Шилка. Город, ушедший под воду

Муниципальный район Координаты Основан Город с Высота центра Население Этнохороним

шилкинцы, шилкинец

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

История

Своим названием город обязан реке Шилке , известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски - узкая долина, впоследствии в русифицированном виде - Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура.

В 1897 году река затопила административный казачий центр, станицу Митрофановскую, разрушила начатые только строиться паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Большинству казаков пришлось переселяться на новое более высокое место. На сенокосных угодьях, принадлежавших поселкам Самсоновский, Митрофановский и Казановский, образовался новый поселок Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с основным паровозным депо на 6 стойл. Строительство вёл 11 строительный участок, имевший границы от станции Онон-Нерчинск (сейчас Приисковая) до разъезда Верхние Ключи. Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика (сейчас это пути нечётного парка). Было построено 2 корпуса депо, трехниточный и однониточный с вытяжками в обе стороны. Служебные и жилые здания располагались в районе современных улиц Ленина и Станционной от бывшего железнодорожного клуба до депо и в северной части - по нынешним улицам Советской, Кооперативной и Физкультурной. Жителей в посёлке по переписи 1910 г. было 1652 души обоего пола, из них железнодорожных служащих и рабочих - 560 душ, казаков - 408 душ, разночинцев - 684 души.

После сдачи в 1903 г. в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветви к ней основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск - Чита - Маньчжурия . Участок Карымская - Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось. В книге «Обзор коммерческой деятельности Забайкальской железной дороги за 1912 год» приводятся данные по станции. Полезная длина станционных путей, кроме главного, - 2486,98 погонных сажен (столько же, как и в 1900 году). Складские помещения и весовые приборы: пакгаузы - площадью 25,90 квадратных сажен, вместимостью 8 вагонов, крытые платформы - площадью 26,98 кв. сажен вместимостью 9 вагонов, весы - одни вагонные и двое десятичных. Штат станции: начальник станции, два его помощника, коммерческий конторщик, весовщик. Главнейшие грузы: по прибытию - хлебные, лесные; по отправлению - сено, хлебные грузы, уголь. В районе станции (15 - 80 верст) - золотые прииски частновладельцев Старновского, Казакова, Полутова и др. Население около приисков - до 5 тысяч человек.

В конце 1913 года открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга. Станция вошла в состав Транссибирской магистрали , резко возросли объёмы грузоперевозок. И всё же заселение Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно. В посёлке территория нынешней площади Мира, Соцгорода использовалась под сенокосы, да ещё оставалась болотисто-озёрная местность. К 1923 году население его составляло всего 2193 человека.

Началось развитие Шилки со второй половины 20-х годов и, особенно, в 30-е годы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, в 1926 году в стране была произведена административная реформа, было введено окружное и районное деление Шилка становится центром района, образованного из Шилкинской и Размахнинской волостей, а 9 января 1929 года она получает статус рабочего посёлка. Во-вторых, выходя из разрухи, молодая советская страна вынуждена была покупать различные материалы и оборудование у зарубежных стран. Требовалось золото. Стали развиваться золотодобывающие рудники Балея и Дарасуна. Для последнего Шилка стала перевалочным пунктом. Для растущего рудника, а затем комбината поступало топливо, технические материалы, оборудование, продукты питания. С рудника вывозились руда и концентрат. Важным фактором последующего развития станции стало сооружение вторых путей, которое велось с 1932 по 1938 год. 5 декабря 1933 года издано постановление правительства по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию дорог инженерно-техническими и рабочими кадрами. На дорогах предусматривалась организация сети технических железнодорожных школ с трехлетним сроком обучения и фабрично-заводских училищ. В Шилке создаётся ФЗУ НКПС, в 1934 году в него было принято 175 человек, окончили 134 человека. Было здесь и второе ФЗУ - горнопромышленного ученичества.

Население посёлка быстро росло. Если по переписи 1926 года в Шилке проживало 3663 человека, то на 1 января 1931 года - 5818, на 1 января 1935 года - 8600 человек. Именно в эти годы на станции построено несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, чётный парк станции, водоснабжение с реки Шилка (до этого существовала небольшая водокачка с реки Кия), вокзал, больница, школа, электростанция, большой жилой массив под названием Соцгород.

В 1932 году организована Шилкинская дистанция сигнализации и связи в границах Китайский разъезд (Тарская) - станция Пашенная (Чернышевск), включая ветки на Нерчинск, Сретенск, Букачачу. В том же году создан совхоз ДорУРСа, первым директором которого стал машинист паровозного депо Д. А. Могирев. В 1935 году организован вагонный участок, начальником которого был назначен Ф. А. Монахов В 1936 году организовано Шилкинское эксплуатационное отделение в границах Карымская - Укурей . В 1939 году введена в строй электростанция мощностью 996 кВт, построенная АмурЛАГом. Её первым начальником был назначен Р.М Брюмер.

К концу 30-х годов Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий. О том, что её значение в жизни дороги выросло, свидетельствует тот факт, что в марте 1939 года делегатом на XVIII съезд партии от железнодорожников Забайкальской избирается кузнец Шилкинского паровозного депо Антон Колбин. Вот таковы некоторые малоизвестные страницы истории станции и города Шилки.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха - −0,8 °C
  • Относительная влажность воздуха - 61,9 %
  • Средняя скорость ветра - 3,4 м/с
Климат Шилки
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Средняя температура, °C −24,1 −18,9 −9,1 1,9 10,5 16,9 19,2 16,8 9,5 0,5 −12,3 −21,7 −0,8
Источник: NASA. База данных RETScreen

Образование и наука

Школы:

  • Средняя школа № 1
  • Средняя школа № 2
  • Средняя школа № 51
  • Средняя школа № 52

Училища:

  • ПУ-16

Известные люди

В Шилке родилась писательница П. К. Рожнова .

СМИ

Любопытный факт

Один из куплетов песни «Славное море, священный Байкал…» начинается со слов: «Шилка и Нерчинск не страшны теперь…» Связано это, по всей видимости, с ранее существовавшим в Шилке пунктом по пересылке арестантов.

Литература

  1. Шилкинский район Забайкальского края, Новосибирск, издательство «Наука».
  2. Олег Сергеевич Кожин, Шилкинский район с древнейших времен до дня сегодняшнего: География, геология, история освоения, исследования , Экспресс-издательство (Чита, 2007).

Примечания

Ссылки

Административный центр : Чита
Города : Балей | Борзя | Краснокаменск | Могоча | Нерчинск | Петровск-Забайкальский | Сретенск | Хилок | Шилка

Административно-территориальное деление :

Муниципальные районы :

Город Шилка находится на территории государства (страны) Россия , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

К какому федеральному округу относится город Шилка?

г.Шилка входит в федеральный округ: Сибирский.

Федеральный округ - укрупнённая территория, состоящая из нескольких субъектов Российской Федерации.

В каком регионе находится город Шилка?

Город Шилка является частью региона Забайкальский край.

Характеристикой региона или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона.

Регион Забайкальский край является административной единицей государства Россия.

Численность населения города Шилка.

Численность населения в городе Шилка составляет 12 784 человек.

Год основания г.Шилка.

Год основания города Шилка: 1897 год.

В какому часовом поясе расположен город Шилка?

Город Шилка расположен в административном часовом поясе: UTC+10. Таким образом, можно определить разницу во времени в городе Шилка, относительно часового пояса в вашем городе.

Телефонный код города Шилка

Телефонный код города Шилка: +7 30244. Для того, что позвонить в город Шилка с мобильного телефона, необходимо набирать код: +7 30244 и затем непосредственно номер абонента.

Официальный сайт города Шилка.

Сайт города Шилка, официальный сайт города Шилка или как его ещё называют "Официальный сайт администрации города Шилка": http://шилкинский.рф.

Перед вами карта Шилки с улицами → Забайкальский край, Россия. Изучаем подробную карту г. Шилка с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Шилки на карте

Подробная карта города Шилка с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся ул. Балябина и Толстого. Расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема города Шилка с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти сейчас улицы Партизанская и Береговая.

Возможность проложить маршрут по территории страны и рассчитать расстояние — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей, остановки транспорта и больницы (тип схемы «Гибрид»), посмотреть вокзалы и границы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и трассы.

Точная спутниковая карта Шилки (Shilka) с поиском Гугл находится в своей рубрике. Используйте поиск Яндекса, чтобы показать номер дома на народной схеме города в Забайкальском крае России/мира, в реальном времени.

Жаркие деньки пришлись на Забайкалье, где, начиная с 8 июля, взбунтовались и реки, и речушки. Перед паводками на колени упали Карымский, Шилкинский, Тунгокоченский, Читинский, Сретенский районы. В ночь с 9 на 10-е в этой же битве проиграла краевая столица. За считанные часы неконтролируемые потоки воды накрыли своим одеялом десятки тысяч квадратных метров забайкальской земли. На жителей же обрушились страх, паника и неизвестность.

Река Кия Шилкинского района – приток Шилки относится к среднекрупным «артериям» России. Без повода не буйствует и проблем не доставляет. Местные жители знают ее, как сравнительно спокойную. На берегах Кии пустили корни деревеньки Богомяково, Кокуй-Комогорцево, Средняя Кия и сам районный центр – город Шилка.

Долина реки является месторождением золота, добыча которого в настоящее время изрядно потрепала ее просторы. Забегу вперед, именно золотарей обвинили в потопе шилкинцы. Дамба, возведенная промышленниками, не рассчитана на такую водную нагрузку, утверждают они.

Затяжные дожди в Забайкалье предвещали подъем уровня рек, однако то, что спокойная и ласковая Кия смоет добрую часть города Шилки, не прогнозировал никто.

8 июля уже не вычеркнешь из памяти местных жителей. Первых изрядно испугала Кия население Богомяково. Набрав силу, вода превратилась в мутный «коктейль», похожий на селевой поток. К моменту прибытия спасателей ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в населенном пункте было затоплено 14-15 домов, расположенных в низине у реки.

Первое ощущение, что это и не река вовсе – Кия представляла из себя на тот момент огромный грязевой поток с камнями и деревьями. По прибытии наш отряд на лодке стал обследовать затопленные дворы и дома. Также вывезли пять сотрудников золотодобывающей артели, которые спасались на небольшом участке земли, незатронутом водой. После нас перенаправили в Шилку, - рассказали спасатели.

Да уж, столице районного центра досталось в тот день сполна! Со слов местного населения, вода стала прибывать, ориентировочно, в час дня. Первыми паводок «съел» район города, прилегающий к железной дороге. Его местные называют «Железнодорожный городок». Необузданные потоки в считанные минуты зашли в дома, ограды, улочки, гаражи.

Вода прибывала очень быстро. Все за 20-30 минут произошло. Не успевали ничего с собой взять. Кто-то только документы взял, некоторым повезло больше – они хоть какие-то вещи успели прихватить. Мы уходили, кто-то на собственном транспорте уезжал, а вода «шла» следом. Все происходило и вправду очень быстро. Никто нас не предупредил заранее, хотя Сиволап говорит об обратном. Бабулек вывозили на тракторах. Пожарная машина была одна. Потом начал рушиться мост. Спасибо главе села Казаново – он организовал подвоз воды и хлеба. Уже потом кто-то подъехал на машине МЧС и сказали, что можем отправиться в детский сад, где оборудован пункт временного размещения, - отметили шилкинцы.

Пик потопа пришелся на три-четыре часа дня. К этому времени одни уже наблюдали, как «все что нажито непосильным трудом» уходит под воду, другие мужественно держали оборону на крышах и чердаках. И все терпеливо ждали, когда же придет долгожданная помощь...

С укором в адрес районной администрации обращается местное население по отсутствию оповещения и своевременного прибытия на место ЧС спецподразделений.

Сутки находимся на стеле на въезде в город. Никто не приехал из властей. Зато в Сети, в Инстаграме появились фото листовок на столбах, предупреждающих о паводке. Не было их. Город маленький. Неужели их никто не увидел? Разыграли так, что все у нас идеально. Сиволапу лишь бы … свою прикрыть, - ругается горожанка.


Другая поделилась переживаниями за мужа, который вторые сутки находится в подтопленном доме. Опасаясь мародерства, многие не захотели покидать свои жилища. Отправив жен, детей и стариков к родственникам или в ПВР, сильная половина человечества осталась охранять свое имущество.

Муж находится дома. Звоню ему. В первую ночь был там с братом и друзьями. Каждые 30 минут просыпались от шумов, похожих на то, что кто-то залазит в строение. Сегодня уже один. Родственники, живущие на улице Погодаева, звонили вечером в администрацию с сообщением, что вода со всех сторон поступает к их дому, на что им ответили – «во внутрь же она не зашла», «ложитесь, спите». А с листовками – обман. И помощь пришла ближе к вечеру, - с горечью отметила женщина.

Комментарий у властей Шилки на месте получить не удалось. Хотя ранее, вечером 8 июля, глава городской администрации Сергей Сиволап рассказал Заб.ру, что «среди населения пострадавших нет, мы предприняли все меры. Вчера по городу был объявлен режим повышенной готовности, сегодня – режим ЧС. Кого-то из людей распределили по родственникам. Развернуты эвакуационные пункты, туда сколько потребуется, всех примем. Подтоплены 560 домов - порой вода по окна стоит, урожай на огородах погублен. На месте работает МЧС, и помощь региональной власти не требуется».

Спасатели ГУ МЧС России по Забайкальскому краю прибыли в затопленный город около 18 часов. Позднее группировку усилили спасателями «Забайкалпожспаса». Утром 9 июля на место ЧС для охраны порядка приехали бойцы Росгвардии.

На момент нашего прибытия в Шилку вода не доходила до верха заборов сантиметров 15. Сразу приступили к эвакуации людей. Вывозили на лодке и на КамАЗе. Вместе с нами в течение примерно полутора часов работали два «Урала» от военных и один КамАЗ от ЗабЖД. Скольких перевезли – не считали, но это не меньше 120 человек. Многие сначала отказывались от эвакуации, а через час-два звонили и просили забрать. Ехали и забирали, - пояснили сотрудники МЧС.

Спасение пострадавших в первые сутки продолжалось до трех утра. Как отметили спасатели, вода, немного спав, начала подниматься снова. Стойкое понижение уровня было отмечено утром, что позволило шилкинцам сменить кров ПВР на родной – люди стали возвращаться в дома. Днем 9 июля в пункте временного размещения из 110 остались около 50. С ними отработали психологи. На момент прибытия нашего корреспондента там находился врач.

Пострадавших нет. В основном из-за волнения и стресса давление у многих повышается, - пояснил он.

За сутки Кия подобрела. Картина, представшая взору 9-го числа, выглядела хоть и устрашающе, но уже вполне миролюбиво. Вода уходила из города, обнажая затопленные участки, разрушенные строения и заборы, застигнутые врасплох стихией автомобили.

Всего же, наводнение разрушило все пять имеющихся в городе автомобильных мостов, лишив его транспортного сообщения. Подмыла опору железнодорожного моста, в результате чего было остановлено движение составов в четном направлении. Размыла дороги, нанесла огромный урон муниципалитету и людям.

Как обещают местные власти, вопрос с компенсацией материального ущерба пострадавшим будет решен в ближайшее время. На сегодняшний день в пункте временного размещения остаются порядка 70 человек. Организовано горячее питание. Населению оказывается адресная помощь. Кия вернулась в свое русло. Согласно прогнозам, «второй» волны паводка не ожидается.

В тот же день подтоплению подверглись села Верхняя Талача и Нарын-Талача. Из берегов вышла местная одноименная речушка Талача. Пострадали дома, расположившиеся на прибрежной линии.

P.S. Комментарий глава администрации города Шилка Сергея Сиволапа будет добавлен позднее.

Муниципальный район Координаты Основан Город с Высота центра Население Этнохороним

шилкинцы, шилкинец

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

История

Своим названием город обязан реке Шилке , известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски - узкая долина, впоследствии в русифицированном виде - Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура.

В 1897 году река затопила административный казачий центр, станицу Митрофановскую, разрушила начатые только строиться паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Большинству казаков пришлось переселяться на новое более высокое место. На сенокосных угодьях, принадлежавших поселкам Самсоновский, Митрофановский и Казановский, образовался новый поселок Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с основным паровозным депо на 6 стойл. Строительство вёл 11 строительный участок, имевший границы от станции Онон-Нерчинск (сейчас Приисковая) до разъезда Верхние Ключи. Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика (сейчас это пути нечётного парка). Было построено 2 корпуса депо, трехниточный и однониточный с вытяжками в обе стороны. Служебные и жилые здания располагались в районе современных улиц Ленина и Станционной от бывшего железнодорожного клуба до депо и в северной части - по нынешним улицам Советской, Кооперативной и Физкультурной. Жителей в посёлке по переписи 1910 г. было 1652 души обоего пола, из них железнодорожных служащих и рабочих - 560 душ, казаков - 408 душ, разночинцев - 684 души.

После сдачи в 1903 г. в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветви к ней основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск - Чита - Маньчжурия . Участок Карымская - Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось. В книге «Обзор коммерческой деятельности Забайкальской железной дороги за 1912 год» приводятся данные по станции. Полезная длина станционных путей, кроме главного, - 2486,98 погонных сажен (столько же, как и в 1900 году). Складские помещения и весовые приборы: пакгаузы - площадью 25,90 квадратных сажен, вместимостью 8 вагонов, крытые платформы - площадью 26,98 кв. сажен вместимостью 9 вагонов, весы - одни вагонные и двое десятичных. Штат станции: начальник станции, два его помощника, коммерческий конторщик, весовщик. Главнейшие грузы: по прибытию - хлебные, лесные; по отправлению - сено, хлебные грузы, уголь. В районе станции (15 - 80 верст) - золотые прииски частновладельцев Старновского, Казакова, Полутова и др. Население около приисков - до 5 тысяч человек.

В конце 1913 года открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга. Станция вошла в состав Транссибирской магистрали , резко возросли объёмы грузоперевозок. И всё же заселение Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно. В посёлке территория нынешней площади Мира, Соцгорода использовалась под сенокосы, да ещё оставалась болотисто-озёрная местность. К 1923 году население его составляло всего 2193 человека.

Началось развитие Шилки со второй половины 20-х годов и, особенно, в 30-е годы. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, в 1926 году в стране была произведена административная реформа, было введено окружное и районное деление Шилка становится центром района, образованного из Шилкинской и Размахнинской волостей, а 9 января 1929 года она получает статус рабочего посёлка. Во-вторых, выходя из разрухи, молодая советская страна вынуждена была покупать различные материалы и оборудование у зарубежных стран. Требовалось золото. Стали развиваться золотодобывающие рудники Балея и Дарасуна. Для последнего Шилка стала перевалочным пунктом. Для растущего рудника, а затем комбината поступало топливо, технические материалы, оборудование, продукты питания. С рудника вывозились руда и концентрат. Важным фактором последующего развития станции стало сооружение вторых путей, которое велось с 1932 по 1938 год. 5 декабря 1933 года издано постановление правительства по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию дорог инженерно-техническими и рабочими кадрами. На дорогах предусматривалась организация сети технических железнодорожных школ с трехлетним сроком обучения и фабрично-заводских училищ. В Шилке создаётся ФЗУ НКПС, в 1934 году в него было принято 175 человек, окончили 134 человека. Было здесь и второе ФЗУ - горнопромышленного ученичества.

Население посёлка быстро росло. Если по переписи 1926 года в Шилке проживало 3663 человека, то на 1 января 1931 года - 5818, на 1 января 1935 года - 8600 человек. Именно в эти годы на станции построено несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, чётный парк станции, водоснабжение с реки Шилка (до этого существовала небольшая водокачка с реки Кия), вокзал, больница, школа, электростанция, большой жилой массив под названием Соцгород.

В 1932 году организована Шилкинская дистанция сигнализации и связи в границах Китайский разъезд (Тарская) - станция Пашенная (Чернышевск), включая ветки на Нерчинск, Сретенск, Букачачу. В том же году создан совхоз ДорУРСа, первым директором которого стал машинист паровозного депо Д. А. Могирев. В 1935 году организован вагонный участок, начальником которого был назначен Ф. А. Монахов В 1936 году организовано Шилкинское эксплуатационное отделение в границах Карымская - Укурей . В 1939 году введена в строй электростанция мощностью 996 кВт, построенная АмурЛАГом. Её первым начальником был назначен Р.М Брюмер.

К концу 30-х годов Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий. О том, что её значение в жизни дороги выросло, свидетельствует тот факт, что в марте 1939 года делегатом на XVIII съезд партии от железнодорожников Забайкальской избирается кузнец Шилкинского паровозного депо Антон Колбин. Вот таковы некоторые малоизвестные страницы истории станции и города Шилки.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха - −0,8 °C
  • Относительная влажность воздуха - 61,9 %
  • Средняя скорость ветра - 3,4 м/с
Климат Шилки
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Средняя температура, °C −24,1 −18,9 −9,1 1,9 10,5 16,9 19,2 16,8 9,5 0,5 −12,3 −21,7 −0,8
Источник: NASA. База данных RETScreen

Образование и наука

Школы:

  • Средняя школа № 1
  • Средняя школа № 2
  • Средняя школа № 51
  • Средняя школа № 52

Училища:

  • ПУ-16

Известные люди

В Шилке родилась писательница П. К. Рожнова .

СМИ

Любопытный факт

Один из куплетов песни «Славное море, священный Байкал…» начинается со слов: «Шилка и Нерчинск не страшны теперь…» Связано это, по всей видимости, с ранее существовавшим в Шилке пунктом по пересылке арестантов.

Литература

  1. Шилкинский район Забайкальского края, Новосибирск, издательство «Наука».
  2. Олег Сергеевич Кожин, Шилкинский район с древнейших времен до дня сегодняшнего: География, геология, история освоения, исследования , Экспресс-издательство (Чита, 2007).

Примечания

Ссылки

Административный центр : Чита
Города : Балей | Борзя | Краснокаменск | Могоча | Нерчинск | Петровск-Забайкальский | Сретенск | Хилок | Шилка

Административно-территориальное деление :

Муниципальные районы :

gastroguru © 2017