

Беднякам Васильевского острова

История этой больницы и находящегося на её территории храма связана с именем вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, известной благотворительницы. Её стараниями были собраны средства для покупки у известного купца и промышленника Ивана Кусова особняка, выполненного по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска. Особняк переоборудовали в больницу для бедных жителей Васильевского острова(отдельных детских больниц тогда не было). Лечебное учреждение освятили и запустили в 1829 году.

К сожалению, императрица не дожила до этого события несколько месяцев. В честь её небесной покровительницы святойравноапостольной Марии Магдалины освятили храм, который был открыт одновременно с больницей. А потом и сама больница стала носить имя этой святой.

— С самого начала здесь был храм, — рассказывает главный врач детской больницы № 2 Марии Магдалины Автандил Микава. — Он находился в главном здании, над ним до революции располагался крест с куполом, дававший понять, что в этих стенах протекает церковная жизнь. Единственное, что было не очень удобно для прихожан — в храм надо было проходить через коридор больницы.

Службы и служение

Сегодня это неудобство устранено. Современный храм святой Марии Магдалины освятили десять лет назад, переоборудовав под него помещение бывшей котельной. Храм расположен прямо у главных ворот детской больницы № 2. С одной стороны, он находится в больничной ограде, с другой, имеет отдельный вход с улицы, что позволяет прихожанам, среди которых немало жителей прилежащих домов, не нарушать покой пациентов.

Помещение храма небольшое, но очень уютное, с красивым резным иконостасом и настоящими хорами (регентует в храме детский врач-психолог больницы Павел Мамаев). Литургия здесь служится каждый день. Закрывается храм поздно. Причина проста: здесь всегда ждут тех, кому требуется духовное утешение. И в первую очередь родителей попавших в больницу детей.

— Здесь каждый день приходится сталкиваться с самой большой болью — болью детей, — рассказывает клирик храма иерей Михаил Ковач. — Подходят родители со слезами на глазах: «Батюшка, идет операция, сделайте что-нибудь!» Идем, служим молебен. Бывает, что заходят при выписке, благодарят.

— Мы стараемся, чтобы храм был таким местом, где любой человек мог бы успокоиться, — говорит настоятель иерей Даниил Василевский, руководитель координационного центра помощи малоимущим при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. — Стараемся всех принимать и любовью покрывать. Болезнь ребенка — всегда самая большая тревога для родителей. Редко, но бывает, что дети умирают. Кроме того, у нас в больнице находится морг, куда привозят детей из других больниц. Наши свечницы очень внимательно смотрят, кто пришел в храм. И готовы первыми поддержать человекав горе.

О каждом ребенке, попавшем в реанимацию, сразу сообщают отцу Даниилу. Пока медики борются за жизнь пациента, настоятель и прихожане молятся. Священник один за другим рассказывает случаи, когда дети чудесным образом выздоравливали. И несколько историй, когда спасти их не удалось. Он помнит «тяжелых» ребятишек по именам.

Врач, ктитор, прихожанин

Ктитором и прихожанином больничного храма стал главный врач больницы Автандил Микава. Он тридцать три года посвятил этому лечебному учреждению, из них последние тринадцать — в должности главного врача. Именно им придуман слоган «Традиции русского милосердия», украшающий ворота больницы. Это не только отсылка к историческому прошлому, но задача, стоящая перед персоналом сегодня. В её решении существенно помогает храм.

— Уважая людей других конфессий, важно учитывать, что большая часть населения России относится к православию, — говорит Автандил Георгиевич. — И я не вижу никакого разрыва между больницей и храмом. Считаю их сосуществование совершенно естественным, абсолютно симфоническим. Храм является своего рода подразделением больницы и влияет на её жизнь. Многие отмечают, что наша больница отличатся атмосферой душевности, сердечности, любви к ближнему. Любовь к своему делу, к пациентам, к своему городу, к своей стране должна присутствовать обязательно, только тогда у нас всё получится. И в этом большое подспорье — наш храм и наши священники.

Заронить зерно

Однажды в больницу привезли «тяжелого» ребенка из детского дома, за ним некому было присматривать. Сотрудники больницы попросили о помощи в храме — выручила свечница. Из этого случая родилась идея создать на базе прихода сестричество.

— Наше сестричество имени святой царственной страстотерпицы Александры Феодоровны и святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны существует более пяти лет, — рассказывает его координатор Ольга Соколова. — У нас два направления. Первое — круглосуточное дежурство при детях с серьезными диагнозами из детских домов. Второе — творческие занятия — открытки, поделки, стенгазеты — в группах «домашних» детей, многие из которых тоже, к сожалению, обделены родительским вниманием. Каждый раз мы идем к ним с некоей миссионерской — нет, не целью, но пожеланием — рассказать о Боге, о вечном и высоком. Не прямо… если зайдет разговор. Заронить зерно — такая цель есть.

Редко, но встречаются родители, которые, узнав, что с их детьми работает православное сестричество, действующее от лица Церкви, просят их ребенку ничего не рассказывать.

— Мы никогда в таком случае не противоречим, — говорит Ольга Соколова. — Многие, наоборот, нас благодарят. Нередко родители, лежащие в больнице с ребенком, сами с удовольствием мастерят поделки и общаются. В больнице сложнее всего — оторвать детей от гаджетов. Мы рады, когда у нас это получается.

Сестры милосердия записывают детей на Причастие — тоже исключительно по согласованию с родителями. Каждый день кто-то из священников (в храме кроме настоятеля двое клириков: иерей Михаил Ковач и иерей Евгений Николин) после Литургии проходит со Святыми Дарами по палатам и причащает тех, кто заранее изъявил желание.

Требуются сестры!

Первоначально в сестричество брали всех женщин и девушек, желавших помогать. Ольга сама пришла сюда, имея почти атеистические взгляды. В атмосфере прихода постепенно воцерковилась.

Сегодня костяк сестричества составляют три десятка человек, проживающих в разных концах Петербурга. По списку сестер милосердия намного больше, но люди, приходя сюда, путают понятия добровольной помощи и служения:

— Пришла, когда хочу, делаю, что хочу… нет, такого у нас нет, — объясняет Ольга Соколова. — Божие дело непростое, бывают разные проблемы, от жизненных обстоятельств до угасания духа. Очень нужно, чтобы ряды сестричества пополняли люди, ищущие именно христианского служения с больными детьми.

Для того чтобы стать сестрой милосердия, нужно пройти специальные полугодичные курсы при храме. На них врачи из медицинских вузов города преподают основы первой помощи (это на самый крайний случай: как правило, сестры милосердия не оказывают медицинский уход), а священники храма — основы катехизации. После окончания курсов сестре вручается сертификат, а приступить к служению она может только по благословению духовника сестричества священника Даниила Василевского.

Не только больница

Храм святой Марии Магдалины известен и в деле социального церковного служения Петербурга. Около 14 лет настоятель прихода иерей Даниил Василевский возглавляет благотворительный фонд святого Димитрия Солунского. Сегодня фонд существует не только за счет состоятельных благотворителей (среди них учредитель фонда Дмитрий Зайцев, внесший большую лепту и в открытие этого храма), но и на пожертвования горожан. Отец Даниил также руководит координационным центром помощи малоимущим при епархиальном «социальном» отделе. Именно поэтому приход храма святой Марии Магдалины стал опорным пунктом по сбору средств и вещей для нуждающихся людей.

Социальная помощь от лица Церкви оказывается практически всем категориям нуждающихся. Для бездомных в трех точках города раздаются еда и медикаменты, по определенному маршруту курсирует «Автобус милосердия», где можно спастись от холодов. Для мам с детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в съемной квартире организован женский приют. Еще одна комната снимается для мужчин, которым негде жить.В рамках церковной благотворительности учреждаются ежемесячные пособия для будущих мам, оставшихся в одиночестве, собираются средства для погорельцев, одиноких пенсионеров, беженцев, людей с тяжелыми заболеваниями, выпускников детских домов.

Вся помощь адресная, истории нуждающихся людей можно прочитать на сайте фонда. Там же размещены и списки того, чем можно помочь. Это не только деньги: случается, что и пачка стирального порошка или межкомнатные двери, о приобретении которых взывает семья с онкобольными, могут сделать чью-то жизнь немного легче. На особом попечении находятся многодетные семьи:

— Многодетные — герои нашего времени, им надо помогать, — говорит отец Даниил, сам отец шестерых детей. — В нашем списке 170 семей, каждая из которых получает ежемесячную материальную помощь в размере от 3 до 20 тысяч рублей, еду, одежду. Также мы стараемся их воцерковлять, детей причащать. Есть семьи, которые мы находим — и знаем, как они живут. Многие обращаются сами.

В атмосфере сострадания

Вещи, которые собираются для нуждающихся, люди приносят в часовню Марии Магдалины. Она находится в двух шагах от церкви, в павильоне при главном входе в больницу. Часовня была открыта в больнице раньше храма, сейчас в ней ежедневно служатся молебны о болящих.

Кроме часовни, других помещений у прихода нет. Конечно, в таких условиях тяжело организовать воскресную школу для детей или взрослых. Но ежедневное прикосновение к детскому страданию и желание помочь по-особенному сплачивают людей, делают их более чуткими к окружающим и друг к другу.

— Здесь особая атмосфера, — делится прихожанка храма Инесса Дранишникова. — Отец Даниил, прихожане настолько участливы, настолько неравнодушны к тому, что с тобой происходит, — придя сюда однажды, ты чувствуешь, будто попал в семью.

Фотограф: Станислав Марченко

gastroguru © 2017