Церковь троицы в никитниках. Храм троицы живоначальной в никитниках Троицкая церковь в никитниках

Ходила в воскресенье на экскурсию вместе с Архнадзором по Китай-городу, угодившему за забор. В сущности, это был небольшой кружок по городу, окончившийся у крыльца Троицы в Никитниках. Откуда наиболее упорные отправились еще на экскурсию в церковь.

Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках построена ярославскими мастерами в период с 1631 по 1634 на месте дереянной церкви Никиты Великомученника. Деревянная церковь появилась где-то в 70-х годах 16 века (в 1571 все более ранние постройки сгорели из-за визита хана Девлет-Гирея) и просуществовала до пожара 1626 года. От той первой церкви "Никиты-Мученника на Глинищах" уцелела только храмовая икона Никиты Великомученника (1579 г.). Нынешнее здание построено богатым московским купцом, выходцем из Ярославля, Григорием Леонтьевичем Никитниковым рядом с собственным домом. В церкви сразу были устроены приделы Никольский, Никиты-мученика и Иоанна Богослова (под колокольней). Позже появился придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете храма.

Архитектура церкви - это 17 век во всей красе:). Кажется, этот стиль называется узорочье. Я бы назвала - освобожденное узорочье, потому что главный признак, по которому опознаешь этот стиль и это время - это продуманно ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ симметричность. Порядок вроде как присутствует, но к четкому единообразию никто не стремится, и оного не желает. Такая вот истинно русская соборность через плюрализм... ;))
На экскурсии нам рассказали, что храм строился не по чертежу, а по рисунку иконописца (возможно, Симона Ушакова). Он произведение не архитектора, а художника. Здесь зрительные образы свободно прорастают один в другой, не нуждаясь в математической точности. Вот, например, нимбы стоящих плотной толпой святых в раю становятся закомарами или же собираются в группы и образуют соцветия оконных проемов... Но святые ведь люди и все разные по судьбе своей, значит и закомары должны немного отличаться, чтобы им соответствовать.

Вот одно окно справо, а другое слево. Всегда два окна, но - одно побольше, другое поменьше; одно потоньше другое потолще; одно разукрашено резьбой так, а другое - этак. А это удлиненное изогнутое окно в галерее над крыльцом - это вообще какой-то модерн. Больше всего напоминает Шехтеля по соседству. Меня просто сомнения мучают - это правда 17 век?

Вот резьба на окне. При первом взгляде кажется, что это симметричный орнамент. Ничего подобного - это свободно вихляющие завитушки, следующие приблизительно некоему паттерну.

Вот киноварный рисунок на стенах в храме. Вроде бы повторяется, но приблизительно повторяется.

Внутри все покрыто фресками 17 века. Надо как-нибудь придти с биноклем и рассмотреть побольше. Я поснимала чуть-чуть тайком.

В главной церкви стоит великолепный резной иконостас 17 века. В приделе Иоанны Богослова сохранился тябловый иконостас (более древний по конструкции).

Короче, пока президентский забор не достроили, наведайтесь к Живоначальной Троице в Никитниках. Изумительное место.

August 18th, 2012 , 01:23 pm

Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает. И вот совсем наш выбор пал на (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку. Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной...



Иногда, очень редко, нам с мужем удается прогуляться вдвоем (т.е. без наших милых детушек). И в такие прогулки моя наблюдательность за окружающим миров, ясное дело, возрастает. И вот совсем наш выбор пал на Церковь Святой Троицы в Никитниках (Никитников пер., д. 3). Ну и пока мы туда шли, каким то чудом, нас занесло на ул. Варварку. Жаль что время было позднее и внутрь всех церквей попасть не удалось. Кроме, одной...

Как только мы вышли из метро Китай- Город начался сильный ливень и мы поспешили укрыться в Церкови Всех Святых на Кулишках. Какое же это чудо: на улице дождь стеной, а ты на крыльце церкви (это само по себе символично). И ты смотришь и понимаешь, что на распутье: направо теплый свет от свечей, мерцающий, дрожащий полумрак и с иконостаса на тебя выступают милостивые лики, запах воска и ладана и как контраст, ты смотришь налево: стена холодного, свежего дождя, барабанная его дробь по металлической крыше (как будто специально, для усиления ощущений).

Мы вошли в глубину церкви. Там шло таинство исповеди и напоказ были выставлены мощи Николая Чудотворца. Помню свое сильное смущение и робость.. ведь шла я не молиться сюда, а смотреть и воспринимать. И так мне стало неловко... Я купила свечи и зажгла их, прочитала молитву. Стало легче... Потом я села на скамейку, напротив иконостаса и стала смотреть... Муж сказал: "Пока не воспримешь дождь не кончиться..." , а я подумала: "Это небо плачет..." (не знаю почему...). О Церкови Всех Святых на Кулишках напишу в следующем посте

Церковь Святой Троицы в Никитниках
(Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке). (Никитников пер., д. 3).

Главной святыней храма с 1654 года служит список (копия) Грузинской иконы Богоматери, выполненный в честь избавления столицы от морового поветрия (эпидемии чумы). По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери. К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел. Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка - "Грузинский", которое было изменено на текущее в 1926 году

О иконе

Согласно преданию икона имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году была вывезена в Персию. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование "Красногорский монастырь" обитель эта получила только впоследствии.

После появления иконы в Красногорском монастыре ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В этот год в городе была эпидемиячумы и с привезённым образом связывают ряд исцелений. Так в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.

Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.

В 1707 году изографом Оружейной палаты Кириллом Улановым был сделан точный мерный список Грузинской иконы (цветное фото). На его нижнем поле помещена надпись: « написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся 4 мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.

В 1920—1922 годы после закрытия Красногорского монастыря икона исчезает, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появляется в нём. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. После этого судьба иконы остается неизвестной.

Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Дева Мария изображена со слегка повёрнутой и наклонённой к сидящему на её левой руке Богомладенцу Христу. Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу.

Грузинская икона Богоматери

История церкви

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках - нарядный образец московского узорочья (архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта) середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Архитектура храма является значимой вехой в истории русского зодчества, храм послужил эталоном для множества московских церквей второй половины XVII века

Ещё в XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь во имя святого мученика Никиты. В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1631 -1653 годы был сооружён новый каменный храм во имя Святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение церкви у историков нет общего мнения

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников.

С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой.

В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной - вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.


Крыльцо, 20011 г. фото Чеботарь А. М.


Свод крыльца, фото 2011 г., Чеботарь А. М.


Восточная гирька крыльца, 2011г, фото Чеботарь А. М.


Западна галлерея,2011г, фото Чеботарь А. М.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей инициатора строительства и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.


Южный придел Никиты Мученика 2008 г фото Чеботарь А. М.

Каждый из фасадов этого нарядного московского храма отличается от другого обликом и деталями убранства, что придает ему гармоническое разнообразие, столь ценимое в искусстве русского зодчества XVII в. На красном фоне стен яркой белизной выделяются резные наличники асимметричных окон, многочисленные пилястры, колонки, резные пояски и медальоны, полотенца, киотцы, вкрапления из зеленых изразцов. А первоначально резьба храма (в частности, наличники) была сплошь покрыта росписью красной краской и золотом по голубому фону.


Разные наличники

Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели

По заключению П. А. Раппопорта, "живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода". Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов.


1971 год


1982 г


1982-1986


1984 год


Вид с юго- запада и южная часть церкви, 1955 год


Вид с востока, 1995 год

Храм почти полностью сохранил первоначальный интерьер с росписями, воспроизводящими голландские гравюры Библии П. Борхта 1643 г

Многофигурная, динамичная роспись выполнена в 1652-53 годах лучшими мастерами Оружейной палаты - Иосифом Владимировым (икона "Сошествие Святого Духа на Апостолов" является одной из немногих точно связанных с его именем икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1923-41 гг. здесь действовал Музей Симона Ушакова, с 1963 года - Музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма.

Мои ошущения.

Внутрь попасть не удалось, но обойти вокруг получилось. И первое, что бросаетья в глаза - это то, что "бедняга зажата" со всех сторон и "взята в плен советскими монстрами".


Если же абстрагироваться от окружения, то возникает чувство радостного, веселого, хаотичного (не упорядоченного) взлета вверх к небу. Это как полет стрижа или ластоочки перед дождем (птица летит "рвано", догоняя насекомых). Взгляд от максимально устойчивого нижнего яруса, с его ритмом прямоугольников и квадратов (хотя есть и ритм треугольков над окнами, намекающих нам на подъем вверх), скользит выше, а далее все легче и легче, игривей и затейливей. Тебя заманивают разные узоры, говоря: "Загляни сюда и сюда... ".

Православный храм
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская городская епархия
Благочиние Покровское
Строитель Григорий Никитников (заказчик)
Первое упоминание 1626 год
Дата упразднения 1920-1991
Статус Действует
Сайт Официальный сайт

Координаты : 55°45′14″ с. ш. 37°37′53″ в. д.  /  55.753889° с. ш. 37.631389° в. д. (G) (O) (Я) 55.753889 , 37.631389

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке ) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями и которую предполагается огородить забором ). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

История

Ещё в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты . В 1620-е годы она сгорела и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628-1651 годы был сооружён новый каменный храм во имя святой Троицы . Источники упоминают о строительных работах в 1631-34 и 1653 годах. По поводу того, к какой из этих дат следует приурочить возведение сохранившейся церкви, среди учёных идёт жаркая дискуссия.

Южный придел храма был посвящён Никите Мученику , в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В начале XX века северный фасад, где имелось симметричное южному крыльцо, был искажён пристройками.

Главной святыней храма с 1654 года служит список Грузинской иконы Богоматери , выполненный в связи с избавлением столицы от морового поветрия. По этой причине храм в обиходе именовался церковью Грузинской Богоматери . К 250-летию этого события в подклете Грузинской Богоматери был посвящён особый придел (1903, архитектор В. И. Веригин ). Отсюда пошло старое наименование Никитникова переулка - «Грузинский», которое было изменено на текущее в 1926 году.

В 1920 храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея . В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова , с 1963 года - музей древнерусской живописи. В послевоенное время тесно обстроен современными офисными зданиями, не имеющими ничего общего с историческим контекстом. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.

Архитектура и убранство

Церковь в Грузинском переулке. Вид с юго-востока.

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете , где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников . С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной - демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром.

Стены храмы богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце ; не исключено, что это работа одной артели .

Интерьер

Неподалеку от улицы Варварка расположен короткий Никитниковский переулок, где сохранился один из превосходных памятников первой половины XVII века - церковь Троицы «в Никитниках», иногда именуемая церковью Грузинской Богоматери (по хранившейся здесь иконе). Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г. Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.
Долгий срок строительства храма объясняется тем, что к нему постепенно добавляли отдельные пристройки - то в виде двух приделов, то в виде колокольни, трапезной-притвора, крыльца. Вся эта группа разнохарактерных объемов, поражающая живописностью декоративных приемов их обработки, была в связи с расположением храма на косогоре поставлена на высокий подклет, что обострило сказочный характер архитектуры с ее «узорочьем», столь ценимым в XVII веке на Руси. Несмотря на все особенности церкви Троицы «в Никитниках», в ней находят себе место и развиваются те же архитектурные принципы, что и в соборе Василия Блаженного. Композиция храма невольно заставляет вспомнить жилые деревянные хоромы того времени, отличавшиеся сложным построением. Именно в светском зодчестве каменных дел мастера находили примеры при возведении каменных храмов. Поэтому-то в архитектуре церквей XVII века не только появляются детали, которые представляют собой не что иное, как переложение в камне и кирпиче деревянных форм, но и возрастает светское начало.
Мастера наделили завершающие части Троицкой церкви особой декоративностью, чтобы выделить ее среди окружающих деревянных строений города. Особенно живописен верх основного храма с его сложно скомпонованным антаблементом и ярусами кокошников, украшенных в тимпанах муравлеными - зелеными изразцами.
Заказчика, видимо, привлекали все те новшества, которые он видел в только что отстроенном кремлевском Теремном дворце. Именно этим можно объяснить наличие изящной белокаменной резьбы, покрывающей наличники окон главного южного фасада здания и его внутренние порталы. Некогда эта резьба была раскрашена, отвечая красочной гамме фресок, украшающих внутренние стены храма. Фрески полосами обходят основное помещение. Их относительно небольшой масштаб (по сравнению с фресками XV-XVI вв.) и пестрота красок соответствуют узорчатости наружных декоративных форм.
Иконы сохранившегося иконостаса были выполнены Симоном Ушаковым - основоположником светотеневой живописи в русском искусстве. Особенно хороша икона «Благовещение», выполненная Я. Казанцевым и Г. Кондратьевым при участии С. Ушакова. Она обращает на себя внимание детально выписанным архитектурным пейзажем. По колориту, насыщенному золотом, икона несколько напоминает живопись по финифти (эмали).
Церковь Троицы «в Никитниках» так богата архитектурными деталями, что может считаться как бы энциклопедией - собранием архитектурных приемов и деталей, которые не раз применялись в позднейших памятниках Москвы XVII века.

© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.

В 30-е годы XVII века началось строительство каменного храма Живоначальной Троицы с Никитским приделом на месте сгоревшего деревянного Никитского храма. Ее возвел на свои средства живший по соседству богатый ярославский купец Григорий Никитников. Это сказочный .

Построена церковь Живоначальной Троицы в Никитниках так, что при взгляде на нее с разных сторон она воспринимается по-разному. Если смотреть с востока, храм кажется устремленным ввысь, но если зайти с запада, то он словно расплывается и распадается на составные части — четверик, вытянутая вдоль галерея и в высоту— колокольня, шатровое крыльцо... Сознательное нарушение симметрии к концу XVI века стало очень популярным архитектурным приемом.

В середине XVII века иконы для Троицкого храма в Никитниках пишут известные и . А сама церковь обретает одну из своих главных святынь — чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Храм пользовался особым почитанием москвичей, даже сам царь делал вклады в его обустройство.

В XIX веке началась первая реставрация церкви Троицы в Никитниках. К работам привлекли известного . Он сделал весьма образное описание церкви. Вот лишь один из примеров:

«Верхний плоский и широкий карниз также кажется взятым с дерева, хотя отдельные его обломы кирпичной архитектуры, а вставленные на угол изразцы составляют как бы отголосок тогдашнего способа украшения кожи и материй металлическими бляхами и пуговицами, а металлов — дорогими камнями».

А еще Даль предположил, что шатровая колокольня, построенная в 1653 году, появилась на месте более древней деревянной звонницы...

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках в XX веке

Церковь Троицы в Никитниках, хоть и подверглась за свою историю некоторым переделкам, все же избежала участи многих древних храмов, изменявших свой облик до неузнаваемости — в соответствии с новыми вкусами. Музеефикация в XX веке помогла сохранить в храме уникальные интерьерные росписи.

XX век стал для храма Троицы в Никитниках невероятно насыщенным. Он начался с посещения церкви Николаем II. Царь лично распорядился, какие именно обновления в ней надо произвести.

Но потом настал 1917 год. Храм пострадал в ходе революционных боев в Москве, а через три года вообще был закрыт, богослужения в нем прекратились. Впрочем, по сравнению с другими закрытыми церквями Москвы Троице в Никитниках в каком-то смысле повезло — до начала Великой Отечественной войны в нем действовал музей Симона Ушакова, плюс к этому, в 1934 году, здание церкви передали в ведение Государственного Исторического музея. Усилиями специалистов началась новая научная реставрация храма. Она заняла почти 30 лет, и за это время удалось обнаружить уникальную настенную роспись, датируемую 1652 годом. Подлинные фрески были покрыты несколькими слоями более поздней живописи.

С начала шестидесятых годов прошлого века в Храме Живоначальной Троицы в Никитниках действовал музей древнерусской живописи. Со всех сторон церковное здание «облеплено» безликими и давящими коробками зданий ЦК КПСС, ныне Администрации Президента РФ — сомнительное стеклобетонное «художество» архитектора Скокана образца 1960-х. Новые здания полностью закрывают церковь отовсюду, увидеть ее целиком можно только, находясь совсем рядом. О былом господстве красного храма с зелеными куполами над Китай-городом больше нет и речи, архитектурная среда полностью уничтожена.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:39


Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:53


Помимо главного храма, освященного во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь в Никитниках имеет три придела: во имя великомученика Никиты, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Богослова. В подклете располагается теплая церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, обустроенная уже в наше время.

Исторические интерьеры Троицкой церкви уникальны. Двухсветовой объем основного храма во всю высоту, включая свод центрального купола, покрыт очень хорошо сохранившимися росписями. Их яркий колорит и выраженная сюжетность —зримое воплощение начала новой эпохи в русском изобразительном искусстве. Красоту стенописи подчеркивает резной шестиярусный иконостас, сохранившийся от XVII века. На стенах алтаря — изображения апостолов, пророков, праотцев, а также Таинств Церкви.

Стены и своды Никитского придела также сплошь покрыты росписью. Одна из фресок изображает семью Никитниковых — весьма смело, надо сказать, со стороны изографа было включить в церковную роспись мирян, пусть даже и храмоздателей. Впрочем, именно в Никитском приделе такое изображение более чем уместно — под его полом, в родовой усыпальнице, погребены двое рано умерших внуков ярославского купца — Борис и Григорий.

Убранству Никольского и Иоанно-Богословского (в первом ярусе колокольни) приделов повезло значительно меньше. Оно сохранилось только фрагментарно, к его полноценной реставрации еще не приступали. Интересно изображение Христа с двумя серпами —символом Страшного Суда — на алтарной стене Богословского придела; здешняя стенопись посвящена апокалиптическим сюжетам. Никольский придел, «возобновленный» в начале XIX века, расписан, в соответствии с тогдашней «генеральной линией», в живописноакадемическом стиле. Но, возможно, под позднейшими записями реставраторов ждут дивные находки.

В главном храме и Никитском приделе обращают на себя внимание старинные медные паникадила. На них — двуглавые орлы; подобные символы не могли появиться просто так; весьма вероятно, что паникадила — царский дар церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:59


Волна 1990-х годов, когда старые храмы сотнями возвращались Русской Православной Церкви, каким-то образом обошла стороной церковь Троицы в Никитниках. Надо сказать, что еще в 1991 году власти Москвы приняли решение о передаче Троицкого храма верующим для совершения богослужений, — однако де-факто этого не произошло. До начала XXI века церковное здание по-прежнему оставалось в ведении Государственного Исторического музея.

В конце 1990-х годов были возобновлены богослужения в подклете Троицкой церкви — в отапливаемом «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери. Дореволюционный Грузинский придел, устроенный в 1904 году, не сохранился: после закрытия храма в 1929 году и передачи его музею придел разобрали как «новодел», согласно традициям советской реставрационной школы. Спустя семьдесят лет обустраивать храм пришлось заново. В подклете Никитниковской церкви зазвучали молитвы, у икон затеплились свечи. На колокольню подняли большой колокол. Верхнюю церковь передали приходу на несколько лет позже — распоряжение о выселении музея было подписано только в декабре 2006 года.

Сразу же встал вопрос о ремонте и благоустройстве верхнего храма. Возобновить богослужения в нем удалось к 2009 году; правда, до сих пор они проводятся только в дни больших церковных праздников — будничная жизнь прихода по-прежнему сосредоточивается в небольшом нижнем Грузинском приделе.

В начале 2010 года, в процессе очередных ремонтных работ, реставраторы открыли настенные росписи, датируемые ориентировочно 50-ми годами XVII века. Возможно, их автором был

gastroguru © 2017