Церковь троицы живоначальной в никитниках. Храм живоначальной троицы в никитниках Церковь троицы

Ходила в воскресенье на экскурсию вместе с Архнадзором по Китай-городу, угодившему за забор. В сущности, это был небольшой кружок по городу, окончившийся у крыльца Троицы в Никитниках. Откуда наиболее упорные отправились еще на экскурсию в церковь.

Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках построена ярославскими мастерами в период с 1631 по 1634 на месте дереянной церкви Никиты Великомученника. Деревянная церковь появилась где-то в 70-х годах 16 века (в 1571 все более ранние постройки сгорели из-за визита хана Девлет-Гирея) и просуществовала до пожара 1626 года. От той первой церкви "Никиты-Мученника на Глинищах" уцелела только храмовая икона Никиты Великомученника (1579 г.). Нынешнее здание построено богатым московским купцом, выходцем из Ярославля, Григорием Леонтьевичем Никитниковым рядом с собственным домом. В церкви сразу были устроены приделы Никольский, Никиты-мученика и Иоанна Богослова (под колокольней). Позже появился придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете храма.

Архитектура церкви - это 17 век во всей красе:). Кажется, этот стиль называется узорочье. Я бы назвала - освобожденное узорочье, потому что главный признак, по которому опознаешь этот стиль и это время - это продуманно ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ симметричность. Порядок вроде как присутствует, но к четкому единообразию никто не стремится, и оного не желает. Такая вот истинно русская соборность через плюрализм... ;))
На экскурсии нам рассказали, что храм строился не по чертежу, а по рисунку иконописца (возможно, Симона Ушакова). Он произведение не архитектора, а художника. Здесь зрительные образы свободно прорастают один в другой, не нуждаясь в математической точности. Вот, например, нимбы стоящих плотной толпой святых в раю становятся закомарами или же собираются в группы и образуют соцветия оконных проемов... Но святые ведь люди и все разные по судьбе своей, значит и закомары должны немного отличаться, чтобы им соответствовать.

Вот одно окно справо, а другое слево. Всегда два окна, но - одно побольше, другое поменьше; одно потоньше другое потолще; одно разукрашено резьбой так, а другое - этак. А это удлиненное изогнутое окно в галерее над крыльцом - это вообще какой-то модерн. Больше всего напоминает Шехтеля по соседству. Меня просто сомнения мучают - это правда 17 век?

Вот резьба на окне. При первом взгляде кажется, что это симметричный орнамент. Ничего подобного - это свободно вихляющие завитушки, следующие приблизительно некоему паттерну.

Вот киноварный рисунок на стенах в храме. Вроде бы повторяется, но приблизительно повторяется.

Внутри все покрыто фресками 17 века. Надо как-нибудь придти с биноклем и рассмотреть побольше. Я поснимала чуть-чуть тайком.

В главной церкви стоит великолепный резной иконостас 17 века. В приделе Иоанны Богослова сохранился тябловый иконостас (более древний по конструкции).

Короче, пока президентский забор не достроили, наведайтесь к Живоначальной Троице в Никитниках. Изумительное место.

Немного осталось в столице настоящих шедевров дивного русского узорочья. Не случайно при строительстве новых храмов московские зодчие брали за образец именно эту церковь.

Иждивением ярославского купца

До недавнего времени пройти к Троицкой церкви было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварке и, не доходя до площади Варварские ворота (бывшая площадь Ногина), свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно было и от метро «Китай-город» добраться. Ныне, увы, ситуация осложнилась – храм словно «зажат» между огромными чужеродными строениями, да еще попал в режимную зону. Ипатьевский переулок перегородили воротами и шлагбаумами, которые открыты лишь по будням. Со стороны Старой площади возникла ограда. Впрочем, препятствия эти достаточно легко преодолеваются, и усердный паломник будет сторицей вознагражден: храм явит ему свою неповторимую красоту и все свои святыни.

В конце XVI века здесь стояла небольшая деревянная церквушка во имя Никиты Мученика «на Глинищах». Она сгорела во время опустошительного пожара 1626 года, но чтимая икона «Святой Никита с житием» уцелела и попала в руки богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова, владевшего несколькими лавками в торговых рядах на Красной площади. Он и проживал недалеко, хоромы его, говорят, могли посоперничать роскошью с жилищем любого из царских приближенных. В 1631 году Никитников выделил крупную сумму на возведение новой церкви, а так как находилась она фактически на его дворе, вся местность получила название Никитники.

«Государев жалованный изограф руку приложил»

Судя по документам, строила церковь лучшая московская артель, та, что ставила Теремной дворец в Кремле. Если и сейчас храмовое здание производит незабываемое впечатление, то можно представить, насколько необычно выглядело оно для своего времени. Ярко-красные стены с белокаменными наличниками, пирамида кокошников («огненных языков»), зеленые главы…

В XIX веке возникала даже мысль, что проектировал храм отнюдь не архитектор, а иконописец. Возможно, знаменитый изограф Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков – любимый мастер царя Алексея Михайловича. Правда, это лишь предположение. Но вот что известно совершенно точно – Ушакову поручили выполнить внутренние росписи. И он со своими помощниками Иосифом Владимировым, Яковом Казанцем да Гаврилой Кондратьевым справился с задачей блестяще.

Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Кстати, каменные палаты художника с мастерской стояли по соседству – в Ипатьевском переулке, они тоже уцелели.

Царь Небесный венчает царя земного

Ушаковские фрески покрывают храмовый интерьер сплошным ковром и создают неповторимый колорит. В нижнем ряду главного пятиярусного иконостаса находится сразу несколько святынь. Это большие иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» И. Владимирова, «Благовещение с акафистом» (совместная работа Я. Казанца, Г. Кондратьева и С. Ушакова) и «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского» С. Ушакова. О последней следует рассказать особо.

В средней части помещено в овале изображение Божией Матери, а вокруг, на ветвях древа, символизирующего Российское государство, расположены образы русских святых и портреты князей и царей. Внизу видна Кремлевская стена, а за ней Успенский собор, подле которого великий князь Иван Калита и митрополит Петр поливают растущее древо. На Кремлевской стене возвышаются фигуры государя Алексея Михайловича, государыни Марии Ильиничны и их сыновей, Алексея и Федора. Вверху иконы – Иисус Христос, вручающий Ангелам ризу и венец для Алексея Михайловича. Царь Небесный венчает царя земного.

Глубокий замысел художника очевиден: это и похвала Божией Матери – великой Заступнице и Покровительнице Земли Русской, и прославление истории Москвы, и апофеоз правящей династии, и утверждение единства государства и Церкви. Опираясь на иконографию родословной Иисуса, называемую «Древо Иессеево», Симон Ушаков создал произведение оригинальное и исключительно духовное, перед которым можно стоять часами.

Избавительница от чумы

Еще одной здешней святыней является список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери.

В 1622 году, при завоевании Грузии шахом Аббасом I, икону вывезли в Персию, где ее случайно заметил некто Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Егора Лыткина. Приказчику удалось выкупить образ у персов. В тот же самый день сам Лыткин, находившийся за тысячи верст, увидел чудесную икону во сне и получил повеление отправить ее в Черногорский Богородицкий монастырь под Архангельском. Это и было сделано, как только Лазарев вернулся с иконой из дальнего странствия.

В обители Грузинская икона Божией Матери прославилась многими исцелениями. В 1654 году ее привезли в Москву, чтобы поновить и сделать новый оклад. В городе в это время вспыхнула эпидемия чумы, к иконе потянулись вереницы верующих, и произошло чудо: болезнь отступила.

В благодарность за исцеление своего сына Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, заказал Симону Ушакову список с Грузинской иконы, а через некоторое время подарил его Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие эту икону, нередко в обиходе называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Богоматери «что на Варварке». Когда же отмечалось 250-летие избавления Москвы от чумы (1904), образу посвятили отдельный придел храма.

Под неусыпным попечением

Все работы по благоукрашению Троицкой церкви были завершены к 1653 году. Семейство Никитниковых поколение за поколением тщательно следило за своим родовым храмом, исполняя духовное завещание его строителя: «… и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свече, и вино церковное и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтобы церковь Божия без пения не была и ни зачем не стала, как было при мне, Григорие». Любопытно, что правнук Г.Л. Никитникова Иван Григорьевич Булгаков более интересовался искусством и церковью, чем торговыми делами, именно при нем поставлена была финальная точка в пышном храмовом убранстве – денег на это он не жалел.

Южный придел, небольшой, очень уютный, посвященный Никите Мученику, Никитниковым был особенно близок. Прежде всего по созвучию своей фамилии с именем святого. Именно сюда Григорий Никитников перенес ту самую житийную икону Никиты Воина из сгоревшего храма. Среди росписей алтаря можно увидеть портрет семьи Никитниковых (пример исключительный, ибо никогда прежде мирян, пусть даже храмоздателей, среди святых не помещали). Под этим приделом были захоронены рано скончавшиеся внуки основателя храма – Борис и Григорий.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнес в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. А в апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нем надо произвести.

Сталин похвалил

Богослужения в церкви Троицы в Никитниках прекратились в 1920 году (в нижнем приделе – в 1929-м), но здание, по счастью, не разрушили, а сразу же обратили в Музей Симона Ушакова. Так выдающийся художник, можно сказать, уже посмертно внес вклад в сохранение этого островка духовности.

Правда, однажды реальная угроза сноса над церковью все же нависла. Но тут явлена была безусловная милость Пресвятой Богородицы. Иосиф Сталин, говорят, узнав о том, что второе название Троицкого храма – церковь Грузинской Божией Матери, произнес: «Очень правильное название!» И здание оставили в покое.

Позднее тут развернулся Музей древнерусской живописи, филиал ГИМа, причем тогда была проведена капитальная научная реставрация фасадов, расчищены от позднейших наслоений фрески XVII века.

В нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша – 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в палестинских каменоломнях на Святой Земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесенной в дар приходу.

А в 1990-х годах началось постепенное возвращение молитвенной жизни в эти стены. И шел этот процесс почти два десятка лет, пока окончательно не был отселен музей. Но и после этого службы в главном храме Святой Троицы проходят довольно редко, по большим праздникам. Что касается остальных верхних приделов, то полностью действует только Никольский. В Никитском нужно оборудовать новый иконостас, ибо прежний забрали как художественную ценность выезжавшие музейные работники. Придел же апостола Иоанна Богослова (под колокольней) требует полной реставрации, сейчас там проходят занятия воскресной школы.

Так что пока будничная деятельность прихода сосредотачивается в подклете – в заново обустроенном «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери, где и пребывает отныне резной киот с копи ей чудотворного образа.

Обязательно обратим внимание и на список с чудотворной Казанской-Тобольской иконы Богородицы, перед которой последний российский император молился во время ссылки в Тобольске.

Приход

В центре столицы, где стоит храм, жилых домов немного, а значит, мало и прихожан. Однако вместе с настоятелем протоиереем Арсением Тотевым из церкви Иоанна Воина на Якиманке, где он прежде служил, перешли сюда и его духовные дети. Они и составили костяк прихода. Многие приглашали своих близких. В основном приезжают из отдаленных айонов города. Так или иначе, приход сложился, и батюшка этому очень рад. «Пока не был передан нам весь храм, нижний придел зачастую не вмещал всех желающих, – рассказывает отец Арсений, – люди стояли на улице и слушали службу через динамики.

Теперь, конечно, стало легче, и, например, на Пасху к нам собирается больше сотни человек. И дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше!»

В блокнгот паломнику:

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро “Китай-город” дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya. Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле. В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину. Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году. Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным. И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы. Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Святыни храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались. В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору. Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области. В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери – Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились. Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери. А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом. Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма. В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. “Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их”, – пишет Романюк в книге “Китай-город”.

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви. Есть сведения, что Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает: «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде». Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

“Московско-русский» стиль”- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей. Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика. Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи. А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера. Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.
Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.
Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Крыльцо выдвинуто в сторону улицы и как бы приглашает посетителя зайти внутрь и полюбоваться храмом.


Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Поднимаемся вверх на высокое крыльцо и попадаем внутрь трапезной. Широкая арка справа зовёт в главный храм. Небольшая дверь слева ведёт в Никольский придел.
В главном храме Живоначальной Троицы роспись выполнена масляной краской поверх фресок. Темы росписей – Евангельские события и притчи Христа.

Голосники

Под сводами храма расположены голосники. Голосники – горшки из обожжёной глины. При строительстве церкви их специально заделывают в кирпичную толщу стены отверстиями внутрь церкви. Считается, что голосники необходимы для усиления звука внутри храма. Но русский архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878) утверждал, что прежде всего, голосники нужны для уничтожения отголоска. Когда звуковая волна поднимается вверх, то голосники задерживают её, дробят своими отверстиями.

Великолепен иконостас храма. Он не совсем обычный, не 5-ти, а 6-ти ярусный, середины XVII века. Полуколонки изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Иконостас покрыт такой прочной позолотой, что её состав удивляет даже специалистов. Резьба нижней части иконостаса отличается от верхней. Скорее всего, она была выполнена несколько позже.

В местном ряду иконостаса есть иконы строгановского письма, выполняли их мастера Оружейной палаты. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону “Благовещение с акафистом”. Тот же знаменитый Симон Ушаков создал образы Владимирской Богоматери “Насаждение древа Государства Российского” и “Великий Архиерей”. Во имя святого Иоанна Богослова

Богослужения в храме возобновились в 2004 году, а в 2007 году церковь официально вернули московской патриархии.

Церковь Троицы в Никитниках производит такое же впечатление, как если вы раскрыли раковину и нашли редкой красоты жемчужину. Ведь она окружена современными “никакими” зданиями и от этого её удивительной красоты убранство завораживает и восхищает. Белокаменная резьба настолько изящна, что кажется, будто она сделана из легчайшего кружева и выткана из шёлка. Храм очень радостный, он как будто весь движется вверх, увлекает за собой и ты вместе с кокошниками движешься ввысь! А потом, подойдя к широкой галерее немного успокаиваешься, рассматривая арочные окна разного ритма и узора. Церковь будто сама подводит зрителя к колокольне, основательной, словно укорененной в землю и опять – тот же порыв вверх.

По долгу службы часто подхожу к храму, показываю его туристам. Люблю наблюдать, как меняется настроение людей при виде этого архитектурного чуда древне-русских зодчих. Как бы не равнодушен был человек, как бы спокойно не относился он к архитектуре, подойдя к церкви Живоначальной Троицы в Никитниках еще никто не обходился без восторженного возгласа: “Ах!”и не уходил без яркого впечатления, которое производит этот храм.

В 30-е годы XVII века началось строительство каменного храма Живоначальной Троицы с Никитским приделом на месте сгоревшего деревянного Никитского храма. Ее возвел на свои средства живший по соседству богатый ярославский купец Григорий Никитников. Это сказочный .

Построена церковь Живоначальной Троицы в Никитниках так, что при взгляде на нее с разных сторон она воспринимается по-разному. Если смотреть с востока, храм кажется устремленным ввысь, но если зайти с запада, то он словно расплывается и распадается на составные части — четверик, вытянутая вдоль галерея и в высоту— колокольня, шатровое крыльцо... Сознательное нарушение симметрии к концу XVI века стало очень популярным архитектурным приемом.

В середине XVII века иконы для Троицкого храма в Никитниках пишут известные и . А сама церковь обретает одну из своих главных святынь — чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Храм пользовался особым почитанием москвичей, даже сам царь делал вклады в его обустройство.

В XIX веке началась первая реставрация церкви Троицы в Никитниках. К работам привлекли известного . Он сделал весьма образное описание церкви. Вот лишь один из примеров:

«Верхний плоский и широкий карниз также кажется взятым с дерева, хотя отдельные его обломы кирпичной архитектуры, а вставленные на угол изразцы составляют как бы отголосок тогдашнего способа украшения кожи и материй металлическими бляхами и пуговицами, а металлов — дорогими камнями».

А еще Даль предположил, что шатровая колокольня, построенная в 1653 году, появилась на месте более древней деревянной звонницы...

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках в XX веке

Церковь Троицы в Никитниках, хоть и подверглась за свою историю некоторым переделкам, все же избежала участи многих древних храмов, изменявших свой облик до неузнаваемости — в соответствии с новыми вкусами. Музеефикация в XX веке помогла сохранить в храме уникальные интерьерные росписи.

XX век стал для храма Троицы в Никитниках невероятно насыщенным. Он начался с посещения церкви Николаем II. Царь лично распорядился, какие именно обновления в ней надо произвести.

Но потом настал 1917 год. Храм пострадал в ходе революционных боев в Москве, а через три года вообще был закрыт, богослужения в нем прекратились. Впрочем, по сравнению с другими закрытыми церквями Москвы Троице в Никитниках в каком-то смысле повезло — до начала Великой Отечественной войны в нем действовал музей Симона Ушакова, плюс к этому, в 1934 году, здание церкви передали в ведение Государственного Исторического музея. Усилиями специалистов началась новая научная реставрация храма. Она заняла почти 30 лет, и за это время удалось обнаружить уникальную настенную роспись, датируемую 1652 годом. Подлинные фрески были покрыты несколькими слоями более поздней живописи.

С начала шестидесятых годов прошлого века в Храме Живоначальной Троицы в Никитниках действовал музей древнерусской живописи. Со всех сторон церковное здание «облеплено» безликими и давящими коробками зданий ЦК КПСС, ныне Администрации Президента РФ — сомнительное стеклобетонное «художество» архитектора Скокана образца 1960-х. Новые здания полностью закрывают церковь отовсюду, увидеть ее целиком можно только, находясь совсем рядом. О былом господстве красного храма с зелеными куполами над Китай-городом больше нет и речи, архитектурная среда полностью уничтожена.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:39


Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:53


Помимо главного храма, освященного во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь в Никитниках имеет три придела: во имя великомученика Никиты, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Богослова. В подклете располагается теплая церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, обустроенная уже в наше время.

Исторические интерьеры Троицкой церкви уникальны. Двухсветовой объем основного храма во всю высоту, включая свод центрального купола, покрыт очень хорошо сохранившимися росписями. Их яркий колорит и выраженная сюжетность —зримое воплощение начала новой эпохи в русском изобразительном искусстве. Красоту стенописи подчеркивает резной шестиярусный иконостас, сохранившийся от XVII века. На стенах алтаря — изображения апостолов, пророков, праотцев, а также Таинств Церкви.

Стены и своды Никитского придела также сплошь покрыты росписью. Одна из фресок изображает семью Никитниковых — весьма смело, надо сказать, со стороны изографа было включить в церковную роспись мирян, пусть даже и храмоздателей. Впрочем, именно в Никитском приделе такое изображение более чем уместно — под его полом, в родовой усыпальнице, погребены двое рано умерших внуков ярославского купца — Борис и Григорий.

Убранству Никольского и Иоанно-Богословского (в первом ярусе колокольни) приделов повезло значительно меньше. Оно сохранилось только фрагментарно, к его полноценной реставрации еще не приступали. Интересно изображение Христа с двумя серпами —символом Страшного Суда — на алтарной стене Богословского придела; здешняя стенопись посвящена апокалиптическим сюжетам. Никольский придел, «возобновленный» в начале XIX века, расписан, в соответствии с тогдашней «генеральной линией», в живописноакадемическом стиле. Но, возможно, под позднейшими записями реставраторов ждут дивные находки.

В главном храме и Никитском приделе обращают на себя внимание старинные медные паникадила. На них — двуглавые орлы; подобные символы не могли появиться просто так; весьма вероятно, что паникадила — царский дар церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:59


Волна 1990-х годов, когда старые храмы сотнями возвращались Русской Православной Церкви, каким-то образом обошла стороной церковь Троицы в Никитниках. Надо сказать, что еще в 1991 году власти Москвы приняли решение о передаче Троицкого храма верующим для совершения богослужений, — однако де-факто этого не произошло. До начала XXI века церковное здание по-прежнему оставалось в ведении Государственного Исторического музея.

В конце 1990-х годов были возобновлены богослужения в подклете Троицкой церкви — в отапливаемом «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери. Дореволюционный Грузинский придел, устроенный в 1904 году, не сохранился: после закрытия храма в 1929 году и передачи его музею придел разобрали как «новодел», согласно традициям советской реставрационной школы. Спустя семьдесят лет обустраивать храм пришлось заново. В подклете Никитниковской церкви зазвучали молитвы, у икон затеплились свечи. На колокольню подняли большой колокол. Верхнюю церковь передали приходу на несколько лет позже — распоряжение о выселении музея было подписано только в декабре 2006 года.

Сразу же встал вопрос о ремонте и благоустройстве верхнего храма. Возобновить богослужения в нем удалось к 2009 году; правда, до сих пор они проводятся только в дни больших церковных праздников — будничная жизнь прихода по-прежнему сосредоточивается в небольшом нижнем Грузинском приделе.

В начале 2010 года, в процессе очередных ремонтных работ, реставраторы открыли настенные росписи, датируемые ориентировочно 50-ми годами XVII века. Возможно, их автором был

До XV в. место не застраивалось и носило название "Глинищи" из-за глинистой почвы. Освоено в XVI в., когда интенсивно застраивался Китай-город. XVI в. - деревянная церковь вмч. Никиты на Глинищах. XVII в. - в приходе церкви поселяется богатый купец из Ярославля Григорий Никитников. В 1614 г. он пожалован в московские купцы. Так, можно указать две причины, по которым местность в это время называлась "Никитники". В 1628-1634 гг. на средства купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной построена каменная церковь. Поставленная на высокий подклет (нижний этаж), церковь была видна издалека. Основной четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, украшенных колонками и арочным пояском.

Два придела - северный св. Николая и южный вмч. Никиты также украшены горками кокошников. Церковь имеет нарядную шатровую колокольню и шатер над крыльцом. В 1653 г. церковь расширяется. В 1641 г. по документам значится как церковь Троицы на Глинищах. В 1900 г. храм посещает император Николай II и храм обновляется по его указанию. В 1904 г. один из приделов (в подклете) освящен во имя иконы Грузинской Божией матери, поэтому церковь часто называют церковью Грузинской Богородицы. Образ иконы Грузинской Божией Матери (1654 г.) считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622 г., продал русским купцам. Подлинник находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

В 1917 г. храм был поврежден во время боев. В 1920 г. храм закрыт. В 1924-1930 гг. в церкви Живоначальной Троицы проводились большие реставрационные работы. В 1934 г. здание храма было передано Государственному Историческому музею. Раскрытие первоначальных росписей производилось в 1935-1940 гг. В 1968 г. музей был открыт для посетителей.

В 1991 г. власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений, однако храм церкви возвращен не был. В кон. 1990-х гг. возобновлены богослужения в подклете храма. Распоряжение о выселении музея и передачи здания храма приходу было подписано только в декабре 2006 г.



Церковь Живоначальной Троицы и Грузинской Богородицы в Никитниках с приделами святителя Николая, Иоанна Богослова и вмч. Никиты стенами, крышею, кроме что в одном месте стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. По освящении Николаевского и Богословского приделов производится богослужение. Приходских дворов 3, обгорели.

Священник Николай Матвеев, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Николай Матвеев и пономарь Александр Дмитриев - у причетников церковные каменные палатки обгорели.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.



Церковь Грузинской Божией Матери находится в Грузинском переулке, близ Варваринских ворот; иначе называется «Троицы, что в Никитниках». Первоначально построена была деревянная в XVI ст. и называлась «Великомученика Никиты, что на Глинищах».

Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 г. ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом св. Троицы и с южным приделом св. Никиты.

В 1653 г., по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова.

Некоторое обновление церкви было около 1700 г., когда в трапезной установлены были нынешние оконные решетки, а потом в 1845 г., когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи, и внутри сохранилась достаточно хорошо.

Выдвигающиеся на сводах ряды кокошников «в перебежку» составляют оригинальную особенность этой пятиглавой бесстолбной церкви. Крыльцо с шатровым верхом является первым по времени образцом подобного рода церковных входов. Колокольня находится не на оси всего здания, как установилось только со второй половины XVII ст., а у северо-западного угла церкви. Внутри сохранился многоярусный иконостас с образами работы Симона Ушакова. Над верхним ярусом помещены изображения херувимов, как это было и в Успенском соборе до времени царя Алексея Михайловича и как это до сих пор сохранилось в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Стенопись середины XVII ст. Замечательны клироса особой формы и каменная резьба на входах в приделы и в главную часть церкви. Придел Никиты Мученика имеет такие же древние иконостасы и стенопись, как главная церковь.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

gastroguru © 2017