Самый большой готический храм во франции. Соборы франции

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

По некоторым сведениям, история Франции восходит к железному веку. В течение столетий здесь возводились наиболее архитектурно значимые церкви. Готические соборы и церкви, возведенные современными архитекторами, отображают значительную часть французской культуры. Во время посещения этой удивительной страны обязательно посмотрите самые красивые и необычные церкви Франции!

Римско-католический собор во французском готическом стиле был возведен в Бурже в XIII веке. Место, на котором он расположен, имеет религиозное значение начиная, по крайней мере, с III века. Сегодня в соборе можно полюбоваться трехэтажными возвышениями и грандиозным фасадом, украшенным замысловатой резьбой. Невероятно, но сохранилась большая часть оригинальных витражей, на которых изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором, намекая на его необычный оттенок. Собор построен из песчаника, который и придает ему розовый цвет. С одной стороны здания находится высокий шпиль, хотя по проекту их должно было быть два. Архитектура как романская, так и готическая. До сих пор в соборе проводятся службы, которые можно посетить. Внутри не забудьте отыскать астрономические часы, которые датируются XIX веком.

Город Обтер-сюр-Дрон - небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.

Город Руан иногда называют Городом тысячи церквей, потому, что их здесь очень много. Но среди них выделяется Руанский собор: он самый высокий во Франции. Послушайте, как бьют часовые колокола на гигантском 56-колорном карильоне, полюбуйтесь невероятной лестницей и посмотрите на статуи святых, украшающие внутренние стены собора.

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей Парижа. Она очень посещаема благодаря своему расположению на холме, возвышающемся над знаменитым районом Монмартр. Церковь была спроектирована в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса с золотым сердцем.

Красота аббатства во многом зависит от его расположения. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Большую часть острова занимает аббатство, построенное в XV веке. Здесь живут монахи-бенедиктинцы. Аббатство окружено причудливыми улицами, на которых расположились музеи, посвященные истории острова, кафе и магазины.

Более 800 лет назад началось строительство Реймского собора. Сегодня это потрясающий пример готической архитектуры и основная достопримечательность Реймса. Именно в этом соборе были коронованы многие французские короли. Записи показывают, что на одной из этих церемоний в XV веке присутствовала Жанна д’Арк. Чтобы завершить строительство собора, потребовалось почти столетие!

Самый известный собор Франции - Нотр-Дам де Пари - был возведен в середине XII века. Жемчужина парижской архитектуры построена в готическом стиле и имеет невероятно большие размеры. Его «летящие» контрфорсы были одними из первых в мире, а многие горгульи использовались не только для дизайна, но и для опоры колонн и даже в качестве водостоков. При осмотре кафедрального собора постарайтесь посетить обширные склепы под церковью, которые открыты для публики.

По материалам: touropia.com

Со времени прихода христианства во Францию было построено множество храмов, которые по сей удивляют своими размерами, безупречными формами и сложностью отделки. Многие известные соборы Франции связаны с событиями, повлиявшими на историю страны. Некоторые из них сильно пострадали в войнах и были реконструированы, но все они вызывают восхищение.

Готическая архитектура появилась во Франции в конце XII века, когда смелые зодчие, недовольные грубым и мрачным романским стилем, начали воплощать в жизнь смелые решения. Католическая церковь оценила нововведения, которые, должны были вселять благоговение в сердца прихожан. И сегодня великолепные храмы поражают сложной отделкой и размерами.

Notre-Dame de Reims построен в 13 веке и входит в число первых готических построек в мире. В нем хранится Реймсское евангелие, написанное на церковнославянском языке, на котором во время коронации присягали все короли Франции начиная с 16 века и до упразднения монархии. Собор входит в список наследия ЮНЕСКО.

Собор Парижской Богоматери (Франция Собор Нотр Дам)

Легендарный храм - центр духовной жизни Парижа и всей страны - строился почти 200 лет на месте первой христианской церкви в городе. После Революции собор был объявлен Храмом Разума, а Робеспьер взялся лично уничтожать скульптуры королей. Нотр-Дам возвратил Церкви Наполеон в 1802 году, а спустя тридцать лет Виктор Гюго воспел его в одноименном романе.

Шартрский собор (Франция)

Кафедральный собор в Шартре внесен в список ЮНЕСКО потому, что с момента окончания работ в 1220 году ни разу не перестраивался и не закрывался. Единственным вмешательством во внешний вид собора была установка часов в 16 веке на южном фасаде. Витражи, на которых изображены все слои средневекового общества от королей до крестьян, поражают чистотой света и насыщенностью красок.


Не все храмы, называемые соборами, ими являются. Для получения этого статуса в церкви должна располагаться кафедра епископа, управляющего диоцезом - церковной областью. Кафедральными являются, к примеру, соборы в Амьене, Авиньоне и Бурже. Часть церквей называется так по традиции, поскольку в них располагались диоцезы, упраздненные в 1801 году после договора Республики с Ватиканом. Таковыми являются, например, храмы Нарбонны, Оранжа и Трегье.

Амьенский собор во Франции

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Cathédrale Notre-Dame d"Amiens является самым большим готическим собором Франции. Храм является эталоном готической архитектуры и сочетает в себе характерные черты разных ее периодов. Апсиды и основная часть постройки выполнены в стиле высокой готики. Окно-роза, амвон и северная башня, были закончены значительно позже и считаются эталоном позднего или пламенеющего готического стиля. Интересно, что шпиль был установлен лишь в 1528 году, хотя основная часть строительства была закончена еще в тринадцатом веке.

Как вы думаете где? Notre-Dame de Paris ?
Возможно, но есть еще краше! Изящный, воздушный, неземной, утонченный, хрупкий, величественный... Это все эпитеты Собора Руанской богоматери ( Cathedrale Notre-Dame de Rouen) . В свое время Моне посвятил ему целую серию своих работ, именно ему так, как был просто очарован и восхищен этим чудесным собором. Да да, тот самый знаменитый художник Клод Моне в 1890-ые годы он создал цикл картин, изображающих Руанский собор при разном освещении и в разное время года... Всего из под его кисти вышло около 50 картин этого изумительного памятника архитектуры...
Итак немного истории...
Городок Руан, что в Нормандии, испокон веков был местом многочисленных сражений до самого последнего времени. Места эти вспоминаются еще в сагах викингов, а люди здесь жили с незапамятных времен.
На месте собора в 4 веке была христианская церковь уничтоженная в одном из набегов варягами. Места эти понравились северным завоевателям. Видя богатые земли, тучные нивы, красивые города и отсутствие надежной защиты - нельзя было пройти мимо, чтобы не ограбить местных жителей. А потом пришельцы захватили силой эту землю и поселились здесь, не собираясь возвращаться в свои края. Отряды викингов в своих набегах дважды доходили до Парижа разоряя его. В итоге король Франции решил помириться со столь опасными соседями и выдал свою дочь за того самого знаменитого Роллана Пешехода. А Нормандия была признана герцогством. Жена попалась завоевателю достойная, она сумела укротить его бурный нрав и жили они долго и счастливо. Дети их продолжили династию Нормандских герцогов. А поскольку отец их окрестился, то повелел построить собор в романском стиле в 1020 году.
К сожалению благодаря особо метким летчикам союзников, которые не нашли других достойных целей в городе и всадили в собор 6 - ть бомб, единственная с 1020 уцелевшая без изменений башня была разрушена, а остальная часть собора еще в средние века была переделана в готическом стиле...
Если вы окажитесь возле стен собора, то увидите следы пуль и осколков испещривших стены... Этот город подвергся жесточайшим обстрелам главным калибром линкоров и сериям ковровых бомбардировок при открытии второго фронта и высадке союзников в этих благословенных местах...
Собор строили, изменяли, улучшали на протяжении 7- ми веков. И как мы можем видеть строили на совесть так, что несмотря на варварскую бомбардировку большая часть его уцелела и был он достаточно быстро восстановлен после окончания второй мировой войны. Время от времени и сейчас проводятся реконструкции...
Из необычного внутри собора: это саркофаги- самого основателя Роллана Пешехода и саркофаг с сердцем Ричарда Львиное сердце, который тоже был Нормандским герцогом...
Да и вглядитесь в витражи, им 800 лет! Как они пережили войны, пожары и грабежи на протяжении столетий?
Вообщем хотите восхититься и прикоснуться к истории? Тогда приезжайте в Руан!

P,S Фото сделаны телефоном.

Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор
Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.


Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.



Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор
Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.


Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.



Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.


Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.


Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.

Реймсский собор
Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.


Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.


Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.


В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Руанский собор
Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.


Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.


Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.


На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора


За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.


Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак
Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.


Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.


Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…

gastroguru © 2017