Местные жители города арташат являются горцами. Городище древней столиции армении арташат

Царь Великой Армении — Арташес Первый был одним из наиболее выдающихся государственных деятелей древности. Он царствовал около 30 лет, с 189 по 160 гг. до н.э. Арташесу удалось объединить практически все исконно армянские земли в составе одного государства со столицей в Армавире. Оно получило название "Великая Армения".

Современник Арташеса греческий историк Полибий называет Арташеса "Владыкой величайшей части Армении" а Страбон подтверждает: "Армения возросла усилиями Арташеса, и все одноязычны", то есть — армяноязычны. Эта ценная информация Страбона свидетельствует о том, что Арташесу удалось все армяноязычные территории объединить в составе одного государства. Эти события сыграли важную роль в дальнейшем становлении армянской государственности.

Задачей первостепенной важности для Арташеса становится строительство новой столицы Великой Армении. Прежняя — Армавир — более не отвечала веяниям времени.

Когда в 180 г. до н.э. Арташес решает основать новую столицу — Арташат (греческое название Артаксата), его главным советником в этом деле становится бежавший на Ближний Восток карфагенский полководец Ганнибал. Проведя в беспрерывных войнах 17 лет и потерпев поражение от Рима, один из величайших и талантливейших полководцев древности был вынужден бежать на Восток. Заручившись поддержкой восточных властителей, Ганнибал сделал попытку вновь вступить в противостояние с Римом. Арташес встретил его с большими почестями, фактически предоставив ему политическое убежище.

Ганнибала безмерно удивили масштабы строительства новых поселений по всей Армении, и, прекрасно разбираясь в тонкостях градостроения и, в частности, возведении фортификационных сооружений, он с большим воодушевлением принял участие в этом широкомасштабном строительстве.

Греческий писатель Плутарх пишет: "Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артаксия Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим, он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артаксия, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении".

Такова предыстория создания Арташата — в плодородной Араратской долине, в 10 километрах юго-восточнее современного города Арташат, где сливались истоки рек Аракс и Мецамор.

Название города — Арташат дословно означает "радость Арташеса". В дальнейшем, когда новая столица уже была спроектирована Ганнибалом, и были проведены основные строительные работы, город получил второе название "Армянский Карфаген".

Историк Мовсес Хоренаци в V веке так описывает строительство Арташата: "Арташес отправляется к месту слияния Аракса и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его своим именем Арташатом. Аракс снабжает его кедровым лесом, так что, построив город быстро и без больших усилий, он сооружает в нем храм и переносит туда из Багарана статую Артемиды и все идолы предков; однако статую Аполлона он устанавливает вне города, у дороги".

Здесь примечателен тот факт, что воды Аракса, фактически, использовались для транспортировки строений с верхних участков реки на строительные площадки Арташата.

Старый Арташат находился на месте нынешнего монастырского комплекса Хор Вирап, на десяти холмах и занимал территорию в 400-500 га. На этой территории до сих пор заметны следы крепостных стен и строений бывшего города.

Кстати до того, на том же месте находилась более древняя крепость урартского периода. Согласно данным специалистов, крепость и дворец Арташеса, скорее всего, находилась на холме Хор Вирап. Окраины города были окружены крепостной стеной протяженностью около 10 километров, которые были соединены друг с другом узкими коридорами между холмами. Тем самым, была создана надежная оборонительная система.

Город с трех сторон был защищен рекой, а четвертая сторона — широким рвом, наполненным водой. Именно слияние рек Аракс и Мецамор, а также наличие холмов сыграло решающую роль при выборе Арташесом и Ганнибалом места для столицы.

Арташат получил название "Армянский Карфаген", так как по заранее разработанному проекту и строению кварталов походил на родной город Ганнибала.

Географическое положение Арташата очень благоприятно — на этом участке Араратской долины пересекались главные торговые пути, идущие с юга на север и из востока на запад. И не случайно, что Арташат на протяжении шести веков был политическим, экономическим и культурным центром Великой Армении (Мец Айк).

Расположенный примерно в 30 км к юго-востоку от , на Араратской равнине на левом берегу реки Азат, в 5 км от исторического Арташата, одной из древних столиц Великой Армении. Население – 25 400 человек (2010).

Название Арташат объясняют как «радость Арташеса» (Арташес – армянский царь, основавший город).

Современный Арташат ничего интересного в архитектурном плане из себя не представляет, большая часть зданий в городе 3-5-этажные (построенные во времена СССР).

Город окружён плодовыми садами, виноградниками.

История

Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Урарту.

Урарту - древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства – с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э.

Царь Арташес в 176 год до н. эры основал на Араратской долине город, назвав его своим именем. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). Римляне считали Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала.

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) – на перекрёстке торговых путей на холмах уезда Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап.

Последние изменения: 28.10.2011

Монастырь Хор-Вирап





Хор-Вирап (Khor Virap)
- монастырь Армянской апостольской церкви, расположенный на одноимённом холме в 8 км к югу от Арташата, близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат, в окружении пастбищ и виноградников Араратской долины.

Холм Хор-Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной (ок. 180 г. до н. э.) царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов.

Монастырь очень удачно расположен, именно отсюда открывается один из чудеснейших видов на библейскую гору Арарат, на которой по легенде оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.

Здание монастыря Хор-Вирап расположено над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство (в 301 году).

Святой Григорий впоследствии стал религиозным наставником царя, и они вели миссионерскую деятельность в стране. В 301 году Армения была первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году.

На территории монастыря Хор-Вирап находится церковь Богоматери.

Последние изменения: 06.11.2011

Царем Араштесом был основан город на Араратской долине. В честь правителя он и был назван — Арташтат, что переводится как «радость Араштеса». Считается, что этот город был основан в промежутке между 190 и 170 годом до н.э. Долгое время Арташат был столицей всего государства. Размещенный на холмах Гавара, на перекрестке торговых путей, он оказался более удобным местом, чем прежняя столица (Армавир). Именно благодаря этому Арташат стал быстро развиваться. Древние римляне почитали его и считали армянским Карфагеном.

Современный Арташат вместе со своими окрестностями по праву считается одним из самых крупных по объему сельского хозяйства регионов во всей Армении. В нем хорошо развиты оросительные системы (используется вода рек Азат и Арташатского канала). Основной деятельностью местного хозяйства считаются плодоводство, виноградарство, молочное животноводство и овощеводство.

В городе работают консервный и винно-коньячный заводы. Во времена советской власти тут располагались объекты пищевой и легкой промышленности, керамический и машиностроительный заводы, которые, однако, на данный момент не функционируют.

Арташат расположен в 4 километрах от границы с Турцией.

Климат и погода

В Арташате царит резко континентальный климат. В июле-августе средняя температура достигает 20-26 ºС, в январе -6 ºС. В среднем за год выпадает количество осадков равное 200-235 мм.

Природа

Город стоит на Араратской равнине, что находится юго-восточнее столицы Армении, на левом берегу реки Азат. Со всех сторон его окружают виноградники, плодовые сады. Большая часть Арташата размещена на склонах Гегамских гор, а также гор Еранос и Урц. Основная доля населения живет на равнинах, а в горной части практически нет людей.

Большой гордостью местного народа является Хосровский заповедник. У его основания растут леса, посаженные армянским царем Хосровом Котаком еще в IV веке.

Достопримечательности

Очень популярен у туристов местный монастырь Хор Вирап, основанный в XVII веке. Не уменьшается также интерес и к известной на всей земле горе Арарат.

Посещая Арташат, не забудьте зайти в старинные монастыри Агдоц, Авуц Тар, Шенац, а также крепость Какаваберд и древнюю столицу Армении Двин.

В самом городе можно посетить здешний Музей революции или же местный театр.

Питание

Самым популярным блюдом в Арташате считается шашлык, что неудивительно. Вариантов приготовления этого блюда тут так же много, как и семей, проживающих в городе. В Арташате каждый уважающий себя хозяин имеет собственный семейный рецепт приготовления мяса на огне. Способы приготовления шашлыка отличаются не только видами мяса, из которого делается шашлык, но и от разновидности маринада для него.

Также обязательно попробуйте традиционное армянское блюдо толма и кюфта (их всегда подают в армянских ресторанах). Из напитков в Арташате наиболее распространено домашнее вино и, конечно, коньяк.

Проживание

Арташат находится всего в 29 километрах от столицы, Еревана, так что проще будет найти приемлемое жилье там, а в сам Арташат приезжать на экскурсию на один день или несколько дней подряд.

Развлечения и отдых

В связи с тем, что от Арташата недалеко до Еревана, за развлечениями лучше отправляться именно в столицу. Там есть богатый выбор ресторанов на любой вкус, клубов и развлекательных центров.

Покупки

За покупками также лучше отправляться в столицу. В Ереване вам откроется богатый выбор магазинов и бутиков, рынков и ярмарок, которые проходят тут практически каждые выходные.

Транспорт

Площадь Арташата составляет около 10 квадратных километров. Сквозь Арташат проходят 2 железнодорожные ветки (Ереван—Ехегнадзор—Капан и Ереван—Ерасх).

Из самого города в окрестные села ведут 10 автомобильных дорог.

Связь

В Арташате, как и во всей Армении, действуют три основных оператора — Beeline, МТС и Orange. В последнее время активно развивается 3G-сеть. Пока что ее качество оставляет желать лучшего. Тем не менее, ее пытаются постоянно модернизировать и улучшать уровень связи.

Безопасность

Арташат считается одним из самых безопасных городов Армении. Вы совершенно спокойно можете гулять здесь поздней ночью в одиночестве, и с вами ничего не произойдет, в отличие от многих европейских городов, где даже днем гулять не всегда безопасно. Конечно, тут тоже могут быть карманные воры, так что оставайтесь начеку. Особенно осторожными нужно быть возле границы с Турцией. Люди там не слишком дружелюбные.

Если вы хотите показаться жителям Арташата особенно приветливыми и расположить их к себе, выучите несколько армянских слов. Поздороваться можно, произнеся «барев». Узнать у собеседника, как дела, можно при помощи слова «вонцес». Если у вас спросили о ваших делах, ответьте «авэ инч лавэ» («все очень хорошо»).

Конфессии христиане Катойконим арташатцы Официальный язык армянский Цифровые идентификаторы Телефонный код +374 (235) Почтовые индексы 0701-0706 Автомобильный код 25 artashat.am/Pages/Home/D… Аудио, фото и видео на Викискладе

История

Предыстория и основание

Поселение на территории древнего Арташата существовало ещё во времена Урарту .

В 200 году до н. э. Армения была завоёвана царём Империи Селевкидов Антиохом III Великим . Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир , Аршамашат , Аркатиакерт , Камах, Ервандашат , Ервандакерт.

В 190-189 годах до н. э. была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов , первым её царём стал Арташес I , основавший династию Арташесидов (хотя сам именовал себя продолжителем династии Ервандидов).

Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артаксата) указывается разная - от 190 до 170 года до н. э. Согласно основной версии, это - 176 год до н. э. Город стал столицей [ ] и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). После поражения Тиграна II в битве с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном , а его основателем считали Ганнибала .

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) - на перекрёстке торговых путей на холмах гавара (уезда) Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья реки Мецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап .

Древние историки об Арташате

Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешёл ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные намётки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить её. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал своё имя и провозгласил его столицей Армении.

Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царём Антиохом . О городе Арташат упоминал не только Плутарх. Так, Страбон писал:

Артаксата недалеко от равнины Араксены - это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед её стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей.

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей Арташата был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, совершавшей исследование в 1970-х годах. Ему также принадлежит книга «Арташат, Античные некрополи». По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. человек в период максимального расцвета.

В I веке до н. э. - I веке н. э. население Армении колебалось в пределах 3,5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. человек.

Военная, экономическая и политическая история города Арташат

Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет . Сразу после постройки он обрёл огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе, Великого шёлкового пути). В результате этого армянские купцы стали импортировать из Китая : шёлк -сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шёлковые ткани, а экспортировать медь , свинец , шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Месопотамии .

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата , прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм - формирование населения новооснованного города путём передачи ему части населения старых городов, обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев - как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.

В первой половине II века до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса - Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Нор-Ширакане , Зарехаван в Багреванде , Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиакерт .

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке II-I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у неё «семьдесят долин», уведя в качестве заложника царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенёс столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в таком месте, чтобы она находилась в одной из областей Армении и одновременно могла служить центром державы. Ради этого, в 77 году до н. э., на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра , в армянской области Алдзник была основана новая столица Тигранакерт .

Армения и Рим

В 69 году до н. э., когда римские легионы ограбили и разрушили Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, но по пути к Арташату войска Лукулла были разгромлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея , но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 году до н. э. не в целях её захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в её границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. В 50-х годах до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавазда II , консул Сирии Марк Лициний Красс собирался покорить восток вплоть до Бактрии . Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавазд должен был оказать Крассу помощь войсками. Артавазд, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царём Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в том числе, и сам Красс. В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Плутарх описывает это, а также цитирует фрагмент пьесы :

Только что срезанный плющ - Нашей охоты добычу счастливую - С гор несём мы в чертог.

Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Столица Армении, как и вся страна, подверглась ограблению. Особенно пострадали храмы : римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит . Через год сын Артавазда, Арташес II (33-20 года до н. э.) провозгласил себя царём и отстоял независимость страны, перебив римских воинов, оставленных Антонием.

В середине I века римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнём и мечом через всю страну и осенью 58 году н. э. подошли к Арташату. Царь Трдат (Тиридат) сбежал в Атропатену , оказав римлянам слабое сопротивление, вследствие чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит :

Что же касается Артаксаты, то, подожжённая нами, она была разрушена до основания и сравнена с землёй, ибо из-за протяжённости городских укреплений удержать её за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же её целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.

Христианизация и язычество

В конце III века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель) . На арташатском холме, где возвышались дворцы, находился также Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Трдат III бросил в Хор Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака , убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам .

Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богини армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов Тира. Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира - в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория - в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ :

«Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего человека. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, изгнал нас с мест обитания человека»

Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней - Гарни .

IV век

В 332-338 годах царём Армении был Хосров III Котак . Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом :

Уже в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику. В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царём и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принуждён был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнён, а Аршак II заключён в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа , но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян :

«После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привёл в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню. … А всё множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан».

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим всё же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоёванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушённым, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царём Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.

Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами .

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией . Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 годов Арташат, наряду с Нусайбином в Северной Месопотамии и Калиником на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрёстке дорог.

Дальнейшая история города

В VII веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили . Арабский историк Баладзори в связи с событиями VII веке называет Арташат «селением ал кирмиз» - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены.

Сохранился комплекс монастырей X-XIII вв. В XIII веке на месте ямы Хор Вирап возник одноимённый монастырский комплекс с высшей школой, руководимой одним из крупнейших учёных средневековой Армении - Варданом Аравелци . Современное здание церкви относится главным образом XVII веку, она состоит из главной церкви Богородицы, церкви Св. Григория на яме Хор Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с её внутренней стороны.

В средние века известно как селение Камарлу .

На момент вхождения в состав России территория Арташата была заброшена и практически безлюдна. К концу XIX века - крупное село. В селе было развито садоводство, выращивание хлопка, виноделие, действовал небольшой винный завод.

С 1920 года - посёлок Камарлю. В 1920-1930-х годах Камарлю входил в состав Эриванского уезда . С 1930 году после упразднения уездов Камарлю становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году - статус города.

Население

По статистическим данным 1893 года, в Камарлу жило 2084 человека, из которых 1413 - армяне , 668 - азербайджанцы .

Население Арташата (Гамарлу) в 1897 году составляло 833 человека, в 1926 году - 2505 , в 1939 году - 4148 , в 1959 году - 7277 , в 1974 году - 14 905 , в 1976 году - 16 774 человека , согласно переписи 1989 года оно составляло порядка 32 000 чел. , в 2001 году - 22 600 , по подсчётам на начало 2008 года составляет 20 900 человек .

География и транспорт

Арташат расположен к юго-востоку от Еревана на Араратской равнине на левом берегу реки Азат . Город окружён плодовыми садами и виноградниками.

Расстояние до границы с Турцией - около 4 км . Площадь города - около 10 км² , протяжённость с юга на север - 5,5 км , с востока на запад - 3 км . Через город проходят железнодорожные ветки Ереван - Ерасх) и Ереван - Ехегнадзор - Капан . Из Арташата выходят 10 автодорог, ведущие в окрестные сёла. В 3 км к юго-востоку от Арташата находятся залежи известняка.

Экономика

В городе функционируют винно-коньячный и консервный заводы. В советское время в Арташате также действовали предприятия лёгкой и пищевой промышленности, машиностроительный, керамический заводы и другие, об их деятельности в данный момент данных нет.

Арташат и его окрестности - один из самых крупных по объёму производства сельскохозяйственных районов Армении. Здесь сильно развита оросительная сеть, использующая воды Арташатского канала и реки Азат. Основой сельского хозяйства являются виноградарство, плодоводство, овощеводство и молочное животноводство.

Архитектура

Архитектура древнего Арташата

Все Хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами . Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг с другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соединяясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились.

При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов , глиняных светильников и других видов керамики , относящихся к Араратскому царству (Урарту), это всё было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини , Аргиштихинили . На первом холме под вымощенным камнями полом II века до н. э. была найдена урартская печать с сильно стёртыми изображениями жрецов или богов.

Вокруг крепостных стен располагался сам город. Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, а также белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук /водопровод , бани и прочее) - по всей видимости это всё и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.

Так как город находился у слияния рек Аракс и Мецамор , Арташат был защищён и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом . У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северо-западном направлении она вела к Вагаршапату , а в юго-восточном - в Иран . Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.

Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой. Защитники города пользовались в те времена луками , дротиками , катапультами , пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на первом холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт .

В сентябре 2007 года в Арташате был обнаружен языческий храм, посвящённый древнеармянскому богу солнца - Михру . Была также найдена публичная баня, состоящая из 7 комнат с мозаичным полом площадью по 75 м² каждая .

Арташат являлся столицей древней Армении со IIв. до н.э. по Vв. н.э., находился в гаваре Востан Xaйоц, Айраратского ашхара Великой Армении, у пересечения прежних русел рек Ерасх и Мецамор, на холмах Хор-Вирапа (на расстоянии 10км к юго-западу от теперешнего Арташата, в Араратском марзе). Древний город с трех сторон был окружен водами рек, а с четвертой стороны - искусственным рвом, наполняющимся водой. На этой территории сохранились стены древнего города и руины зданий. Город был основан на месте Урартского поселения Арташесом I в 180гг. до н.э., в период расцвета городской жизни. Согласно греческим историкам, Арташат строился по советам и указаниям карфагенского военачальника Ганнибала.

Во времена правления Аршакидов, Арташат не раз подвергался разрушениям со стороны римлян и персов. Римляне, под командованием Корбулона, в 58г. н.э. захватили, а в 59г. спалили и разрушили Арташат - «Армянский Карфаген». В 66г. н.э., во время правления Трдата I, началось восстановление города на средства, предоставленные императором Нероном. В связи с этим, в 67г. город назывался Неронией, но, вскоре, это название забылось. Историк Дион Кассий называет Арташат «Новый город». Ни катастрофы, ни появления новых столиц не умалили роли, которую играл Арташат в политической, экономической и культурной жизни Армении.

Арташат имел благоприятные условия для развития торговли, ремесел и земледелия. Город был окружен плодородными и поливными землями, где располагались села и деревни. Были развиты ремесла. Арташат был одним из главных международных торговых центров древнего мира. Через город проходили торговые пути от Дальнего Востока до Средиземноморья, по которым перевозились китайский шелк и многие другие товары. Город славился также своими амбарами и складами для транзитных товаров. Международное значение Арташата было признано и после, императорским манифестом Юстина I. Город был известен своими строениями и архитектурными памятниками. Он имел обширный оборонительный комплекс, состоящий из стен, преград и цитаделей с царским дворцом. Существовали монетный двор, казначейство и таможня, несколько мостов, из которых самый древний и известный был «Таперакан» или «Арташатский мост» на реке Ерасх. В результате раскопок было обнаружено множество казарм, одна из крепостей цитадели, мастерские кузнецов-оружейников с их различными видами оружий, персидские, понтийские, римские и прочие монеты. Также был найден мраморный памятник женщине (I д.н.э. - II н.э. вв.), множество глиняных, стеклянных и металлических изделий, которые свидетельствуют о когда-то бурной экономической и культурной жизни.

Арташат был центром эллинистической культуры в Армении. Во время правления Арташеса I, существовали храмы Анаит-Артемиды и Тир-Аполлона с их медными позолоченными статуями. В 53г. до н.э., при правлении Артавазда II, была поставлена трагедия Еврипида «Вакханки» на греческом языке.

Со второй половины Vв. Арташат уже считался поселком. Основная причина упадка города была связана с перемещением русла реки Мецамор и возникновением болот в окрестности. Армянский царь Хосров II (252-260гг.) переместил царский двор в Двин.

gastroguru © 2017